CRM

Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами

2024/12/25
Image:CRM_24_logo.png

Генеральные партнеры обзора:

 

 

Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.

1 Российский рынок CRM-систем

По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.

Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.

По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.

Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.

Крупнейшие поставщики CRM-систем

Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".

Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.

! Интервью с экспертами

Low-code — технология №1 следующего года Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft

 

Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM

 

О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM

 

Об опыте внедрения современной CRM-системы Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA

 

2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM

Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.

Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.

При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.

Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.

!Актуальные проекты



 

 

3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем

Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:

1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.

! Актуальный продукт

 

4 Отраслевая специфика внедрений CRM

Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.

5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM

За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.

# Карта российских CRM-систем

Фонд «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) совместно с аналитическим центром TAdviser провели масштабное исследование российского рынка CRM (Customer Relationship Management, системы управления взаимоотношениями с клиентами). В исследовании приняли участие разработчики 23 российских CRM, а также их заказчики из банков, розничной торговли, химической промышленности, фармацевтики, металлургии и страхования.

Image:Graf_CRM2024-full.jpg

По результатам исследования определена группа лидеров среди универсальных CRM систем с широким функционалом, наиболее полно покрывающим процессы относительно предложенной референтной модели: BPMSoft, ELMA, Битрикс24, Persona.CRM и Amber.

6 Мировой рынок CRM

В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.

Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.

7 Дополнительные и архивные материалы

Что такое CRM система: доступно о технологии, Базовые модули CRM, Классификация CRM, Сочетание CRM и BPM, CRM от Oracle, Российский рынок CRM, Перспективные CRM технологии в России, Отраслевая специфика внедрений CRM, CRM в России: прогнозы экспертов, Может ли ERP заменить CRM, 10 ошибок при внедрении CRM системы, CRM: как определить ROI, SaaS CRM, Мировой рынок CRM, Мобильные CRM, Open-Source CRM


Реклама на этой странице

Новости

Системы по количеству проектов внедрений (CRM / Товары народного потребления)

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Creatio (ранее bpm’online)
  ELMA CRM+
  БИТ:CRM 8
  Оптимум АСУМТ
  1С-Битрикс24
  Другие

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)
  Другие

  BPMSoft
  Manzana Campaign
  Другие

  1С-Битрикс24
  Другие


Название продуктаВендорПодрядчиковПроектов внедрений
1 Creatio (ранее bpm’online) Creatio 3 (список) 12 (список)
2 ELMA CRM+ Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) 2 (список) 9 (список)
3 БИТ:CRM 8 Первый Бит 1 (список) 6 (список)
4 Оптимум АСУМТ CDC (Центр Корпоративных Разработок, СиДиСи) 1 (список) 6 (список)
5 1С-Битрикс24 1С-Битрикс 3 (список) 4 (список)
6 1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) 1С Акционерное общество 3 (список) 3 (список)
7 1С:CRM КОРП 1С-Рарус 1 (список) 2 (список)
8 Microsoft Dynamics CRM Microsoft 2 (список) 2 (список)
9 Monitor CRM Бизнес Навигатор, КГ (Monitor CRM) 2 (список) 2 (список)
10 BPMSoft БПМСофт (ранее ЛАНИТ Омни) 3 (список) 2 (список)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Creatio (ранее bpm’online) - 12 (12, 0)
  ELMA CRM+ - 9 (9, 0)
  БИТ:CRM 8 - 6 (6, 0)
  Оптимум АСУМТ - 6 (6, 0)
  1С-Битрикс24 - 4 (4, 0)
  Другие 23

  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 1 (1, 0)
  Другие 0

  BPMSoft - 2 (2, 0)
  Другие 0

  1С-Битрикс24 - 1 (1, 0)
  Другие 0

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Creatio (ранее bpm’online) - 12
  ELMA CRM+ - 9
  БИТ:CRM 8 - 6
  Оптимум АСУМТ - 6
  1С-Битрикс24 - 4
  Другие 29

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 1
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 1
  Другие 0

  BPMSoft - 2
  Manzana Campaign - 1
  Другие 0

  1С-Битрикс24 - 1
  Другие 0

Название продуктаВендорПодрядчиковПроектовПроектов на базе
Creatio (ранее bpm’online)Creatio3120
ELMA CRM+Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ)290
Оптимум АСУМТCDC (Центр Корпоративных Разработок, СиДиСи)160
БИТ:CRM 8Первый Бит160
1С-Битрикс241С-Битрикс340
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)1С Акционерное общество330
Monitor CRMБизнес Навигатор, КГ (Monitor CRM)220
1С:CRM КОРП1С-Рарус120
BPMSoftБПМСофт (ранее ЛАНИТ Омни)320
Microsoft Dynamics CRMMicrosoft220
Loymax Платформа автоматизации программ лояльностиLoymax Solution (Лоймакс)110
Dia$parUltimate Humanless Enterprises, Ultimate H.E. (Интеллектуальные управляющие системы предприятия)110
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform)Comindware (Колловэар)110
АКАМ: Инвестиционные проекты для 1С:CRMАКАМ110
Bpium Конструктор корпоративных системБипиум (Bpium)110
Storverk:CRMСторверк (Storverk)110
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)Alexrovich (Элиас-Новосибирск)110
SAP C/4HANA (ранее SAP Hybris)SAP SE210
Microsoft Dynamics 365Microsoft110
Manzana CampaignManzana Group (М Софт)110
Первая Форма (система управления)Первая Форма (1Форма)110
Terrasoft CRMТеррасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)110
Basys AI TPMАйТиСи (Basys)110
SAP Marketing Cloud (ранее SAP Hybris Marketing Cloud)Hybris110
ABM Digital DistributionABM Cloud110
Oracle Siebel CRMOracle110
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА21С Акционерное общество110
Manzana LoyaltyManzana Group (М Софт)110

Распределение систем по количеству лицензий,
включая продукты партнёров на базе базовых решений вендора

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Basys AI TPM (150)
  Первая Форма (система управления) (45)
  БИТ:CRM 8 (32)
  1С:CRM КОРП (29)
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) (21)
  Другие (20)

Данные не найдены

Данные не найдены

Данные не найдены