Создание национальной ИТС
Развитие проектов ИТС одновременно идет по двум направлениям: интеграция ИТС с инфраструктурой города, региона и создание из множества региональных ИТС единой национальной интеллектуальной транспортной системы РФ.
Содержание |
ИТС в составе городской среды
Анализируя особенности встраивания интеллектуальной транспортной системы в инфраструктуру управления городом/регионом, Николай Клепиков, руководитель управления продуктового развития, директор продукта ИТС компании «Систематика», выделяет в составе рынка ИТС два независимых сектора: городские ИТС и ИТС на магистралях. Сектор городских ИТС, по мнению эксперта, в 2021- 2022 гг. переживал этап стабильного роста, обусловленного продолжением федерального целевого субсидирования в составе мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», сформировался устойчивый состав участников рынка, выполняющих роль генерального исполнителя по государственным контрактам на ИТС.
![]() | При этом стоит отметить, что рост рынка ограничен сложившимися конкурентными условиями, микроэлектронным голодом производителей решений, а также затянутыми мероприятиями подготовки конкурсных процедур,- говорит Николай Клепиков. | ![]() |
Место ИТС в управлении транспортным комплексом
Иван Морданов, замдиректора по строительству, эксплуатации и развитию интеллектуальных транспортных систем «Швабе – Москва», добавляет, что в ходе работ в регионах компания неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда ИТ-продукт, создаваемый под транспортные задачи, должен быть интегрирован с системой цифровой трансформации города или системой ЖКХ, и на этом этапе процесс тормозится по причине отсутствия у выбранного ИТ-решения функции открытого обмена данными.При таком сценарии, заказчик может не решить поставленную задачу в полной мере, лишаясь достаточно существенной части данных, а, значит, рискует упустить те возможности, которые позволяют максимально эффективно принимать управленческие решения.
Эксперт указывает на две причин такого положения дел. Во-первых, все пользователи ИТС из числа городских служб должны понимать, что ИТС — это общий продукт, который использует не только непосредственный заказчик. ИТС— это государственный инструмент, который работает со всеми сторонними ресурсами, включая жителей, которые хотят участвовать в улучшении жизни города, замечает Иван Морданов. Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
Во-вторых, комплексные системы масштаба ИТС нужно выбирать с прицелом на будущее, то есть осознавать, что ту систему, которую регион выбирает сегодня, он будет эксплуатировать и через 10-15 лет. Это означает, что мере развития городской среды круг решаемых задач будет расширяться, а ожидания пользователей от функциональных возможностей системы — расти. Иван Морданов рекомендует в этой связи: функция открытого обмена данными должна быть по умолчанию заложена в выбираемое ИТ-решение, тогда интеграция со смежными отраслевыми решениями в будущем не обернется проблемами.
Что касается сектора ИТС на магистральных автодорогах, то он, по мнению Николая Клепикова, находится в ожидании реализации новых знаковых проектов после окончания строительства и успешного запуска ЦКАД, М-11. Если говорить о востребованности технологий и их приоритетности, то сейчас, полагает эксперт, основные игроки рынка решают задачу обеспечения первоочередных нужд городских агломераций инструментами мониторинга и управления дорожным движением, общественным транспортом и содержанием дорог. И только во вторую очередь планируются к внедрению элементы обеспечения задач централизованного сбора, обработки, валидации и анализа данных всего транспортного комплекса, которые реализуют функции предиктивной аналитики и управления транспортным комплексом на основе сценариев динамического моделирования.
![]() | Как только в крупных транспортных сетях будут реализованы обе очереди внедрения, появится востребованность ИТС в сегментах комплексной логистики и промышленности, но уже в виде приобретаемых сервисов, позволяющих получать или оказывать транспортные услуги значительно эффективнее,- считает Николай Клепиков. | ![]() |
При этом полезно учитывать опыт цифровой трансформации крупных структур, ведь создание ИТС подразумевает именно цифровую трансформацию транспортного комплекса. А это, в первую очередь, не техническое мероприятие, уверен Константин Горбач, эксперт в области проектного управления и цифровой трансформации, в своей статье в журнале «Интеллектуальные транспортные системы России»:
![]() | Трансформация — это не про наличие цифровой лаборатории, интегратора в периметре или департамента, реализующего цифровые проекты. Более того, трансформация — это даже не совсем про технологии, трансформация — это про культуру в компании, прежде всего. Невозможно или как минимум крайне неэффективно насаждать цифровые инструменты и цифровые процессы, не начав менять корпоративные привычки и обычаи. | ![]() |
Иными словами, речь идет про цифровую зрелость всего конгломерата городских заказчиков, на которую накладываются цифровые инициативы интеграции транспорта и городской среды.
