2024/09/01 09:18:27

Государственная информационная система
маркировки товаров

Система тотального контроля товарооборота

Содержание

Что такое маркировка

Что такое КИЗ
  • Маркировка – процесс присвоения изделию уникального Контрольного Идентификационного Знака (КИЗ).
  • КИЗ – это своеобразная электронная метка, с помощью которой можно легко отследить производство, импорт и обороты различных групп товаров.
  • Проводится маркировка с использованием технологии RFID, Штрих код CODE39, QR-code. С её помощью в чип КИЗ заносится полная информация о товаре. Информация записывается или записывается на чип с помощью специального оборудования - RFID-считывателя.
  • Каждая марка с чипом уникальна, и её невозможно скопировать или подделать.


Как происходит процесс цифровой маркировки товара? Пример табачной продукции

Основная статья: Система учета (маркировка) табачной продукции

На начальном этапе производитель наносит на упаковку специально сгенерированный системой маркировки уникальный код, который содержит информацию о дате, времени и месте производства сигарет, код товара и криптографический элемент, защищающий код от подделки. Данные через электронные каналы поступают в систему маркировки. Далее информация о перемещении сигарет между участниками товародвижения передается с помощью электронного универсального передаточного документа (УПД). Оператор электронного документооборота передает согласованный продавцом и покупателем УПД в систему маркировки (тем самым фиксируя отгрузку и поступление). Завершающим этапом является факт продажи табачной продукции на кассе. Информация о продаже отправляется оператором фискальных данных в систему маркировки одновременно с отправкой данных в ФНС.

Что необходимо для маркировки

  • Зарегистрированное юридическое лицо или ИП с обычным комплектом правоустанавливающих документов
  • Компьютер
  • Коды предприятия и товара в соответствии со стандартом международной организации GS1
  • Доступ в личный кабинет на сайте государственной информационной системы маркировки товаров
  • Контрольные идентификационные знаки (КИЗ).

Какие данные заносятся в КИЗ

  • идентификатор контрольного знака - TID, который будет сообщен при получении знаков
  • ИНН
  • описание товара в соответствии требованиями GS1
  • номер Декларации о соответствии
  • наименование производителя товара
  • наименование страны-изготовителя
  • товар импортный или отечественный
  • номер таможенной декларации (для импортеров)
  • идентификационный номер продукции GTIN.

Результаты внедрения маркировки товара

  • Снижение доли «серых» товаров в обороте, как ввезенных, так и произведенных на территории стран ЕАЭС.
  • Рост поступлений в виде налогов, пошлин, сборов в бюджет государства.
  • Защита производителей стран ЕАЭС от недобросовестной конкуренции, защита торговых марок (брэндов) производителей товаров.
  • Вытеснение с рынка контрафактной продукции, продукции подпольных предприятий, предотвращение практик «разбавления» легального товара контрафактным даже в крупных магазинах.
  • Повышение контроля легальности производства и импорта товаров.
  • Создание инструмента учета и контроля оборота товаров.
  • Наличие меток на товаре служит подтверждением легальности товара для потребителей, своеобразный знак качества.

Принципы системы прослеживаемости товаров

Кураторы проектов маркировки

На июль 2018 года:

До 2024 г. ЦРПТ должна провести маркировку всех товаров[1].

Число участников системы

На март 2021 г, в системе маркировки по всем отраслям зарегистрировано 466 тысяч участников.

Инфраструктура маркировки

Национальная система прослеживаемости товаров

Национальный каталог

Честный Знак

  • Честный Знак — основная задача системы — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции.

Проекты маркировки

Цифровая маркировка икры

Электроника

Основные статьи:

Лекарства

Медицинские изделия

Продукты питания

Напитки и табак

Строительные материалы

Основная статья: Цифровая маркировка строительных материалов

Автомобильные жидкости и запчасти

Основная статья: Цифровая маркировка автомобильных жидкостей и запчастей

Одежда

Основная статья: Цифровая маркировка одежды

Обувь и изделия из меха

Парфюмерия

Косметика

Ювелирные изделия

Музыкальные инструменты

Игрушки и товары для творчества

Видеоигры

Животные

Контрафакт

Санитайзеры и антисептики

Маркировка товаров в ЕАЭС

Основная статья: Маркировка товаров в ЕАЭС

Хроника проектов маркировки товаров

2024: В России началась обязательная цифровая маркировка велосипедов

С 1 сентября 2024 года в России началась обязательная цифровая маркировка велосипедов. С указанной даты участникам рынка необходимо будет передавать в информационную систему маркировки сведения о маркировке велосипедов средствами идентификации и о вводе товаров в оборот.

«
Введенные правила положительно скажутся на дальнейшем развитии отечественных производителей. Помимо эффекта «обеления рынка», маркировка велотоваров позволит Минпромторгу России как регулятору видеть полную цепочку происхождения данной продукции и отслеживать корректный уровень локализации каждой отдельной единицы, - рассказал замглавы Минпромторга Альберт Каримов.
»

2023

Минпромторг: Поступления налогов в бюджет от системы цифровой маркировки за время ее работы достигли 471 млрд рублей

Поступления налогов в бюджет России от системы цифровой маркировки за время ее работы достигли 471 млрд рублей. Об этом вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил 27 сентября 2023 года на совещании президента РФ Владимира Путина с кабмином.

«
Помимо граждан и ответственного бизнеса, эффекты от внедрения маркировки получает и наша бюджетная система... Что важно - фискальные результаты возникают практически сразу после включения в проект новой товарной группы. В частности, уже за первый год объем налоговых сборов по молочной продукции вырос на треть, - сказал Мантуров (цитата по ТАСС).
»

Поступления налогов в бюджет от системы цифровой маркировки за время ее работы достигли 471 млрд рублей

По его словам, к концу сентября 2023 года система маркировки охватывает 16 категорий товаров, которые формируют около 15% несырьевого ВВП страны. «Институт маркировки состоялся и она поставлена на поток», а в ближайших планах распространить инструмент также на косметику и ряд других товарных категорий, сообщил Мантуров.

