Кто и как управляет
развитием цифровой экономики
Цифровая экономика - система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. В статье отслеживаются события, связанные с развитием цифровой экономики в России и соответствующей программой, утвержденной правительством в июле 2017 года.
Основная статья: Цифровая экономика России
Структура управления программой
Правительственная комиссия по цифровой экономике
Основная статья: Правительственная комиссия по цифровому развитию и использованию ИТ для улучшения качества жизни
10 сентября 2018 года утверждено постановление о преобразовании правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в правительственную комиссию по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Комиссия обеспечивает взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти по вопросам развития экосистем цифровой экономики и повышения уровня использования ИТ и связи в целях формирования в стране информационного общества и электронного правительства.
Президиум комиссии выполняет функции проектного комитета нацпрограммы «Цифровая экономика России». При этом, решения президиума обязательны для всех органов исполнительной власти, представленных в составе комиссии.
Одной из задач президиума комиссии является координация деятельности органов власти на федеральном и региональных уровнях по вопросам определения единой госполитики развития цифровых платформ в интересах отраслей экономики, в том числе госуправления, здравоохранения, образования, промышленности, связи, сельского хозяйства, строительства, городского хозяйства, транспортной и энергетической инфраструктуры, финансовых услуг.
Заседания комиссии должны проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, заседания президиума – не реже одного раза в месяц.
Подкомиссия по цифровой экономике
Основная статья: Подкомиссия по цифровой экономике
Основной задачей Подкомиссии заявлена координация взаимодействия всех органов власти, бизнеса, науки, что обеспечит возможность решения задач в оперативном режиме.
Аналитический центр при Правительстве РФ
Основная статья: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
Аналитический центр при Правительстве РФ в рамках программы выполняет роль проектного офиса.
АНО "Цифровая экономика"
Основная статья: Цифровая экономика АНО
АНО должна формировать запросы от бизнеса, проводить мониторинг программы «Цифровая экономика», оценивать эффективность реализации программы, а также стать совещательным органом управления, определяющим стратегические и технические вопросы.
Центры компетенций
В конце августа 2017 года состоялось первое заседание правительственной подкомиссии по цифровой экономике, посвященное организационной структуре реализации программы. По каждому направлению программы цифровой экономики были определены центры компетенций, которые необходимо создать, и руководители рабочих групп, избранные из представителей бизнеса:
«Нормативное регулирование»
- Центр компетенции – фонд «Сколково»
- Руководитель РГ – Р.С.Ибрагимов («МТС»)
Подробнее о нормативном регулировании - здесь.
«Кадры и образование»
- Центр компетенции – АНО «Агентство стратегических инициатив»
- Руководитель РГ – Б.Г.Нуралиев («1С»)
«Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов»
- Центры компетенций:
Центр компетенции при ГК «Ростех»
Центр компетенции при ГК «Росатом»
- Руководитель РГ – А.Б.Повалко (РВК)
Подробнее о формировании исследовательских компетенций и технологических заделов - здесь.
«Информационная инфраструктура»
- Центр компетенции – «Ростелеком»
- Руководитель РГ – А.А.Серебряникова («Мегафон»)
Подробнее об информационной инфраструктуре - здесь.
- Центр компетенции – Сбербанк
- Руководитель РГ – Н.И.Касперская (InfoWatch)
* 2020: Три федеральных проекта «Цифровой экономики» сменили руководителей
Федеральные проекты «Кадры для цифровой экономики», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика» сменили руководителей. Это следует из протокола президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения Предпринимательской деятельности от 20 февраля 2020 года.
Замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова назначена руководителем федпроекта «Кадры для цифровой экономики». На этом посту она сменила замглавы Минэкономразвития Илью Торосова.
Федеральный проект «Цифровые технологии» возглавил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин. Ранее руководителем этого направления был замглавы Минкомсвязи Евгений Кисляков.
Руководителем федпроекта «Цифровое государственное управление» стал первый заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Пак. На этом посту он сменил Максима Паршина.
Все три кандидатуры поддержаны главой президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию по предложению министра цифрового развития Максута Шадаева.
