Содержание |
Основные статьи:
2023
Электромобили заняли рекордные 82,4% продаж новых авто в Норвегии. Tesla лидирует
В 2023 году 82,4% всех проданных новых автомобилей в Норвегии были оснащены полностью электрической силовой установкой — это новый рекорд. Для сравнения, в 2022-м показатель равнялся 69,3%. Такие цифры в начале января 2024 года обнародовала Норвежская дорожная федерация (OFV).
Норвегия стремится стать первой страной, полностью прекратившей продажи бензиновых и дизельных автомобилей к 2025 году. В 2023-м почти пять из каждых шести новых машин, реализованных в стране, работали от аккумуляторов. В столице Осло по состоянию на конец 2023 года более трети частных автомобилей были оборудованы электрической силовой установкой, и в следующие два года эта цифра, как ожидается, поднимется до 50%.
По оценкам OFV, в 2023 году самым популярным в Норвегии электромобилем был кроссовер Tesla Model Y: в течение года реализовано 23 088 этих машин. В целом, доля Tesla среди всех реализуемых в стране автомобилей достигла 20% против 12,2% в 2022-м. Далее идут Toyota с 12,4% (8% в 2022 году) и Volkswagen с 10,8% (11,6% в 2022-м). Топ-10 самых популярных в Норвегии моделей выглядит следующим образом (позиции №7 и №8 не являются электромобилями):
- Tesla Model Y: 23 088 штук;
- Volkswagen ID.4: 6614 штук;
- Skoda Enyaq: 5737 штук;
- Toyota bZ4X: 5395 штук;
- Volvo XC40: 5025 штук;
- Ford Mustang Mach-E: 3792 штуки;
- Toyota Yaris: 3574 штуки;
- Toyota RAV4: 3457 штук;
- Volkswagen ID.3: 3141 штука;
- Hyundai Kona electric: 2991 штука.
Но хотя шум и загрязнение воздуха благодаря распространению электромобилей снизились, не все жители Норвегии довольны. Некоторые владельцы таких машин жалуются на нехватку уличных зарядных станций и утверждают, что нынешняя политика властей благоприятствует тем, кто может позволить себе свои собственные зарядные установки.[1]
В Норвегии сворачивают программу субсидирования электромобилей, которая только в 2022 году обошлась в $4 млрд
В конце июля 2023 года стало известно о том, что власти Норвегии сворачивают инициативы по стимулированию продаж электрифицированных автомобилей. Соответствующие программы только в 2022 году обошлись этому государству в западной части Скандинавского полуострова приблизительно в $4 млрд.
Налоговые льготы и субсидии превратили Норвегию в самый успешный в мире рынок электромобилей. В мае и июне 2023 года более 96% покупок новых легковых транспортных средств пришлось на гибриды и полностью электрические автомобили. А по итогам 2022 года электрический кроссовер Tesla Model Y стал самым продаваемым автомобилем в истории страны, потеснив многолетнего лидера — Volkswagen Beetle.
Однако различные программы субсидирования электромобилей обходятся бюджету Норвегии в миллиарды долларов ежегодно. Так, например, при покупке электромобиля в стране не нужно было платить особый налог, составлявший в среднем $27 тыс. Кроме того, владельцы электромобилей платили заметно более низкие дорожные сборы. Все это привело к нехватке средств на содержание дорожной инфраструктуры. Поэтому власти вынуждены искать способы постепенного отказа от предоставления льгот покупателям и владельцам электрифицированных машин.