Кроме того, глава Минпромторга указал на то, что наличие цифрового инструмента контроля товарооборота вынуждает многие компании выходить из «серой» зоны. Например, на рынке воды маркировка выявила около 450 производителей, которые ранее не отчитывались перед органами власти. Все они встали на учет и начали платить налоги. Доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли сократилась на четверть, обуви — на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта снизилась в два раза. По словам Мантурова, приложение «Честный знак» на телефоне установили более 11 млн россиян.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам 10.1 т

Кроме того, этим летом в сканер «Честного знака» добавлен сервис государственных услуг. Мы сейчас с Минцифры работаем над включением этого приложения в перечень программ для обязательной предустановки на все телефоны, которые ввозятся в Россию, — подчеркнул министр в конце сентября 2023 года.[2]

Мишустин утвердил показатели оценки эффективности работы органов власти с системой цифровой маркировки

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил показатели оценки эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с использованием данных и инструментов государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Показатели касаются отдельных видов медицинских изделий на 2023-2025 годы. Об этом пресс-служба Минпромторга сообщила 4 сентября 2023 года.

Как отмечает ведомство, ранее в 2023 году были утверждены показатели показатели эффективности деятельности федеральных органов по курируемым ими сферам товарного оборота маркируемых товаров в отношении пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков, а также табачной продукции. Кроме того, утверждены показатели в отношении упакованной воды, кресел-колясок, одежды и обуви, а также БАДов. В дальнейшем перечень будет охватывать все товарные группы, подлежащие обязательной маркировке, подчеркнули в Минпромторге.

Михаил Мишустин

Новые показатели направлены на организацию мониторинга и оценки ситуации в сфере незаконного оборота в отношении медицинских изделий с использованием данных и инструментов государственной системы маркировки, эффективности применяемых инструментов данной информационной системы, безопасности продукции.

В числе таких показателей: легализация рынка, снижение объема продаж товаров без документов, подтверждения происхождения, с несоответствием по использованному сырью или с отозванными свидетельствами госрегистрации.

Распоряжение обязывает органы власти на ежеквартальной основе вести расчет промежуточных значений показателей, а также представлять итоговые доклады в [[Правительство РФ|Правительство РФъъ об эффективности использования информации из системы маркировки в осуществлении полномочий по контролю за оборотом товаров.[3]

В России запускается цифровая маркировка титановой металлопродукции

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о начале эксперимента по цифровой маркировке титановой металлопродукции. Он начнется 1 сентября и продлится до 31 марта 2024 года. В перечень продукции включены слитки, слябы, плиты, листы, прутки, биллеты и поковки прямоугольной формы из титановых сплавов.

В России запускается цифровая маркировка оптоволокна

В июле 2023 года Минпромторг сообщил о предстоящем запуске эксперимента по маркировке отдельных видов оптоволоконной продукции. Он стартует 1 сентября 2023 года и продлится до 1 декабря 2024-го. Подробнее здесь.

Продажи просрочки в магазинах в России будут блокироваться автоматически государственной ИТ-системой

30 июня 2023 года в Минпромторге сообщили о создании механизма блокировки продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в случае их нахождения в незаконном обороте или истечении срока годности. Запуск системы намечен на 1 ноября 2023 года.

Как отметили в ведомстве, благодаря сведениям, содержащимся в информационной системе маркировки, розничные магазины смогут оперативно получать необходимую информацию о товаре и в случае выявления причин, запрещающих оборот конкретной единицы продукции, не допускать ее реализацию потребителю, например, если срок годности продукции истек.

Создан механизм блокировки продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

На первом этапе - с конца 2023 года до марта 2024-го - будет осуществляться добровольное подключение розничных магазинов к проверке кодов и информации о товаре, а с 1 марта 2024 года планируется, что такой режим станет обязательным для первой товарной группы – табачная продукция.

В целях подготовки к реализации указанного механизма с 1 февраля по 1 августа 2023 года проводится добровольный эксперимент по исключению возможности продажи отдельных позиций пищевой, табачной и никотинсодержащей продукции.

В ходе эксперимента представители бизнеса осуществляют подготовку к новым требованиям и принимают участие в разработке механизмов блокировки продукции на основании сведений из информационной системы маркировки.

К концу июня 2023 года к эксперименту присоединились уже около 10 федеральных сетей и более 30 представителей малой розничной торговли. Производители кассовой техники прорабатывают в рамках эксперимента необходимые программные решения и интегрируют их в кассовые терминалы, чтобы у всех представителей торговли была возможность работать в новых условиях, добавили в Минпромторге.[4]

2022: Предложения Минпромторга по новым группам товаров для маркировки

В правительстве готовятся к распространению системы маркировки на новые товарные группы. В январе 2022 г Минпромторг подготовил следующие предложения по срокам:

  • Крепкий алкоголь и вино

Эксперимент с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023 года: вина виноградные натуральные, включая крепленые, вермуты и виноградные натуральные вина с добавлением растительных или ароматических веществ, спиртовые настойки, ликеры и др.

  • Алкогольное и безалкогольное пиво

Обязательная маркировка: с 1 сентября - безалкогольное пиво в спецупаковке, с 1 декабря - в другой упаковке. С этого времени ввод немаркированной продукции в оборот не допускается. Ту, что уже в обороте, можно будет реализовать в течение года с указанных дат (в пределах срока годности).

  • Консервы

Эксперимент: рыбные консервы - с 1 апреля 2022 года по 28 февраля 2023 года; мясные, овощные и фруктовые - с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года.

  • Корма для домашних животных (за исключением сельскохозяйственных)

Эксперимент с 1 мая 2022 года по 28 февраля 2023 года.

2021

Путин: Россияне должны получить доступ к данным о продуктах в цифровом формате

В октябре 2021 года Президент России Владимир Путин дал поручение кабмину обеспечить цифровой доступ всех россиян к данным о пищевых продуктах и утвердить рекомендации по контролю за соответствием продуктов стандартам, техническим регламентам и условиям.