2018
При Госсовете РФ создана группа по цифровой экономике. Руководитель - губернатор Подмосковья Воробьев
В конце декабря 2018 года президент Владимир Путин подписал распоряжение о создании 16 групп Государственного совета РФ[1]. Одна из них – по направлению «Коммуникации, связь и цифровая экономика». Руководителем этой группы назначен губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Информация о задачах и составе группы - в отдельной статье.
Экономический совет при Президенте упразднен и вместе с ним рабочая группа по цифровой экономике
В соответствии с указом Президента РФ Владимира Путина от 19 июля 2018 года Экономический совет при Президенте РФ был упразднён (текст указа). С весны 2017 года, в рамках совета действовала рабочая группа по направлению "Цифровая экономика" под руководством Андрея Белоусова и Игоря Щеголева.
Цифровая троица. Схема и анализ новой системы управления технологическим развитием России
Несмотря на, казалось бы, косметические перестановки в правительстве России в мае 2018 года, схема управления цифровым и технологическим развитием России стала совершенно иной. Подробнее здесь.
Поручение Медведева: в ключевых министерствах должны быть назначены заместители министров по цифровой трансформации
Вокруг темы цифровой экономики в России изменился политический ландшафт - появился выделенный вице-премьер, который несет ответственность за реализацию программы "Цифровая экономика", а министерство связи стало министерством цифрового развития, заявил 4 июля 2018 года министр цифрового развития Константин Носков.
Еще одно важное новшество в системе управления, по словам Носкова, заключается в том, что премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение о введении в ключевых министерствах должностей заместителей министров по цифровой трансформации.
Это агенты изменений, которые станут одной большой командой, занимающейся цифровой трансформацией, добавил он.
Важным, по мнению Носкова, является запуск больших программ обучения.
Пока мы не заразим идеями цифровой трансформации десятки, сотни, тысячи и даже миллионы людей – мало шансов добиться успехов. Нам нужны миллионы CDO (Chief Digital Officier) – люди, отвечающие за цифровую трансформацию. Начиная от заместителей министров, заканчивая руководством школ, больниц, людьми, которые работают на земле |
Среди проблем, мешающих продвижению цифровизации, Носков отметил, что каждый понимает цифровую экономику по своему. Нужно договориться о терминах, о глобальных направлениях, считает он.
2017
Представлен план мероприятий по развитию информационной инфраструктуры в рамках «Цифровой экономики»
Минкомсвязи России в рамках программы «Цифровая экономика» представило план мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" на 2017-2020 годы. При этом, показатели и индикаторы ключевых достижений просчитаны в нем до 2024 года.
В документе говорится о трех основных целях направления "Информационная инфраструктура". Подробнее здесь.
Замминистра связи России Алексей Козырев о месте регионов в программе "Цифровая экономика"
Место каждый регион должен определить себе сам, исходя из своей специфики, своих компетенций. Программа сейчас содержит только те разделы, которые необходимы в целом для создания условий для развития цифровой экономики. В рамках этих условий будут развиваться совершенно разные отраслевые трансформационные процессы. Для аграрных регионов основной эффект от применения цифровых технологий будет в сельском хозяйстве, для промышленных регионов — «индустрия 4.0». Для регионов, где есть возможности по развитию цифровой инфраструктуры — это строительство центров обработки данных, развитие волоконно-оптических линий связи. Будет возникать спрос и, соответственно, предложение этих услуг, этих технологий. Будет развиваться этот сектор экономики, - заявил Алексей Козырев в интервью TAdviser в октябре 2017 года |
Создание консорциума «Умный город»
В октябре 2017 года стало известно о создании Национального консорциума развития и внедрения цифровых технологий в сфере городского управления (консорциум «Умный город»). В его задачи войдут создание и реализация концепции «умных» городов на территории РФ. Подробнее здесь.
Как из российских чиновников готовят будущих лидеров цифровой экономики
Как стало известно TAdviser, с июня 2017 года более 70 российских чиновников федеральных и региональных органов власти, депутатов и сенаторов проходят обучение по программе развития кадрового управленческого резерва. Организатором программы выступают РАНХиГС и Высшая школа госуправления, куратором – Администрация Президента.
Цель программы – погрузить чиновников в современные тренды развития информационных и финансовых технологий, государственного и муниципального управления. Из слушателей формируется кадровый резерв для назначения на руководящие посты в регионах.