В частности, еще в 2017 году владельцы электромобилей в Норвегии лишились права на бесплатную парковку. С января 2023-го обладателей электрифицированных транспортных средств обязали платить дорожный налог, а налоговые льготы для дилеров, продающих электромобили, были сокращены вдвое. Однако некоторые эксперты считают, что резкая отмена льгот и программ стимулирования может привести к столь же резкому снижению продаж электрифицированных автомобилей. Именно так произошло в Швеции, где отмена программы стимулирования покупки электромобилей привела к 20-процентному падению продаж легковых машин в первой половине 2023 года.[2]
2022
31 публичная ЭЗС на 1000 электромобилей
Электромобили заняли 79% автомобильного рынка Норвегии
2 января 2023 года обнародованы статистические данные, говорящие о том, что Норвегия установила новый рекорд по объёму продаж электромобилей. Впервые на модели с электрической силовой установкой пришлось 79% в общей массе регистраций новых транспортных средств.
По данным Норвежской дорожной федерации (OFV), в 2022-м в стране было реализовано 174 324 пассажирских автомобиля с силовыми установками всех типов, включая двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Из них 138 292 машины составили электромобили, что эквивалентно доли в 79,3% — это является новым рекордом. Кроме того, было продано 14 848 гибридов с возможностью зарядки блока аккумуляторных батарей от электрической сети. Таким образом, суммарные продажи электрифицированных автомобилей достигли 153 140 штук, или 88% в общем объёме рынка новых легковых машин.
Самым востребованным электромобилем в Норвегии в 2022 году стал кроссовер Tesla Model Y с продажами в количестве 17 356 штук. На втором месте располагается Volkswagen ID.4 — 11 561 экземпляр. Замыкает тройку Skoda Enyaq с 7558 новых регистраций. Далее идут BMW iX и Volvo ХС40 с 6394 и 5507 штук соответственно.
![]() | Восемь из десяти человек, выбравших полностью электрические автомобили вместо двигателей внутреннего сгорания, — это значительный шаг на пути к достижению Норвегией своей экологической цели — 100% продаж электромобилей к 2025 году, — сказала Кристина Бу (Christina Bu), генеральный секретарь Норвежской ассоциации электромобилей. | ![]() |
Власти Норвегии стимулируют продажи электромобилей. Такие транспортные средства не облагаются налогом; кроме того, для них предусмотрены более низкие дорожные сборы и меньшая плата за парковку по сравнению с машинами, оборудованными ДВС. Но со временем некоторые льготы будут отменены.[3]
2021
На электромобили впервые пришлось 65% продаж новых авто в Норвегии
По итогам 2021 года электромобили составили почти две трети продаж новых авто в Норвегии, а Tesla стала самым продаваемым автомобильным брендом в целом, поскольку страна стремится стать первой, где прекратится продажа бензиновых и дизельных автомобилей. Такие данные власти страны обнародовали в апреле 2022 года.
Хотя в Норвегии с населением в 5,4 млн человек доля электромобилей самая высокая в мире, Китай с его 1,4 млрд человек является крупнейшим автомобильным рынком.
Норвегия поощряет переход на автомобили с нулевым уровнем выбросов, освобождая аккумуляторные электромобили (BEV) от налогов на двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Ожидается, что эта налоговая льгота поможет довести долю продаж электромобилей до 80% от объема рынка в 2022 году, опережая сроки прекращения продаж бензиновых и дизельных автомобилей к 2025 году.
В 2021 году общий объем продаж новых автомобилей в Норвегии вырос на 25% и составил рекордные 176 276 автомобилей, из которых 65% были полностью электрическими. Эта доля рынка увеличилась с 54% в 2020 году.«Гознак» развивает систему «Электронный бюджет» с помощью импортозамещенных решений экосистемы EvaTeam
Норвегия рассматривается компаниями как ключевой рынок, на котором могут закрепиться новые игроки рынка BEV, включая китайскую компанию Nio и шведский филиал Volvo Cars.
Доля Tesla на общем автомобильном рынке Норвегии в 2021 году составила 11,6%, впервые став брендом номер один за весь год, опередив немецкий Volkswagen с 9,6%, согласно данным Норвежской дорожной федерации (NRF).
