2025/01/29 10:15:37

Производство электромобилей в России

.

Содержание

Основная статья: Производство автомобилей в России

Электромобили (рынок России)

Основная статья: Электромобили (рынок России)

2025: В России утвержден госплан по производству электромобилей

Правительство России утвердило план увеличения производства электромобилей и гибридов в семь раз к 2030 году, предусматривающий рост выпуска с 8 тыс. до 54,2 тыс. единиц. Об этом стало известно в январе 2025 года.

Производство электротранспорта будет наращиваться поэтапно: до 11 тыс. единиц в 2025 году, 17,7 тыс. в 2026 году, 23,5 тыс. в 2027 году, 28,7 тыс. в 2028 году, 40,6 тыс. в 2029 году.

В России официально утвержден план по выпуску электромобилей

Заместитель министра промышленности и торговли России Альберт Каримов заявил, что ключевыми факторами достижения поставленных целей станут создание унифицированной платформы и налаживание серийного производства компонентов для электрических и гибридных автомобилей.Как развивается российский рынок цифровизации закупок. Обзор TAdviser 10 т

На разработку унифицированной платформы правительство выделило ₽160 млрд. Это позволит создать базу для массового производства отечественных электромобилей различных типов и классов.

В 2024 году объем производства электромобилей составил 8 тыс. единиц, что соответствует 1% от общего объема выпуска автомобилей в России. При этом продажи новых электромобилей достигли 19,39 тыс. единиц, увеличившись на 31% по сравнению с 2023 годом.

Общее количество электромобилей на российских дорогах достигло 60 тыс. единиц. Планируемое увеличение производства должно способствовать росту доли электротранспорта в автопарке страны.

Программа развития электромобильного транспорта является частью единого плана по достижению национальных целей развития России. Особое внимание уделяется созданию компонентной базы и локализации производства ключевых узлов и агрегатов.

Министерство промышленности и торговли подчеркивает важность развития собственного производства компонентов для электромобилей и гибридов. Это позволит снизить зависимость от импорта и создать полноценную производственную цепочку.

Реализация плана предполагает поэтапное наращивание производственных мощностей и расширение модельного ряда электромобилей отечественного производства.[1]

2024

Выделение ₽87,8 млрд на разработку национальной модульной платформы для производства российских электромобилей

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам 12 ноября 2024 года одобрил поправку в проект бюджета, предусматривающую выделение ₽87,8 млрд на разработку национальной модульной платформы для производства автомобилей. Средства будут направлены институту Минпромторга ФГУП «НАМИ» в период с 2025 по 2027 год.

Как пишет РБК, финансирование проекта распределено следующим образом: по ₽25,6 млрд в 2025 и 2026 годах, а также ₽36,6 млрд в 2027 году. Средства выделяются в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» и госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ»

Директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алексей Матушанский заявил о планах разработки модульной платформы для автомобилей гольф-класса, среднего и бизнес-сегментов. Особый акцент будет сделан на создании базы для последовательных гибридов и электромобилей.

Президент компании ТВЭЛ Наталья Никипелова подчеркнула важность создания унифицированной российской платформы для массового производства электромобилей. По ее словам, комбинация платформы, электропривода и батареи составляет более 60% стоимости электромобиля.

Компания «Рэнера», входящая в структуру ТВЭЛ, строит в Калининградской области гигафабрику мощностью 4 ГВт·ч в год для производства аккумуляторных ячеек и батарей. Госкорпорация также планирует наладить выпуск интегрированного электропривода, микроэлектронной базы и композитных материалов для снижения веса электромобилей.

Эксперт НТИ «Автонет» Алексей Фирсин отметил, что при достижении 80% локализации производства реализация проекта позволит создать более 300 тыс. новых рабочих мест. Существующее многообразие моделей и платформ затрудняет обеспечение необходимых объемов выпуска автокомпонентов для локальных поставщиков.[2]

«Лукойл» первым в России запустил производство трансмиссионных жидкостей для электромобилей

В середине августа 2024 года стало известно о том, что компания «Лукойл» первой в России запустила производство специализированной линейки трансмиссионных жидкостей для электромобилей. Подробнее здесь.

2023

В России за год произведено 9740 электромобилей

В 2023 году в России было произведено 9740 электромобилей при планируемых 9200 штук. Об этом заместитель министра экономического развития Максим Колесников рассказал в конце января 2024 года на совещании по вопросу реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Электроавтомобиль и водородный автомобиль».

По словам Колесников, в 2023 году в РФ была установлена 1151 быстрая зарядная станция для электромобилей, тогда как планировался запуск 1136 штук. В рамках реализации проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» было создано более 1200 новых рабочих мест и получены дополнительные налоговые поступления в 16 млрд рублей.

В России было произведено 9740 электромобилей при планируемых 9200 штук

На состоявшемся в конце января 2024 года совещании замглавы Минэкономразвития также доложил, что за последние два года были введены две очереди быстрых зарядных станций в 36 регионах. В 2024 году их количество должно вырасти до 65, а план по установке быстрых электрозаправочных станций на год - 1 437 единиц.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании акцентировал внимание на необходимости повышать эффективность и количество электрозаправок.

