2022/12/06 08:41:08

Женоненавистник (опера Галуппи)

L'inimico delle donne (примерно: "Женоненавистник") - опера-буффа (оригинальное название: "Драма Джокозо") Бальдассаре Галуппи в трех действиях на либретто Джованни Бертати. Премьера спектакля состоялась осенью 1771 года в Театре Сан-Самуэле в Венеции.

Содержание

Действие

Действие оперы происходит в вымышленном городе Кибин-Кин-Ка на острове в Китайском море. Там правит принц Зон-зон, женоненавистник, который, однако, должен как можно скорее жениться, если хочет сохранить свое положение. Итальянки Агнесина и ее дядя Джеминиано прибывают на остров после кораблекрушения. Агнесина ненавидит всех мужчин так же сильно, как Зон-зон ненавидит женщин. Приветственная вечеринка в конце первого акта перерастает в пьянку. После того, как Зон-зон отверг всех женщин своей родины, желающих выйти замуж, он обнаруживает, что Агнесина ему не так не симпатична, как остальные. Итак, он решает жениться на ней. Чтобы его народ тоже был убежден, Джеминиано должен взять на себя роль идола, который представляет это как божественную волю. Он становится мандарином и женится на Сюньчиа, одной из отвергнутых принцем кандидаток в жены.

Первый акт

Обширное поле на берегу моря с различными насаждениями; в центре алтарь с идолом бога-покровителя Ка-на-га

Сцена 1. Священник Ли-лам, мандарин Си-син, девушки Зида, Сюнчия и Кам-си и другие люди отдают дань уважения своему богу-покровителю Ка-на-га (Тутти: „Katomira. Ka-na-gà. Ti Kakira squaquera`). Девушки болтают о том, что их принц Зон-зон должен выбрать себе супругу еще сегодня. Каждая молится о том, чтобы она сама стала избранной.

Сцена 2. Ли-лам напоминает Си-сину, что Зон-зон - закоренелый женоненавистник. Но если он не женится сегодня, ему придется уступить власть своему брату. Си-син считает, что в сложившихся обстоятельствах он все равно примет решение вовремя. Ли-лам предполагает, что Зон-зон выберет свою собственную дочь Зиду (Ария Ли-лам: „Quelle orecchie ben aprite`).Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2 т

Сцена 3. Си-син наблюдает, как итальянский корабль причаливает к берегу после шторма, а Джеминиано и его племянница Агнесина выходят на берег (дуэт Джеминиано / Агнесина: „Oh terra benedetta`). Подобно Зон-зон ненавидит женщин, Агнесина ненавидит всех мужчин. Она рада, что наконец-то избавилась от своих поклонников.

Сцена 4. Си-син сначала приветствует прибывших типичными для страны жестами. К счастью, они могут общаться, поскольку Кибин-Кин-Ка уже посещал итальянец несколько веков назад, и с тех пор при дворе говорят по-итальянски. Си-син называет свои различные титулы и обязанности (ария Си-син: „Mi dichiaro vostro amico`).

Сцена 5. Джеминиано советует Агнесине отказаться от своей неприязни к мужчинам. Здесь, на чужбине, ей недолго будет хорошо без мужа. Но Агнесина ничего не может поделать со своим характером (Ария Агнесины: „Son'io semplice fanciulla`).

Комнаты во дворце Зон-зон

Сцена 6. Зон-зон с отвращением просматривает список девушек, готовых выйти замуж (ария Зон-зон: „Quanti nomi in questa lista`). Он предпочел бы выбрать суку или кобылу.

Сцена 7. Ли-лам напоминает Зон-зон, что он должен объявить о своем решении в ближайшее время. Зон-зон приглашает трех первых девушек из списка прийти чтобы посмотреть на них.

Сцена 8. Входят Кам-си, Зида и Сюнчия (терцет: `Zon-zon amabile„), и каждая из них представляет себя с арией (Зида: `Io sono, poverina„ – Сюнчия: `Se cercate chi amore v’ispiri„ – Кам-си: "Se di me vi contentate`). Зон-зон отвергает всех троих унизительными словами.

Сцена 9. Когда Си-син сообщает о прибытии итальянцев, Зон-зон с радостью отправляет девушек, чтобы они приняли их со всей пышностью и привели к нему.

Сцена 10. Ли-лам, Си-син и другие придворные вводят Джеминиано, Агнесину с большой церемонией. Зон-зон сразу же устраивает большой банкет. К этому Джеминиано добавляет вино, которое ему удалось спасти от кораблекрушения, и которое здесь совершенно неизвестно (ария Джеминиано: „Torno presto, sì Signore`).

