Аэрофлот
С 1923 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
Топ-менеджеры:
Александровский Сергей
Крылов Сергей Анатольевич
Собственники:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
ВТБ Капитал - 10,27%
Министерство финансов РФ
Ростех (госкорпорация) - 3,5%
Персоны (69) работают сейчас - 41 работали ранее - 28
Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.ФИО | Город | Должность |
---|---|---|
Александровский Сергей | Москва | Генеральный директор |
Ахмедова Мария Павловна | Москва | Ведущий инженер |
Ахмяров Артем Мансурович | Москва | Начальник УИТ |
Белов Алексей Юрьевич | Москва | Директор департамента |
Бондаренко Светлана Николаевна | Москва | Директор по развитию направления ECM (СЭД) |
Волков Станислав Леонидович | Москва | Ведущий экперт |
Гавриленко Антон Андреевич | Москва | Руководитель проектов |
Девятов Андрей Алексеевич | Москва | Ведущий инженер |
Денисов Андрей Валентинович | Москва | Начальник УИТ |
Запорожец Владимир Александрович | Директор направления |
Продукты (3)
Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.Цифровой паспорт (79 проектов)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Активы | Конечные собственники |
+ Аэрофлот |
Активы
2022
На начало 2022 года у «Аэрофлота» в эксплуатации находилось 243 самолёта.
2017
По информации на сентябрь 2017 года в России авиакомпания имела 6 филиалов: в Санкт-Петербурге, Сочи, Магадане и Красноярске, Калининграде и Владивостоке. Приоритетное значение придает развитию внутреннего рынка, прежде всего присутствию в Сибири и на Дальнем Востоке.
2010
- Базируется в аэропорту «Шереметьево». Осуществляет собственные рейсы в 97 пунктов 46 стран (в России - 28 пунктов).
- Являясь крупнейшей авиакомпанией России, Аэрофлот контролирует более 42% российского рынка регулярных международных перевозок и около 13,7% рынка на внутренних направлениях (с учётом дочерних авиакомпаний - примерно 20%).
- Аэрофлот постоянно увеличивает и совершенствует свой парк воздушных судов, а также построил собственный современный аэропортовый терминал в Москве. Терминал D («Шереметьево-3») открылся 15 ноября 2009 года, начался перевод туда рейсов из других терминалов аэропорта. Имея пропускную способность 12 млн. пассажиров в год, он будет обслуживать рейсы Аэрофлота, а также рейсы его партнёров по альянсу SkyTeam.
Инциденты с самолётами
Показатели деятельности
2023
Рост чистого убытка в 2 раза до 29,46 млрд рублей
По итогам 2023 года «Аэрофлот» выручил 497,51 млрд рублей, что на 49,5% больше, чем годом ранее. Чистый убыток группы за это время вырос более чем вдвое — с 14,31 млрд до 29,46 млрд рублей. Такие результаты по РСБУ авиакомпания обнародовала 12 февраля 2024 года.
Существенный рост выручки в 2023 году перевозчик связал с расширением программы полётов, увеличением занятости пассажирских кресел и восстановлением доходных ставок после их снижения в 2022 году.
Из отчета «Аэрофлота» следует, что без учета курсовых переоценок компания в 2023 году получила скорректированную чистую прибыль в размере 50,5 млрд рублей против 40,4 млрд рублей скорректированного убытка за предыдущий год.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
Убыток от прочей деятельности компании в 2023 году превысил 21 млрд рублей по сравнению с прибылью 58,2 млрд рублей в 2022-м. Снижение результата обусловлено в основном негативной динамикой курса иностранных валют, что привело к значительным расходам в виде отрицательной курсовой разницы, которая составила 99,9 млрд рублей, пояснили в пресс-службе «Аэрофлота». Там напомнили, что основным фактором начисления отрицательных курсовых разниц является необходимость переоценки валютных обязательств компании в соответствии со стандартом ФСБУ 25/2018.
Себестоимость продаж «Аэрофлота» в 2023 году составила 490 млрд рублей, увеличившись на 28,1%, что ниже темпов роста выручки. Факторы роста расходов — увеличение производственной программы, рост цен на закупаемые продукты и услуги. Например, авиакеросин подорожал на 39,8 млрд рублей. При этом 65,5% роста приходится на увеличение объемов закупки керосина для расширения программы перевозок, а 34,5% — на ценовой фактор. Еще один фактор роста расходов — затраты на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов из-за высоких стандартов по обеспечению безопасности полетов. Эти расходы в 2023 году составили 33 млрд рублей.[1]
Рост числа перевозок пассажиров на 16,3% до 47,3 млн человек
В 2023 году рейсами «Аэрофлота» было перевезено 47,3 млн пассажиров, что на 16,3% больше, чем годом ранее, а также на 3,3% превосходит показатель 2021 года. Свои годовые операционные результаты российский авиаперевозчик раскрыл 17 января 2024 года.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы «Аэрофлота», в 2023 году на внутренних линиях компании перевезено 37,7 млн пассажиров, на 6,8% больше, чем в 2022 году, и сопоставимо с 2021 годом.
На международных линиях перевозки достигли 9,6 млн пассажиров, на 4,2 млн и 1,1 млн пассажиров больше, чем в 2022 и 2021 гг. соответственно. Пассажирооборот (произведение количества пассажиров на расстояние перевозок) вырос на 25,4% по сравнению с 2022 годом, в том числе на 33,6% по авиакомпании «Аэрофлот».
Занятость пассажирских кресел в 2023-м увеличилась на 3,9 п.п. по сравнению с 2022 годом и составила 87,5%, что является наивысшим годовым результатом группы. На внутренних линиях показатель составил 90,0%, увеличившись на 4,1 п.п.