Среди слушателей, по данным TAdviser, целый ряд чиновников, занимающихся или ранее имевших отношение к государственной информатизации:
- министр ИТ и связи Татарстана Роман Шайхутдинов,
- замминистра экономического развития России Олег Фомичев (курирует департамент инноваций, ранее курировал электронное правительство),
- глава Росаккредитации Алексей Херсонцев (ранее курировал электронное правительство в Минэкономразвития),
- замминистра строительства Андрей Чибис (курирует в т.ч. создание ГИС ЖКХ),
- замруководителя Росимущества Денис Солодовников (курирует в т.ч. ИТ),
- экс-замминистра промышленности Глеб Никитин (курировал в т.ч. ИТ, 26 сентября 2017 г. был назначен врио губернатора Нижегородской области),
- индустриальный директор радиоэлектронного кластера Ростеха Сергей Куликов.
Программа на 75% посвящена технологическим трендам и ИТ, рассказал TAdviser один из ее слушателей. Среди лекторов четвертого по счету модуля «Новые методы управления в цифровом мире» (обучение по нему стартовало 3 октября в Сочи):
- управляющий партнер Almaz Capital Александр Галицкий (тема – «Регулирование рынка криптовалют»),
- гендиректор Alibaba в России Марк Завадский («Рост технологических компаний на развивающихся рынках»),
- директор департамента стратегических технологий Microsoft Михаил Черномордиков («Большие данные и искусственный интеллект в промышленности),
- глава ЦБ Эльвира Набиуллина («Российское регулирование в контексте новых финансовых технологий»)
- глава ВЭБ Сергей Горьков («Государство под натиском новых финансовых технологий»)
- директор по инновациям Consult Hyperion Дэвид Бёрч («Кибербезопасность и киберидентичность в глобальной цифровой экономике»).
В ходе прошедших ранее модулей лекции о трендах чиновникам прочитали глава Сбербанка Герман Греф, эксперты McKinsey и PWC, профессора MIT и Стэндфордского университета, с лекцией о больших данных в госуправлении выступил глава ФНС Михаил Мишустин.
Всего, по данным РБК, в программе запланировано 8 модулей. Как ожидается, в будущем перед слушателями также выступят основатели «Яндекса» и «Лаборатории Касперского» Аркадий Волож и Евгений Касперский.
Трое слушателей программы кадрового резерва, по состоянию на 4 октября 2017 года, уже назначены руководителями регионов. Дмитрий Азаров стал врио главы Самарской области, Глеб Никитин – Нижегородской, Александр Цыбульский – Ненецкого автономного округа.
Прогнозов относительно следующих назначений источник TAdviser давать не стал: «Кто и куда поедет, для нас, как правило, является сюрпризом».
АНО «Цифровая экономика» возглавил Евгений Ковнир
АНО «Цифровая экономика» создано в сентябре 2017 года для участия в реализации программы развития цифровой экономики России и будет обеспечивать взаимодействие между бизнесом, экспертными сообществами и органами государственной власти при реализации программы «Цифровая экономика». АНО возглавил Евгений Ковнир, который ранее отвечал в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) за Национальную технологическую инициативу.
ФАС рассказала о своей роли в цифровой экономике
20 сентября 2017 года руководство Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рассказало о важной роли ведомства в цифровой экономике.
Цифровая экономика затрагивает интересы всего человечества, и в этих условиях конкурентному ведомству предстоит сыграть во многом решающую роль в становлении контроля новой сферы без нанесения какого-либо ущерба прогрессу, — заявил глава ФАС Игорь Артемьев в ходе своего выступления на расширенном заседании коллегии ФАС России. |
По его словам, нужно будет пересмотреть подходы к антимонопольному регулированию, правоприменению, а также законодательство. Артемьев привел пример покупки Monsanto компанией Bayer.
На первый взгляд, доминирующего положения не будет, однако посредством Big Data компании координируют весь жизненный цикл выращивания растений. В таких случаях нельзя определять границы рынка по отдельности, это единый рынок, где все взаимосвязано, — отметил руководитель ФАС. |
Он сообщил, что ФАС получила от Правительства РФ поручение изменить законодательство с учетом необходимости регулирования цифровых рынков. Это может быть новая глава в Законе о защите конкуренции или что-то более широкое, рассказал Игорь Артемьев.