Сцена 11. Когда Зон-зон и Агнесина остаются одни, они сразу же вступают в драку, поскольку каждый из них презирает другого из-за своего пола (ария Зон-зон: „Io vi guardo fisso in volto`). Зон-зон выходит из комнаты.

Сцена 12. Агнесину раздражает то, что хозяин дома - мужчина. Она предпочла бы собаку, барана или осла.

Великолепный зал с приготовленными столами

Сцена 13. Прием гостей начинается с общего угощения, которое разогревает всех до такой степени, что Зон-зон позволяет убрать еду, чтобы освободить место для лотков и холодной воды (финал: „Le noje, e i pensieri`).

Второй акт

Прекрасный сад с фонтанами и беседками

Сцена 1. Сюнчия, Кам-си и Зайда обсуждают свои шансы с принцем. Кам-си считает, что, хотя остальные умнее и красивее ее, она самая молодая из них (ария Кам-си: „Ditemi pur fraschetta`).

Сцена 2. Агнесина предлагает Ксунчии и Зайде свою дружбу. Однако эти двое не доверяют ей и подвергают ее честность испытанию: она должна сказать, какая из них самая красивая. Ее осторожный ответ о том, что они оба одинаково красивы, разоблачает ее как лгунью, потому что ни одна женщина не считает другую красивой (Ария Зайды: „Una donna mai non vede`).

Сцена 3. Агнесина говорит Сюнчии, что в Италии мужчины постоянно бегали за женщинами, чтобы жениться на них и завести детей. В отличие от Агнесины, Сюнчия считает, что это очень красиво (ария Сюнчиа: „Se fosse in Italia`).

Сцена 4. Агнесина снова вступает в драку с Зон-зоном.

Сцена 5. Джеминиано прерывает раздор, указывая Агнесине на достоинства принца. Эти двое возмущены этим непрошеным вмешательством.

Сцена 6. Зон-зон объясняет Агнесине, что его учитель называл женщин „самыми злыми из всех животных`. Агнесина, в свою очередь, видит в мужчинах тиранов (ария Агнесины: „Son le donne poverine`).

Сцена 7. Ответ Агнесины заставил Зон-зон задуматься. Когда Ли-лам и Си-син убеждают его наконец объявить о своем выборе, он требует еще одного последнего часа размышлений (ария Зон-зона: „Frà mille pensieri`).

Сцена 8. Ли-лам и Си-син не могут понять поведения принца. Си-синю такое неприятие противоположного пола кажется совершенно неестественным (ария Си-сина: „La natura in sen ne ispira`).

Апартаменты во дворце Зон-зона

Сцена 9. В то время как Джеминиано возмущен поведением Агнесины, Зон-зон охвачен противоречивыми чувствами. Он сообщает Джеминиано, что, как ни странно, Агнесина не вызывает у него отвращения, и поэтому он хочет на ней жениться. Однако, чтобы убедить народ в выборе незнакомца, он должен следовать обычаям страны и обратиться за советом к идолу Кин-кин. Поэтому Джеминиано должен спрятаться в храме и голосом идола объявить, что небеса определили Агнесину невестой принца. У Зон-зон есть с собой канцелярские принадлежности, чтобы дать соответствующие инструкции служителю храма. Хотя Джеминиано чувствует себя польщенным, у него есть опасения. Но он не может заставить Зон-зона поручить это задание кому-то другому (Ария Джеминиано: „Pria di scriver, mio Signore`).

Сцена 11. Зон-зону и Агнесине требуется некоторое время, чтобы совладать со своими чувствами (ария Агнесины: „Chi sà dirmi, poverina`). Затем Зон-зон неловко заявляет о себе своей избраннице. Агнесина колеблется. Только когда принц признается ей в любви (ария Зон-зона: „Par ch'io senta una voce nel petto`), она вникает в его побуждения. Зон-зон подает знак своим подчиненным, что он принял решение.

Сцена 12. Ли-лам, Си-син, Сюнчия, Зида и люди с облегчением и нетерпением направляются к храму. Ли-лам благодарит небеса за то, что у него самого не было таких проблем с женщинами (ария Ли-лама: „Io per me ringrazio il Cielo`).

Освещенный храм с алтарем в центре

Сцена 13. Джеминиано взволнованно занимает свое место у идола. Когда появляются остальные (финал: „Nume terribile`), служители храма зажигают благовония, запах которых чуть не задушил его. Присутствующие с удивлением замечают беспокойство идола. Несмотря на это, Джеминиано в конце концов удается провозгласить оракулом. Но затем Ли-лам призывает служителей храма проверить правдивость высказывания традиционным способом, нанеся бонзу пятьдесят ударов палкой по голове. Джеминиано убегает.