В декабре 2023 года пассажиропоток группы составил 3,7 млн человек (+22,3% к декабрю 2022-го), из них авиакомпания «Аэрофлот» перевезла 2,1 млн (+37,3%). Пассажирооборот у группы вырос на 32%, у «Аэрофлота» — на 39,6%. Несмотря на низкий сезон занятость кресел достигла рекордно высокого уровня — 84,2% (+2,3 п. п.). У авиакомпании «Победа» загрузка составила 92,4%.
Нам удалось в значительной мере стабилизировать бизнес, обеспечить непрерывность операционной деятельности и основных производственных процессов, включая эксплуатацию и техническое обслуживание воздушных судов. Мы смогли восстановить показатели перевозок на внутренних линиях, запустили более 70 международных линий и определили для себя новые цели и ориентиры, которые легли в основу долгосрочной стратегии развития до 2030 года, — заявил Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот».[2] |
2022
Снижение пассажиропотока до 20,5 млн человек
В 2022 году «Аэрофлот» перевез 20,5 млн пассажиров, что меньше показателя годичной давности в 21,4 млн. Об этом авиакомпания сообщила в конце января 2023 года.
По данным перевозчика, в 2022 году его пассажирооборот составил 56,5 млрд пассажирокилометров (+9,5% к 2021 году), занятость кресел достигла 81% (+6,7 процентного пункта). Перевозка пассажиров на рейсах внутри России увеличилась на 7,6% и достигла 16,7 млн человек. Пассажирооборот на внутренних линиях вырос на 30,3% до 41,8 млрд пассажиро-километров (+30,3%), а процент занятости кресел достиг 83,7%, что на 4,7 п.п. выше, чем годом ранее.
Общий объем перевозок авиакомпаний группы «Аэрофлот» в 2022 составил 40,7 млн человек против 45,6 млн годом ранее. Пассажирооборот группы в 2022 году составил 98,4 млрд пассажиро-километров (-1,7%), занятость кресел - 83,6% (+3,3 п.п.).
Операционные результаты 2022 года и их динамику относительно прошлых периодов необходимо рассматривать в контексте влияния на них факторов внешней среды — внешнеполитической обстановки и ограничений на полеты. После введенных ограничений основным фокусом стала нормализация операционной деятельности, группа активно восстанавливала пассажиропоток на внутренних, а также на доступных международных направлениях, — говорится в сообщении «Аэрофлота». |
В 2022 году издание РБК отмечало, что за последние пять лет у группы уже было падение пассажиропотока: на 50% по итогам 2020 года из-за локдаунов в пандемию COVID-19. К 2022 году на фоне жестких международных санкций против российской авиаотрасли сокращение пассажиропотока в разы меньше. По итогам первой половины 2022 года он снизился на 7,4%, до 17,2 млн человек, во втором квартале — на 22,4%, до 8,7 млн.[3]
Снижение объёма международных перевозок после начала спецоперации России на Украине
В марте 2022 г число пассажиров компании на международных рейсах сократилось до 189 тыс человек.
2021
Снижение убытков в 3,6 раза, до 34,46 млрд рублей
«Аэрофлот» по итогам работы в 2021 году зарегистрировал чистый убыток в размере 34,46 млрд рублей, что в 3,6 раза меньше денежных потерь годичной давности. Такие данные российская авиакомпания обнародовала в начале марта 2022 года.
Выручка «Аэрофлота» в 2021 году оказалась равной 491,73 млрд рублей, увеличившись в 1,6 раза относительно 2020-го. Показатель EBITDA вырос в 4,3 раза и достиг 116,54 млрд рублей.
В отчетности авиаперевозчика также сообщается, что выручка от регулярных пассажирских перевозок в 2021 году повысилась на 76,4% по сравнению с 2020-м и составила 398,22 млрд рублей, что связано с восстановлением пассажиропотока и ростом процента занятости кресел на 6,7 п.п., до 80,3%.
Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 28,5%, до 34,41 млрд рублей на фоне роста объема перевозок груза и почты на 23,5%. Прочая выручка увеличилась на 8,9%, до 34,51 млрд рублей.
Операционные расходы за 2021 год увеличились на 26% по сравнению с 2020-м и составили 496,75 млрд рублей, что обусловлено восстановлением объемов операционной деятельности – выставленные емкости увеличились на 35%.
Расходы на авиационное топливо увеличились на 67,5% и составили 129,75 млрд рублей на фоне роста цен на топливо, а также объема перевозок и налета часов. Средняя цена на топливо за 12 месяцев 2021 года выросла на 21,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го.[4]
По словам эксперта «БКС Мир инвестиций» Дмитрия Пучкарева, финансовые результаты «Аэрофлота» в 2021 году можно назвать неплохими относительно 2020-го, однако к марту 2022 года их значение для восприятия инвесторами компании невелико. На первый план выходят санкционные риски, а также связанные с ними эффекты, которые могут нанести ощутимый урон компании в будущем.
Увеличение объема перевозок на 56%, до 45,8 млн человек
«Аэрофлот» в 2021 году увеличил объемы пассажирских перевозок на 56% относительно 2020-го - до 45,8 млн человек. Такие данные российская авиакомпания обнародовала в конце января 2022 года.
В сравнении с 2019 годом, когда еще не было пандемии коронавируса COVID-19, из-за которой авиаперелетов сначала стало сильно меньше, перевозки «Аэрофлота» в 2021-м выросли на 22,4%. На внутренних линиях в 2021 году перевезено 37,3 млн пассажиров (+59% к 2020 году, +15% к 2019-му), на международных — 8,5 млн (+43%, -68% соответственно).
Как отмечает пресс-служба авиаперевозчика, пандемия продолжила влиять на операционные результаты, однако показатели начинают восстанавливаться. Перевозки на внутренних линиях уже во втором квартале 2021 года превысили уровень 2019 года и превышали аналогичные показатели 2019-го в течение оставшейся части года. Международное авиасообщение оставалось существенно ограниченным, однако и в этом сегменте наблюдалось постепенное восстановление операций: к концу 2021 года было восстановлено уже порядка половины пассажиропотока, говорится в сообщении компании.
