Системы управления ИТ-услугами
IT Service Management
Уход зарубежных вендоров ITSM-решений стал проблемой для российского бизнеса. Возникли сложности с расширением и развитием систем, получением экспертизы по ним. Последние два года компании планомерно идут к импортозамещению иностранных ITSM-продуктов, снижая риски использования заграничных решений. По оценкам экспертов, проникновение российских систем в крупный бизнес на сегодня составляет от 40 до 45%. И в ближайшем будущем эта доля увеличится.
Как менялся рынок ITSM в 2023-2024 годах, какие тренды влияли на его развитие и объемы, как эксперты характеризуют текущее состояние рынка, с какими запросами к вендорам обращаются заказчики и какие перспективы можно прогнозировать уже сегодня – в нашем новом обзоре.
1 Российский рынок ITSM-систем
В 2023 году рынок активно рос. Драйвером послужил уход ключевых западных компаний годом ранее, повлекший за собой невозможность покупки новых продуктов, а также отказ в поддержке и обновлении ранее приобретенных решений. Многие российские вендоры сосредоточили усилия на разработке собственных ITSM-решений, способные конкурировать с международными аналогами. Появились новые участники в сферах автоматизации ИТ-процессов, кибербезопасности и облачных ITSM-платформ.
Заказчики фокусировались на внедрении ITSM-систем в различные бизнес-процессы. Прослеживалась тенденция перехода от ITSM в ESM, что говорит о расширении применения принципов управления за пределы ИТ-сферы.
Бизнес активно искал альтернативы зарубежным продуктам, отдавая предпочтение российским разработкам, включенным в реестр отечественного ПО. Компаниям был важен оперативный и безболезненный переход на новые продукты, включая импорт данных из других систем, максимально легкую интеграцию в бизнес-процессы и гибкость настройки под свои потребности.
В 2024 году российский рынок ITSM продолжал демонстрировать адаптивность и устойчивость. Компании активно искали пути для замены зарубежных ITSM-систем на отечественные аналоги, что стимулировало локализацию продуктов и создание собственных решений для управления ИТ-услугами. По мнению экспертов, процесс этот хотя и создает определенные вызовы, но одновременно открывает возможности для бизнеса.
Продолжился рост спроса на комплексные решения. Заказчики все чаще стали искать не просто отдельные инструменты, а интегрированные платформы, объединяющие функционал Service Desk, управления проектами, контроля задач и согласования документов. Это стремление к унификации и централизации процессов отражает общую тенденцию к повышению эффективности взаимодействия между различными отделами организаций.
! Интервью с экспертами
Платформа Naumen SMP помогает связать бизнес-цели компании с возможностями ИТ-инфраструктуры
Дмитрий Рубин,
Директор операционного бизнеса Naumen
ITSM активно выходит
за рамки IT
Андрей Вишняков,
Директор по бизнес-продуктам SimpleOne
₽ Крупнейшие поставщики систем ITSM/Service Desk
Рейтинг крупнейших поставщиков систем ITSM/Service Desk, подготовленный TAdviser по выручке за 2023 год, собрал 12 участников. Безоговорочным лидером стала компания Naumen. Её доходы от реализации проектов внедрения таких решений превысили 1,7 млрд руб. В топ-3 также вошли компании SimpleOne и РТК ИТ Плюс.
Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 3,4 млрд руб.
!Актуальные проекты
2 Как меняются приоритеты заказчиков ITSM-систем
В текущих условиях рынка запросы заказчиков ITSM-систем претерпели изменения. В первую очередь им важна гибкость решений, это ключевой критерий при выборе таких решений. Компании интересует возможность тонкой настройки прав доступа, а также распределение ответственности внутри команды по сложным матрицам.
Важная роль отводится и интеграционным возможностям. Заказчики ищут решения, способные органично встраиваться в существующий ИТ-ландшафт. Повышается спрос на системы, которые могут легко интегрироваться с широко используемыми продуктами. Все более востребованной становится также возможность интеграции с голосовыми помощниками и другими современными технологиями. Кроме того, при выборе системы учитываются такие факторы, как поддержка SSO, соответствие требованиям информационной безопасности и высокая производительность.
Автоматизация процессов – еще один важный приоритет, особенно для крупных компаний. Они заинтересованы в функциях, позволяющих настраивать автоматическое закрытие шаблонных инцидентов, что значительно повышает эффективность работы службы поддержки.
! Актуальный продукт
3 Технологические тренды в развитии ITSM-систем
Рынок ITSM-продуктов продолжает динамично развиваться, и компании, которые не будут адаптироваться к новым технологическим трендам, рискуют отстать от своих конкурентов. Они должны быть готовы к внедрению новых технологий и адаптации к изменяющимся условиям.
Заказчики заинтересованы в максимальной автоматизации и использовании самых современных технологий, которые позволяют сделать продукт более удобным, сократить сроки внедрения и доработок.
На развитие рынка сегодня влияют следующие значимые тренды:
- Интеграция ИИ и машинного обучения
- Системы самообслуживания
- Облачные технологии
- Интеграционные возможности
- Переход на микросервисную архитектуру
- Повышение гибкости и расширяемости систем
- Повышение безопасности
- Повышение удобства использования
Т Трендвотчинг рынка ITSM 2024
В августе 2024 года аналитический центр TAdviser выпустил новый аналитический отчет «Трендвотчинг рынка ITSM 2024».
Основная задача документа — показать, что происходит на рынке ITSM сегодня. Эти данные помогут вам понять, о чем сейчас говорят ведущие аналитики и вендоры, какие темы находятся у них в фокусе. Представленная информация призвана помочь вам в формулировании новых гипотез по развитию ваших ITSM-продуктов.
# Статистика TAdviser
- Заключение
Российские компании, пусть и медленно, продолжают замещать иностранные ITSM-продукты отечественными. Это является одним из ключевых факторов устойчивого роста рынка. Российские вендоры готовы предлагать решения, которые удовлетворяют запросы заказчиков и практически не уступают западным системам по функциональным возможностям. Разработчики готовы прислушиваться к пожеланиям клиентов, адаптировать процессы и подходы под потребности каждой компании.
При выборе ITSM-решения заказчики сегодня фокусируются на функциональности продукта – его стоимость играет важную, но не определяющую роль. Компаниям важнее понимать, насколько точно возможности платформы соответствуют особенностям их бизнес-процессов, возможна ли кастомизация ИТ-решения. Также заказчики оценивают гибкость интерфейса системы и предлагаемый пользовательский опыт, обращают внимание, насколько комфортно взаимодействовать с вендором и есть ли четко проработанная дорожная карта развития продукта.
Приоритеты заказчиков становятся все более комплексными. Они ищут не просто инструмент для управления ИТ-услугами, а гибкую, интегрируемую платформу, способную адаптироваться под уникальные потребности бизнеса и расти вместе с организацией. Поэтому занять лидирующие позиции на рынке смогут те вендоры, которые предложат решения, отвечающие самым разнообразным требованиям.
- См. также
- ITIL Information Technology Infrastructure Library
- Зачем нужен Service Desk?
- Импортозамещение ITSM. Как сделать правильный выбор и мигрировать быстро?
- TADетали: как внедрить искусственный интеллект в службу поддержки пользователей
- Как выбрать и внедрить ITSM-систему?
- «У нас отозвали все лицензии»: как выбрать и мигрировать на отечественные ITSM-системы
Статьи
- ITSM
- Информационные технологии в промышленности
- Евгения Асоскова, SimpleOne: от ручного учета к автоматизации или как ITAM-системы преобразуют управление активам
- Гознак развивает систему Электронный бюджет с помощью импортозамещенных решений экосистемы EvaTeam
- Стек российских технологий из одного окна: как выгодно импортозаместить ПО с Softline Enterprise Agreement
- Газпром ЦПС автоматизировал сервисное обслуживание на базе Naumen Service Desk
- Дмитрий Рубин, Naumen: платформа Naumen SMP помогает связать бизнес-цели компании с возможностями ИТ-инфраструктуры
- Авторский надзор: эксплуатация R-Vision SIEM в реальных условиях
- Российский рынок ITSM-систем
- Технологические тренды в развитии ITSM-систем
Новости
- Digital Q.AppServer от «Диасофт» облегчит администрирование серверов приложений
- Масштабирование и наведение порядка в сервисе обслуживания медоборудования — опыт компании Медсервиспро
- "Онланта Код ИТ" развернула сервисы "Автодома" и "АвтоСпецЦентра" в Onplatform
- Мировой рынок ITSM-решений за год вырос до $12 млрд
- Servicepipe обновила продукт Secure DNS Hosting
- На CMP-платформа «Нимбиус» появился единый модуль биллинга и аллокации
- "Контур.Доступ" теперь фиксирует изменения в устройствах и контролирует лицензии "КриптоПро"
- «Увеон – облачные технологии» представил контроллер доставки приложений Termidesk Connect
- В Tikitrik Asset Management добавлены возможности для управления ИТ-активами
- В системе HappyDesk появилась возможность объединять обращения вручную


















№ | Название продукта | Вендор | Подрядчиков | Проектов внедрений |
---|---|---|---|---|
1 | Naumen Service Desk | Naumen (Наумен консалтинг) | ||
2 | ITSM365.ru | Naumen (Наумен консалтинг) | ||
3 | Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний | Okdesk (Облачные Решения) | ||
4 | OmniTracker | OmniNet (ОмниНет) | ||
5 | Service Desk Итилиум | Деснол Софт | ||
6 | Bpm`online service desk | Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) | ||
7 | HPE Service Manager (HPSM) | Hewlett Packard Enterprise (HPE) | ||
8 | РусБИТех-Астра: ALD Pro | РусБИТех-Астра (ГК Астра) | ||
9 | SimpleOne ITSM (IT Service Management) | SimpleOne (Симпл 1) | ||
10 | Oracle Enterprise Asset Management (EAM) Analytics | Oracle |
Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)





























Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения


















Распределение систем по количеству лицензий,
включая продукты партнёров на базе базовых решений вендора





