Интеллектуальная транспортная система России: курс - на национальный масштаб
Работы над созданием интеллектуальной транспортной системы России (ИТС) начались более 10 лет назад. К нынешнему моменту отдельные проекты и программно-аппаратные решения выходят на уровень массового тиражирования и интеграции в рамках единой цифровой транспортной системы страны. Как происходит гармонизация соответствующих процессов? В какой точке большого объединительного проекта мы находимся сегодня?
В 2008 г. была впервые разработана Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. В «нулевых» уже стало очевидным изменение характера глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала.
![]() | Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов и ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, – подчеркивалось в тексте стратегии. | ![]() |
Приблизительно в это же время появилось понятие интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которое в начальный период связывалось, большей частью, с телематическими решениями, сервисами мониторинга транспортных средств и т.п. В период 2010–2015 гг. в стране выполнялась ФЦП «Развитие транспортной системы России», которая включала пять подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу: «Автомобильные дороги» «Железнодорожный транспорт», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация». А 2016 год стал началом второго этапа реализации транспортной стратегии (2016–2030 гг.), связанным с инновационным развитием транспортной системы РФ по всем направлениям.
Еще одна важная веха – июль 2021 г. - Министерство транспорта РФ приступило к реализации стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, на которую выделено 60 трлн. руб. Большая часть средств, выделенных до 2024 г., пойдет на железные и автомобильные дороги.
Ориентиры развития ИТС в России
Стратегия включает шесть ключевых инициатив министерства: «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации», «Цифровизация для транспортной безопасности», «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры».
![]() | Для нас ключевые стратегические цели документа строятся на повышении безопасности транспортного комплекса, комфорта и удовлетворенности каждого пассажира услугами, а также на снижении логистического неравенства для граждан и бизнеса, – подчеркнул заместитель министра транспорта России Кирилл Богданов. – Стратегия для нас – это только первый шаг, ключевая роль – за реализацией проработанных направлений и инициатив. | ![]() |
Цифровизация транспортной системы – мощный стимул для развития ИТ-сектора страны. По данным исследования, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии, который составил в 2020 г. 89,4 млрд руб., к 2030 г. может вырасти до 626,6 млрд руб., то есть в 7 раз, со среднегодовыми темпами роста на уровне 21%.
Выступая в ноябре 2021 г. на очередном отраслевом форуме «Транспортная неделя 2021», вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко отметил, что 80% компаний транспортной отрасли России уже целенаправленно внедряют новые бизнес-модели на основе цифровых технологий, а более половины транспортных и логистических предприятий реализуют собственные стратегии цифровой трансформации, стремясь к повышению эффективности их деятельности.
![]() | В целом, цифровая трансформация транспортного комплекса только набирает темп, и в ближайшие 3–4 года список успешно реализованных социально значимых проектов существенно увеличится, – рассказал заместитель министра транспорта РФ Алексей Семенов в интервью газете «Транспорт России» в сентябре 2020 г. | ![]() |
Период геополитического противостояния, через который сегодня проходит весь мир, вносит свои коррективы в конкретный расклад рыночных сил. Так, белорусская компания Gurtam, разработчик платформы Wialon для GPS/ГЛОНАСС мониторинга и поставщик решений для спутникового мониторинга и IoT, в середине марта 2022 г. объявила о приостановлении работу в России и решила расторгнуть все текущие договоры с партнерами из Российской Федерации.
![]() | Наши действия будут спланированы таким образом, чтобы в безвыходное положение не попали наши партнеры и пользователи в России – а это тысячи и тысячи компаний, со многими из которых у нас сложились теплые и даже дружеские отношения, – сказал Александр Кувшинов, директор Wialon. | ![]() |
К числу ключевых направлений цифровизации транспорта следует отнести следующие:
- Цифровые дороги и беспилотный транспорт. Один из ключевых трендов развития — создание умных дорог (smart road) и умных беспилотных транспортных средств, способных коммуницировать, как между собой (Vehicle-to-Vehicle), так и с умной дорожной инфраструктурой (Vehicle-to-Infrastructure, V2X), а также с интеллектуальными системами управления дорожным движением.
