2024/09/30 12:37:25

Удержать любой ценой. Как HR-tech становится важным инструментом преодоления кадрового кризиса

В этом году в фокусе у подавляющего большинства HR крупных российских компаний находится автоматизация процессов оценки, адаптации и рекрутинга — такие результаты мы в Nexign получили из опроса, который проводили среди HR-специалистов 30 компаний из различных секторов экономики.

Содержание

Приоритеты автоматизации

Автоматизация оценки остается приоритетом и на 2024 – 2027 годы. Эти результаты иллюстрируют тренд на удержание сотрудников. В условиях перегретого рынка работодателей HR-департамент находит, что гораздо выгоднее и эффективнее развивать и выращивать ценные кадры внутри компании. При этом важным условием удержания сотрудников становится забота об их благополучии, когда работодатель ценит вклад каждого в общие цели компании, помогает строить карьерный трек, обеспечивает гибкий подход со стороны руководства и дает конструктивную обратную связь.

Как меняются ожидания сотрудников от работодателя

Согласно исследованиям, сегодня на взаимоотношения между сотрудниками и организациями влияет уникальная комбинация экономических, социальных и политических факторов.

Растет роль обучения в корпоративной среде

Если раньше оплачиваемое обучение было приятным, но не обязательным бонусом, то теперь 93% сотрудников считают: корпоративное обучение — важное условие, при котором они готовы сохранить лояльность текущему работодателю. Тренд подтверждают прогнозы рынка LMS-систем (Learning Management System, или систем управления обучением): до 2027 года ожидается его рост в полтора раза, то есть спрос на автоматизацию обучения персонала продолжит расти.

В этом направлении желания сотрудника и работодателя сходятся: первые стремятся обучаться, чтобы расти в зарплате и навыках, а вторые хотят развивать работников, таким образом готовя кадры внутри на руководящие позиции. Исследование на тему мобильности и заработка «Куда ведет карьерная лестница» подтверждает, что когда компании инвестируют в человеческий капитал, то в долгосрочной перспективе выигрывает и бизнес, и сотрудники. Например, стажировки и программы повышения квалификации, которые предлагают организации для предотвращения увольнений молодых специалистов 25–27 лет, увеличивают пожизненный заработок работника на 5,2%.

Для автоматизации HR-задач, направленных на удержание сотрудников, сегодня применяются специализированные решения. Так, модуль «Обучение» в Neon HRM позволяет HR-департаменту автоматизировать стратегически важные программы развития кадров. В системе есть конструктор медиакурсов с материалами различного формата: иллюстрации, видео, опросы и тесты. Также можно создать программу обучения на основе уже готовых курсов в формате SCORM. Пользователи видят персонализированную ленту, календарь обучающих мероприятий, свой прогресс и полученные сертификаты. Для преподавателей и руководителей предусмотрены инструменты для управления расписанием и составом групп, организации и контроля обучения. А в комбинации с другими модулями Neon HRM — Оценкой 360°, Адаптацией, ИПР — получается комплекс инструментов для формирования актуальных навыков сотрудников и ускорения карьерного роста.

Повышается тревожность, растет запрос на прозрачную оценку эффективности труда

Когда сотрудники вовлечены, видят свою ценность для команды и могут оценить свои перспективы, то испытывают меньше стресса и готовы достигать результата.

Перед HR встает задача создать такое рабочее пространство, где у сотрудников есть возможности расти и черпать силы для карьерных успехов. В этом может помочь HRM, включающая корпоративный портал и системы целеполагания, оценки и управления KPI. Связанные друг с другом в единую картину процессы позволят легко ориентироваться сотруднику и руководителю.

Например, в Neon HRM реализован модуль «Целеполагание»: с его помощью можно гибко настраивать этапы целеполагания, оценивать достижения и выставлять рейтинги. Доступ к информации предоставляется по ролевой модели. Так, руководитель и бизнес всегда будут видеть результаты работы, на основе которых рассчитывается премия. Сотрудник же сможет оценить свой вклад в общее дело — это мощный инструмент нематериальной мотивации.

Модуль «Оценка 360°» позволяет автоматизировать процесс и получить результат по нескольким направлениям: самооценка, руководители, коллеги, подчиненные. Гибкие настройки дают возможность провести оценку различными методами (90, 180, 270 и более градусов) за счет включения обратной связи от любой выбранной аудитории.

Перспективы профессионального роста выходят на первый план

В условиях рынка кандидата амбициозные сотрудники рассуждают так: если на текущем рабочем месте нет карьерных возможностей, то зачем терять время? Задача компании — дать каждому участнику команды понимание карьерного развития, которое совпадает со стратегическими целями бизнеса и желаниями самого сотрудника.

Давно известный и применяемый HR-специалистами инструмент, который позволяет фокусно работать над удержанием — ИПР, или индивидуальный план развития. Однако вручную составить и зафиксировать планы для каждого сотрудника, а затем следить, как они выполняются, достаточно трудозатратно.