В этой части интересен smart-сервис для управления городским хозяйством, который в конце прошлого года представил холдинг «Росэлектроника», который входит в состав госкорпорации «Ростех». Платформа, реализующая сервис, консолидирует данные информационных систем всех городских служб и в режиме реального времени отображает загруженность дорог, ремонтные и строительные работы, экологическую обстановку, а также анализирует данные ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, фото и видео, полученные с помощью космической и аэрофотосъемки.
На основе собранной информации в графическом интерфейсе создаются цифровые модели городской инфраструктуры. Один из модулей системы —«Общественный транспорт» - формирует интерактивную карту с маршрутами и остановками города, отражает дорожную ситуацию, сообщает о проведении ремонтных работ. Платформа позволяет также организовать единый диспетчерский центр для приема сообщений, поступающих в различные департаменты муниципалитетов, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании от граждан.
Как рассказал Олег Евтушенко, исполнительный директор «Ростеха», при разработке умного сервиса была поставлена задача максимально упростить управление городом, предоставив органам исполнительной власти, коммунальным службам и гражданам максимум инструментов для работы в формате «одного окна». Поэтому платформа изначально создавалось как высокоинтегрированное решение: обеспечивается интеграция с федеральными системами ПОС (платформы обратной связи), Единым порталом государственных услуг, ГИС ЖКХ и ЕДС. Комплексное решение включает помимо сайта мобильное приложение, Telegram-бот и административную панель с возможностью оперативного доступа и мониторинга данных.
![]() | Уже сегодня наша smart-платформа позволяет в три раза сократить время исполнения заявок населения, эффективно моделировать развитие городской территории, управлять всеми системами и прогнозировать последствия предлагаемых изменений,- говорит Олег Евтушенко, исполнительный директор «Ростеха». | ![]() |
По его словам, идет внедрение сервиса в Кыштыме и Миассе, на очереди – другие города России.
Создание национальной сети ИТС на автодорогах общего пользования
Создание интеллектуальной дорожной инфраструктуры и высокоавтоматизированного транспорта идет в нашей стране активными темпами. Подключенные и автоматизированные транспортные средства уже тестируются на дорогах общего пользования. Однако для перехода от стадии тестирования к коммерческому использованию необходимо, чтобы новые услуги и системы были совместимыми как внутри Российской Федерации, так и при пересечении границ Российской Федерации. Формирование национальной сети интеллектуальных транспортных систем позволит на системном уровне решить эту непростую задачу.
Национальная сеть интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования — это территориально-распределенная система, состоящая из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового, нормативно-правового и нормативно-технического характера, объединяющая действующие и создаваемые по единым правилам интеллектуальные транспортные системы в единую сеть с оптимизированной топологией и единым планом развития.
Эта сеть должна учитывать и появление новых типов мобильности, вплоть до беспилотного транспорта, который уже начали тестировать на дорогах общего пользования России, и вопросы трансграничной цифровой прозрачности автомобилей и перемещаемых грузов.
Уже разработана и в скором времени будет принята концепция создания и функционирования национальной сети ИТС на автодорогах общего пользования.
![]() | Предпосылкой к этому стал накопленный опыт создания ИТС в регионах. Мы видим как положительный опыт, так и отрицательный. Можем выделить различные подходы к построению ИТС и различные практики,- рассказывает Антон Журавлев, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».- Аккумулировав все эти знания, имея понимание, что дальнейшее развитие ИТС должно вестись на системном уровне, возникла необходимость создания концептуального документа, в котором были бы описаны ключевые подходы, принципы построения интеллектуальных транспортных систем в нашей стране. | ![]() |
Безусловно, подчеркивает эксперт, речь идет о том, что национальная сеть ИТС в своем составе будет иметь региональные, комплексные интеллектуальные транспортные системы и верхнеуровневую федеральную платформу ИТС, что позволит обеспечить бесшовность таких систем, позволит связать их между собой, а самое главное обеспечить единство принципов их создания, функционирования и эксплуатации.