«
Для обеспечения населения качественными продуктами питания Правительству РФ завершить создание системы управления качеством и безопасностью пищевой продукции посредством формирования комплексного механизма ее прослеживаемости на основе имеющихся государственных информационных систем, обеспечив: доступность для потребителей достоверных данных в цифровом формате о происхождении компонентов пищевых продуктов, содержащихся в том числе в государственных информационных системах в области ветеринарии и мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, — сообщается на сайте Кремля.
»

Владимир Путин: Россияне должны получить доступ к данным о продуктах в цифровом формате

Также кабмину необходимо обеспечить поэтапное дополнение информационных систем сведениями, характеризующими безопасность и качество пищи и ее элементов, в том числе: о сырье животного, растительного происхождения, ингредиентах, ферментных препаратах, ГМО и микроорганизмах; о содержании критически значимых для организма веществ (сахара, соли, насыщенных жирных кислот и других) с учетом рекомендованного суточного потребления.

Согласно поручению, правительство должно:

  • утвердить рекомендации по осуществлению производственного контроля за соответствием изготовленной продукции стандартам, техническим регламентам и условиям;
  • обеспечивать принятие мер по дополнению государственных ИТ-систем функцией обработки данных производственного и лабораторного контроля;
  • разработать программы по стимулированию взаимодействия производителей пищевой продукции с производителями сельскохозяйственной продукции из числа малых форм хозяйствования в целях повышения ее качества и обеспечения прослеживаемости.

Доклад по этим вопросам должен быть представлен до 1 апреля 2022 года, далее – один раз в полгода.[5]

Минфин РФ разработал программу финансирования программно-аппаратных комплексов для цифровой маркировки товаров

Министерство финансов РФ разработало программу финансирования программно-аппаратных комплексов для цифровой маркировки товаров. Об этом стало известно 16 сентября 2021 года.

Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой опубликованный ведомством документ, финансовое обеспечение программы льготного заемного финансирования для бизнеса на приобретение систем, используемых для маркировки товаров средствами идентификации, предлагается осуществить за счет средств на счетах Российского фонда технологического развития, сформированных от возвратов по ранее выданным займам. По состоянию на 13 августа 2021 года остаток средств на счетах фонда составлял 17,1 млрд рублей. Прогнозируемый объем возвратов средств в 2021-2024 годах от займов, согласно документу, оценивается в 138,8 млрд рублей.

Минфин РФ представил программу финансирования программно-аппаратных комплексов для цифровой маркировки товаров

По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы), стоимость технических решений для маркировки может начинаться от нескольких тысяч рублей. Например, для небольшого молочного предприятия затраты начинаются от 25 тыс. рублей. В эту сумму входят принтер этикеток, сканер и программное обеспечение.

В случае с представителями среднего бизнеса размер инвестиций зависит от выбранного способа нанесения: при типографском методе потребуются камера технического зрения и программное обеспечение, которые стоят от 100 тыс. рублей, при прямом нанесении — промышленный принтер этикеток, камера технического зрения, аппликатор и программное обеспечение, и затраты могут стать в несколько раз больше.

Ранее Российским фондом технологического развития было реализовано льготное финансирование программы «маркировка лекарств», в рамках которой предприятиям фармацевтической отрасли предоставляли льготные займы для финансирования оборудования, предназначенного для маркировки лекарств средствами идентификации, всего было поддержано 60 проектов в объеме 2,1 млрд рублей.[6]

Введение уголовной ответственности за подделку маркировки товаров

16 июня 2021 года Госдумой РФ в третьем (окончательном) чтении был принят законопроект, предполагающий введение уголовной ответственности за подделку маркировки товаров, в том числе цифровой.

Как сообщает ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на этот документ, разработанный Правительством РФ, производство или сбыт товаров с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки продукции будут наказываться штрафом в размере до 300 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом до 80 тыс. рублей.

В России принят закон об уголовной ответственности за подделку цифровой маркировки

В случае предварительного сговора или участия в преступлении группы лиц срок лишения свободы может составить до четырех лет со штрафом до 100 тыс. рублей, а за применение поддельных средств идентификации в крупных партиях товара денежное наказание составит до 400 тыс. рублей, а уголовное — до трёх лет.

По словам авторов инициативы, прежняя редакция Уголовного кодекса регламентировала ответственность за ввод в оборот и оборот немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке. При этом необходимо было дополнить статью 171.1 УК РФ ответственностью за ввод в оборот и продажу товаров, промаркированных заведомо поддельными средствами идентификации. В кабмине считают, что это можно приравнять к отсутствию маркировки.

Основная цель изменений — это государственный контроль за прослеживаемостью оборота товаров, пояснял ранее депутатам замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. Данная мера, по его словам, будет превентивной и поможет эффективно бороться с нелегальным оборотом промышленной продукции.[7]

2020

Завершение формирования фундамента системы маркировки товаров

9 сентября 2020 года Минпромторг отчитался о завершении формирования фундамента системы маркировки товаров. Проект охватил 12 товарных групп, число эмитированных кодов приблизилось к 20 млрд, а количество зарегистрированных в системе компаний превысило 270 тыс.

«
Сейчас данная работа в целом завершена, принята необходимая нормативная база, функционирует информационная платформа, определён единый оператор системы маркировки, — заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства.
»

Минпромторг сообщил об окончании формирования фундамента системы маркировки товаров

По словам Мантурова, для реализации проекта был избран формат государственно-частного партнерства без привлечения бюджетных средств. Созданная инфраструктура позволяет «ритмично» расширять номенклатуру маркируемой продукции, отметил он.

Мантуров говорит, что от внедрения системы маркировки товаров виден ощутимый экономический и социальный эффект. В частности, по лекарствам совместно с Росздравнадзором удалось выявить работу так называемых чёрных фармацевтов, которые в Москве торговали льготными препаратами для терапии ВИЧ и онкозаболеваний, предназначенными для пациентов других регионов, рассказал он.

По словам министра, российская маркировка товаров не имеет аналогов в мире, и систему планируется поэтапно расширять. К сентябрю 2020 года в России действует цифровая маркировка для лекарств, обуви, сигарет и шуб. Минпромторг предлагает распространить ее на алкогольную продукцию. Это позволит оградить потребителя от некачественного товара, уверены в ведомстве. Эксперимент предлагается начать с пива, а в дальнейшем распространить на другие алкогольные напитки.

