2024/10/08 09:50:35

Дмитрий Бибичев, Форс: Заказная разработка — это инструмент прорыва и создания конкурентных преимуществ для бизнеса

Почему известный разработчик заказного ПО нанимает больше бизнес-аналитиков, чем программистов, как изменился сегодня рынок баз данных и почему коммерческим компаниям стоит брать пример с госсектора, рассказывает Дмитрий Бибичев, директор по развитию бизнеса компании «Форс — Центр разработки» (ГК Форс).

Дмитрий
Бибичев
Когда знаешь десять СУБД, разобраться в еще одной — не проблема.

Компания Форс известна на рынке, прежде всего, как один из лидеров в области заказной разработки. Раньше она велась с применением технологий и решений Oracle. Что изменилось с момента ухода этого вендора, и каково нынешнее лицо компании?

Дмитрий Бибичев: За два года компания сильно перестроилась. Наш инструментарий вынужденно расширился за счет российских вендоров и опенсорс-решений. Но мы сохранили нашу ключевую экспертизу, связанную с базами данных, по-прежнему разрабатываем софт для крупных заказчиков, в основном из государственного сектора. Поэтому наш рыночный профиль не изменился: Форс остается крупной сервисной компанией, в чьи услуги помимо проектирования, разработки и внедрения информационных систем входят консалтинг, интеграция, техническая поддержка и обучение.

Какой технологический стек вы используете сегодня?

Дмитрий Бибичев: Мы продолжаем активно использовать Java. Экспертиза наших java-разработчиков хорошо известна рынку, и мы не планируем терять этот ценный опыт.

Сейчас появился серьезный тренд на использование low-code разработки. Государство и бизнес стараются переиспользовать результаты работы, переходить на платформенный подход, гибко и динамично подходить к реализации новых требований, в том числе с помощью low-code, что позволяет сократить time-to-market. Поэтому в нашем штате тоже становится все больше пишущих бизнес-аналитиков, которые умеют и написать код на JavaScript, и спроектировать исполняемый бизнес-процесс.

Есть мнение, что профессиональные разработчики не любят low-code, для них это профессиональная деградация. А бизнесу дешевизна и скорость разработки на low-code ценнее, чем чьи-то чувства. Что думаете вы?

Дмитрий Бибичев: Правда посередине. Порой нашим разработчикам тоже кажется, что они стали менее востребованы, все делают аналитики, а им остаются «небольшие формочки». Но это не так.

Я далек от мысли о том, что можно все покрыть конструктором. У нас есть low-code инструментарий, которым мы активно пользуемся, но в проектах остаются и большие, важные, интересные, трудоемкие, наукоемкие задачи для java-разработчиков.

Баланс в сторону бизнес-аналитиков, действительно, смещается. Это видно и по нашей компании: за последние два года прирост по аналитикам значительно превышает прирост количества разработчиков. Но задачи остаются и для тех, и для других. Это сильно зависит от профиля проекта.

Повторюсь, у нас довольно высока концентрация проектов в госсекторе, и там надо уметь гибко подстраиваться под новые требования нормативно-правовых актов, регуляторной базы. В таких проектах low-code конструктор — самое эффективное средство. В других проектах нужно, чтобы решение было максимально быстрым, надежным, масштабируемым, и здесь не обойтись без высококлассной классической java-разработки.

Мы не пытаемся писать высоконагруженные расчетные приложения на лоукоде или предлагать классическую разработку там, где можно сэкономить за счет конструктора. Выбор зависит от задачи, а также навыков и мастерства разработчика — наша экспертиза во многом состоит в том, что мы точно знаем, какой гвоздь каким молотком забивать.

Коробочное решение VS заказная разработка — это противостояние по-прежнему актуально?

Дмитрий Бибичев: Да, актуально, и универсального ответа тут быть не может. Коробка дешевле, проще для внедрения, заточена под конкретные задачи. Если на рынке есть устоявшийся лидер, а процессы регламентированы законодательством, нет смысла изобретать велосипед и писать с нуля собственную систему бухучета.

Но коробка — это всегда рамки. Внедряя коробку, ты принимаешь правила игры вендора, начинаешь от него зависеть, твои процессы становятся похожи на процессы твоих конкурентов.

Если хочешь выделиться на рынке и получить конкурентное преимущество, если видишь свой бизнес цифровым, инновационным, то заказная разработка — один из таких инструментов. Как ДоДо Пицца: все пиццы одинаковые, но ДоДо строит собственную экосистему, разрабатывает собственные сервисы, и стоит на голову выше многих пиццерий в части клиентского пути. Начиная с определенного масштаба, заказная разработка — это инструмент прорыва, а стремление сэкономить не должно убивать рыночную дифференциацию.

Как за последние годы изменился рынок ИТ-услуг?

Дмитрий Бибичев: Самая большая волна изменения рынка IT-услуг произошла в 2022 году. Началось активное импортозамещение. Первый год был очень хаотичным, люди решали вопросы безопасности, даже выживания собственного бизнеса. Сейчас горячая волна сошла, и заказчики более спокойно и взвешенно выбирают решения: обращают внимание на зрелость вендора, качество его услуг. Нет запроса «давайте сделаем что угодно, только быстро».

Вендоры получили импульс от рынка и создают действительно востребованные продукты. Появляется много альянсов и коллабораций, например, между производителями железа и софта: создаются ПАКи, целые экосистемы продуктов. Результаты синергии от взаимодействия с вендорами на рынке уже видны.

Появление большого количества новых отечественных игроков — это новые возможности, но и проблемы выбора. Вы отслеживаете новинки, работаете с ними?

