Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2025/04/25 16:47:30

Контрацепция

Контрацепция – это не только защита от нежелательной беременности, но и предохранение здоровья женщины или путь к рождению желанного ребенка.

Содержание

[Свернуть]

2024

Мировые продажи контрацептивов за год достигли $10,54 млрд

В 2024 году объем глобального рынка средств контрацепции достиг $10,54 млрд. В мировом масштабе доминирует Северная Америка, на которую пришлась почти половина от суммарных расходов. Об этом говорится в обзоре Fortune Business Insights, опубликованном 9 апреля 2025 года.

Одним из драйверов отрасли авторы исследования называют рост осведомленности населения о различных методах контрацепции и наличии эффективных способов предотвращения зачатия. Контрацепция играет важную роль в плане сохранения здоровья пары, обеспечивая не только ответственное отношение к рождению детей, но и профилактику многих заболеваний. Некоторые виды контрацептивов также снижают риск злокачественных новообразований, нарушений менструального цикла и развития бесплодия.

Аналитики выделяют различные виды контрацептивов. Это, в частности, барьерные средства, которые препятствуют попаданию спермы в половые пути, а также медикаментозные — гормональные препараты в форме таблеток, пластырей, инъекций и имплантатов, которые воздействуют на женскую половую систему. Кроме того, существует экстренная контрацепция — прием гормональных таблеток сразу после полового контакта.

Сегмент гормональных контрацептивов, как ожидается, будет лидировать по объему выручки в период между 2025-м и 2032 годами, что объясняется растущими предпочтениями со стороны потребителей и высокой надежностью таких средств. Методы гормональной контрацепции позволяют наиболее эффективно предохраняться от беременности: они основаны на применении аналогов женских половых гормонов в различных формах и сочетаниях. С другой стороны, барьерный метод является наиболее простым и доступным, а эффективность защиты от нежелательной беременности достигает 60–99%, в зависимости от вида контрацептива. Барьерные средства также могут предотвращать передачу венерических заболеваний.Денис Мухин, «Группа Астра»: Российский ИТ-рынок доказал, что способен не только что-то замещать, но и создавать инновации 6.3 т

По оценкам, в 2024 году львиную долю выручки обеспечили женские контрацептивы, в число которых входят влагалищные кольца (вагинальное гормональное противозачаточное средство), подкожные имплантаты, влагалищные губки, женские презервативы и пр.

«
Рост использования противозачаточных средств можно объяснить активными государственными программами по охране здоровья женщин и детей. Участие правительства в продвижении контрацепции и планирования семьи, особенно в развивающихся странах, является ключевым фактором, способствующим развитию мирового рынка средств контрацепции, — говорится в исследовании.
»

По каналам продаж продукции аналитики сегментируют отрасль на больничные аптеки, традиционные розничные аптеки, клиники, онлайн-площадки и пр. В 2024 году больничные аптеки стали одним из основных распространителей изделий контрацепции из-за возросшего использования имплантируемых контрацептивов работниками здравоохранения и активной государственной поддержки. С географической точки зрения лидирует Северная Америка, на которую в 2024 году пришлось $5,12 млрд, или 48,74% от общемировой выручки. В глобальном масштабе значимыми игроками названы:

В 2025 году расходы на средства контрацепции во всем мире, как ожидается, составят $11,17 млрд. Аналитики Fortune Business Insights полагают, что в дальнейшем среднегодовой темп роста в сложных процентах (показатель CAGR) окажется на уровне 4,4%. В результате, к 2032 году затраты достигнут $15,08 млрд.[1]

Продажи противозачаточных в России сократились на 1,4% до 20,9 млн упаковок

Аналитическая компания DSM Group зафиксировала снижение продаж противозачаточных таблеток в России на 1,4% до 20,9 млн упаковок в 2024 году. Это стало первым сокращением объема реализации с 2021 года. Средняя стоимость одной упаковки достигла ₽1539, увеличившись на 14,6%. Такие данные компания привела в начале февраля 2025 года.