В данных «Аэрофлота» уточняется, что за 2021 год головной перевозчик группы увеличил перевозки на 47,1%, до 21,4 млн пассажиров. «Победа» увеличила перевозки за год на 58,8%, до 14,43 млн пассажиров, «Россия» - на 74,5%, до 9,96 млн пассажиров. С учетом результатов авиакомпании «Аврора» в 2020 году, перевозки группы «Аэрофлот» в 2021 году повысились на 51,9%, до 45,81 млн пассажиров.
В декабре 2021 года группа ввела в эксплуатацию пять самолетов SSJ100 (авиакомпания «Россия»). Авиакомпания «Аэрофлот» вывела из парка один Airbus А330-200 и передала один SSJ100 «России». На конец года парк группы насчитывал 356 воздушных судов.[5]
2020
Рост долга в 5,5 раз до 88,9 млрд руб
Чтобы закрыть «дыру» от спада продаж во время пандемии коронавируса, «Аэрофлот» привлек 80 млрд рублей от допэмиссии акции, 22,4 млрд рублей краткосрочных кредитов и 50,5 млрд рублей - долгосрочных. В результате финансовый долг компании за год вырос в 5,5 раз - с 15,8 до 88,9 млрд рублей.
Резкий рост долга (включая как кредиты, так и обязательства по аренде) привел к тому, что балансовая стоимость «Аэрофлота» стала отрицательной. На 31 декабря 2020 года обязательства компании превысили ее активы на 115,346 млрд рублей.
Уменьшение выручки на 58,4%, до 229,77 млрд рублей
В 2020 году выручка «Аэрофлота» по международным стандартам финансовой отчетности составила 229,77 млрд рублей, что на 58,4% меньше, чем годом ранее. Чистый убыток достиг 96,53 млрд рублей, тогда как в 2019 году имела место чистая прибыль в 5,29 млрд рублей.
Ухудшение финансовых показателей «Аэрофлота» связано с пандемией коронавируса COVID-19, из-за которой сильно уменьшилось количество международных авиарейсов и были введены ограничительные меры в регионы, приведшие к падению спроса на перелёты внутри России. В связи с этим пассажиропоток «Аэрофлота» в 2020 году сократился на 61%, что само по себе привело к снижению части расходов:
- от операций по соглашениям код-шеринга — на 43%, до 58,2 млрд рублей,
- на авиационное топливо — на 63,8%, до 46,6 млрд рублей,
- на наземное обслуживание в аэропортах — на 53,1%, до 16,5 млрд рублей,
- на питание пассажиров на борту — на 64,8%, до 7,4 млрд рублей.
В результате оптимизационных мер компании удалось обеспечить совокупное сокращение управленческих и коммерческих расходов на 37,2% (данные статьи расходов включают расходы на оплату труда управленческого персонала, общехозяйственные, консультационные, маркетинговые расходы, а также затраты на системы бронирования).
В «Аэрофлоте» отметили, что оптимизационные инициативы, привлечение дополнительного капитала, меры государственной поддержки позволили обеспечить сохранение квалифицированного персонала и производственной базы компании, а также обеспечить высокий уровень безопасности полетов в крайне сложной ситуации пандемии.
Благодаря оптимизационным инициативам и постепенному восстановлению емкостей компании в строгой увязке со спросом и экономическим эффектом во втором полугодии 2020 года, удалось обеспечить дополнительные доходы, в частности от грузовых перевозок, избежать неоптимальных затрат и таким образом частично сдержать негативное влияние кризисных явлений на финансовый результат года, отмечается в сообщении перевозчика.[6]
Цифровизация
Развитию информационных систем в "Аэрофлоте" посвящена отдельная статья.
История компании
2022
Выкуп 10 самолетов Boeing 777 у ирландской лизинговой компании
В декабре 2022 г стало известно, что "Аэрофлот" выкупил 10 самолетов Boeing 777 у ирландской лизинговой компании.
Увеличение госдоли с 57,34% до 73,77%
13 июля 2022 года стало известно об увеличении доли государства в «Аэрофлоте» сразу более чем на 16 процентных пунктов - с 57,34% до 73,77%. Это акции, которые Россия получит в лице Минфина и Росимущества. Они подали совместную заявку на приобретение более 1,5 млрд акций авиакомпании за 52,5 млрд рублей по цене размещения в 34,29 рубля.
Количество и доля голосов в процентах, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, право распоряжаться которым лицо получило после наступления соответствующего основания: 2 932 903 561 голос (73,77%),— приводит Центр раскрытия корпоративной информации выдержку из сообщения «Аэрофлота». |
В компании добавили, что привлекаемые от государства средства помогут «полностью покрыть потребность группы в рамках реструктуризации задолженности по аккредитивам».
Стоимость размещения была утверждена советом директоров «Аэрофлота» 4 мая 2022, а акционерами — спустя примерно месяц (7 июня). К 13 июля 2022 года акции «Аэрофлота» на Мосбирже стоят примерно 27 рублей (по состоянию на 15:40 мск): то есть на 7,29 рубля (21,26%) дешевле, чем при дополнительной эмиссии. В пересчете на текущую биржевую цену государство заплатило бы за тот же объем акций на 11,16 млрд рублей меньше.
8 июля «Аэрофлот» начал размещение допэмиссии 5 424 308 073 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль. Бумаги размещаются по открытой подписке по цене 34,29 рубля. Таким образом, в случае полного размещения «Аэрофлот» мог бы привлечь в капитал примерно 186 млрд рублей.
