Содержание[Свернуть] |
Российский рынок видеокарт
Основная статья: Видеокарты (рынок России)
2024
Рост продаж видеокарт в мире до $20,22 млрд
По итогам 2024 года объем глобального рынка видеокарт составил $20,22 млрд. Почти половина от общемировых затрат пришлась на Азиатско-Тихоокеанский регион. Отраслевые тенденции рассматриваются в обзоре Fortune Business Insights, с которым TAdviser ознакомился в середине мая 2025 года.
Аналитики учитывают дискретные и интегрированные графические ускорители, которые применяются в настольных компьютерах и ноутбуках, игровых консолях, серверах и оборудовании для центров обработки данных и в других продуктах. Одним из основных драйверов рынка является стремительное развитие искусственного интеллекта. Операторы дата-центров и гиперскейлеры по всему миру наращивают вычислительные мощности, закупая графические ускорители для обучения больших языковых моделей (LLM), инференса и поддержания работы ресурсоемких ИИ-приложений.
Стимулирующее влияние на отрасль оказывает расширение сектора видеоигр. Кроме того, наблюдается повышение интереса пользователей к системам виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Таким платформам требуются мощные современные видеокарты для обработки графики высокого разрешения.
Технологические достижения также способствуют увеличению продаж графических ускорителей. Появление видеокарт следующего поколения вынуждает пользователей обновлять свои системы. Плюс к этому развивается направление облачных игровых платформ, в составе которых также применяются современные аппаратные компоненты. Мощные ускорители на базе графических процессоров (GPU) востребованы во многих других отраслях, где требуется обработка 3D-контента и изображений высокого качества: это здравоохранение, автомобилестроение, архитектура, промышленный дизайн и пр.ESM-система — новый продукт компании Directum
Одним из сдерживающих факторов является высокая стоимость передовых графических ускорителей. Операторы ЦОДов при использовании платформ, насчитывающих тысячи GPU, сталкиваются с проблемой высокого энергопотребления и необходимостью развертывания высокоэффективных систем охлаждения. Все это приводит к существенному росту затрат.
По типу графических ускорителей рынок сегментирован на дискретные и интегрированные решения. В 2024 году доминировали изделия первого типа, что аналитики связывают с возросшим спросом на игровые системы, рабочие станции для создания профессионального контента и на серверы для задач ИИ. Вместе с тем интегрированные ускорители демонстрируют более высокие темпы роста. По сфере применения выделяются серверы, игровые консоли, десктопы, ноутбуки и пр. Наибольшая доля выручки пришлась на серверное оборудование.
В зависимости от конечной отрасли использования названы бытовая (потребительская) электроника, промышленность, СМИ и развлечения, здравоохранение, ИТ и телекоммуникации и др. В 2024 году первый из этих сегментов лидировал с долей на уровне 29%. В географическом плане максимальную выручку обеспечил Азиатско-Тихоокеанский регион — $9,74 млрд, что соответствует 48,2% от общемирового показателя. В глобальном масштабе значимыми игроками названы:
- Nvidia;
- AMD;
- Asus;
- MSI;
- Gigabyte;
- Sapphire;
- Zotac;
- PNY Technologies;
- Intel;
- XFX;
- PowerColor;
- Innovision Multimedia;
- ASRock;
- Apple;
- Galaxy Microsystems.
Аналитики Fortune Business Insights полагают, что в дальнейшем среднегодовой темп роста в сложных процентах (показатель CAGR) на рассматриваемом рынке составит 18,2%. В результате, в 2025 году расходы на графические ускорители достигнут $23,57 млрд, а к 2032-му поднимутся примерно до $75,95 млрд.[1]
Доля Nvidia на мировом рынке видеокарт достигла рекордных 88%
К концу второго квартала 2024 года доля Nvidia на мировом рынке ускорителей на базе графических процессоров (GPU) достигла рекордных 88%. В целом, Nvidia доминирует в сегменте видеокарт на протяжении более чем 20 лет. Об этом говорится в материалах 3DCenter, с которыми TAdviser ознакомился в конце сентября 2024 года.
По оценкам, Nvidia является практически бессменным лидером на глобальном рынке GPU-акселераторов с 2002 года. AMD смогла вырваться вперед только в течение четырех кварталов в 2004–2005 годах. Однако с тех пор AMD не удается отобрать пальму первенства у своего конкурента. Отмечается также, что в бумы майнинга в 2017–2018 годах и в 2021–2022 годах показатели AMD начали расти, но и в этих случаях отставание от Nvidia было весьма существенным.
Nvidia выиграла благодаря стремительному развитию искусственного интеллекта. Ускорители Nvidia используют операторы крупнейших центров обработки данных и гиперскейлеры. По данным аналитической компании Tech Insights, в 2023 году компания Nvidia поставила 3,76 млн акселераторов на основе GPU для дата-центров: это примерно на 1 млн больше по сравнению с 2022-м. С учетом изделий AMD и Intel отгрузки GPU-ускорителей для ЦОДов в 2023-м оказались на уровне 3,85 млн единиц против примерно 2,67 млн штук в 2022 году. Таким образом, Nvidia захватила 98% сегмента акселераторов для дата-центров.