Как передают «Ведомости», по данным другой аналитической компании RNC Pharma, стоимость упаковки контрацептивов выросла на 10,6% — с ₽1357 в 2023 году до ₽1501 в 2024 году. Розничный рынок пероральных контрацептивов в России продемонстрировал рост на 15,4% в денежном выражении.

В России сократились продажи противозачаточных

Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов подчеркнул, что лидирующие позиции на российском рынке противозачаточных средств занимают немецкая фармацевтическая компания Bayer с долей 55% и венгерский производитель лекарств Gedeon Richter с долей 34,7% в денежном выражении.

Представитель аптечного маркетплейса «Ютека» указал на увеличение отпускной цены упаковки оральных контрацептивов на 9% за 2024 год. Рост стоимости обусловлен увеличением затрат на сырье, производственные процессы и логистику.

На маркетплейсе «Здравсити» средняя стоимость одной упаковки противозачаточных к концу 2024 года составила ₽1665, что на 6% превышает показатель 2023 года. В аптечном агрегаторе «Мегаптека.ру» зафиксировали повышение средней стоимости на 13% до ₽1430.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров связывает снижение спроса на средства контрацепции с влиянием программы семейной ипотеки, которая к четвертому кварталу 2024 года стала основной льготной программой приобретения жилья в кредит. По данным Дом.РФ, во втором квартале 2024 года на семейную ипотеку пришлось 50% всех выданных льготных кредитов с государственной поддержкой.

Эксперты RNC Pharma прогнозируют умеренный рост продаж пероральных контрацептивов в натуральном выражении на уровне 1-3% в 2025 году. Статистика DSM Group также показывает снижение продаж презервативов на 5% до 18,4 млн упаковок в 2024 году при одновременном повышении средней стоимости упаковки на 13% до ₽401.[2]

В России вводится цифровая маркировка презервативов

1 марта 2024 года стало известно о решении Минпромторга РФ по увеличению перечня медицинских изделий, подлежащих маркировке. В него в числе прочего включены презервативы. Подробнее здесь.

На маркетплейсах в России обнаружили в продаже противозачаточные под видом БАДов

В начале марта 2024 года стало известно о продаже в России противозачаточного средства под видом препарата «китайской народной медицины». Об этом сообщил «Коммерсант». Подробнее здесь.

2023: В России в 6 раз выросли продажи подкожных контрацептивных имплантатов

В 2023 году аптечные продажи подкожных гормональных противозачаточных имплантатов в России подскочили приблизительно в шесть раз по сравнению с предыдущим годом, достигнув 2670 штук. Причем эти данные не учитывают закупки частных клиник, в которых чаще всего выполняются процедуры по установке таких изделий. Соответствующие цифры приводятся в исследовании аналитической компании DSM Group, результаты которого обнародованы 21 декабря 2023 года.

Рост популярности подкожных контрацептивных имплантатов в РФ специалисты объясняют несколькими причинами. В таких изделиях отсутствует эстрогенный компонент, который отпугивает некоторых пациенток от приема противозачаточных таблеток. Кроме того, в случае подкожных имплантатов отпадает необходимость помнить о приеме контрацептива в соответствии с тем или иным графиком. Пациентки также стали более тщательно планировать беременность, что приводит к росту востребованности длительной контрацепции — сроком на 2–3 года.

Аптечные продажи подкожных гормональных противозачаточных имплантатов в России подскочили приблизительно в шесть раз

По данным DSM Group, в 2023 году самыми распространенными в России средствами контрацепции по аптечным продажам остаются презервативы и противозачаточные таблетки. Объем их реализации составил примерно 16,1 млн упаковок, что на 7% меньше по сравнению с предыдущим годом. При этом почти половина (45%) всех продаж презервативов в РФ приходится на торговые сети и маркетплейсы.