В настоящий момент продолжается процесс реализации преимущественного права, о его ходе и завершении эмиссии и итоговом размере привлеченных средств будет сообщено дополнительно, — сообщили 13 июля 2022 года в компании. [7] |
Экс-замгендиректору «Аэрофлота» дали 7 лет колонии за кражу 250 млн рублей
6 июля 2022 года Гагаринский суд Москвы приговорил Владимира Александрова к семи годам лишения свободы. Он был признан виновным по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Также бывшему заместителю генерального директора «Аэрофлота» назначили штраф в размере 900 тыс. рублей. Подробнее здесь.
Шри-Ланка нарушает обещание и задерживает самолёт компании
03 июня 2022 г самолёту «Аэрофлота» Airbus A330 запретили покидать Шри-Ланку. Самолет принадлежит ирландской компании Celestial Aviation Trading Limited, был зарегистрирован на Бермудских островах и имел двойную регистрацию. Власти Шри-Ланки дали гарантии, что они не будут задерживать самолеты, но не сдержали обещание, поддавшись на давление стран, которые ввели санкции против России на фоне спецоперации ВС РФ на Украине.
Членство "Аэрофлота" в альянсе SkyTeam приостановлено
Членство "Аэрофлота" в альянсе SkyTeam приостановлено в апреле 2022 г. Приложение удалили из Play Market.
Отказ Airbus поставлять оплаченные самолёты и возвращать деньги "Аэрофлоту" на фоне спецоперации России на Украине
В апреле 2022 г европейский авиастроительный концерн Airbus отказался поставлять "Аэрофлоту" два самолета A350, проданных в конце 2021 года, но не переданных российской авиакомпании. Деньги, полученные за самолеты, из-за санкций ЕС также не будут возвращены.
Сергей Александровский назначен гендиректором компании
В апреле 2022 г Сергея Александровского утвердили на должность гендиректора «Аэрофлота». До сих пор Александровский был исполняющим обязанности гендиректора компании.
Совет директоров «Аэрофлота» также официально прекратил полномочия Михаила Полубояринова на этом посту. "Не смог он работать в стрессовых условиях", заявил министр транспорта России Виталий Савельев на фоне спецоперации ВС РФ на Украине.
Согласно правительственным директивам представителям государства в совете директоров авиакомпании, подписанными 5 апреля 2022 г первым вице-премьером Андреем Белоусовым, срок полномочий Сергея Александровского составляет три месяца. Потом с ним будет заключён контракт на пять лет.
2021: 8-е место по закупкам авиатоплива в России
2020
Продажа 51-процентной доли авиаперевозчика «Авроры» правительству Сахалинской области
3 декабря 2020 года стало известно о продаже 51-процентной доли «Авроры», принадлежащей «Аэрофлоту», за символическую сумму. Крупнейший авиаперевозчик Дальнего Востока переходит правительству Сахалинской области, который становится единственным владельцем компании. Подробнее здесь.
Михаил Полубояринов сменяет Виталия Савельева на посту гендиректора
18 ноября 2020 г первый вице-премьер Андрей Белоусов подписал директиву о назначении Михаила Полубояринова на пост гендиректора «Аэрофлота» (государство контролирует 57,34% компании).
За неделю до этого президент Владимир Путин назначил Виталия Савельева, который руководил «Аэрофлотом» с 2009 года, министром транспорта. Теперь он должен быть избран председателем совета директоров авиакомпании, об этом Белоусов подписал еще одну директиву.
Кандидатура Полубояринова неоднократно рассматривалась на пост гендиректора. Смена могла состояться весной 2020 года, когда обсуждался вариант перехода Савельева на место Евгения Дитриха, а Полубояринова — на пост главы «Аэрофлота», рассказывал источник РБК, знакомый с одним из претендентов на пост нового министра. Но из-за сложной ситуации, вызванной пандемией COVID-19, этот вопрос отложили, сообщил собеседник РБК[8]. 24 марта Полубояринов был назначен главой Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).
В итоге, Дитрих был отправлен в отставку только 9 ноября. Теперь правительство рекомендовало его на пост гендиректора ГТЛК, сообщила пресс-служба Белого дома.
У сотрудников «Аэрофлота» отобрали американские визы за контрабанду гаджетов в Россию на $50 млн
19 октября 2020 года прокуратура Восточного округа Нью-Йорка сообщила о раскрытии схемы контрабанды электроники из США в Россию, в которой, по данным следствия, участвовали бывшие и действующие сотрудники «Аэрофлота». Восемь граждан РФ задержаны, еще двое скрылись. Вашингтон отозвал 113 виз у работников авиакомпании.
Одним из организаторов схемы следствие считает россиянина по имени Сайюз Дайбагью. Он якобы указывал подчинённым въехать в США и забрать устройства. Ещё четыре фигуранта готовили устройства для отправки в Россию. Многие из аппаратов были крадеными, утверждает прокуратура.
Фигуранты дела предположительно участвовали в схеме по экспорту электронных устройств на сумму более $50 млн, включая Apple iPhone, iPad и Apple Watch, из США в Россию.
По данным правоохранительных органов США, один человек мог перевозить электроники на сотни тысяч долларов. Так, в начале октября 2020 года один из предполагаемых участников схемы перевез девять чемоданов с 235 продуктами Apple оценочной стоимостью около $250 тыс. Во время обысков у одного из обвиняемых нашли $600 тыс. и большое количество электронных устройств.