С 1 октября 2020 года цифровой код должен быть на фотоаппаратах и парфюме. В ноябре специальный знак обяжут наносить на шины. В январе 2021 года будут маркировать одежду и молочные продукты.[8]

РАЭК направила письмо Михаилу Мишустину с просьбой о переносе сроков введения маркировки

РАЭК обратилась в правительство РФ с письмом о рассмотрении возможности переноса сроков введения обязательной маркировки продукции и остатков по всем группам товаров, где такая маркировка еще не запущена, переноса сроков введения национальной системы прослеживаемости, продления сроков продажи немаркированной продукции на 9 месяцев. Официальное письмо было направлено в адрес Михаила Мишустина 20 марта 2020 года. Тогда же РАЭК и сообщил об этом[9].

Согласно распоряжению правительства РФ №792-р, в 2020 году наступает срок обязательной регистрации в системе маркировки для большинства товарных категорий (включенных в список товаров в отношении которых действует маркировка), а к концу 2020 года будет запрещена продажа немаркированных товаров. Исключение было сделано для категории `обувь` (в феврале 2020 года Правительство РФ приняло решение о переносе срока для этой категории на 01 июля 2020 г.)

Также с 01 июля 2020 года планируется запуск Национальной системы прослеживаемости товаров, которая должна обеспечить прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.

Вместе с тем, в связи с ухудшающейся экономической и эпидемиологической обстановкой, масштабным переводом сотрудников российских предприятий на удаленную работу, а также ажиотажным спросом на многие категории товаров (лекарственные препараты и пр.), на март 2020 года у российского бизнеса серьезно ограничены ресурсы для внедрения информационных систем, подобных этой.

Кроме того, у компаний рынка накопилось значительное количество вопросов к стабильности и устойчивости работы систем маркировки, отсутствию сценариев по маркировке для дистанционной торговли и интернет-компаний.

В связи с изложенным, РАЭК просит Правительство РФ рассмотреть возможность:

  • Переноса сроков введения обязательной маркировки продукции и остатков по всем группам товаров, где такая маркировка еще не запущена,
  • Переноса сроков введения национальной системы прослеживаемости,
  • Продления сроков продажи немаркированной продукции – на 9 месяцев.

Росздравнадзор: криптографическая маркировка кресел-колясок сократит число производителей

Криптографическая маркировка кресел-колясок сократит число производителей, поэтому такие коды проверки нужно исключить, говорится в письме, которое руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко написал письмо главе Минпромторга Денису Мантурову. Подробнее здесь.

2019



Минздрав решил провести цифровую маркировку подгузников и коронарных стентов

В декабре 2019 года стало о запланированной Правительством РФ цифровой маркировке медицинских изделий. С 1 февраля 2020 года по 1 сентября 2021-го планируется провести пилотный проект по контролю поставок подгузников и коронарных стентов. Подробнее здесь.

Вступление в силу закона о цифровой маркировке духов, блузок и покрышек

1 декабря 2019 года вступил в силу закон о расширении списка товаров, которые подлежат обязательной цифровой маркировке в России.

Согласно распоряжению, опубликованному на сайте кабинета министров, в обновлённый перечень вошли духи и туалетная вода, шины и покрышки, фотокамеры и постельное белье. Кроме того, маркировка распространяется на некоторые виды одежды, в том числе рабочую одежду, изготовленную из натуральной или композиционной кожи, пальто, плащи, куртки, ветровки и блузки.

1 декабря 2019 года вступил в силу закон о расширении списка товаров, которые подлежат обязательной цифровой маркировке в России

После того как маркированная продукция начнет поступать в магазины, покупатели получат возможность с помощью мобильного приложения узнавать информацию о товаре.

Как пояснила руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости товаров АКОРТ Анна Орлова, переход на маркировку по четырем группам, которые определены с 1 декабря 2019, будет плавным.

«
Вначале все должны пройти регистрацию в системе, затем начать маркировку продукции: как остатков, так и вновь произведенной продукции, а запрет оборота немаркированной продукции наступит гораздо позднее, — отметила она.
»

Эксперимент по маркировке парфюма проходил в России с 1 июля по 30 ноября 2019 года. Его цель — проверка работы нового механизма маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации для противодействия незаконному ввозу и обороту таких товаров. Как сообщил ТАСС Информационное агентство России замгендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов, пилотный проект поддержали 650 компаний, в том числе «Л'Этуаль», «»Новая заря», «Рив Гош», «Брокард».

В рамках испытаний выпущено более 560 тыс. кодов, описано 4,8 тыс. товаров, удалось найти компромиссы по ряду важных для отраслей вопросов, среди них, например, маркировка пробников, наборов и комплектов, рассказал он. [10]

В России запущена добровольная цифровая маркировка велосипедов

16 сентября 2019 года в России стартовал проект по маркировке велосипедов и велосипедных рам. Он продлится до 31 мая 2020-го. Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Эксперимент запущен для того, чтобы определить необходимость введения обязательной маркировки велосипедов с целью предотвращения незаконного ввоза товаров в Россию и стандартизации учёта их оборота.

Правительство также намерено испытать эффективность механизмов маркировки. В эксперименте могут поучаствовать производители и импортеры велосипедов. Участие в эксперименте добровольное.

В России стартовал проект по маркировке велосипедов и велосипедных рам

Реализацией проекта занимается «Оператор-ЦРПТ», дочерняя структура Центра развития перспективных технологий, 50% которого принадлежит Алишеру Усманову, 25% — «Ростеху» и ещё 25% — Александру Галицкому (Almaz Capital).

«
ЦРПТ работает с отраслью, уже сформирована рабочая группа в которую входят производители, дистрибьюторы, розница. В ней порядка 15 компаний, — прокомментировали РИА Новости в пресс-службе ЦРПТ.
»

Проводить маркировку также будут Минпромторг, Минсвязи, ФСБ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия.

До 30 сентября должны быть разработаны методические рекомендации и план-график эксперимента. С инициативой по запуску системы цифровой маркировки велосипедов выступили крупные производители, в частности «Веломоторс», «Форвард», «Велобалт» и «Спортмастер».