«
В 2024 году речь идет о двукратном увеличении сети и двукратном увеличении количества регионов, в которых создается быстрая зарядная инфраструктура. Количество быстрых зарядных станций к концу 2024 года должно увеличиться до более 2,5 тыс., - подчеркнул Белоусов.
»

Он поручил к следующему совещанию проработать как дополнительные меры стимулирования производства, так и вопросы создания условий для развития специальных платформ, позволяющих потребителям удобно находить и пользоваться зарядными станциями, а участникам реализации инициативы – осуществлять мониторинг развития такой инфраструктуры.[3]

Минпромторг ужесточает требования к локализации электромобилей. Господдержку будет получить сложнее

25 декабря 2023 года стало известно о том, что Минпромторг РФ ужесточает требования к локализации электромобилей, необходимые для получения господдержки. Данное решение может усложнить выпуск и продажи электрифицированных транспортных средств для тех компаний, которые уже ведут соответствующий бизнес на российском рынке.

Как сообщает газета «Ведомости», в ноябре 2023-го «АвтоВАЗ» выступил с предложением ужесточить требования к локализации электромобилей для допуска к мерам господдержки. По мнению отечественного автопроизводителя, это необходимо для продвижения электрической модели Lada Largus. Опытное производство этой машины начато на площадке «Лада Ижевск» в середине декабря 2023 года, а серийный выпуск планируется освоить в мае 2024-го.

Электрическая Lada Largus

Предполагается, что пороговые значения для получения господдержки производителями электромобилей будут «верифицированы с учетом положений стратегии развития автопрома, концепции развития отрасли, а также обязательств производителей в рамках действующих специнвестконтрактов». Изменения могут быть внесены в постановление правительства №364 о порядке субсидирования кредитов в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Кроме того, изучается возможность поэтапного ужесточения требований к локализации электромобилей и дополнения правил компенсации утильсбора.

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов считает, что новые требования усложнят реализацию имеющихся отечественных электромобилей. По его словам, продажи таких машин связаны с трудностями, поскольку темпы роста рынка электрокаров не соответствуют темпам развития зарядной инфраструктуры. Ужесточение условий предоставления господдержки может усугубить ситуацию.[4]

2022

В Ижевске начали собирать электромобили для ЖКХ

В конце октября 2022 года Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ) начал серийный выпуск электромобилей для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Новая модель под названием УМТЭТ разработана специалистами инженерного центра «ИжСпецТех» при Ижевском государственном техническом университете имени М. Т. Калашникова. Подробнее здесь.

«Росатом» начал поставлять «Автотору» комплектующие для производства электромобилей

В середине октября 2022 года стало известно о том, что «Росатом» начал поставлять «Автотору» комплектующие для производства электромобилей. Подробнее здесь.

В России появились первые электромобили на отечественных батареях

27 июля 2022 года стало известно о появлении первых в России электромобилей на отечественных аккумуляторных батареях. Они разработаны компанией «Рэнера», входящей в «Росатом». Подробнее здесь.

Заключен контракт на производство китайских электромобилей под Липецком за 13 млрд рублей

В марте 2022 года ООО «Моторинвест», Минпромторг РФ и администрация Липецкой области заключили специальный инвестиционный контракт (СПИК) о реализации проекта серийного производства китайских электромобилей на предприятии компании. Подробнее здесь.

2021

«Автотор» займется производством электромобилей за 32 млрд рублей

В конце сентября 2021 года стало известно о том, что «Автотор» будет производить электромобили и комплектующие для них, которые также пойдут на экспорт. Подробнее здесь.

Правительство утвердило концепцию по развитию производства электрического автотранспорта

23 августа 2021 года правительство РФ утвердило концепцию по развитию производства и использования электрического автотранспорта, рассчитанную на срок до 2030 года. Подробнее здесь.

2017: План строительства первого в России завода электромобилей

Весной 2018 года в Приморье начнется строительство первого в России завода электромобилей. Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте администрации региона. Проект совместно реализуют российский холдинг «Сумотори» и японская корпорация Arai Shoji Co. Ltd. Предприятие станет резидентом ТОР «Надеждинская»[5].

На первом этапе завод будет выпускать до 5 тыс. автомобилей в год. Их планируется экспортировать в Индию и Таиланд, а также продавать на территории России. Об этом сообщал в ноябре прошлого года генеральный директор холдинга «Сумотори» Виталий Веркеенко, писало агентство «ПримаМедиа». Тогда же стало известно, что инвестиции в проект составят 500 млн руб.

Что интересно, для производства электромобилей станут использовать кузова японских малолитажных машин. «В Японии изменились некоторые требования по утилизации автомобилей. Появилась возможность брать очень хорошие авто малого класса практически по нулевой стоимости, которые можно конвертировать в электрокары», — ранее пояснял такое решение Виталий Веркеенко.

В свою очередь, электромоторы и аккумуляторы для машин будут изготовлять на российских заводах. Остальные комплектующие — импортировать из той же Японии и США.

Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили

В России:

В мире:

Технологии накопления (хранения) энергии:



Примечания