Как полагает следствие, обвиняемые были членами международной контрабандистской группировки, которая использовала сеть операторов здесь [в США] и в России для уклонения от законов и правил США касательно экспорта. Учитывая сегодняшние задержания, сеть обезврежена, — заявил прокурор восточного округа штата Нью-Йорк Сет Дюшарм. |
Прокуратура США приводит имена задержанных: Акмаль Асадов, Саюз Дайбагия, Антон Перевозников, Шохрух Саидов, Марат Шахдин, Кирилл Сохончук, Зокир Искандеров и Азамат Бобомудоров.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «Аэрофлот» имеет все возможности, чтобы ответить на прозвучавшие в ее адрес обвинения в контрабанде.[9]
Минфин купил акции «Аэрофлота» на 40,9 млрд рублей
14 октября 2020 года Министерство финансов РФ купило акции «Аэрофлота» на 40,94 млрд рублей. В рамках дополнительной эмиссии обыкновенных акций авиаперевозчика было приобретено более 682,3 млн ценных бумаг за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Акции приобретены в порядке осуществления преимущественного права РФ как акционера ПАО «Аэрофлот», отметили в Минфине. Акции куплены по цене, установленной 8 октября 2020 года, — 60 рублей за штуку.
В июле 2020 года на фоне кризиса в отрасли из-за пандемии коронавируса COVID-19 Правительство РФ одобрило допэмиссию «Аэрофлота», но с условием сохранения контроля государства над компанией.
Допэмиссию до 1,7 млрд акций в сентябре одобрили акционеры компании. Тогда же министр финансов Антон Силуанов сообщил о планах его ведомства использовать средства ФНБ для покупки акций.
По данным на 1 октября 2020 года, совокупный объем средств ФНБ оценивался Минфином в 13,733 трлн рублей или $172,34 млрд.
Мы планируем сохранить свою долю как минимум на том уровне, который у нас с вами есть, планируем в первую очередь посмотреть, как рынок отреагирует на допэмиссию. Насколько будут готовы инвесторы участвовать в этой допэмиссии, мы соответственно тоже разместим необходимый объем нашего ресурса — на это предусматривается использовать средства ФНБ, — сказал в сентябре 2020 года журналистам Силуанов. |
Целью допэмиссии компания называла повышение ликвидности «Аэрофлота» на фоне негативного влияния пандемии коронавируса. Гендиректор авиакомпании Виталий Савельев предполагал, что многие перевозчики могут прекратить свою деятельность из-за убытков.
Помимо Правительства РФ, акционерами «Аэрофлота» также являются институциональные инвесторы, у которых 35,7%, у физических лиц — 5,1%, 4,3% — квазиказначейский пакет, еще 3,5% принадлежит «Ростеху».[10]
«ВТБ Капитал» купил акции «Аэрофлота» на 21 млрд рублей
13 октября 2020 года стало известно о покупке «ВТБ Капиталом» акций «Аэрофлота» на 21 млрд рублей. Речь идёт о 10,27-процентной доле авиакомпании.
Как указано на сайте раскрытия информации «Скрин», «ВТБ Капитал» получил 350 млн обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая, которые были размещены путем открытой подписки. Ценные бумаги переданы покупателям в рамках SPO, которое организует «ВТБ Капитал».
Уточняется, что цель покупки «ВТБ Капиталом» акций «Аэрофлота» — последующая передача ценных бумаг в рамках сформированной им как банком-организатором книги заявок от институциональных инвесторов.
Как уточнили ТАСС в пресс-службе ВТБ, приобретение акций носит технический характер. Бумаги будут переданы институциональным инвесторам, чьи заявки были удовлетворены в процессе сделки, сообщили агентству в банке. Сделка совершена 12 октября 2020 года, говорится в сообщении «Аэрофлота».
Ранее банк ВТБ заявлял, что рассмотрит возможность инвестирования в акции «Аэрофлота» в случае их допэмиссии.
Несмотря на сильную просадку отрасли авиаперевозок, вызванную пандемией, акции «Аэрофлота» сохраняют свою инвестиционную привлекательность, — отмечали в ВТБ в августе 2020 года. |
В начале октября 2020 года рамках преимущественного права (этот этап длился с 21 сентября по 1 октября 2020 года) «Аэрофлот» получил заявки от акционеров на приобретение 986 997 411 акций, включая заявку от РФ на приобретение 869 940 480 акций. Предполагалось, что Российская Федерация также может принять участие в допэмиссии авиакомпании в рамках следующего этапа — открытой подписки. Тогда же отмечалось, что институциональным инвесторам будут предложены акции перевозчика на общую сумму около 39 млрд рублей.[11]
Привлечение 50 млрд рублей от государства
9 октября 2020 года стало известно о привлечении «Аэрофлотом» около 50 млрд рублей от государства в рамках допэмиссии. Россия должна как минимум сохранить долю в авиаперевозчике на уровне 51,17%.
Совет директоров компании определил стоимость одной акции в рамках допэмиссии в 60 рублей. В рамках размещения ценных бумаг на Мосбирже, которое пройдет 9 по 23 октября, планирует привлечь не менее 80 млрд рублей. По итогам формирования книги заявок уже было привлечено около 39,1 млрд рублей (включая около 9,1 млрд рублей со стороны РФ — контрольный пакет у Росимущества). Также правительство примет участие в реализации преимущественного права на 40,9 млрд рублей, говорится в сообщении авиакомпании.
Около 60% спроса со стороны инвесторов пришлось на российских игроков, в то время как преобладающая доля иностранных инвесторов представляет Великобританию. Точный объем привлеченных средств будет объявлен ориентировочно 26 октября 2020 года.
«Аэрофлот» планирует использовать средства, привлеченные в ходе вторичного размещения, на общие корпоративные цели и снижение долговой нагрузки.
ВТБ Капитал выступает в качестве единственного глобального координатора и букраннера. White & Case LLP выступает в качестве международного юридического консультанта по сделке.
Соруководитель управления рынков акционерного капитала «ВТБ Капитала» Борис Квасов сообщил журналистам, что спрос со стороны розничных инвесторов был незначительным.