В тоже время Антон Журавлев подчеркивает, что создание национальной сети ИТС – это вовсе не создание какого-то одного огромного федерального центра по сбору информации с транспортной инфраструктуры, управлением из центра.
![]() | Вовсе нет. Ключевой задачей национальной сети ИТС на уровне федерального центра является сбор с региональных ИТС ровно той информации, которая по своей функциональности необходима для федерального центра в части аналитической осведомленности, в понимании социально-экономических процессов на основе транспортного спроса и перевозок, как пассажиров так и грузов, и дальнейших формирований прогнозных транспортных моделей и развития транспортной инфраструктуры в целом,- говорит Антон Журавлев. | ![]() |
![]() | Иными словами, цель федеральной платформы - не управлять из Москвы светофорными объектами в каком-либо городе нашей страны, а забирать на себя только тот пласт информации, который позволит на верхнем уровне формировать целостную картину развития транспортной инфраструктуры и транспорта в целом. А оперативное управление ИТС конкретно взятой агломерации остается за самим регионом,- поясняет он. | ![]() |
Структура национальной сети ИТС
В структуре национальной сети интеллектуальных транспортных систем можно выделить две составляющие: технологические и обеспечивающие сегменты.
В обеспечивающий сегмент входят четыре элемента:
- Нормативное регулирование всфере ИТС.
- Центр компетенции в сфере ИТС.
- Тестовые зоны ИТС.
- Кадровое обеспечение в сфере ИТС.
В технологическом сегменте национальной сети ИТС также выделяется четыре элемента:
- Федеральная платформа национальной сети ИТС.
- Интеллектуальные транспортные системы.
- Коммуникационная среда национальной сети ИТС.
- Обеспечение информационной безопасности и надёжности функционирования национальной сети ИТС и входящих в ее состав технологических элементов.
Федеральная платформа национальной сети ИТС (ФП ИТС)
ФП ИТС – это цифровая платформа, реализованная как открытая аппаратно-программная среда, которая обеспечивает интеграцию технологических элементов национальной сети ИТС, их данные, сервисы и ресурсы в единую сетевую модель и выполняет роль интеллектуального ядра распределенных процессов управления, гарантируя архитектурное единство и совместимость (интероперабельность) технологических элементов национальной сети ИТС.
В число главных задач, решаемых с помощью федеральной платформы национальной сети, входит, в частности:
- формирование единой информационной и семантической среды, унификация интерфейсов доступа, совместимость технологических элементов национальной сети ИТС по форматам взаимодействия;
- кооперация и координация функционирования информационно-технологического взаимодействия в режиме реального времени ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования и ИТС субъектов РФ, по территории которых проходят федеральные автомобильные дороги общего пользования;
- формирование условий для разработки и поддержки базовых цифровых сервисов — системных, прикладных и сервисов доступа — для поддержки сетевой коммуникационной среды, решения прикладных задач в части статистической и аналитической обработки информации и организации внешнего информационного взаимодействия.
Базовая функциональность ФП ИТС включает:
- информационную поддержку принятия стратегических управленческих решений в дорожно-транспортной сфере на уровне Российской Федерации посредством аналитической обработки данных, получаемых от ИТС, включенных в состав национальной сети ИТС;
- формирование сводной статистической отчетности и расчет прогнозных показателей функционирования и развития дорожно-транспортного комплекса Российской Федерации в части развития и эффективности интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктуры;
- обеспечение межведомственного и межгосударственного информационно-телекоммуникационного взаимодействия национальной сети ИТС на уровне федеральной платформы национальной сети ИТС и на уровне ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС.