Третий акт

Апартаменты во дворце принца

Сцена 1. Ли-лам и Си-син тем временем раскрыли аферу. Но поскольку Зон-зон сам был вдохновителем, они решают действовать „политически" и притворяются.

Сцена 2. Эти двое сообщают Джеминиано, что заклинание оракула сбылось. Они хвалят его за получившееся в результате назначение мандарином. Джеминиано обещает им исполнять эту должность с добротой (Ария Джеминиано: „Non dubitate").

Сцена 3. Зон-зон приказывает им двоим приготовить свадебный пир. Он заставляет Ксунчию пойти за ним.

Сцена 4. Зон-зон просит Сюнчиа научить его будущую невесту искусству любви.

Сцена 5. Сюнчия ревнует к более счастливой Агнесине (ария Сюнчии: „Se la prenda, se la teng").

Зал

Сцена 6. Перед свадебной церемонией Зида и Кам-си восхваляют невесту, которая теперь одета и украшена по-китайски (дуэт Зайды / Кам-си: „Eviva la sposa`).

Сцена 7. Сюнчия входит, чтобы преподать Агнесине „урок", которого требует Зон-зон. Она советует ей быть осторожной, чтобы Зон-зон никогда никого не любил больше, чем её. Когда входит принц, она выходит вместе с другими девушками.

Сцена 8. Агнесина узнает от Зон-зон, что мужчина может иметь здесь столько женщин, сколько захочет. Затем она вырывает у него обещание любить только её одну (дуэт Агнесина / Зон-зон: „Se dal genio, l confesso").

Сцена 9. Все приветствуют недавно назначенного мандарина Джеминиано (припев: „Viva viva la grandezza`). Зайда заявляет, что, согласно обычаю, ни один незнакомец не должен находиться в Кибин-Кин-Ка, не взяв себе жену. Поэтому решено выдать Джеминиано замуж за Сюнчию. Поскольку они оба согласны, празднование может начаться (припев: „Andiamo tutti, andiamo").

История постановок

Либретто оперы принадлежит Джованни Бертати.

На премьере осенью 1771 года в Театре Сан-Самуэле в Венеции пели Анджела Девиа (Агнесина), Джузеппе Пинетти (Зон-зон), Джакомо Кальдинелли (Джеминиано), Тереза Гибетти (Сюнчия), Антония Д'Арб (Зайда), Винченцо Даль Моро (Ли-лам), Катерина Гибетти (Кам-си) и Джованни Де Симони (Си-син).

В последующие годы опера также ставилась:

  • в Театре Кариньяно в Турине (осень 1772 г.),
  • в Театре Пабблико в Реджо-нелли-Эмилии (30 мая 1773 г.),
  • в Театре Сальватерры в Лиссабоне (карнавал 1774 г.),
  • в Королевском театре Корте в Парме (также карнавал 1774 г.),
  • в Малом придворном театре в г. Турин (осень 1772 г.),
  • в г. Реджо-Нелли-Эмилия (30 мая 1773 г.),
  • в Театре Сальватерры в Лиссабоне (карнавал 1774 г.),
  • в Театре Реал-ди-Корте в Парме (также карнавал 1774 г.),
  • в Малом придворном театре в Дрездене (1775) и
  • в Театре Привилегиати в Вене (1775).

Премьера оперы Джузеппе Газзаниги "Зон Зон - правитель Кибин-Кин-Ка", 16 октября 1773 г. в Милане, является постановкой на то же либретто.

В октябре 2005 года опера была показана в Венецианском театре Гольдони в постановке Розальбы Тревизан. Фабио Пирона руководил оркестром Музыкальной академии Сан-Джорджо. Ролли исполняли Roberta Canzian (Agnesina), Elvis Fanton (Zon-zon), Omar Carata (Geminiano), Cosetta Tosetti (Xunchia), Marina Bontempelli (Zyda), Luca Favaron (Ly-lam), Cristiana Bertoldo (Kam-si) und Massimo Marin (Si-sin).

В 2006 году в рамках Международных дней барокко в Мелк была сыграна полусценическая версия.

В 2011 году L'inimico delle donne была представлена Королевской оперой Валлонии в Льеже в постановке Стефано Маццони "Пралафера". Музыкальным руководителем был Ринальдо Алессандрини. Главные роли исполнили Анна Мария Панзарелла в роли Агнесины, Филиппо Адами в роли Зон-зона и Альберто Ринальди в роли Джеминиано.