Tesla Model 3 стала самой популярной моделью года в Норвегии, опередив гибридный RAV4 от Toyota, единственный автомобиль в топ-10 с ДВС, и электромобиль ID.4 от Volkswagen, занявший третье место.
Представители отрасли также заявили, что они ожидают роста продаж электромобилей до 80% от общего рынка в Норвегии в 2022 году, хотя отмечают, что проблемы с поставками могут затормозить этот процесс.
![]() | Мы считаем, что в следующем году доля электромобилей превысит 80% — сказала Кристина Бу, возглавляющая Норвежскую ассоциацию электромобилей. - Но в этом прогнозе есть большая неопределенность, и он зависит от ситуации с доставкой - у многих производителей автомобилей есть проблемы с поставками.[4] | ![]() |
Доля электрокаров и гибридов в продажах автомобилей в Норвегии достигла 95%
В начале декабре 2021 года власти Норвегии сообщают, что 73,8% продаж в ноябре 2021 года пришлось на полностью электрические автомобили, а если добавить все автомобили с батареями (так называемые гибриды), то цифра увеличится до 94,9%. Скандинавская страна является крупным рынком для электромобилей по количеству автомобилей на душу населения, государство стремится к тому, чтобы каждый новый автомобиль на дорогах был полностью электрическим к 2025 году.
Норвегия внесла необходимую коррекцию в рынок, обложив газовые автомобили налогом, который действительно отражает их стоимость. После данной правки, электромобили стали преобладать в стране, как лучшее решение для потребителей. Tesla выделяется среди других производителей, следовательно, декабрь 2021 года, как ожидается, покажет гораздо больше валовых продаж электрокаров в Норвегии с большим количеством Mannequin Three и Mannequin Y. Tesla возглавляет валовые продажи всех самых продаваемых и вторых самых продаваемых автомобилей в ноябре 2021 года.
Наибольшим спросом на ноябрь 2021 года пользовался электрический кроссовер Tesla Model Y, нашедший в Норвегии 1013 покупателей. Второе место занял седан Tesla Model 3 с объемом реализации 771 единица, а третьим стал хэтчбек Volkswagen ID.4, разошедшийся в количестве 725 единиц. Замкнули пятерку лидеров кроссовер Audi Q4 e-tron 661 единиц и хэтчбек Nissan Leaf 655 единиц.
Как отметило издание Electrek, 73,8% пришлось на полностью электрические автомобили, а в ноябре 2020 года продажи электрокаров составляли 56,1%. Доля автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями в общем объеме продаж сократилась в два раза с 10,5% до 5%. В количественном выражении автомобили с традиционным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) выбрали лишь 356 человек, дизельные транспортные средства приобрели 416 граждан, в пользу гибридов сделали свой выбор 3,2 тыс., а электрокары выбрали 11 тыс. автолюбителей.[5]
2020: В Норвегии куплено больше электромобилей, чем обычных авто
Норвегия стала первой страной, где за год куплено больше электрокаров, чем всех остальных автомобилей вместе взятых (бензиновых, дизельных и гибридных). По данным Норвежской дорожной федерации (OFV), в 2020-м доля электромобилей в общем объеме авторынка составила 54,3% против 42,4% годом ранее.
Всего в Норвегии по итогам 2020 года было продано 141 412 новых автомобилей, из которых 76 789 были полностью электрическими. Доля машин с дизельными двигателями снизилась с пикового значения в 75,7% в 2011 году до всего 8,6% в 2020-м.
Как пишет издание Independent, норвежцы стали чаще покупать электромобили из‑за государственных льгот. Более экологичные транспортные средства освобождены от части налогов — это позволяет им не стоить дороже бензиновых и дизельных аналогов.
Из-за перебоев с поставками Tesla Model 3, в 2020 самым популярным электромобилем в Норвегии с точки зрения продаж стал кроссовер Audi e-tron. При этом в декабре, когда поставки Tesla в Норвегию возобновились, Model 3 вернула себе первое место в рейтинге. В число других востребованных электрокаров вошли Volkswagen ID.3, Nissan Leaf и гибридная версия Volkswagen Golf.