При этом решаемые федеральной платформой национальной сети ИТС задачи не должны нарушать самостоятельность и автономность работы ИТС, входящих в состав национальной сети ИТС в качестве технологических элементов, и не должны затрагивать их внутреннюю структуру, функции, а также конфиденциальные данные и знания, формируемые в процессе работы. Поэтому в концепции создания национальной ИТС говорится, что ее формирование и функционирование осуществляется на принципах единства информационно-технологических, организационных, методологических, кадровых, нормативно-правовых и нормативно-технических требований к национальной сети ИТС.
Николай Кузнецов, руководитель направления развития бизнеса отдела ИТС компании Softline, полагает, что создание федеральной платформы ИТС и ее запуск в ближайшие три года, станет главным стимулом развития всего комплекса ИТС, как на федеральном, так и на региональных уровнях.
![]() | Цифровая платформа объединит в себе данные, сервисы и ресурсы национальной сети ИТС и выполнит роль интеллектуального ядра распределенных процессов управления транспортным комплексом. Но для начала ее необходимо будет создать, как и создать/доработать региональные платформы,- замечает эксперт. | ![]() |
Интеллектуальные транспортные системы
Архитектура ИТС в составе технологического элемента «Интеллектуальные транспортные системы» должна включать следующие уровни:
- интеграционная платформа ИТС (с возможностью реализации территориально-распределенной конфигурации);
- комплексные подсистемы ИТС;
- инструментальные подсистемы ИТС;
- периферийное оборудование;
- телекоммуникационная инфраструктура;
- решения, в том числе аппаратно-программные, в части информационной безопасности и отказоустойчивости ИТС.
В состав технологического элемента «Интеллектуальные транспортные системы» входят ИТС федеральных автомобильных дорог общего пользования и ИТС субъектов РФ, включая ИТС городских агломераций).
Присоединение региональной ИТС или ИТС федеральной автомобильной дороги общего пользования к национальной сети ИТС должно осуществляться в соответствии с Правилами присоединения посредством использования специального шлюза, обеспечивающего привязку интеграционной платформы ИТС к федеральной платформе национальной сети ИТС и коммуникационной среде национальной сети ИТС с учетом требований по информационной безопасности и совместимости.
Коммуникационная среда национальной сети ИТС
Наиболее высокие требования в части безопасности, надежности и скорости передачи информации предъявляются к характеристикам коммуникационной среды ИТС, обеспечивающей обмен данными с периферийным оборудованием и высокоавтоматизитрованными транспортными средствами (ВАТС) в процессе его движения. Данная коммуникационная среда должна отвечать и другим требованиям, учитывая неограниченное количество взаимодействующих субъектов и высокую загрузку трафика в единицу времени, что требует создания собственной высокоскоростной и высоконадежной коммуникационной среды.
В составе интегрированной коммуникационной среды ИТС используются услуги систем координатно-временного и навигационного обеспечения, включая спутниковые системы и станции дифференциальной корректировки сигнала ГНСС ГЛОНАСС, осуществляющие передачу телеметрических данных, используемых в цифровых сервисах и электронных услугах, предоставляемых ИТС.
Потенциальные проблемы создания национальной сети ИТС
К числу наиболее существенных потенциальных проблем, которые могут возникнуть при создании единой сети ИТС, Михаил Белов, замначальника управления интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ», относит рассогласования, связанная с различной ведомственной подчиненностью участников национальной сети ИТС.
![]() | В Российской Федерации существуют интеллектуальные транспортные системы городских агломераций, интеллектуальные транспортные системы субъектов РФ, интеллектуальные транспортные системы на федеральных дорогах, за строительство и эксплуатацию которых отвечает Федеральное дорожное агентство, и интеллектуальные транспортные системы на федеральных дорогах, за строительство и эксплуатацию которых отвечает государственная компания «Российские автомобильные дороги»,- поясняет он.- Создание и развитие этих систем, как правило, осуществляется автономно, без какой-либо оглядки на те технологии и подходы, которые реализуются в соседнем регионе или на участке федеральной трассы, проходящей по территории субъекта РФ. | ![]() |
Он также с сожалением констатирует отсутствие желания владельцев той или иной информацией делиться этой информацией, собираемой в ходе функционирования ИТС.