По словам главы Национальной ассоциации развития веломотоиндустрии Павла Шмидова, метки — дело нужное. Они и любителей велосипедной езды от контрабанды и фальсификата защитят, и сам рынок сделают более понятным. По его данным, к сентябрю 2019 года на импорт приходится 70% российского рынка велосипедов, часть из них не декларируется или декларируется недобросовестно, передаёт «Российская газета».[11]

В России стартует проект маркировки одежды QR-кодами

24 июня 2019 года стало известно о запуске в России проекта по маркировке одежды при помощи QR-кодов. Эксперимент пройдёт с 27 июня по 30 ноября 2019 года. 

В рамках пилотного проекта будут маркироваться товары легкой промышленности из перечня, определенного Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р. В него вошли предметы одежды, включая рабочую одежду, блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия, а также постельное, столовое, туалетное и кухонное бельё.

В России стартует проект маркировки одежды QR-кодами

Одна из основных целей эксперимента — проверить, поможет ли маркировка бороться с незаконным ввозом и производством одежды, а также повысит ли она собираемость таможенных и налоговых сборов, указано в документе.

Эксперимент маркировке одежды в целях противодействия ее незаконному ввозу, производству и обороту проводят Минпромторг РФ, Минкомсвязи, ФСБ, ФНС, ФТС и Роспотребнадзор. Оператором информационной системы, осуществляющим информационное обеспечение эксперимента, определён «Оператор-ЦРПТ» — «дочка» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Работа по подготовке к маркировке товаров легкой промышленности началась осенью 2018 года, говорит замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.

«
С учетом конструктивной позиции, демонстрируемой бизнесом, отведенного на экспериментальную фазу времени будет достаточно для отработки всех тонкостей работы. Опыт, полученный в обувной отрасли, можно быстро масштабировать на широкую группу товаров легпрома, — сообщил Юсупов.
»

До начала пилота ЦРПТ провёл полноценные обследования производственных площадок ряда компаний, а также лабораторные тестирования возможных технологий и методов маркировки.[12]

2018

18 декабря 2018 г. выходит распоряжение правительства № 2828-р «О системе мониторинга движения лекарственных препаратов с использованием средств идентификации», согласно которому «Оператор-ЦРПТ» становится оператором системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения.

28 декабря 2018 г. на свет появляется распоряжение правительства № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», а 28 февраля 2019 г. выходит постановление правительства № 224 «Об утверждении правил маркировки табачной продукции средствами идентификации».

ГИС маркировки товаров в России окончательно получила юридический статус

26 декабря 2018 года стало известно, что в России окончательно создана правовая основа для создания государственной информационной системы (ГИС) для маркировки товаров и мониторинга их оборота. Это следует из изменений и поправок в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», принятого в трех чтениях в нижней палате Госдумы и одобренных Совфедом.

Единая система контроля позволит бороться с незаконным оборотом товаров, защитит от некачественных или фальсифицированных товаров. Документ, вступающий в силу с 1 января 2019 г., наделяет Правительство России полномочиями для определения порядка работы единой ГИС маркировки товаров.

Оператор ГИС маркировки также будет определяться Правительством. В процессе проведения предварительных экспериментов по маркировке различных групп товаров оператором ГИС выступала ФНС России.

Документ также определяет процесс создания, развития, ввода в эксплуатацию и эксплуатации ГИС маркировки в рамках государственно-частного партнерства за счет частного партнера, без привлечения средств федерального бюджета.

На декабрь 2018 года информационная система, в которой будут храниться данные о маркированных товарах, находится в стадии создания и тестовых испытаний. Оператором ГИС маркировки на безвозмездной основе является ООО «Оператор-ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий), созданное как совместный проект USM Holdings Алишера Усманова (50%), госкорпорации «Ростех» (25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).

В качестве приемлемых средств идентификации документ определяет коды маркировки в машиночитаемой форме, представленные в виде штрих-кода, радиочастотной метки (RFID) или другого средства автоматической идентификации. Код маркировки, в свою очередь, включает в себя последовательность символов кода идентификации и кода проверки.

Под кодом идентификации подразумевается уникальный номер экземпляра товара, код проверки является результатом криптографического преобразования id-кода (шифрования) при проверке с фискальным накопителем и/или других технических средств. Шифрование будет производиться программно-аппаратными средствами, одобренными федеральным органом исполнительной власти с соответствующим сертификатом.

Обеспечение централизованного формирования кодов проверки полностью возлагается на единого оператора ГИС маркировки.

Товары, подлежащие обязательной маркировке и внесению в ГИС маркировки, будут определяться принятым законом и рядом дополнительных нормативных актов. Помимо утверждения требований к маркировке и техническим средствам для ее нанесения и учета, документ также предписывает утверждение порядка изъятия и уничтожения изъятых из оборота немаркированных товаров.

Размер и порядок взимания платы за оказание услуг по нанесению маркировки, идентификации и мониторинга движения маркированных товаров будет установлен дополнительными нормативными актами. Для производителей товаров, подлежащих маркировке, доступ к информации об их товарах предоставляется бесплатно.

На участников оборота возлагается обязанность предоставления оператору данных об обороте товаров для включения этой информации в ГИС. Предоставляемые данные, в частности, должны включать сведения об участниках оборота маркированных товаров, информацию о самих товарах, данные об используемых в этом процессе технических средствах, все о нарушениях требований маркировки, выявленных пользователями, и другие данные, которые определит Правительство.

Полный доступ к данным ГИС с возможностью их обработки имеет только оператор. Доступ к информации в ГИС мониторинга обеспечивается оператором в порядке, определенном Правительством, при соблюдении законодательства о гостайне, коммерческой тайне и иных охраняемых законом тайнах.

Пользователям системы предоставляется ограниченный доступ к информации, без возможности внесения в нее изменений. В открытом доступе через интернет будут находиться данные ГИС, получившие статус общедоступных.

Отдельным пунктом также отмечается имеющаяся у оператора ГИС возможность обработки данных отдельного участника оборота маркированной продукции, без обезличивания такой информации. При условии обезличивания данных оператор ГИС может использовать данные для статистических и других исследовательских целей.

В связи с принятием закона о ГИС маркировки, корреспондирующие изменения также внесены в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (54-ФЗ).