По прогнозам руководителя Norwegian EV Association Кристина Бу, в 2021 году доля электромобилей среди всех купленных новых авто в Норвегии достигнет 65% и эта северная страна впоследствии станет первой в мире, где за год не будет продано ни одной машины на ископаемом топливе.
Страна планирует к 2030 году перейти на чистую энергетику и всячески поддерживает экологичный транспорт. К примеру, владеть Tesla в Норвегии дешевле, чем бензиновой малолитражкой. Власти намерены и дальше повышать налоги для владельцев машин с двигателями внутреннего сгорания, а также ограничить им въезд на ряд улиц.[6]
2019: Электромобилей стало продаваться больше, чем обычных машин
В начале апреля 2019 года стало известно о знаковом событии в истории норвежского рынка. 58,4% новых автомобилей, проданных в стране в марте, были электромобилями. Это «исторический максимум», сообщает MarketWatch со ссылкой на генерального секретаря Норвежской ассоциации электромобилей Кристину Бу (Christina Bu).
![]() | Норвегия показывает всему миру, что электрокары могут заменить автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе, и быть важным вкладом в борьбу за снижение вредных выбросов CO2 в атмосферу, — отметила она. | ![]() |
По итогам первого квартала 2019 года на электрокары пришлось 48,4% продаж новых машин в Норвегии. Ожидается, что по итогам всего года этот показатель составит около 50%. В 2018 и 2017 годах доли электромобилей на норвежском авторынке измерялись 31,2% и 20,8% соответственно.
Одним из драйверов роста продаж электрического автотранспорта в Норвегии стал Tesla Model 3, который стоит от 442 тыс. норвежских крон ($51 400). Кроме того, спросу помогает начало поставок электрического кроссовера Audi E-Tron, цена которого составляет 652 тыс. крон (на начало апреля 2019 года).
Освобождение электромобилей от налогов, взимаемых с дизельных и бензиновых автомобилей, перевернуло автомобильный рынок Норвегии, укрепив позиции таких брендов, как Tesla и Nissan, а также снизив продажи компаний Toyota, Daimler и других производителей традиционных авто.
Парламент Норвегии поддержал требование, чтобы все новые автомобили, продаваемые в скандинавской стране, были исключительно электрическими к 2025 году. На такие машины (в том числе бывшие в употреблении) не распространяются большие пошлины на импорт, налоги на регистрацию и продажу. Кроме того, владельцы электромобилей в Норвегии не платят дорожные сборы и без штрафов пользуются выделенными автобусными полосами в густонаселенных центральных частях городов. Эти льготы действуют до 2021 года.[7]
2018: Как Норвегия с большими запасами нефти стала лидером по продажам электромобилей
К концу 2018 года на электромобили приходится около 30% продаж новых машин в Норвегии. Для сравнения, в целом по Европе этот показатель не превышает 2%, а в США составляет порядка 1-2%. Подробнее здесь.
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили (рынок Казахстана)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
В России:
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo) EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус - EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
В мире:
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 - Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford E-Transit Ford Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- Skoda Enyaq
- VinFast VinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC Motors JAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM) Hummer EV BrightDrop
- Chevrolet Chevrolet eCrate Chevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) - Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International Corporation Zeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)
Примечания
- ↑ Norwegian EV market
- ↑ Norway Struggles to Pull the Plug on EV Subsidies
- ↑ 80% of new cars sold in Norway are now electric vehicles
- ↑ Reuters Videos Electric cars hit 65% of Norway sales in 2021
- ↑ Norway again shows the all-electric car future is closer than people think
- ↑ Norway becomes first country to sell more electric cars than petrol vehicles
- ↑ In Norway, electric cars outsell traditional ones for the first time