Название базовой системы (платформы): | Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) |
Разработчики: | Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) |
Дата премьеры системы: | 2025/01/21 |
Отрасли: | Информационная безопасность |
Технологии: | Речевые технологии, ИБ - Система обнаружения мошенничества (фрод) |
Основные статьи:
- Распознавание речи (технологии, рынок)
- Речевые технологии: на пути от распознавания к пониманию
- Fraud Detection System (фрод, система обнаружения мошенничества)
2025: Представление сервиса по защите
Столичный Департамент информационных технологий приглашает москвичей протестировать бесплатный сервис по защите от кибермошенников. Теперь проверить подозрительное сообщение на наличие признаков обмана можно с помощью бесплатного телеграм-бота информационного проекта «Перезвони сам». Как рассказали в ДИТ Москвы, сервис работает в пилотном режиме и поможет распознать попытку мошенничества в текстовых и голосовых сообщениях. Об этом ДИТ сообщил 21 января 2025 года.
С развитием технологий приемы мошенников также становятся все более изощренными: они звонят от лица банков или официальных организаций, присылают заманчивые предложения о работе и выгодных распродажах, рассылают просьбы помочь со взломанных аккаунтов друзей и знакомых, а также применяют другие уловки. Мы запустили бесплатный инструмент, который поможет проверить полученные сообщения. Телеграм-бот анализирует присланные скриншоты переписки, текстовое или голосовое сообщение и помогает определить, есть ли в нем признаки мошенничества. Сервис работает с применением искусственного интеллекта, включая большие языковые модели и технологии оптического распознавания текста и распознавания речи, — рассказала Валентина Шилина, руководитель проекта «Перезвони сам» столичного Департамента информационных технологий. |
На январь 2025 года бот работает в пилотном режиме, который продлится до 27 февраля. Ответ, который он предоставляет — это не окончательный вердикт, а предварительный результат проверки, на который пользователям рекомендуется обратить внимание. Специалисты ДИТ Москвы проанализируют результаты, полученные в период тестирования, и доработают сервис с учетом этой информации и пожеланий пользователей. Планируется, что весной 2025 года проект заработает полноценно.«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
Бот умеет распознавать несколько типов информации. Если прислать текстовое сообщение или его скриншот, он проанализирует его содержание по различным критериям: проверит имя пользователя, определит, есть ли в послании эмоциональное давление, манипуляции срочностью, попытки получить персональную информацию или просьбы о денежном переводе, наличие подозрительных ссылок. Все это может быть признаком мошенничества. По итогам обработки информации сервис сообщит о проценте вероятности обмана в сообщении и отметит подозрительные сигналы, которые должны насторожить.
При обработке аудиофайлов бот имеет две функции. Первая позволяет оценить вероятность мошенничества на основе содержания: пересланного аудиосообщения или пересказа телефонного разговора с подозрительными лицами. Пользователь может записать голосовое сообщение и рассказать о деталях беседы: кто звонил, какие сведения запрашивали, не было ли давления срочностью или авторитетом. Например, к боту можно обратиться, если звонивший представился сотрудником банка и сообщил о попытке снятия средств с карты, а после предложил как можно быстрее перевести деньги на безопасный счет во избежание кражи. Сервис сообщит, какие манипуляции и уловки были применены в разговоре, а также процент вероятности того, что звонивший был злоумышленником.
Вторая функция бота при работе с аудиофайлами – проверка на наличие признаков синтезированной речи. Мошенники научились применять высокие технологии для создания дипфейков – сообщений, в которых генерируется голос отправителя. Если прислать боту полученное от друга подозрительное голосовое сообщение с просьбой помочь, перевести деньги или сообщить персональные данные, сервис также сможет проверить, есть ли в файле признаки синтезированной речи.
Для аналитики сообщений используются большие языковые модели (LLM), а для обработки скриншотов и изображений – оптическое распознавание символов для перевода изображения в текст. Каждое аудиосообщение анализируется в два этапа: сначала с помощью технологий анализа аудиодипфейков определяется наличие синтезированной речи, затем текстовая расшифровка сообщения проверяется на признаки мошенничества с использованием LLM. За счет анализа и обработки полученных от пользователей обращений применяемая в боте нейросеть будет постоянно обучаться и дополняться новыми данными, что позволит повысить точность распознавания обмана и расширить сведения о применяемых мошенниками схемах.