Предполагается, что к 2030 г. комплекс инициатив Минтранса обеспечит коммерческое использование беспилотников на всех видах транспорта для перевозки пассажиров и грузов. При этом товары между Азией и Европой через Россию будут доставлять отечественные и иностранные автономные грузовик. Помимо увеличения скорости перевозок, снижения стоимости транспортно-логистических услуг реализация стратегии позволит на 8% снизить количество погибших в ДТП за счет использования беспилотных автомобилей. - Бесшовные трансграничные процедуры оформления грузов. В частности, ожидается, что оформление грузоперевозок в цифровом виде и технологическая бесшовность процедур на границах увеличат объем транзита через страны ЕАЭС в 10 раз. Количество часов на прохождение контрольных мероприятий железнодорожными и автоперевозчиками на погранпереходах снизится более чем на 90%. Первым и необходимым шагом на этом пути является переход на безбумажный документооборот.
С 1 января 2022 г. все грузоперевозчики получили право оформлять электронные транспортные накладные, путевые листы с данными пред- и послерейсового осмотра водителей и специальные разрешения на перевозку грузов. Так же с 01.01.2022 г. запущена в работу единая информационная система в сфере закупок, обеспечивающая формирование и подписание документов о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме в строительной сфере и при осуществлении дорожной деятельности.
По оценке Василия Десяткова, заместителя министра транспорта, одной из самых масштабных реформ в сфере госзакупок является введение электронного актирования. Это часть работы по дебюрократизации закупочных процедур, повышению прозрачности исполнения контрактов, сохранению аудиторского следа от исполнения контрактов. Кроме того, запущен сервис, позволяющий поставщику и заказчику добровольно подписать в ЕИС универсальный передаточный документ в формате ФНС России, что подтверждает легитимность этого документа.
- Сеть транспортно-логистических центров. По оценке Алексея Семенова, обеспечение функционирования опорной сети транспортно-логистических центров – важная задача транспортной отрасли, напрямую связанная с приоритетными национальными целями в области транспорта и логистики, сформулированными в майском указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК). Это главный элемент, обеспечивающий формирование единого цифрового пространства транспортного комплекса и ключевой механизм создания отраслевой системы управления данными, которая является неотъемлемой частью Национальной системы управления данными (НСУД).
На платформу возлагается роль агрегатора информации о транспорте, который гарантирует недискриминационный доступ к данным всех заинтересованных участников отрасли.
Цифровая платформа государственного сегмента транспортного комплекса играет системообразующую роль в формировании Единой цифровой транспортно-логистической среды (ЕЦТЛС) и обеспечивает интеграцию национальных и зарубежных систем, обеспечивая безопасный режим сбора, агрегации и обмена транспортно–логистическими данными между коммерческими пользователями и органами государственной власти, решая задачи прослеживаемости всей цепи перевозки.
- Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры. Они нужны для значительного повышения безопасности, надежности и непрерывности функционирования всех объектов транспортной инфраструктуры.
- Цифровые проездные документы и онлайновые средства оплаты.
По прогнозам аналитиков, цифровая трансформация обеспечит рост производительности труда в транспортной и логистической отраслях на 20% к 2030 г. Посмотрим далее, каким образом отдельные направления цифровизации и интеллектуализации транспортного комплекса складываются в единую картину национальной интеллектуальной транспортной системы России.Михаил Белошапка, «Далее»: Тенденция укрупнения IT-рынка продолжится
Другие материалы обзора
- Специфика ИТС
- Городские и региональные ИТС
- Безопасные и качественные автодороги: от фотовидеофиксации ДТП – к комплексному интеллектуальному управлению автодорогами
- Передовые методы управления дорожным движением
- Управление общественным транспортом
- Цифровая логистика
- Передовые телематические решения и умная доставка грузов
- Инфраструктура ИТС. Платформенный и сервисный подход
- Сервисы интеллектуальной транспортной системы
- Создание национальной ИТС
- Цифровая дорога
- Перспективное развитие ИТС: беспилотный транспорт