Исследование также говорит о том, что в России увеличилась популярность экстренных контрацептивов — препаратов, которые позволяют предупреждать беременность в 95% и более случаев при использовании в течение пяти дней после полового акта. В 2023 году россиянки приобрели около 2 млн упаковок таких средств, что на 9% больше по сравнению с 2022-м. Рост связан с ажиотажем на фоне введения Минздравом предметно-количественного учета данных препаратов и грядущим сокращением доступных для свободной покупки в аптеках лекарств.[3]

2021: Анонс Clue Birth Control - приложения для умного контроля овуляции

В начале марта 2021 года немецкая компания Clue, занимающаяся технологиями женского здоровья, представила первый полностью цифровой конрацептив. Новое приложение Clue Birth Control предлагает пользователям статистический прогноз овуляции в качестве средства контроля над рождаемостью, но не требует никаких манипуляций вроде ежедневного измерения температуры. Подробнее здесь.

2018: 2 млн абортов в год и 70 тыс смертей в год

Согласно статистика на 2018 год, около 80 млн. женщин имеют незапланированную беременность и почти 2 млн. из них решаются сделать аборт. В свою очередь, неправильно проведенная операция или осложнения после нее ежегодно заканчиваются гибелью почти 70 тыс. женщин во всем мире.

В последнее время врачи говорят об уменьшении количества абортов. Современные женщины учатся грамотно использовать последние медицинские разработки. Хотя, много информации берут из социальных сетей или начинают использовать препараты по совету подруги. Что в корне неправильно. При подборе должен использоваться только индивидуальный подход в соответствии с рекомендациями врача.

Методы контрацепции

Существует большое число методов контрацепции. Во-первых, это барьерные методы, то есть мужские и женские презервативы. И если женские не пользуются в России большой популярностью, то мужские остаются одним из основных методов предохранения.

По данным 2017 года, почти 60% холостых мужчин в возрасте от 15 до 44 лет, подтвердили, что используют одну из форм мужской контрацепции, т.е. либо презерватив, либо прерванный половой акт.

Некоторые пары всё ещё прибегают к биологические методам контрацепции, например, календарному, температурному или цервикальному. Но их эффективность крайне мала, поэтому приверженность этим методам планирования беременности, скорее исключение.

Внутриматочные приспособления наоборот, достаточно популярны, но имеют свои ограничения, например, не рекомендуются нерожавшим.

Данные разных исследований способов контрацепции, проводимых с 2002 по 2017 годы, показывают, что среди холостяков порядка 80-82% прибегают к каким-либо методам контрацепции. Причем как самостоятельно, так и с помощью партнёрш, прибегавших к оральным, внутриматочным и другим методам контрацепции. Около 20% не используют контрацептивы. Это показывает, что наибольшая ответственность за наступление нежелательной беременности по-прежнему лежит на женщине.

Гормональные контрацептивы

Основная статья: Гормональные контрацептивы

Врачи-гинекологи чаще всего советуют применять гормональные методы контрацепции. На 2018 год они считаются самым эффективным и безопасным методом, в том числе и в плане обратимости. Препаратов много:

  • комбинированные оральные контрацептивы (КОК),
  • мини-пили,
  • подкожные противозачаточные имплантаты,
  • в экстренных случаях, посткоитальнуая контрацепция.

Комбинированные оральные препараты назначаются врачом по результатам обследования женщины.

«
«Лучший метод контрацепции это тот, который подобран индивидуально, с учетом особенностей женского организма. Для определения самого эффективного метода проводят ряд исследований. Во-первых, это ультразвуковое обследование малого таза и молочных желез. Если необходимо, дополнительно назначается маммография. Во-вторых, лабораторные анализы, которые обязательно включают коагулограмму или гемостазиограмму — особое исследование, позволяющее определить показатели свертываемости крови. Только после этих исследований мы, совместно с пациенткой, определяем какой вид контрацепции будет наиболее эффективен в её случае» - рассказывает Яха Темишева, врач-акушер-гинеколог АО «Медицина», к.м.н.
»

День контрацепции

Ежегодно 26 сентября отмечается Всемирный день контрацепции (World Contraception Day, WCD). Это долгосрочная кампания, направленная на снижение высокого уровня незапланированных беременностей и, как следствие, уменьшение абортов.