Руководитель ведомства отметил тенденцию использования новейших технологий для нарушения законодательства, например, для организации картельных сговоров:
Мы обязательно ответим на эти вызовы и сами стараемся не отставать от цифровизации. |
На расширенном заседании коллегии ФАС России Артемьев также поднял вопрос о ставших известными случаях наличия зависимости стоимости товара или услуги от предыдущих поисковых запросов, покупок пользователя или его материального уровня.[2]
Экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям создан в Госдуме
28 сентября 2017 года при Комитете Госдумы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству создан Экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям. Возглавил совещательный орган предприниматель Артем Кольцов из Санкт-Петербурга (учредитель консалтингового агентства в области блокчейн-технологий «МирТрудМайнинг», учредитель и генеральный директор агентства в сфере веб-интеграции «Легион Digital»).
Совет отвечает за правовое, экспертное и информационно-консультативное обеспечение деятельности Комитета по вопросам развития цифровой экономики и внедрения блокчейн-технологий. Решения совета носят рекомендательный характер.
В состав совета вошли интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, профессор МГИМО Элина Сидоренко, директор НКО ФРИИ Кирилл Варламов, создатель платформы p2p-кредитования «Карма» Юрий Гугнин, исполнительный директор НКО «Ассоциация электронных торговых площадок» Илия Димитров, вице-президент группы компаний Softline Елена Волотовская, директор Института управления социально-экономического проектирования Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Надежда Сурова, директор Института финансовых кибертехнологий Университета ИТМО Мария Сигова.
Наша цель, как практиков, дать экспертную оценку и предложить варианты решения ключевых вопросов, которые возникают при развитии цифровой экономики и внедрения блокчейн-технологий. Все члены совета профессионалы в индустрии информационных технологий по своим направлениям — это веб- и блокчейн-разработчики, ICO-специалисты, криптотрейдеры, успешные предприниматели, юристы, проектные менеджеры. Мы выступаем за создание благоприятных условий для деятельности предпринимателей в сфере цифровой экономики и блокчейн-технологий. Это будет способствовать притоку инвестиций, экономическому развитию страны и увеличению поступлений в государственный бюджет, — заявил председатель Экспертного совета Артем Кольцов. |
«Микрон» предложил создать в Зеленограде полигон для пилотных проектов цифровой экономики
В сентябре 2017 года компания «Микрон» предложила создать в Зеленограде технологический полигон пилотных проектов цифровой экономики — центр инноваций и экспериментов для развития городской среды. Идея была озвучена в ходе форума "Импортозамещение-2017".
Для запуска новых решений на отечественной ЭКБ в серийное производство, кроме технологий и работающей фабрики, нужен комплекс мер и нужна площадка для экспериментов разработчиков. «Микрон» готов стать такой площадкой, открытой в режиме foundry для всех новых идей — лабораторных, вузовских, инженерных, научных или стартаперских, которые, прежде чем покорить домашний и глобальный рынок, должны быть реализованными в чипе, — заявила Гульнара Хасьянова, генеральный директор ПАО «Микрон». |
Как она пояснила, рост спроса на аналоговые микросхемы связан с развитием рынка IoT, который является одним из драйверов микроэлектроники в мире. Интернет вещей требует большого разнообразия относительно простых конечных устройств и базовых чипов. У «Микрона» есть серийное производство высокотехнологичной продукции, в том числе чипов для ID-документов с усиленной криптозащитой, RFID-меток для различных объектов маркировки, более 100 типов микросхем для управления питанием, силовой электроники, промышленного применения, которые работают по всему миру. Такая площадка позволяет создать бесконечное множество решений для цифровой экономики, но этот процесс надо стимулировать — требуется глубокая интеграция и мотивация по всей цепочке производителей и потребителей, убеждена Гульнара Хасьянова.
Как известно, развитие электронной компонентной базы является одним из ключевых направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной 28 июля 2017 года №1632-р.
В Минкомсвязи обсудили работу Центра компетенций «Информационная инфраструктура»
В Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 7 сентября 2017 года состоялось первое совещание по вопросу организации работы Центра компетенций по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика». В совещании под председательством замглавы Минкомсвязи России Алексея Козырева приняли участие представители компании «Ростелеком», Минэкономразвития, Минэнерго, Минобрнауки, Минстроя, Аналитического центра при Правительстве РФ и других ведомств.