На Мосбирже 8 октября 2020 года акции «Аэрофлота» потеряли в цене 5,1%, закрывшись на отметке в 62,02 рублей на фоне новостей об ожидаемой цене размещения. На следующей день ценные бумаги компании также подешевели. Так, по состоянию на 10:25 мск бумаги авиаперевозчика падали на 5,23% до 59,44 рубля за штуку и позже опускались на 5,9% до 59 рублей.[12][13]
Утвержден новый состав совета директоров
В июле 2020 г акционеры «Аэрофлота» на общем годовом собрании утвердили новый состав совета директоров, в который вошел глава Минкомсвязи Максут Шадаев.
В совет также вошли:
- ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов,
- глава Минтранса Евгений Дитрих,
- глава «Аэрофлота» Виталий Савельев,
- управляющий директор ООО «Ренессанс Брокер» Игорь Каменской,
- гендиректор ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» Михаил Полубояринов,
- глава Ростеха Сергей Чемезов,
- глава ОАК Юрий Слюсарь,
- спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков,
- заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов,
- гендиректор «Авиакапитал-cервис» Роман Пахомов.
"Аэрофлот" продолжает спонсировать Manchester United
Компания ранее заявляла, что все маркетинговые контракты разорвала. В 2020 году будет выполнен очередной транш Manchester United на £10 млн - это примерно 1 млрд рублей.
С 2013 года "Аэрофлот" уже заплатил £70 млн за право называться официальным перевозчиком клуба.
Отсрочка платежей "ВТБ Лизинг" из-за коронавируса
«Аэрофлот», сильно пострадавший от последствий коронавируса, в марте 2020 г договорился с «ВТБ Лизингом» о переносе лизинговых платежей (каникулах) по 67 самолетам (19% парка группы) с апреля—сентября 2020 года на июль 2021 года. Без отсрочки или реструктуризации платежей отрасли грозит коллапс.
2019
Катастрофа российского лайнера "Аэрофлота" в Шереметьево: 41 человек погиб
5 мая 2019 г. в Шереметьево произошла аварийная посадка самолета "Аэрофлота", пришедшая к пожару на борту. Выжило 37 из 78 человек, находившихся на борту.
Видео с камер Шереметьево: "Суперджет" на большой скорости ударяется о полосу, подскакивает, после чего бьётся ещё раз и загорается.
Интервью TAdviser ИТ-директора Кирилла Богданова
О возможностях технологий анализа больших данных для авиаотросли и проекте создания платформы для обработки обращений клиентов, построенной с применением Big Data, в апреле 2019 года в интервью TAdviser рассказал Кирилл Богданов, CIO «Аэрофлота».
2017: Конфликт с Шереметьевским профсоюзом
В 2017 г. Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) опубликовал петицию с требованием повысить зарплаты. Впоследствии сами пилоты «Аэрофлота» обнаружили свои поддельные подписи под петицией.
Позднее, в июле 2017 года, профсоюз заявил о проведении у здания «Аэрофлота» пикета с требованием проиндексировать зарплаты. Пикетчиков оказалось 20 человек, среди них были пенсионеры, которые не работали в Аэрофлоте.
2015: Чистый финансовый результат остается отрицательным
Чистый финансовый результат остается отрицательным, но отчетность порадовала рынок — цена акции авиаперевозчика на Московской бирже заметно выросла[14].
Выручка группы «Аэрофлот» по МСФО в 2015 году составила 415,17 млрд руб., что на 29,8% больше, чем в 2014 году. Выручка от регулярных пассажирских перевозок в 2015 году увеличилась на 35,4% и составила 343,43 млрд руб., выручка от чартерных перевозок снизилась на 59,1%, до 6,15 млрд руб. Грузовые перевозки принесли группе в 2015 году выручку в размере 9,6 млрд руб., что на 10,5% больше, чем годом ранее.
Показатель EBITDA вырос в 2,4 раза, до 58,7 млрд руб., рентабельность по EBITDA поднялась с 7,8 до 14,1%.
Чистый убыток группы за отчетный период составил 6,5 млрд руб., что в 2,6 раза ниже, чем в 2014 году. Среди дочерних компаний в плюсе оказалась только авиакомпания «Аврора» (выполняет дальневосточные перевозки) с чистой прибылью 137 млн руб. Остальные получили убытки: «Россия» — 3,312 млрд руб., «Оренбургские авиалинии» – 1,529 млрд руб., «Донавиа» — 398 млн руб., «Владавиа», прекратившая деятельность, также продолжает генерировать бумажные убытки, они составили 511 млн руб. Примечательно, что низкобюджетный авиаперевозчик «Победа», запущенный совсем недавно, получил убыток всего 80 млн руб., то есть относительно близок к рентабельности.
При этом, по подсчетам «Аэрофлота», скорректированная чистая прибыль группы достигла 25,78 млрд руб.
«На финансовый результат за 2015 год существенно повлияли курсовые убытки, связанные с падением курса рубля к доллару США, и переоценка производных финансовых инструментов», — говорится в отчете «Аэрофлота». Также списание долга авиакомпании «Трансаэро» и ее дебиторской задолженности составило внушительные 16,81 млрд руб.
2014: Убыток 17 млрд руб из-за обвала рубля
Чистый убыток группы "Аэрофлот" в 2014 году по МСФО составил 17,15 млрд руб. против прибыли в размере 7,34 млрд руб. годом ранее. Выручка компании выросла на 9,9%, до 319,77 млрд руб. (в 2013 году этот показатель составил 290,96 млрд руб.)
Как пояснил финансовый директор авиаперевозчика Шамиль Курмашов, "Аэрофлот" в 2014 году получил 11,3 млрд руб. операционной прибыли по МСФО, "бумажные" корректировки привели к чистому убытку 17,1 млрд рублей.
"Группа показала положительную операционную прибыль, несмотря на действие внешнеэкономических факторов. Неденежная переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые "бумажные" корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами, привели к чистому убытку группы по МСФО в размере 17,1 млрд руб.", - заявил Курмашов[15].
