Содержание |
Основная статья: Производство автомобилей в России
Электромобили (рынок России)
Основная статья: Электромобили (рынок России)
2025: В России утвержден госплан по производству электромобилей
Правительство России утвердило план увеличения производства электромобилей и гибридов в семь раз к 2030 году, предусматривающий рост выпуска с 8 тыс. до 54,2 тыс. единиц. Об этом стало известно в январе 2025 года.
Производство электротранспорта будет наращиваться поэтапно: до 11 тыс. единиц в 2025 году, 17,7 тыс. в 2026 году, 23,5 тыс. в 2027 году, 28,7 тыс. в 2028 году, 40,6 тыс. в 2029 году.
Заместитель министра промышленности и торговли России Альберт Каримов заявил, что ключевыми факторами достижения поставленных целей станут создание унифицированной платформы и налаживание серийного производства компонентов для электрических и гибридных автомобилей.Как развивается российский рынок цифровизации закупок. Обзор TAdviser
На разработку унифицированной платформы правительство выделило ₽160 млрд. Это позволит создать базу для массового производства отечественных электромобилей различных типов и классов.
В 2024 году объем производства электромобилей составил 8 тыс. единиц, что соответствует 1% от общего объема выпуска автомобилей в России. При этом продажи новых электромобилей достигли 19,39 тыс. единиц, увеличившись на 31% по сравнению с 2023 годом.
Общее количество электромобилей на российских дорогах достигло 60 тыс. единиц. Планируемое увеличение производства должно способствовать росту доли электротранспорта в автопарке страны.
Программа развития электромобильного транспорта является частью единого плана по достижению национальных целей развития России. Особое внимание уделяется созданию компонентной базы и локализации производства ключевых узлов и агрегатов.
Министерство промышленности и торговли подчеркивает важность развития собственного производства компонентов для электромобилей и гибридов. Это позволит снизить зависимость от импорта и создать полноценную производственную цепочку.
Реализация плана предполагает поэтапное наращивание производственных мощностей и расширение модельного ряда электромобилей отечественного производства.[1]
2024
Выделение ₽87,8 млрд на разработку национальной модульной платформы для производства российских электромобилей
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам 12 ноября 2024 года одобрил поправку в проект бюджета, предусматривающую выделение ₽87,8 млрд на разработку национальной модульной платформы для производства автомобилей. Средства будут направлены институту Минпромторга ФГУП «НАМИ» в период с 2025 по 2027 год.
Как пишет РБК, финансирование проекта распределено следующим образом: по ₽25,6 млрд в 2025 и 2026 годах, а также ₽36,6 млрд в 2027 году. Средства выделяются в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» и госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алексей Матушанский заявил о планах разработки модульной платформы для автомобилей гольф-класса, среднего и бизнес-сегментов. Особый акцент будет сделан на создании базы для последовательных гибридов и электромобилей.
Президент компании ТВЭЛ Наталья Никипелова подчеркнула важность создания унифицированной российской платформы для массового производства электромобилей. По ее словам, комбинация платформы, электропривода и батареи составляет более 60% стоимости электромобиля.
Компания «Рэнера», входящая в структуру ТВЭЛ, строит в Калининградской области гигафабрику мощностью 4 ГВт·ч в год для производства аккумуляторных ячеек и батарей. Госкорпорация также планирует наладить выпуск интегрированного электропривода, микроэлектронной базы и композитных материалов для снижения веса электромобилей.
Эксперт НТИ «Автонет» Алексей Фирсин отметил, что при достижении 80% локализации производства реализация проекта позволит создать более 300 тыс. новых рабочих мест. Существующее многообразие моделей и платформ затрудняет обеспечение необходимых объемов выпуска автокомпонентов для локальных поставщиков.[2]
«Лукойл» первым в России запустил производство трансмиссионных жидкостей для электромобилей
В середине августа 2024 года стало известно о том, что компания «Лукойл» первой в России запустила производство специализированной линейки трансмиссионных жидкостей для электромобилей. Подробнее здесь.
2023
В России за год произведено 9740 электромобилей
В 2023 году в России было произведено 9740 электромобилей при планируемых 9200 штук. Об этом заместитель министра экономического развития Максим Колесников рассказал в конце января 2024 года на совещании по вопросу реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Электроавтомобиль и водородный автомобиль».
По словам Колесников, в 2023 году в РФ была установлена 1151 быстрая зарядная станция для электромобилей, тогда как планировался запуск 1136 штук. В рамках реализации проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» было создано более 1200 новых рабочих мест и получены дополнительные налоговые поступления в 16 млрд рублей.
На состоявшемся в конце января 2024 года совещании замглавы Минэкономразвития также доложил, что за последние два года были введены две очереди быстрых зарядных станций в 36 регионах. В 2024 году их количество должно вырасти до 65, а план по установке быстрых электрозаправочных станций на год - 1 437 единиц.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании акцентировал внимание на необходимости повышать эффективность и количество электрозаправок.