Дмитрий Бибичев: Безусловно, мы смотрим на новых вендоров, в первую очередь, на разработчиков СУБД. Появилось много похожих продуктов, и мы, конечно, должны в них ориентироваться, как минимум, чтобы помогать заказчикам делать взвешенный выбор. В базах данных мы разбираемся, думаю, лучше подавляющего большинства компаний на российском рынке — просто потому, что занимаемся ими уже 30 лет. Поэтому можем быстро оценить новинки. Когда знаешь десять СУБД, разобраться в еще одной — не проблема. Наша экспертиза позволяет эффективно и быстро осваивать и наращивать экспертизу не только в реляционных, но и в документоориентированных, колоночных, гибридных и других базах данных.

Многие крупные компании-заказчики сегодня создают собственные ИТ-подразделения. Вы чувствуете конкуренцию с их стороны или, напротив, это новый сегмент рынка?

Дмитрий Бибичев: Вопрос сложный. На первый взгляд кажется, если мой заказчик создает департамент, который выполняет мои задачи, то для меня это плохо. С другой стороны, в некоторых случаях это необходимо. В первую очередь, в отношении DevOps-процессов, где-то в части эксплуатации. И, конечно, компании часто успешно решают собственными силами задачи бизнес-анализа, так как они глубоко знают свои процессы и векторы развития своего рынка.

Но я думаю, что чем более зрелым будет становиться рынок, тем меньше на нем будет доля инсорс-разработки: в разделении труда есть огромные преимущества. Даже мы, как IT-компания, которая специализируется на заказной разработке, не можем замахиваться на все языки разработки, на все технологии. Давление обратно пропорционально площади поверхности воздействия. Когда компания пытается собственными силами делать все: и учетную систему дорабатывать, и аналитикой заниматься, и искусственный интеллект внедрять, все вместе будет либо очень дорого, либо неэффективно.

Расскажите подробнее о ваших проектах и заказчиках.

Дмитрий Бибичев: Наши усилия сконцентрированы, прежде всего, на решении задач государственного сектора. У нас много заказчиков из федеральных и региональных органов власти, много проектов делаем для правительства Москвы.

У нас есть собственные платформенные продукты, которые мы используем в региональных госпроектах. Мы не считаем себя вендором, наши продукты — это, скорее, центры компетенций, которые удешевляют проекты для заказчиков. Проекты в первую очередь связаны с региональным управлением ЖКХ, спортом, медициной, цифровизацией контрольно-надзорной деятельности.

Также среди сервисов — классические для нас задачи поддержки всех видов систем управления базами данных, их оптимизации и развития, аудит инфраструктуры. Отдельно, наверное, можно выделить задачи по миграции баз данных в рамках проектов по импортозамещению. Для их решения мы разработали собственный инструментарий, который облегчает, удешевляет и ускоряет такой переход. Среди технологических новинок можно назвать и PGArm — продукт для диагностики и мониторинга работы СУБД PostgreSQL.

Наше цифровое государство реально такое модное и передовое, как рассказывают СМИ?

Дмитрий Бибичев: Да, я вижу и как исполнитель заказов, и как обычный гражданин, что в государственных сервисах появился такой набор продуктов, которому многие коммерческие компании могут позавидовать. Наша система электронного правительства, МФЦ, портал «Госуслуг» построены более клиентоориентированно, чем некоторые коммерческие бизнесы, у которых клиентоориентированность, казалось бы, должна быть в крови. Эффективность клиентских путей, применение искусственного интеллекта, чат-ботов — все это позволяет заявить, что в плане цифровизации за последние годы государство сделало огромный прорыв.

Что Форс делает для цифровизации городского хозяйства?

Дмитрий Бибичев: У нас есть готовое платформенное решение — АИС Рекорд. Это система управления, планирования и контроля работ по обслуживанию дорожной инфраструктуры. Она родилась из нашего проектного опыта в столице, сейчас успешно эксплуатируется в ряде областей — Туле, Ханты-Мансийске, Московской области.

С помощью АИС Рекорд мы делаем цифрового двойника объекта городского хозяйства — дороги, двора, парка — и формируем цифровой регламент эксплуатации этого объекта. Наша система позволяет создать график уборки каждой конкретной дороги, лавочки и урны. С помощью средств объективного контроля власти проверяют выполнение работ, видят фотографии дворников, как эти урны очищали. Наш опыт в регионах показывает, что когда каждая урна оказывается под контролем телеметрии, город действительно становится чище. И это экономически эффективно: отдача от внедрения этого продукта кратная за счет экономии времени проверяющих.

На правительственном уровне сейчас принят ряд инициатив по цифровизации спорта и здравоохранения. Насколько актуальны для вас эти направления, и есть ли спрос в регионах на такие решения?

Дмитрий Бибичев: Да, спрос есть. Точно так же, как по жилищно-коммунальному хозяйству, в ряде регионов используются наши решения для спорта и здравоохранения.

Например, в ХМАО-Югре нами разработана Информационно-аналитическая система подготовки спортивного резерва, которая используется для автоматизации процессов хранения и обработки информации о спортсменах, контроля их тренировочной и соревновательной деятельности, планирования мероприятий. В системе создается цифровой профиль каждого спортсмена и тренера, учитываются индивидуальные характеристики спортсменов при планировании и организации тренировочного процесса и режима питания, есть актуальная база нормативно-справочной информации по всем аспектам спортивной сферы, ведется мониторинг и управление загрузкой спортивных объектов, план спортивных мероприятий и многое другое. Этот проект даже стал победителем VIII Всероссийского конкурса региональной и муниципальной информатизации в номинации «Спорт».