Для разработки и реализации мероприятий направления был создан Центр компетенций «Цифровая инфраструктура». Глава центра — вице-президент по стратегическим инициативам компании «Ростелеком» Борис Глазков — доложил на совещании о регламенте работы органа.
Центр компетенций займется подготовкой трехлетних планов мероприятий по реализации направления «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика». В 2017 году планируется формирование экспертного сообщества, подготовка финансово-экономических обоснований мероприятий.
В Центре компетенций будут созданы несколько рабочих групп: «Проводные сети связи», «Беспроводные сети связи», «ЦОДы и облачные хранилища данных», «Цифровые платформы» и «Геоданные».
Определены кураторы цифровой экономики по направлениям
31 августа 2017 года состоялось первое заседание подкомиссии по цифровой экономике правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Определены кураторы цифровой экономики.
Мероприятие было посвящено организационным аспектам реализации «Цифровой экономики». По каждому направлению программы были определены центры компетенций и руководители рабочих групп (РГ), выбранные из представителей бизнеса:
- «Нормативное регулирование»: центр компетенции – Фонд «Сколково»; руководитель РГ – Р.С.Ибрагимов (МТС);
- «Кадры и образование»: центр компетенции — АНО «Агентство стратегических инициатив»; руководитель РГ – Б.Г.Нуралиев («1С»);
- «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов»: центры компетенций – ГК «Ростех» и ГК «Росатом»; руководитель РГ – А.Б.Повалко (АО «РВК»);
- «Информационная инфраструктура»: центр компетенции – ПАО «Ростелеком»; руководитель РГ – А.А.Серебряникова («Мегафон»);
- «Информационная безопасность»: центр компетенции – ПАО «Сбербанк»; руководитель РГ – Н.И.Касперская (InfoWatch).
Был утвержден график подготовки планов мероприятий по реализации программы. Федеральные министерства и ведомства, центры компетенций, представители бизнеса, а также эксперты совместно должны подготовить планы мероприятий по каждому направлению программы.
В результате этой масштабной работы, на которую отведено два месяца, будут определены конкретные мероприятия программы «Цифровая экономика».Участники заседания отметили, что такая форма коллективной работы предполагает сокращение формальных процедур, в том числе и в федеральных органах исполнительной власти. Ответственные лица в министерствах и ведомствах будут принимать непосредственное участие в разработке планов мероприятий.[3]
В Сбербанке создан центр компетенций по информационной безопасности для ЦЭ
В рамках госпрограммы «Цифровая экономика» при Сбербанке создается центр компетенций по информационной безопасности. Задачей новой структурой станет координирование реализации раздела «Информационная безопасность» данной программы. [4]
Основным конкурентом за право формировать центр компетенций была Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», в которую вошли 140 компаний. У Сбербанка есть собственная компания, занимающаяся вопросами информационной безопасности - ООО «Безопасная информационная зона» («БИЗон»). Наличие и экспертизы – и более чем значительных ресурсов – добавили банку козырей в противостоянии.
По данным газеты "Известия", решение о том, что центром компетенции будет заниматься именно «Сбербанк», было принято в администрации президента. "Отечественному софту" предлагается возглавить рабочую группу по информационной безопасности в рамках той же госпрограммы.
Согласно проекту постановления правительства «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика», все проекты, которые будет планировать центр компетенций, должны согласовываться с рабочей группой. Таким образом, АРПП «Отечественный софт» все равно будет оказывать существенное влияние на деятельность центра компетенций.
После согласования с рабочей группой центр компетенций направляет предложения в план мероприятий и заключение рабочей группы в проектный офис для организации рассмотрения предложения на очередном заседании подкомиссии, — цитируют «Известия» документ. — В случае наличия разногласий между центром компетенций и рабочей группой оформляется протокол разногласий. Разногласия снимаются подкомиссией. |
Пресс-служба Сбербанка России не подтвердила и не опровергла известия о создании центра компетенции на базе банка.
Постановление об управлении «Цифровой экономикой» и план создания ИТ-системы
В конце августа 2017 года глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое определяет систему управления госпрограммой «Цифровая экономика». В нем же упоминаются планы по созданию специализированной информсистемы электронного взаимодействия участников реализации программы.