![]() | Порой проще и быстрее построить собственную станцию метеомониторинга, чем пытаться получить необходимую информацию от такой же станции, находящейся неподалеку, но функционирующей в составе другой ИТС,- пишет Михаил Белов в своей статье в журнале «интеллектуальные транспортные системы России». | ![]() |
Игорь Костюченко, замруководителя Федерального дорожного агентства, говорил об этом в сентябре 2021 г. на заседание рабочей группы Федерального дорожного агентства по внедрению ИТС на дорожной сети субъектов Российской Федерации:
![]() | Нам необходимо определить единые принципы построения ИТС для обеспечения последующего аккумулирования и объединения всех локальных проектов в одну информационную систему, состоящую из различного рода блоков. Это единый живой организм, который должен состоять из различного рода подсистем. | ![]() |
Целевые индикаторы эффективности ИТС дорожной сети агломераций
Целевые индикаторы эффективности ИТС дорожный сети агломераций | Фуикциональные индикаторы | Единицы измерения |
---|---|---|
Обеспечение | Количество ДТП | ед. |
Число раненых при ДТП (по уровню тяжести согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 года № 194н) | чел. | |
Число погибших при ДТП | чел. | |
Социальный риск | чел. | |
Транспортный риск | руб. | |
Суммарный ущерб транспортным средствам | руб. | |
Суммарный ущерб объектам инфраструктуры | руб. | |
Суммарный ущерб груза | руб. | |
Обеспечение экологической безопасности | Объем выбросов, загрязняющих веществ CO2 | прив. т-км. |
Уровень зашумленности | дБ | |
Повышение грузооборота | Объем (количество) груза | чел. |
Эксплуатационные расходы на перевозку | руб. | |
Средняя скорость движения ТС | км/ч | |
Повышение пассажирооборота | Количество пассажиров | чел. |
Эксплуатационные расходы на перевозку | руб. | |
Средняя скорость движения ТС | км/ч | |
Повышение финансовой привлекательности | Затраты на разработку и внедрение ИТС на дорожной сети агломерации | руб. |
Эксплуатационные расходы ИТС дорожной сети агломерации | руб. | |
Повышение комфорта пользователей | Уровень обслуживания | балл |
Пропускная способность дороги | авт/час | |
Уровень загрузки движения | доля | |
Время в пути | час | |
Надежность предоставляемой информации о времени прохождения запланированного участка дорожной сети агломераций | руб. | |
Стоимость поездки | руб. | |
Протяженность участков дорожной сети агломераций, обслуживающих движение в режиме перегрузки | км | |
Увеличение мобильности пользователей (транспортная подвижность) | пасс-км на 1 чел. в год | |
Нервно-психического напряжение, утомление пользователей в процессе поездки | балл |
Организационные проблемы объединения ИТС проявляются затем неэффективным распределением бюджетных средств, указывает Александр Виденёв, директор компании Sorb Group.
![]() | Происходит это отчасти по причине методологического и технологического непонимания руководителями субъектов и техническими специалистами правильности внедрения систем в полном объеме, квалифицированной эксплуатации,- отмечает он. | ![]() |
![]() | Чем лучше будет проработана концепция создания национальной сети ИТС изначально, тем меньше рисков будет потом: и в части интеграции, и в части модернизации, как программной, так и «железной,- говорит Андрей Прохоров, директор филиала компании Simetra (ООО «А+С транспроект») в Москве. | ![]() |
По его мнению, главный вопрос рассматриваемого проекта заключается в том, разработают ли в рамках документа по национальной сети ИТС или в рамках других законодательных актов, ГОСТов, единые стандарты на форматы и структуры данных, а также форматы, структуры и протоколы обмена данными в ИТС.
![]() | Вопрос стандартизации в области ИТС стоит, действительно, достаточно остро,- подтверждает Антон Журавлев.- Сегодня технологии серьезным образом опережают ту нормативную базу, которая действует сейчас. Поэтому в скором времени будет принята приоритетная программа по стандартизации в области ИТС до 2026 года, в рамках которой должна активно вестись работа по написанию перечня стандартов, ГОСТов и иных нормативных документов, которые сопровождали, обеспечивали и способствовали бы эффективному внедрению ИТС. | ![]() |
При этом президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» подчеркивает, что стандартизация – это, в первую очередь, вопрос внедрения ИТС в регионах, а не национального уровня, ведь федеральная платформа и национальная сеть ИТС – это результат объединения всех ИТС субъектов Российской Федерации.