В частности, закон о ГИС маркировки не распространяется на мониторинг движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до потребителя. Эта информация обрабатывается оператором ГИС мониторинга в соответствии с законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Правительство РФ получило полномочия осуществлять маркировку различных групп товаров с принятием 31 декабря 2017 г. поправок к закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В России проводится эксперимент по маркировке лекарственных средств и медикаментов, который был продлен до конца 2018 г. Штрих-код на упаковке считывается с помощью смартфона или специального сканера. Муниципальные аптеки оснащаются необходимой техникой за счет городских бюджетов, частным аптекам приходится закупать приборы самостоятельно.

Маркировка всех лекарственных препаратов в России должна стать обязательной с начала 2020 г.

Старт окончательному формированию Единой федеральной системы маркировки товаров был дан в феврале 2018 г. по итогам успешного завершения эксперимента с маркировкой шуб осуществляется на территории ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). Все участники пилота обязаны передавать тематические сведения в информационный ресурс маркировки, оператором которого является ФНС России.

С 1 июня 2018 г. по 30 июня 2019 г. в России также проводится эксперимент по маркировке обувных товаров в целях борьбы с их нелегальным оборотом. Соответствующее постановление правительства №620 было принято 30 мая 2018 г. Маркировка обуви даст возможность отследить и пресечь случаи нелегального производства, ввоза и реализации обувных товаров. Это в свою очередь приведет к тому, что с товаров будут уплачиваться все налоги и таможенные пошлины, поясняется на сайте правительства. Предполагается, что маркировка обуви станет обязательной с 1 июля 2019 г.

28 апреля 2018 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства №792-р, которое утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в России с целью борьбы с их нелегальным оборотом.

Всего в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, вошло десять групп товаров. Помимо обуви, в список товаров вошли табачные изделия, для которых маркировка станет обязательной с 1 марта 2019 г., а также духи и туалетная вода, резиновые шины и покрышки, предметы одежды из кожи, женские блузки, мужские и женские пальто и куртки, различные виды белья и фототехника, для которых маркировка станет обязательной с 1 декабря 2019 г[13].

Маркировка и прослеживаемость позволят сократить долю теневой экономики на 50-60%

Председатель Совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин, выступая в сентябре 2018 года на одном из крупнейших бизнес-форумов, рассказал о национальной системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» – первом в России проекте государственно-частного партнерства в информационных технологиях – и о том, как масштабные ИТ-проекты стимулируют развитие экономики[14].

«От аналитики о людях и внешней среде мы переходим к новой ступени – аналитике о товарах. Через платформу достоверной информации о движении товаров "Честный знак" мы делаем всю экономику видимой. Законодательная "свобода" оборота данных напрямую позволит добиться единократного прироста ВВП до 1,5% за счет повышения потребления новых продуктов и сервисов и роста экспортного потенциала», – отметил Михаил Дубин
.

Маркировка и прослеживаемость позволят сократить долю теневой экономики на 50-60%, увеличить собираемость акцизов на 20-40% за 1-2 года, углубить интеграцию в границах ЕАЭС, а также повысить эффективность государства и бизнеса. Благодаря внедрению системы издержки на логистику, запасы, обмен и возврат товаров будут сокращены на 6-7%.

ГЧП по маркировке и прослеживаемости выгодно для государства и бизнеса. Частный партнер ЦРПТ берет на себя все коммерческие риски и готов инвестировать в систему более 200 млрд руб. в течение 15 лет. Главный вклад государства в проект – устранение регуляторного риска в новой отрасли. Суммарный эффект от внедрения маркировки более 10 товарных групп составит более 1 трлн руб.

Доступность данных – ключевое условие для достижения заявленных эффектов. Этот фактор необходим не только для развития системы маркировки, но и для создания новых технологий, продуктов и сервисов. Они в свою очередь приведут к появлению новых бизнесов, повысят производительность труда и создадут лучшее качество жизни для граждан. Кроме того, доступные данные дадут импульс к росту конкурентоспособности России в мире. По оценкам Еврокомиссии, нереализованный потенциал роста цифровой экономики сейчас составляет 450 млрд евро. Законодательная «свобода» оборота данных напрямую позволит добиться прироста ВВП до 1,5% за счет повышения потребления новых продуктов и сервисов и роста экспортного потенциала. Страны с наибольшей доступностью информации уже добились существенного отрыва в развитии отрасли. Так, например, по материалам международной исследовательской и консалтинговой компании International Data Corporation (IDC), мировой рынок аналитики больших данных, оцениваемый в 166 млрд долларов, делится следующим образом: на США приходится 53%, на Западную Европу – 21%, на Азию – 14%, на остальные страны – 11%. Объем рынка РФ составляет всего лишь 0,03% или 40 млн долларов.

Проект цифровой маркировки создает возможности для роста других рынков. За счет появления сервисов на основе больших данных появится достоверная аналитика о продажах, произойдет переход на «Индустрию 4.0», то есть производство под потребности. Использование ЭДО поможет оптимизировать логистику, с помощью финансовых технологий будет усовершенствован факторинг, B2B2C-сервисы позволят наладить коммуникацию с потребителями. Автоматизация отраслей в целом даст толчок к появлению новых продуктов – например, электронного рецепта для фармы.

В ближайшее время система «Честный знак» охватит табачную продукцию, духи, шины и покрышки, изделия легкой промышленности, обувь, фотокамеры и фотовспышки, лекарства, изделия из меха, готовую молочную продукцию и т.д. Обязательная маркировка этих товаров начинается в 2019 г.

Расходы на создание системы маркировки товаров в России оценили в 205,7 млрд рублей

В августе 2018 года стало известно о расходах на создание в России ИТ-системы для маркировки товаров — более 200 млрд рублей. Оператором системы станет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на осведомленные источники, расходы на создание системы оцениваются в 205,7 млрд рублей за 15 лет. 68 млрд рублей из это суммы придется капитальные затраты, а 137,7 млрд рублей составят операционные расходы. При этом инвестор планирует выйти на окупаемость за семь лет (при доходности 16%).

Инвестор вложит в создание единой системы цифровой маркировки 205 млрд руб. и планирует заработать на потребителях и производителях товаров

Больше всего инвестиций пойдет на закупку оборудования для регистрации выпуска маркируемых товаров. Такую аппаратуру выпускает «Трекмарк» — предприятие ЦРПТ, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и швейцарской SICPA. Бесплатно такие регистраторы получат производители товаров, которые ждет маркировка, медучреждения и аптеки.