«Мы эту программу двигаем, включили ее в перечень основных направлений стратегии до 2018 и на период до 2025 года, — сказал Медведев на тематическом совещании. — А сегодня я подписал постановление, которым утверждаются функциональные структуры системы управления, правила разработки, мониторинга и контроля выполнения этой программы. Так что там все инструменты определены, просил бы всех, кто отвечает за соответствующее направление работ в Правительстве, сконцентрироваться на реализации этой программы, поскольку она исключительно важна для того, чтобы наша страна была современной и имела достаточный потенциал развития».
В справке на сайте Правительства говорится, что документ был подготовлен Минкомсвязи во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г.
Функции проектного офиса по реализации «Цифровой экономики» были закреплены за автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации».
Именно она будет проводить работы по созданию вышеупомянутой информационной системы электронного взаимодействия для программы. Также она станет осуществлять организационно-методологическое сопровождение «Цифровой экономики», включая подготовку методических рекомендаций по разработке планов мероприятий и отчетов об их выполнении[5].
В проекте подписанного постановления, который ранее был размещен на сайте regulation.gov.ru, предлагалось определить Минэк ответственным за реализацию направлений программы «Нормативное регулирование» и «Кадры и образование».
Там же предлагалось наделить Минкомсвязи ответственностью за направления «Формирование исследовательских компетенций и технических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность».
Деление полномочий между Минкомсвязи и Минэкономразвития
22 августа 2017 года стало известно о том, что Минкомсвязи и Минэкономразвития поделили между собой полномочия по развитию цифровой экономики в России. Соответствующий проект постановления правительства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru, передает газета «Коммерсантъ».
В документе не уточняются детали разделения обязанностей, однако, как отмечает издание, Минэкономики достанется широкий круг задач, в том числе нормативно-правовое регулирование развития цифровой экономики, прогнозирование, выделение направлений развития, изменение программы и т.п.
Минкомсвязи, в свою очередь, будет формировать исследовательские компетенции, заниматься вопросами информационной инфраструктуры и безопасности.
Курировать развитие цифровой экономики в Минэкономразвития будут два замминистра: Савва Шипов займется нормативным регулированием (он возглавлял это направление при подготовке правительственной программы), а Олег Фомичев — кадрами и образованием.
В ведении Минкомсвязи, которая отвечала за разработку программы в целом, останется формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность,
В проекте отмечается, что передача полномочий Минэкономики не потребует дополнительных бюджетных расходов — как ранее писал «Коммерсантъ», передача полномочий ведомству будет де-факто «компенсацией» нормативного обеспечения госзакупок, весной переданного из Минэкономики в Минфин.
Определение Минэкономики ответственным положительно скажется на реализации программы, считает глава совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов. По его словам, нынешний проект нужно рассматривать в совокупности с проектом другого нормативно-правового акта правительства — «О системе управления реализацией программы `Цифровая экономика`», где за Минэкономики как раз планируется закрепить ответственность за реализацию направления «Нормативное регулирование».[6]
Создание подкомиссии по цифровой экономике под руководством Максима Акимова
Основная статья: Подкомиссия по цифровой экономике
Как стало известно 15 августа 2017 года, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании в Правительстве Подкомиссии по реализации программы «Цифровой экономики». Возглавит Подкомиссию первый заместитель руководителя аппарата правительства Максим Акимов.[7] Подробнее здесь.
Сбербанк, "Ростех", "Ростелеком" и "Росатом" встанут у руля цифровой экономики
19 июля Президент России Владимир Путин подписал протокол заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Само заседание, на котором министр связи Николай Никифоров представил проект программы "Цифровая экономика", состоялось 5 июля. В нем наряду с Путиным участвовали глава Сбербанка Герман Греф, президент "Ростелекома" Михаил Осеевский, мэр Москвы Сергей Собянин, министр промышленности Денис Мантуров и др.
Совет принял решение включить направление «Цифровая экономика» в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, а также "одобрить в основном представленный проект программы «Цифровая экономика»".
Утвердить программу планируется до 30 июля 2017 года, доработав ее по нескольким направлениям.
В частности, как сказано в протоколе, в целях и задачах программы нужно учесть интересы потребителей, в том числе путём совершенствования системы правовых гарантий и реализации мер по защите их прав при использовании цифровых технологий.
Также при доработке программы правительство должно обратить внимание на вопросы поддержки (в т.ч. финансовой) развития ключевых сквозных цифровых технологий, в том числе таких как искусственный интеллект, распределённые реестры, робототехника, квантовые вычисления.