![]() | Стандартизация, в первую очередь, должна охватывать область инструментальных подсистем периферийного оборудования, систем передачи данных и протокола передачи данных – все то, что связано с инструментальным сбором данных и использованием протоколов передачи данных,- поясняет Антон Журавлев.- С точки зрения ИТ-инфраструктуры, она, безусловно, может быть от разных производителей, главное требование - критически защищенной. Речь о федеральном едином ИТ-решении не идет, поскольку это всегда дорого, сложно, и создавать в части ИТС такую махину в нашей стране бессмысленно и нецелесообразно. | ![]() |
Ожидаемые результаты и ближайшие перспективы
В технологическом плане национальная сеть ИТС должна обеспечить системную поддержку развития, внедрения и широкого использования технологий ИТС в Российской Федерации, формирование вектора их дальнейшего развития, оптимизации сроков и ресурсов, необходимых для достижения актуального уровня зрелости в указанной сфере. Это будет достигаться, в том числе, на основе:
- установления единых требований, гармонизированных с международными, к интеллектуальной транспортной системе как технологическому элементу национальной сети ИТС;
- возможности создания ИТС путем использования типовых и «облачных» решений, размещаемых на ресурсах федеральной платформы ИТС;
- использования вычислительного и технологического ресурса федеральной платформы национальной сети ИТС в целях обеспечения отказоустойчивости, резервирования и взаимозаменяемости вычислительных и технологических мощностей и отдельных компонентов любой ИТС, входящей в состав национальной сети ИТС;
- обеспечения бесшовной интеграции всех элементов национальной сети ИТС и их интероперабельности на межгосударственном уровне.
Следующим шагом на пути развития интеллектуальных транспортных систем, по мнению Михаила Белова, станет создание кооперативных интеллектуальных транспортных систем, которые не ограничены только задачей управления транспортными потоками: они включают такие компоненты, как динамическая цифровая карта дорожного движения и само высокоавтоматизированное транспортное средство. В свою очередь, взаимодействие между интеллектуальной транспортной системой и ВАТС существенно повышает безопасность дорожного движения, поскольку помогает водителю принять правильное решение и адаптироваться к дорожно-транспортной ситуации. Однако подобный шаг предполагает значительную работу по стандартизации интерфейсов взаимодействия между ИТС и бортовым устройством автомобиля.
![]() | В условиях формирования по своей сути автономных ИТС в каждом из субъектов Российской Федерации представляется практически невозможным обеспечить комфортное пользование сервисами интеллектуальной дорожной инфраструктуры,- уточняет Михаил Белов. | ![]() |
По сути, из этой ситуации есть только два выхода: или возложить бремя решения на конечного пользователя — владельца или водителя транспортного средства (но это неэффективное и небезопасное решение) или обеспечить интероперабельность интеллектуальных транспортных систем на уровне реализации государственной политики. Второй путь уже выбрали, например, страны ЕС, и России необходимо переходить к активным действиям по созданию национальной сети интеллектуальных транспортных систем, уверен замначальника управления интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ».
Регулирование ИТС
Александр Сёмкин, председатель совета кластера ГЛОНАСС, говорит о необходимости четкого регулирования отрасли ИТС со стороны государства. Например, нередко за создание интеллектуальных транспортных систем отвечают транспортные или дорожные департаменты муниципалитетов, в то время как элементы ИТС и дорожная инфраструктура - это зачастую два разных мира.