Neon HRM автоматизирует весь процесс, позволяя гибко настроить цели. План можно сформировать на основании результатов оценки методом 360°, или сотрудник может наметить его самостоятельно. Один из самых популярных и эффективных вариантов — выстраивать план развития по принципу «70-20-10»: 70% знаний сотрудник получает в процессе решения текущих задач, 20%— из общения с коллегами и наставниками, а 10% — из обучения. Модуль «ИПР» интегрируется с модулем «Обучение» для дальнейшего прохождения курсов.

Чтобы перед сотрудником был наглядный трек карьерного развития с матрицей компетенций и навыков, которые нужны для перехода на новую должность, мы также разработали модуль «Карьера». Он позволяет формировать матрицы компетенций и навыков, необходимых сотруднику для соответствия желаемой должности, и выстраивать карьерные треки. Кроме того, в модуле можно подтверждать навыки и компетенции – как уже имеющиеся, так и полученные после обучения и выполнения ИПР. Этим модулем пользуемся и мы сами в Nexign, а в ближайшее время он станет доступен нашим клиентам.

Корпоративная культура становится значимым фактором найма и удержания

Высококвалифицированные кадры теперь выбирают работодателя не только по уровню зарплаты, но и по сопутствующим работе условиям. Все больше соискателей (более 75% по данным за 2024 год) обращают внимание на ценности, которые транслирует компания, и на уровень культуры коммуникации, которую она поддерживает. По данным исследований, сотрудники в компаниях с высоким уровнем корпоративной культуры и доверия увольняются на 50% реже.

Положительный опыт сотрудников влияет на рост бизнеса; хоть это влияние и невозможно измерить с математической точностью, исследования показывают: хороший EX (Employee Experience) приводит к улучшению опыта клиентов, что может в свою очередь ускорить среднегодовой рост бизнеса почти в два раза.

На помощь приходит корпоративный портал, один из модулей Neon HRM. Это единое цифровое пространство, где можно найти коллег, узнать новости компании и решить практически любой вопрос «вокруг» рабочих процессов. У каждого сотрудника есть свой личный кабинет, в котором доступна информация о соцпакете, отпуске, команде и структуре компании, а также витрина HR-сервисов (например, оформление отпуска и командировок, заказ справок). Кроме того, портал работает на вовлеченность в жизнь организации: сотрудники могут создавать сообщества, смотреть анонсы мероприятий, узнавать о внутренних вакансиях, отправлять и получать благодарности и «покупать» товары в корпоративном маркете.

HR-аналитика приобретает стратегическое значение

Фокус на операционной производительности труда диктует условия: аналитика по важнейшим HR-метрикам должна обновляться в режиме реального времени и всегда находиться под рукой у HR, чтобы принимать решения обоснованно.

Кроме того, аналитика — важное подспорье, чтобы визуализировать эффективность HR-департамента, отследить снижение операционных расходов, сокращение времени выполнения задач и динамику eNPS.

Согласно результатам опроса HR-специалистов, большинство респондентов сейчас собирают аналитику вручную. 37% участников опроса признались, что собирают данные из разных источников в Excel, не используя никаких сторонних программ. При этом HR-аналитика важна — за ней регулярно следят 70% респондентов.

Мы понимаем, что доступ к метрикам — важнейший ресурс HR, поэтому разработали модуль «Аналитика» в Neon HRM. Он дает возможность получать отчеты по HR-показателям из разных модулей системы в необходимой визуализации, фильтровать графики по десяткам параметров, выбирая любой отчетный период. Например, если руководителю или HR требуется аналитика по обучению из модуля Neon LMS, то на дашборде можно увидеть, сколько человек прошли обучение в разрезах подразделений, какие курсы они завершили и какую среднюю оценку получили.

В системе сотрудник может гибко настраивать отображение данных под себя — визуализировать их в виде чартов, гистограмм, линейных графиков. При этом для работы с «Аналитикой» не нужно привлекать BI-специалистов.

HRM: что дальше

Наша HR-система призвана помочь компаниям упорядочить и цифровизировать HR-процессы на протяжении всего пути сотрудника — от онбординга до exit-интервью. Персонал при этом получает комфортную цифровую среду с доступом с любого устройства, а HR — автоматизированные процессы, безбумажную работу и централизованное управление. Этот подход позволяет высвободить до 40% времени HR-департамента и перераспределить ресурсы, чтобы HR смог дотянуться до каждого сотрудника, удовлетворить изменившиеся потребности людей, сосредоточиться на производительности и гибкости.

А чтобы бизнес мог быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка, мы продолжаем совершенствовать ключевую функциональность Neon HRM и добавляем новые инструменты, в том числе на базе ML и ИИ. Они помогут автоматизировать рутинные задачи и вместе с тем персонализировать опыт сотрудника. Например, наш бот-ассистент выполнит поиск по базе или сгенерирует ответ на нестандартный запрос, чтобы снизилась нагрузка на HR, а сотрудник получал моментальные ответы без задержки на каждом этапе жизненного цикла.