О государственных вложениях речь не идет. Ожидается, что средства инвесторов окупятся за счет прибыли, которую дадут услуги по маркировке. Так, ЦРПТ собирается брать за услуги по 0,5 рубля без учета НДС за каждую единицу маркированного товара.

Исключением станут жизненно необходимые лекарства дешевле 20 рублей — их ЦРПТ промаркирует бесплатно. Кроме того, в будущем компания собирается зарабатывать на продаже аналитики, пишет газета.

Как рассказал газете представитель Минпромторга, частный партнер возьмет на себя все расходы и риски создания системы, а государство обеспечит своевременное принятие всех документов. Он добавил, что министерство направило в правительство основные условия соглашения.

Проект маркировки стартовал в 2016 году с меховых изделий. Их и лекарства маркирует ФНС, алкоголь — система ЕГАИС, табак и обувь — ЦРПТ. Но до 2024 года под контроль ЦРПТ перейдут все группы товаров.[15]

Вице-премьер по цифровой экономике Максим Акимов станет куратором проектов маркировки товаров

15 июня гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву назначить вице-премьера Максима Акимова координатором проектов маркировки товаров. Замруководителя аппарата правительства Валерий Сидоренко поддержал кандидатуру, а 4 июля согласие дал и Медведев, сообщили «Ведомости»[16] со ссылкой на копии письма и распоряжений премьер-министра.

Максим Акимов будет курировать проекты маркировки товаров

«Ростех» – совладелец оператора маркировки товаров, Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Проект стартовал еще в 2016 г., когда специальные цифровые метки стали наноситься на меховые изделия.

Идею бороться с контрафактом с помощью маркировки товаров продвигал бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов. После его ухода из правительства в мае 2018 года встал вопрос, кто дальше будет курировать эту тему. Всерьез обсуждалась кандидатура первого вице-премьера – министра финансов Антона Силуанова, но от идеи пришлось отказаться из-за слишком большой его загруженности. Рассматривали еще и вице-премьера Дмитрия Козака, но «Ростех» боялся, что при Козаке у него могут появиться конкуренты среди операторов маркировки, сообщил собеседник «Ведомостей».

Медведев давно решил, что куратором маркировки товаров будет вице-премьер, отвечающий за цифровую экономику, заявила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. Решение было принято независимо от писем «Ростеха», добавила она. Это делается не только для обеспечения технологического единства системы маркировки, главное – сама система будет собирать и генерировать огромное число ценных и чувствительных данных. Нужно, чтобы эти данные служили общественным, а не частным интересам и чтобы их никто не мог приватизировать, заключила Тимакова. Это позиция и Акимова, сообщил его знакомый.

Акимов был против концентрации всех товаров в руках одного оператора, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Участвовать в проекте хотел и Сбербанк – в начале июня его президент Герман Греф в письме предложил Козаку задействовать облачный сервис Сбербанка «Корус каталог» при формировании каталога маркируемых товаров и допустил создание совместного предприятия с «Ростехом» в этой сфере.

В конце июня состоялось совещание у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, где окончательно решили, что оператор один – ЦРПТ, отметили два федеральных чиновника. В начале июля Мантуров объявил об этом решении в интервью ТАСС Информационное агентство России. Представитель Сбербанка отказался от комментариев. Источник, близкий к Сбербанку, добавил, что официальный отказ банк не получал и история еще не закончена.

Лекарства и меховые изделия уже готовятся к передаче ЦРПТ, указывает в письме Чемезов. В III квартале 2018 г. будет запущен пилотный проект по прослеживаемости табачной продукции для стран ЕАЭС. Ведется подготовка к запуску в 2018 г. пилотных проектов по товарам легкой промышленности, молочной и пищевой продукции, перечисляет он.

С 2019 г. начнут маркировать еще больше товаров – от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. Промежуточные результаты эксперимента по маркировке показывают, что проекту необходим «единый центр координации и принятия оперативных решений на уровне правительства», пишет Чемезов.

Чемезов прав – странно, что каждую сферу и каждый вопрос покрывает свой куратор, нужен один человек, который будет представлять интересы всех, сообщил в разговоре с «Ведомостями» человек, близкий к структуре «Ростеха». Логично, что этим займется профильный вице-премьер, отметил участник дискуссии.

Чемезов – один из девяти самых влиятельных людей в стране и у «Ростеха» большие бизнес-интересы в маркировке, напомнил политолог Евгений Минченко: «Нет ничего удивительного, что Чемезов сам направил письмо с предложением куратора». Акимов – самая логичная кандидатура на этот пост, это его сфера деятельности по распределению обязанностей между вице-премьерами, отметил политолог. Акимов курирует нацпрограмму «Цифровая экономика», нацпроект по созданию безопасных и качественных автодорог, цифровизацию госуправления. Также в его сфере ответственности транспорт, связь, инновации, недвижимость и интеллектуальная собственность.

Акимов хорошо чувствует бизнес, заявил его бывший коллега. Например, в бытность заместителем губернатора Калужской области Акимов организовал железнодорожные перевозки на экспорт в Китай через хаб в регионе. Этой темой он занимался от начала до конца: придумал, организовал, довел проект до начала поставок, отметил собеседник «Ведомостей».

Акимову придется решать много проблем, сообщил сотрудник крупной фармацевтической компании. Многие производители выступают против маркировки, опасаясь, что это приведет к росту цен. Так, систему критиковали члены Союза российских пивоваров, объединяющего крупные компании, на которые приходится более 70% продаж. Установка оборудования для маркировки на одной производственной линии, по предварительным подсчетам, обойдется в $1 млн, подсчитывала пивоваренная компания AB InBev Efes. Нужно проследить, чтобы проект работал, но и нагрузка на бизнес не была слишком большой, заключил сотрудник фармацевтической компании.

Акимов – эталонный молодой технократ, ставящий во главу угла эффективность, считает Минченко:

«
Он вполне вменяемый человек, с которым могут вести дела как частный, так и государственный бизнес.
»

2017: План разработки в РФ ИТ-системы тотального контроля товарооборота

В ноябре 2017 года стало известно о возможной разработке в России системы сплошной прослеживаемости товарооборота, которая позволит контролировать любые товарные операции бизнеса вместе с розничными продажами и налогообложением, передает газета «Коммерсантъ»

По итогам состоявшегося 10 ноября совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева пяти ведомствам (Минпромторгу, Минфину, Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе безопасности) даны поручения разработать и представить «проекты концепции по созданию в РФ системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками». Срок исполнения поручения обозначен 10 февраля 2018 года.

