Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами
Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.
1 Российский рынок CRM-систем
По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.
Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.
По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.
Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.
₽ Крупнейшие поставщики CRM-систем
Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".
Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.
! Интервью с экспертами
Low-code — технология №1 следующего года
Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft
Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте
Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM
О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения
Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM
Об опыте внедрения современной CRM-системы
Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA
2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM
Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.
Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.
При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.
Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.
!Актуальные проекты
3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем
Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:
1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.
! Актуальный продукт
4 Отраслевая специфика внедрений CRM
Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.
5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM
За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.
6 Мировой рынок CRM
В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.
Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.
7 Дополнительные и архивные материалы
Новости
- Новогоднее предложение от Оnellect
- Российский рынок аналитических CRM-платформ: взгляд бизнеса и вендоров
- НОТА МОДУС. Контакт-центр: коммуникационное ядро бизнеса
- TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
- Топ-менеджеры ГК «Корус Консалтинг» получили 2% компании
- OmniLine автоматизировал 90% бизнес-процессов за три месяца с BPMSoft
- Обухов Андрей, директор по развитию SberCRM — о цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения
- Enterprise CRM для комфортной миграции с зарубежных систем
- Илья Петухов, Directum: Мы учим ИИ правильно «держать ложку»
- Александр Стародубцев, SimpleOne: Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте
Creatio (ранее bpm’online)
1С:CRM ПРОФ
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform)
ELMA CRM+
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
Другие
ELMA CRM+
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)
Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний
Другие
1С-Битрикс24
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
ELMA365 CRM
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)
АКАМ: Инвестиционные проекты для 1С:CRM
Другие
№ | Название продукта | Вендор | Подрядчиков | Проектов внедрений |
---|---|---|---|---|
1 | Creatio (ранее bpm’online) | Creatio | ||
2 | 1С:CRM ПРОФ | 1С-Рарус | ||
3 | Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) | Comindware (Колловэар) | ||
4 | ELMA CRM+ | Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) | ||
5 | Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) | Alexrovich (Элиас-Новосибирск) | ||
6 | 1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) | 1С Акционерное общество | ||
7 | FreshOffice CRM | Свежие решения FreshOffice (SMTsoft) | ||
8 | 1С:CRM КОРП | 1С-Рарус | ||
9 | Terrasoft CRM | Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) | ||
10 | БИТ:CRM 8 | Первый Бит |
Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)
Creatio (ранее bpm’online) - 28 (28, 0)
1С:CRM ПРОФ - 20 (20, 0)
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 17 (17, 0)
ELMA CRM+ - 17 (17, 0)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 10 (10, 0)
Другие 90
ELMA CRM+ - 3 (3, 0)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 2 (2, 0)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 2 (2, 0)
Creatio (ранее bpm’online) - 1 (0, 1)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1 (1, 0)
Другие 0
1С-Битрикс24 - 3 (3, 0)
1С:CRM КОРП - 2 (0, 2)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 2 (2, 0)
ELMA365 CRM - 2 (2, 0)
Другие -2
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Creatio (ранее bpm’online) - 28
1С:CRM ПРОФ - 20
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) - 17
ELMA CRM+ - 17
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 10
Другие 124
ELMA CRM+ - 3
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 2
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 2
BPMSoft - 1
Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний - 1
Другие 2
1С-Битрикс24 - 3
ELMA365 CRM - 2
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 2
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 1
АКАМ: Инвестиционные проекты для 1С:CRM - 1
Другие 0
Распределение систем по количеству лицензий,
включая продукты партнёров на базе базовых решений вендора
1С:CRM ПРОФ (385)
Salesforce CRM on-demand (305)
Первая Форма (система управления) (270)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) (194)
1С:CRM КОРП (144)
Другие (287)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) (126)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 (101)
Другие (0)
Данные не найдены