![]() | Так как внедрение ИТС идет одновременно по всей стране, надеемся, что в ближайшее время будут откорректированы методические рекомендации Росавтодора с учетом ошибок, допущенных на первых этапах,- говорит Александр Сёмкин.- Уже сейчас очевидно, что нужно сделать проще толкование понятий определенных подсистем, так как по сути, многие из них работают только в единой связке. И разделение их приводит к дублированию функций, избыточности и лишним сложностям при реализации проектов непосредственно «на земле». | ![]() |
Стимулом для перехода сферы ИТС на следующий уровень развития, по мнению Александра Сёмкина, должно стать начало внедрения национальной платформы ИТС:
![]() | Это позволит повысить эффективность и качество оказания транспортных услуг для граждан России. И этот же стимул – главное содержание следующего этапа развития комплекса ИТС. | ![]() |
Еще один важный момент – это отраслевые стандарты.
![]() | Все участники рынка ИТС ждут процедуры разработки и принятия ГОСТов, поскольку их отсутствие порождает технический «хаос» при внедрении проектов: сейчас технические аспекты можно трактовать очень неоднозначно, а это неправильно. Считаем, что наведение порядка в этой области – первоочередная задача для регулятора,- полагает Александр Сёмкин. | ![]() |
Антон Журавлев, президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», поясняет:
![]() | Несмотря на поступательное движение вперед, до недавнего времени развитию ИТС в России мешал существенный фактор - крайне низкий уровень обеспечения нормативами, стандартами, методическими рекомендациями, на который эксперты неоднократно указывали. Действующие ГОСТы были разработаны почти 10 лет назад, поэтому требуют кардинального пересмотра, в том числе из-за развития технологий. | ![]() |
Надо сказать, что за последний год в этом направлении произошел существенный прорыв. Антон Журавлев называет его даже тектоническим сдвигом:
![]() | Наша работа по актуализации проблемы стандартизации интеллектуальных транспортных систем принесла плоды, и процесс наконец-то сдвинулся с мертвой точки: разработана приоритетная программа стандартизации ИТС до 2026 г.. | ![]() |
Ожидается, что весь нынешний год будет идти насыщенная разработка стандартов, в первую очередь тех, которые должны обеспечить процесс внедрения ИТС в городских агломерациях. В высокой степени готовности находится ряд важных документов: концепция национальной сети ИТС, федеральная платформа ИТС, актуализация действующей методики внедрения ИТС в агломерациях и т.д.
![]() | Ключевая особенность работы России над нормативной базой в этой сфере – ее публичное обсуждение с экспертным сообществом, поэтому можно смело говорить о том, что состав и качество этих документов будут высоким, поскольку они прошли через сито мнений регионов и бизнеса,- подчеркивает Антон Журавлев. | ![]() |
Николай Клепиков из компании «Систематика» подводит некоторые итоги:
![]() | 2022-й – год ожидаемого завершения ряда крупных проектов ИТС, начатых в 2020 году с трехлетним летним циклом реализации. Безусловно, основополагающим драйвером развития ИТС станет развитие федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сдерживающими же факторами будут по-прежнему являться: ограниченность микроэлектронной компонентной базы, кадровая и нормативная недостаточность (отсутствие наличия должного уровня нормативно-технической документации по элементам ИТС), а также нехватка компетентных технических специалистов на стороне заказчиков и эксплуатантов систем ИТС. | ![]() |
По мнению эксперта, нерешенным остается вопрос межведомственной разобщенности ролей эксплуатантов элементов ИТС на муниципальных, региональных и федеральных дорогах, в границах субъекта.
![]() | С нормативно-технической базой, полагаю, можно ожидать прогресса, учитывая факт прямого поручения Президента РФ до конца года проработать стандарты доступности инфраструктуры для новых технологий Интернета вещей, беспилотного транспорта, а также наличия отраслевой перспективной программы стандартизации в сфере ИТС на период до 2026 г.. | ![]() |
Другие материалы обзора
- Интеллектуальная транспортная система России: курс - на национальный масштаб
- Специфика ИТС
- Городские и региональные ИТС
- Безопасные и качественные автодороги: от фотовидеофиксации ДТП – к комплексному интеллектуальному управлению автодорогами
- Передовые методы управления дорожным движением
- Управление общественным транспортом
- Цифровая логистика
- Передовые телематические решения и умная доставка грузов
- Инфраструктура ИТС. Платформенный и сервисный подход
- Сервисы интеллектуальной транспортной системы
- Цифровая дорога
- Перспективное развитие ИТС: беспилотный транспорт