Согласно данным 3DCenter, значительное увеличение продаж GPU-решений Nvidia наблюдалось в 2015–2016 годах, в конце 2018-го, а также в конце 2020 года. Вместе с тем пиковые значения зафиксированы в первом и втором кварталах 2024-го, что обусловлено быстрым расширением глобальной инфраструктуры ЦОД и появлением новых ИИ-моделей с огромным количеством параметров, для обучения которых требуются большие вычислительные мощности.[2]
2023: Взлет спроса на видеокарты из-за бума ИИ
Модели искусственного интеллекта (ИИ) требуют большой вычислительной мощности для обработки огромного количества данных и выполнения сложных алгоритмов. Традиционно, центральные процессоры (CPU) использовались для обработки данных в компьютерах. Однако, видеокарты (GPU) стали предпочтительным выбором для выполнения задач ИИ по нескольким причинам:
1. Параллельные вычисления: видеокарты имеют тысячи ядер, которые позволяют выполнять параллельные вычисления. Это означает, что они могут обрабатывать несколько задач одновременно, что особенно полезно для моделей ИИ, которые работают с большими объемами данных.
2. Высокая производительность: видеокарты специально разработаны для обработки графики, что делает их очень эффективными в выполнении операций с матрицами и векторами, которые являются основой для многих алгоритмов машинного обучения.
3. CUDA и OpenCL: CUDA (Compute Unified Device Architecture) и OpenCL (Open Computing Language) - это программные платформы, которые позволяют разработчикам использовать мощность видеокарты для обработки данных. Они предоставляют API и набор инструментов для программирования видеокарты и оптимизации выполнения задач ИИ.
4. Низкая стоимость: видеокарты обычно имеют лучшее соотношение цена/производительность по сравнению с центральными процессорами. Они доступны в различных ценовых категориях, что делает их более доступными для исследователей и разработчиков ИИ.
5. Специализация на графических задачах: видеокарты были разработаны в первую очередь для обработки графики, поэтому они обладают специфическими возможностями, такими как аппаратное ускорение текстур, фильтры и шейдеры. Эти возможности могут быть использованы для оптимизации выполнения задач ИИ, особенно в области компьютерного зрения.
В целом, использование видеокарт для моделей ИИ позволяет значительно ускорить вычисления и повысить эффективность работы алгоритмов.
2020: Рост поставок на 3 млн штук во время бума криптовалют
Объем мирового дискретных видеокарт по итогам 2020 года увеличился примерно на 3 млн штук относительно 2019-го и составил 41,5 млн единиц, чему отчасти способствовал спрос на оборудование для добычи криптовалют. Таким расчетом поделились в исследовательской компании Jon Peddie Research (JPR).
Согласно данным экспертов, в 2020 году рынок видеокарт вернулся к росту после провального 2019 года, когда отгрузки продукции были рекордно низкими — 38,56 млн штук.
Зарегистрированный в 2020 году результат оказался ниже предыдущим годов и сильно уступает объему продаж 1999 года, когда было реализовано порядка 114 млн видеоадаптеров. Выручка на рассматриваемом рынке в 2020 году составила $14,8 млрд, а средняя стоимость проданной видеокарты — $360.
В докладе сказано, что Nvidia лидирует на рынке дискретных графических процессоров с начала 2000-х годов, а в 2020-м рыночная доля компании достигла максимального значения в истории — 83% в натуральном выражении. При этом показатель присутствия AMD, напротив, сократился до рекордно низкого уровня — 17%.
По словам специалистов, в последние годы, включая 2020-й, Nvidia опережала AMD по продажам дискретной графики примерно в четыре раза. Кроме того, Nvidia долгое время доминировала в сегменте автономных графических процессоров для ноутбуков благодаря игровым решениям. Исторически этот рынок был небольшим, но, по данным Nvidia, за семь лет он вырос семикратно. Особое внимание в JPR выделили сильным позициям Nvidia на рынке мобильных видеокарт - в 2020 году компания поставила около 50 млн дискретных GPU GeForce для игровых ноутбуков.[3]
![]() | Сейчас ноутбуки стали самой быстрорастущей игровой платформой, — заявила финансовый директор Nvidia Колетт Кресс на одной из аналитических конференций в марте 2021 года. — Четвертый квартал стал для нас 12-м кварталом подряд, когда общий рост ноутбуков с нашими графическими ускорителями в годовом исчислении выражался двузначными числами. Выпуск лэптопов с графикой GeForce RTX 30 стал одним из крупнейших в истории продаж - было выпущено более 70 различных устройств… Теперь у нас есть 50 млн геймеров, играющих на ноутбуках с графикой GeForce. | ![]() |
В отличие от AMD и Intel, Nvidia поставляет только дискретные графические решения, и ее количественные поставки продукции уменьшились из-за острой нехватки продуктов для настольных ПК. Несмотря на эти проблемы, лидирующая позиция Nvidia в сегменте дискретных графических процессоров не пострадала.
В конце 2020 года наблюдался рост стоимости криптовалют, что стало одним из катализаторов подъема спрос на видеокарты. Это, в свою очередь, привело к повышению цен на эти компьютерные комплектующие. Так, графический адаптер MSI (Эмэсай Компьютер) Radeon RX 6900XT подорожал более чем на 100%. Большой спрос на видеокарты наблюдался как в мире, так и на российском рынке.
По мнению экспертов, ажиотажный спрос майнеров на эти комплектующие усугубил сложившуюся ранее ситуацию: из-за пандемии COVID-19 и простоя производств, на которых собираются карты, перебои с их поставками возникали еще во втором квартале 2020 году. К этому добавился высокий спрос на карты для игровых компьютеров.
Джон Педди из JPR, который наблюдает за рынком графики более трёх десятилетий, говорит о новой версии Ethereum. По его мнению, этот вариант криптовалюты сделает нерентабельным использование видеокарт.
![]() | Ethereum сейчас является весьма удобным для добычи видеокартами, но после появления версии 2.0 это останется в прошлом, – сказал он. | ![]() |