Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами
Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.
1 Российский рынок CRM-систем
По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.
Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.
По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.
Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.
₽ Крупнейшие поставщики CRM-систем
Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".
Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.
! Интервью с экспертами
Low-code — технология №1 следующего года
Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft
Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте
Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM
О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения
Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM
Об опыте внедрения современной CRM-системы
Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA
2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM
Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.
Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.
При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.
Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.
!Актуальные проекты
3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем
Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:
1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.
! Актуальный продукт
4 Отраслевая специфика внедрений CRM
Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.
5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM
За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.
6 Мировой рынок CRM
В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.
Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.
7 Дополнительные и архивные материалы
Статьи
- Российский рынок аналитических CRM-платформ: взгляд бизнеса и вендоров
- НОТА МОДУС. Контакт-центр: коммуникационное ядро бизнеса
- Карта рынка Цифровизация ритейла 2024
- НОТА МОДУС. Маркетинг: полное управление циклом взаимодействия с клиентом
- Обухов Андрей, директор по развитию платформы SberCRM , SberCRM – цифровая платформа для развития бизнеса нового поколения
- Enterprise CRM для комфортной миграции с зарубежных систем
- Илья Петухов, Directum: Мы учим ИИ правильно держать ложку
- Александр Стародубцев, SimpleOne: гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте
- CRM (мировой рынок)
- Девелопер MR Group мигрировал на BPMSoft, заменив 70 функциональности своей CRM
Новости
- «Интерфакс» и Elma выпустили модуль для оценки надежности контрагентов
- МГТУ ГА и Comindware заключили соглашение о внедрении инновационных технологий в авиационное образование
- Новогоднее предложение от Оnellect
- Российский рынок аналитических CRM-платформ: взгляд бизнеса и вендоров
- Сеть кафе Prime создала бонусную программу лояльности на платформе Manzana
- НОТА МОДУС. Контакт-центр: коммуникационное ядро бизнеса
- АКБ «ЦентроКредит» завершил миграцию на российскую платформу BPMSoft
- OkoCRM подключила сервис для интеграции с мессенджерами Whatcrm
- Вышла версия BPMSoft 1.6
- Telegram Gateway интегрирован в платформу edna
Creatio (ранее bpm’online)
ELMA CRM+
Microsoft Dynamics CRM
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform)
1С:CRM КОРП
Другие
ELMA CRM+
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
Другие
№ | Название продукта | Вендор | Подрядчиков | Проектов внедрений |
---|---|---|---|---|
1 | Creatio (ранее bpm’online) | Creatio | ||
2 | ELMA CRM+ | Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) | ||
3 | Microsoft Dynamics CRM | Microsoft | ||
4 | Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) | Comindware (Колловэар) | ||
5 | 1С:CRM КОРП | 1С-Рарус | ||
6 | 1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) | 1С Акционерное общество | ||
7 | 1С-Битрикс24 | 1С-Битрикс | ||
8 | Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) | Alexrovich (Элиас-Новосибирск) | ||
9 | БИТ:CRM 8 | Первый Бит | ||
10 | 1С:CRM ПРОФ | 1С-Рарус |
Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)
Creatio (ранее bpm’online) - 1216 (944, 272)
Microsoft Dynamics CRM - 447 (272, 175)
1С:CRM ПРОФ - 375 (155, 220)
ELMA CRM+ - 276 (276, 0)
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 259 (259, 0)
Другие 1695
ELMA CRM+ - 42 (42, 0)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 30 (30, 0)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 26 (26, 0)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 25 (25, 0)
1С:CRM ПРОФ - 17 (1, 16)
Другие 65
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 38 (38, 0)
ELMA365 CRM - 24 (24, 0)
1С-Битрикс24 - 21 (21, 0)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 17 (17, 0)
BPMSoft - 13 (13, 0)
Другие 47
BPMSoft - 31 (31, 0)
1С-Битрикс24 - 18 (18, 0)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 14 (14, 0)
Manzana Campaign - 3 (3, 0)
ELMA365 CRM - 2 (2, 0)
Другие 21
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Creatio (ранее bpm’online) - 944
ELMA CRM+ - 276
Microsoft Dynamics CRM - 272
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 259
1С:CRM КОРП - 186
Другие 3282
ELMA CRM+ - 42
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 30
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 26
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 25
1С:CRM КОРП - 12
Другие 97
Распределение систем по количеству лицензий,
включая продукты партнёров на базе базовых решений вендора
Oracle Siebel CRM (104224)
Первая Форма (система управления) (26435)
Bpm`online bank (16575)
Монолит: CRM (13100)
Microsoft Dynamics CRM (8436)
Другие (52494)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 (448)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) (301)
1С:CRM КОРП (54)
1С:CRM ПРОФ (21)
АКАМ: Инвестиционные проекты для 1С:CRM (10)
Другие (0)