Медведев поручил создать ИТ-систему для тотального контроля товарооборота

Речь идет о подготовке законодательной и концептуальной базы для одного из самых масштабных проектов контроля за товарными рынками в истории страны — системы сплошной маркировки товаров идентификационными знаками до 2024 года и «мероприятия по переходу на систему прослеживаемости движения всех групп товаров на территории РФ». Подобные проекты уже существуют в отношении лекарств, меховых и табачных изделий.

Прозрачность товарооборота позволит анализировать большую часть товарных сделок в режиме реального времени, вынудит предпринимателей инвестировать в автоматизацию и цифровизацию своих компаний. Подобные расходы, возможно, окажутся по силам только крупному бизнесу.

Часть предпринимателей будут вынуждены прекратить экономическую деятельность или полностью уйти в тень. Более крупным игрокам, наоборот, скорее всего, будет выгоднее полностью обелить продажи. По данным Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров на 2016 год, теневой сектор экономики в России составлял 39% ВВП.

Стоимость проекта, направленного на тотальное отслеживание товарооборота в России, не сообщается.[17]

2016

RFID Bookos интегрировано в систему «Маркировка» ФНС РФ

Оборудование российского производителя систем радиочастотной идентификации (RFID) «РСТ-Инвент» интегрировано в систему для учета меховых изделий «Маркировка» Федеральной налоговой службы.

RFID-считыватель Bookos 2.0 FE от «РСТ-Инвент» предназначен для работы с меховыми изделиями, помеченными контрольными идентификационными знаками (КиЗ) и полностью совместим с программным обеспечением ФНС. Bookos 2.0 FE соответствует всем требованиям, предъявляемым налоговой службой к RFID-оборудованию для проверки, индивидуализации и считывания КиЗ.

Основная статья Bookos (RFID)

Контракт с «УСП Компьюлинк» на 650 млн рублей

В марте 2016 года ФНС заключила контракт с «УСП Компьюлинк» объемом 649,3 млн рублей на поставку оборудования, ПО и выполнение работ по созданию программно-аппаратного комплекса промышленного контура информационных систем маркировки товаров.

Контракт на 139 млн руб с «ЦентрИнформ» на разработку ПО национального компонента России

В феврале 2016 года ФНС подписала контракт с ФГУП «ЦентрИнформ» на сумму 138,5 млн рублей на разработку ПО национального компонента информационной системы маркировки товаров в России.

"Инлайн технолоджис" получает 472 млн руб на поставку оборудования и разработку ПО системы маркировки в странах ЕАЭС

В январе 2016 года ФНС заключила контракт с «Инлайн технолоджис» на сумму 472,6 млн рублей на поставку оборудования, ПО и выполнение работ по созданию программно-аппаратного комплекса центральной учетной системы информационной системы маркировки товаров в государствах-членах Таможенного союза (этап №1).

Система маркировки товаров легкой промышленности создается для контроля их оборота и обеспечения легальности ввоза и производства на территориях государств–членов Евразийского экономического союза. Основной целью создания маркировки товаров является уменьшение доли нелегально ввезенных или произведенных товаров, увеличение поступлений в бюджет от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Оператором национального компонента России системы маркировки товаров является ФНС.

По состоянию на август 2016 года ФНС заключила госконтракты на общую сумму более 1,28 млрд рублей на поставку продуктов и выполнение работ, связанных с созданием системы.

Система базируется на технологии маркировки контрольными идентификационными знаками с радиочастотными метками (RFID-метки, от английского Radio Frequency IDentification - радиочастотная идентификация). В марку, оснащенную радиочастотной меткой, заносятся сведения о товаре, после чего с помощью «облачных» технологий информация передается в систему ФНС России «Маркировка».

У каждой радиочастотной метки есть свой уникальный номер, что исключает возможность подделки, утверждают в ФНС[18]. Кроме того, у бизнеса не будет доступа к хранилищу данных, поэтому подменить информацию невозможно.

В свою очередь, покупатели меховых изделий смогут проверить легальность товара с помощью своих смартфонов, используя приложения, позволяющие при помощи QR-кода марки получить информацию о товаре: страна происхождения, вид меха, производитель и так далее.

Схема российского компонента в информационной системе маркировки товаров

Примечания

  1. Чемезов пролоббировал назначение куратора проекта маркировки товаров
  2. Мантуров заявил, что поступления налогов в бюджет от маркировки достигли 471 млрд рублей
  3. Правительство утвердило показатели оценки эффективности работы органов власти с системой цифровой маркировки медизделий
  4. В рознице заработает механизм автоматического запрета продаж нелегальных и просроченных товаров, подлежащих маркировке
  5. Перечень поручений по результатам проверки исполнения положений законодательства и решений Президента, направленных на создание национальной системы управления качеством пищевой продукции на основе внедрения комплексного механизма ее прослеживаемости
  6. Минфин РФ разработал программу финансирования программно-аппаратных комплексов для цифровой маркировки товаров
  7. Госдума ввела уголовное наказание за поддельные средства маркировки
  8. Совещание с членами Правительства
  9. РАЭК обратилась к премьер-министру с просьбой о переносе сроков введения обязательной маркировки
  10. Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками
  11. Принято решение о проведении эксперимента по маркировке велосипедов и велосипедных рам
  12. Правительство определило даты эксперимента по маркировке одежды
  13. Власти узаконили ИТ-систему маркировки товаров
  14. [CNews: http://www.cnews.ru/news/line/2018-09-13_tsrpt_legalnyj_oborot_bolshih_dannyh_v_rossii]
  15. Усманов и партнеры готовы потратить 200 млрд рублей на систему маркировки товаров
  16. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/07/17/775664-chemezov-prolobbiroval
  17. Игра только белыми
  18. Глава ФНС России Михаил Мишустин продемонстрировал участникам Евразийского межправительственного совета систему маркировки товаров в РФ