По словам финдиректора, чистая прибыль группы по МСФО, скорректированная на влияние указанных факторов, составила 10,8 млрд руб. Операционная прибыль в 2014 году составила 11,3 млрд рублей.
Выручка "Аэрофлота" от регулярных пассажирских перевозок в 2014 г. увеличилась на 10% и составила 253,6 млрд руб., выручка от чартерных перевозок снизилась на 12,5% до 15,02 млрд рублей.
Общий долг "Аэрофлота" на 31 декабря 2014 г. составил 174,3 млрд руб. против 86,59 млрд руб. на 31 декабря 2013 года. Его рост преимущественно с увеличением обязательств по контрактам финансовой аренды, номинированным в иностранной валюте, вследствие изменения курса рубля.
Расходы на авиатопливо за отчетный период выросли на 10,2% по сравнению с 2013 годом и составили 87,2 млрд руб.
"Данный рост связан с динамикой цен на нефть и авиакеросин, ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок группы, расширением парка воздушных судов и добавлением новых маршрутов.", - говорится в сообщении "Аэрофлота".
Также выросли расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров на 15,6%, до 61 млрд руб. Расходы на оплату труда увеличились на 15% по сравнению с 2013 годом и составили 52,15 млрд рублей.
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев ранее заявил, что масштабы кризиса на авиарынке будут понятны в конце марта 2015 года, по итогам зимнего сезона.
"Тогда увидим реальные убытки компаний. И можно будет понять, какие системные меры нужно принимать для всей отрасли, а не для отдельных компаний", - Савельев в интервью газете "Комсомольская правда".
Савельев предложил в качестве одной из мер по поддержке авиаперевозчиков ввести в России "мокрый лизинг" (wet leasing - ИФ), т.е. передачу самолета вместе с экипажем в аренду иностранным авиакомпаниям.
"Наши пилоты по закону могут работать за границей. Но почему-то я не могу передать самолет с экипажем в аренду иностранной компании. Почему? Мы должны быть гибкими и иметь возможность быстро реагировать на изменения на рынке. Не хватает у нас пилотов - набираем из-за границы. Спад на рынке - отдаем свои самолеты с экипажем иностранцам. Мы должны иметь возможность это делать быстро, а не ждать, когда законопроекты пройдут определенное количество кругов в Госдуме", - сказал Савельев.
По его словам, банкротства в рыночной экономике - это нормальное явление, которое дает возможность компаниям развиваться.
"Сейчас говорят: правительство поможет всем, всех вытащит. Объясните тогда, какой был смысл работать эффективно? Получается, надо было влезать в авантюры, раздувать флот, брать кредиты, открывать рейсы по всем направлениям. А какая разница?! Ведь государство все равно спасет, покроет твои ошибки за счет стабфонда", - отметил он.
Главной неприятной неожиданностью 2014 года для отечественной авиации стало замедление темпов роста пассажиропотока к концу года. Как следует из статистки Росавиации, с начала 2014 года пассажиропоток демонстрировал позитивную динамику, медленно, но верно нарастая. Пик пришелся на август, в этом месяце российские авиакомпании перевезли 11 млн человек, почти на 12% больше, чем годом ранее. Но начиная с сентября темпы роста стали заметно снижаться. Так, в ноябре авиакомпании перевезли 6,4 млн человек, что всего на 2% больше, чем за аналогичный период 2013 года.
Аналитики объясняли это сокращением доходов населения в долларах и евро, из-за чего летать стало невыгодно, а многие туристические компании обанкротились. В декабре 2014 года, тем не менее, ситуация немного выправилась: российские авиакомпании перевезли 6,280 млн человек, что на 6,2% больше, чем в декабре 2013 года. В целом в 2014 году авиационные перевозки пассажиров в России выросли на 10,2%, до 93,181 млн человек.
2013: За вымогательство осуждено руководство профсоюза лётного состава
В 2013 году руководство Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) – Алексей Шляпников, Валерий Пимошенко и Сергей Кнышов были осуждены за вымогательство 30 млн рублей у руководства «Аэрофлота» — деньги требовали в обмен на обещания не устраивать провокаций.
2011: Нехватка места в "Шереметьево"
В апреле 2011 г. стало известно, уже уже в 2011 году «Аэрофлоту» не будет хватать места для пассажиров и самолетов в его новом терминале D аэропорта "Шереметьево"[16].
«Аэрофлот» начал строить собственный терминал в «Шереметьево» в 2005 г., его пропускная способность должна была составлять 12 млн человек, максимальная — 14 млн. Терминал D начал работу в конце 2009 г., но пропускная способность его составила 9 млн пассажиров. Этого уровня «Аэрофлот» достиг в 2010 г.
Менеджмент авиакомпании еще в 2009 г. настаивал, что «Аэрофлот» с партнерами по SkyTeam и «дочками» должен иметь возможность разместиться в трех терминалах — D, E и F — и управлять ими. В «Шереметьево» эту идею не разделяли. Правительство (единственный акционер «Шереметьево» и контролирующий — «Аэрофлота») решило объединить терминалы и отдать в управление независимой компании, но возникла заминка в оценке активов.
Сначала оценку терминалов – пяти «Шереметьево» и терминала D (52,82% – у «Аэрофлота», 25% – у Внешэкономбанка, 22,12% – у ВТБ) – провели «Тройка диалог» и Credit Suisse, владельцы терминала D в объединенном «Шереметьево» получили 10%. Наняли E&Y, у нее вышло 17%. Но Внешэкономбанк рассчитывает на 25%, а «Аэрофлот» – на 49%. 25 апреля 2011 г. совет директоров «Шереметьево» согласился с оценкой E&Y.