В 2024 году речь идет о двукратном увеличении сети и двукратном увеличении количества регионов, в которых создается быстрая зарядная инфраструктура. Количество быстрых зарядных станций к концу 2024 года должно увеличиться до более 2,5 тыс., - подчеркнул Белоусов. |
Он поручил к следующему совещанию проработать как дополнительные меры стимулирования производства, так и вопросы создания условий для развития специальных платформ, позволяющих потребителям удобно находить и пользоваться зарядными станциями, а участникам реализации инициативы – осуществлять мониторинг развития такой инфраструктуры.[3]
Минпромторг ужесточает требования к локализации электромобилей. Господдержку будет получить сложнее
25 декабря 2023 года стало известно о том, что Минпромторг РФ ужесточает требования к локализации электромобилей, необходимые для получения господдержки. Данное решение может усложнить выпуск и продажи электрифицированных транспортных средств для тех компаний, которые уже ведут соответствующий бизнес на российском рынке.
Как сообщает газета «Ведомости», в ноябре 2023-го «АвтоВАЗ» выступил с предложением ужесточить требования к локализации электромобилей для допуска к мерам господдержки. По мнению отечественного автопроизводителя, это необходимо для продвижения электрической модели Lada Largus. Опытное производство этой машины начато на площадке «Лада Ижевск» в середине декабря 2023 года, а серийный выпуск планируется освоить в мае 2024-го.
Предполагается, что пороговые значения для получения господдержки производителями электромобилей будут «верифицированы с учетом положений стратегии развития автопрома, концепции развития отрасли, а также обязательств производителей в рамках действующих специнвестконтрактов». Изменения могут быть внесены в постановление правительства №364 о порядке субсидирования кредитов в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Кроме того, изучается возможность поэтапного ужесточения требований к локализации электромобилей и дополнения правил компенсации утильсбора.
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов считает, что новые требования усложнят реализацию имеющихся отечественных электромобилей. По его словам, продажи таких машин связаны с трудностями, поскольку темпы роста рынка электрокаров не соответствуют темпам развития зарядной инфраструктуры. Ужесточение условий предоставления господдержки может усугубить ситуацию.[4]
2022
В Ижевске начали собирать электромобили для ЖКХ
В конце октября 2022 года Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ) начал серийный выпуск электромобилей для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Новая модель под названием УМТЭТ разработана специалистами инженерного центра «ИжСпецТех» при Ижевском государственном техническом университете имени М. Т. Калашникова. Подробнее здесь.
«Росатом» начал поставлять «Автотору» комплектующие для производства электромобилей
В середине октября 2022 года стало известно о том, что «Росатом» начал поставлять «Автотору» комплектующие для производства электромобилей. Подробнее здесь.
В России появились первые электромобили на отечественных батареях
27 июля 2022 года стало известно о появлении первых в России электромобилей на отечественных аккумуляторных батареях. Они разработаны компанией «Рэнера», входящей в «Росатом». Подробнее здесь.
Заключен контракт на производство китайских электромобилей под Липецком за 13 млрд рублей
В марте 2022 года ООО «Моторинвест», Минпромторг РФ и администрация Липецкой области заключили специальный инвестиционный контракт (СПИК) о реализации проекта серийного производства китайских электромобилей на предприятии компании. Подробнее здесь.
2021
«Автотор» займется производством электромобилей за 32 млрд рублей
В конце сентября 2021 года стало известно о том, что «Автотор» будет производить электромобили и комплектующие для них, которые также пойдут на экспорт. Подробнее здесь.
Правительство утвердило концепцию по развитию производства электрического автотранспорта
23 августа 2021 года правительство РФ утвердило концепцию по развитию производства и использования электрического автотранспорта, рассчитанную на срок до 2030 года. Подробнее здесь.
2017: План строительства первого в России завода электромобилей
Весной 2018 года в Приморье начнется строительство первого в России завода электромобилей. Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте администрации региона. Проект совместно реализуют российский холдинг «Сумотори» и японская корпорация Arai Shoji Co. Ltd. Предприятие станет резидентом ТОР «Надеждинская»[5].
На первом этапе завод будет выпускать до 5 тыс. автомобилей в год. Их планируется экспортировать в Индию и Таиланд, а также продавать на территории России. Об этом сообщал в ноябре прошлого года генеральный директор холдинга «Сумотори» Виталий Веркеенко, писало агентство «ПримаМедиа». Тогда же стало известно, что инвестиции в проект составят 500 млн руб.
Что интересно, для производства электромобилей станут использовать кузова японских малолитажных машин. «В Японии изменились некоторые требования по утилизации автомобилей. Появилась возможность брать очень хорошие авто малого класса практически по нулевой стоимости, которые можно конвертировать в электрокары», — ранее пояснял такое решение Виталий Веркеенко.
В свою очередь, электромоторы и аккумуляторы для машин будут изготовлять на российских заводах. Остальные комплектующие — импортировать из той же Японии и США.
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили (рынок Казахстана)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
В России:
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo) EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус - EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
В мире:
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 - Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford E-Transit Ford Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- Skoda Enyaq
- VinFast VinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC Motors JAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM) Hummer EV BrightDrop
- Chevrolet Chevrolet eCrate Chevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) - Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International Corporation Zeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)
Примечания
- ↑ В России утвердили план по выпуску электромобилей до 2030 года
- ↑ Власти оценили затраты на национальную автомобильную платформу
- ↑ В 2024 году сеть быстрых зарядок для электромобилей расширят на 65 регионов
- ↑ Минпромторг может ужесточить требования к локализации электромобилей
- ↑ В Приморье построят первый в России завод электромобилей