Сервис создан при участии Управления инноваций ДИТ Москвы специально для информационного проекта «Перезвони сам».
Информационный онлайн-проект «Перезвони сам» создан в 2022 году Правительством Москвы совместно с Главным управлением Министерства внутренних дел России по городу Москве. Он помогает. Он помогает горожанам уберечь себя и близких от телефонного и интернет-мошенничества.
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (45)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (29)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (27)
SteadyControl (18)
Naumen (Наумен консалтинг) (15)
Другие (200)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (7)
Naumen (Наумен консалтинг) (3)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (3)
SteadyControl (2)
Другие (14)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (18, 47)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (4, 30)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (12, 29)
SteadyControl HoReCa (1, 23)
SteadyControl (1, 23)
Другие (391, 220)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (2, 12)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl HoReCa (1, 3)
Voice Systems Robotics (VSR, VS Robotics) (1, 3)
Naumen (Наумен консалтинг) (1, 3)
Другие (12, 16)
МТС Exolve (Межрегиональный ТранзитТелеком, МТТ) (1, 9)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (4, 7)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
SteadyControl HoReCa (1, 7)
SteadyControl (1, 7)
Другие (18, 30)
Banks Soft Systems, BSS (Бэнкс Софт Системс, БСС) (2, 7)
Сбербанк (3, 5)
SteadyControl (1, 5)
SteadyControl HoReCa (1, 5)
Ростелеком (2, 4)
Другие (25, 42)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
МТТ VoiceBox - 24
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 23
BSS Digital2Speech - 21
Voice2Med Система распознавания речи в медицине - 14
Naumen Erudite - 13
Другие 208
МТТ VoiceBox - 11
BSS Digital2Speech - 6
SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 3
Naumen Erudite - 3
VS Robotics: VS Робот-оператор - 3
Другие 14
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Солар (ранее Ростелеком-Солар) (18)
SearchInform (СёрчИнформ) (16)
Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) (16)
Инфосистемы Джет (9)
Experian (8)
Другие (159)
Солар (ранее Ростелеком-Солар) (3)
SearchInform (СёрчИнформ) (2)
VisionLabs (ВижнЛабс) (1)
Диасофт (Diasoft) (1)
Динамика (Dynamika) Новосибирск (1)
Другие (0)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Visa International (4, 27)
Инфосистемы Джет (5, 25)
Солар (ранее Ростелеком-Солар) (2, 20)
FICO (4, 18)
SearchInform (СёрчИнформ) (2, 17)
Другие (186, 142)
Солар (ранее Ростелеком-Солар) (1, 3)
SearchInform (СёрчИнформ) (1, 2)
Диасофт (Diasoft) (1, 1)
VisionLabs (ВижнЛабс) (1, 1)
Динамика (Dynamika) Новосибирск (1, 1)
Другие (0, 0)
SearchInform (СёрчИнформ) (1, 3)
Positive Technologies (Позитив Текнолоджиз) (1, 1)
Лаборатория Касперского (Kaspersky) (1, 1)
R-Vision (Р-Вижн) (1, 1)
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий) (1, 1)
Другие (1, 1)
SearchInform (СёрчИнформ) (1, 9)
Positive Technologies (Позитив Текнолоджиз) (1, 3)
БПС Инновационные программные решения (ранее БПЦ Банковские технологии) (1, 2)
Лаборатория Касперского (Kaspersky) (1, 1)
R-Vision (Р-Вижн) (1, 1)
Другие (0, 0)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
3-D Secure (3D-Secure) - 23
Solar JSOC - 19
СёрчИнформ SIEM - 17
НБКИ-AFS (Anti-Fraud Service) - 12
FICO Capstone Decision Accelerator (CDA) - 9
Другие 137
Solar JSOC - 3
СёрчИнформ SIEM - 2
Diasoft Digital Q.Risk&Compliance - 1
VisionLabs Luna Pass - 1
Dynamika-Финансовый мониторинг - 1
Другие 0