«В ближайший год `Аэрофлот` исчерпает свои терминальные и перронные возможности (по перрону уже сейчас нехватка около 25%) и вынужден будет перераспределять свои объемы в остальные терминалы, в первую очередь терминалы B и С», — говорится в пояснительной записке «Шереметьево» в адрес Ernst & Young (E&Y, занимается оценкой терминалов; копия записки есть у «Ведомостей», ее существование подтвердил представитель «Шереметьево»). В 2010 г. в терминале D было обслужено 9,046 млн пассажиров; в зоне внутренних рейсов ежедневно наблюдалось скопление пассажиров — на 500-600 человек «выше нормы», а в международном секторе — очереди в час пик, что говорит о полной загруженности терминала, сказано в записке, в 2010 году из-за дефицита стоянок на перроне терминала D от 5 до 10 самолетов «Аэрофлота» размещалось на стоянках у терминала F.
В 2011 г. «Аэрофлот» собирается увеличить пассажиропоток через терминал D до 14 млн человек, число рейсов — до 410 в сутки (на 42% больше, чем в 2010 г.). Кроме имеющихся у терминала D 32 стоянок понадобится 29 дополнительных — у терминалов E и F.
Но на свои терминалы «Шереметьево» привело других перевозчиков: с 2010 г. там базируется лоукостер «Авианова» — за пять лет он обязуется обеспечить пассажиропоток в 3 млн человек. Чартерный перевозчик «Северный ветер» собирается в 2011 году увеличить пассажиропоток до 1 млн человек, а дальше расти не медленнее туристического рынка. Укрепляет позиции в «Шереметьево» и «Трансаэро»: число пассажиров она планирует увеличить до 1,5 млн. Авиакомпания арендовала половину этажа в терминале F, часть помещений в здании «Аэроэкспресса», в планах — аренда бизнес-терминала и увеличение числа самолетов в «Шереметьево» вдвое.
Расписание рейсов сверстано, кардинальных изменений не будет, сообщил представитель «Шереметьево».
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил, что «Аэрофлот» не собирается в ближайшее время уезжать из «Шереметьево», но на совещании у премьера Владимира Путина предложил вариант переезда «Аэрофлота» в «Домодедово» после 2020 г.
2010: Возврат из Швейцарии $50 млн, похищенных Березовским
В 1999 г. генпрокуратура России возбудила уголовное дело о злоупотреблениях в «Аэрофлоте». Обвинения в отмывании средств были предъявлены четверым топ-менеджерам компании и Борису Березовскому как акционеру. По версии следствия, деньги авиаперевозчика выводились за границу через близкие предпринимателю швейцарские фирмы (Andava и Forus Holding). В 2006 г. топ-менеджеры компании были осуждены на два года лишения свободы.
Дело в отношении Бориса Березовского выделили в отдельное производство. В 2007 г. Савеловский суд Москвы заочно признал предпринимателя виновным в хищении более 214 млн руб. и осудил на шесть лет лишения свободы. После этого Генпрокуратура направила запрос о правовой помощи, касающийся возврата «Аэрофлоту» активов, замороженных в Швейцарии.
Независимо от России швейцарская сторона провела собственное расследование, выяснив, что компания Andava в 1996–1997 гг. нанесла «Аэрофлоту» ущерб в размере 53 млн швейцарских франков. В 2008 г. в банках Швейцарии были заморожены средства Бориса Березовского. Помимо Бориса Березовского и бывшего замгендиректора «Аэрофлота» по финансам Николая Глушкова обвинения были предъявлены еще нескольким неназванным лицам (позднее выяснилось, что речь шла о Руслане Фомичеве и Василии Пеганове). Спустя несколько месяцев Федеральный уголовный суд страны признал подозреваемых в хищении виновными в незаконном присвоении активов и постановил конфисковать замороженные активы.
В августе 2010 г. швейцарская прокуратура перечислила «Аэрофлоту» 53 млн франков (более $50 млн.).
Капитализация "Аэрофлота" на РТС 13 октября 2010 г. превышала 2,55 миллиарда долларов.
2009: Пассажиропоток 11 млн чловек
Пассажиропоток в 2009 г. – 8,7 млн человек без учета «дочек», более 11 млн человек – с учетом[17].
1977: Старт пассажирских перевозок на сверхзвуковом Ту-144
1969
1963: Посадка самолёта на реку Неву
Примечания
- ↑ Аэрофлот публикует финансовые результаты за 2023 год по РСБУ
- ↑ Группа "Аэрофлот" по итогам 2023 года увеличила перевозки на 16,3%
- ↑ Пассажиропоток "Аэрофлота" снизился в 2022 году
- ↑ "Аэрофлот" отчитался об убытках за 2021 год
- ↑ Группа "Аэрофлот" по итогам 2021 года увеличила перевозки на 56%
- ↑ Аэрофлот публикует финансовые результаты за четвертый квартал и двенадцать месяцев 2020 года по РСБУ
- ↑ Приобретение лицом права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента
- ↑ [1]
- ↑ Ten Individuals Charged in $50 Million Russian Smuggling Scheme
- ↑ О приобретении обыкновенных акций ПАО «Аэрофлот»
- ↑ ОПУБЛИКОВАННЫЕ СООБЩЕНИЯ ЭМИТЕНТОВ ПАО "Аэрофлот" - Совершение эмитентом существенной сделки
- ↑ Аэрофлот объявляет цену размещения акций и промежуточные результаты в рамках процесса по увеличению уставного капитала
- ↑ Ехали «медведи» на «Аэрофлоте». Котировки компании надолго не ушли ниже цены SPO
- ↑ Убытки «Аэрофлота» пошли на снижение
- ↑ Чистый убыток "Аэрофлота" в 2014 году превысил 17 млрд рублей
- ↑ «Аэрофлоту» негде сесть
- ↑ Влететь в десятку