Помимо этого силами госорганов и крупнейших организаций в сфере ИКТ создать условия и практические решения в области информационной безопасности, а также обеспечить участие заинтересованных организаций в развитии системы оказания государственных услуг в дистанционном виде.
Отдельным пунктом протокола правительству поручено создать организацию "для выполнения функции организационно-методологического и аналитического сопровождения реализации мероприятий по выполнению программы".
Среди ее функций - взаимодействие с бизнес-, научно-образовательными и иными сообществами, определение их потребностей в области цифровой экономики, определение центров компетенций по направлениям реализации программы, участие в подготовке проектов планов мероприятий, проведение экспертизы эффективности их исполнения, а также формирование рекомендаций по повышению эффективности расходования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий программы.
Учредить организацию-методолога должны будут "ведущие организации в цифровой экономике", в том числе Сбербанк, «Ростелеком», «Ростех», «Росатом», Фонд «Сколково» и «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», следует из протокола.
О возрастающей роли перечисленных госкорпораций в российской ИТ-отрасли TAdviser писал в мае 2016 года в материале "Передел ИТ-рынка России. 10 кандидатов на лидерство".
Еще один пункт протокола поручает правительству создать подкомиссию по цифровой экономике при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в целях осуществления оперативного управления реализацией программы.
Генпрокуратура - площадка для обкатки цифровой экономики
Генпрокуратура намерена стать партнером Минкомсвязи для обкатки типов проектов, которые в будущем лягут в основу преобразований, которые прописаны в принимаемой в России программе «Цифровая экономика». Об этом CNews рассказал директор и соучредитель автономной некоммерческой организации «Информационная культура» Иван Бегтин, который в качестве члена Центра стратегических разработок принимал участие в написании упомянутой программы, а сейчас выступает в роли председателя недавно созданного при Генпрокуратуре Экспертного совета по ИТ. По его словам проекты могут быть связаны с самыми обсуждаемыми на рынке технологиями — блокчейн, большими данными и т. д.
Как поясняет Бегтин, Генпрокуратура существенно отличается от других федеральных ведомств России. Она не входит в структуру Правительства, из-за чего не участвует в ИТ-госпрограммах и не получает финансирование по их линии, но зато подвержено в этом смысле меньшей бюрократии и на данный момент имеет возможность внедрять многие технологии практически с нуля[8].
«Ростелеком» ищет свое место в цифровой экономике
«Ростелеком» подготовил и в ближайшее время планирует представить правительству свою позицию, что компания может делать в ответ на поставленные государством задачи по построению цифровой экономики и информационного общества в России. Об этом TAdviser в мае 2017 года рассказал директор Центра стратегических инноваций «Ростелекома» Борис Глазков. Подробнее здесь.
Игорь Щеголев назвал основные интересы России в цифровой экономике
3 мая 2017 года помощник президента РФ Игорь Щеголев, выступая на открытии годовой коллегии Минкомсвязи, обозначил основные государственные интересы в российской цифровой экономике. Среди названных направлений — формирование новых высокотехнологичных рынков и сотрудничество с партнерами, сообщает онлайн-издание D-russia.ru.
По словам Щеголева, многие страны ищут оптимальную модель перехода к цифровой экономике, в которой основной ценностью будет информация, полученная в результате обработки больших объемов данных. Защита таких ресурсов осложняется трансграничностью Интернета, а усилия стран направлены на то, чтобы ресурсы работали в интересах национальных экономик и жителей, отметил он.
В условиях цифровой экономики преимущество будет у того, кто сможет грамотно использовать эти данные для того, чтобы повысить эффективность разных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Для этого нужны собственные технологии и алгоритмы обработки данных, знания, компетенции и навыки, — сообщил помощник президента России. |
Он также указал на необходимость развития в РФ системы воспроизводства собственных сквозных технологий, создания передовых разработок и научных решений, активное использование их в различных отраслях экономики, а также формирования сильной системы образования, продвинутой науки и собственных крупных ИТ-компаний.
Игорь Щеголев считает, что России нужно не выходить на рынки, занятые международными компаниями, а создавать новые и помогать развиваться отечественным высокотехнологичным компаниям. Для этого, по его мнению, необходимо участвовать в разработке стандартов в сфере сквозных технологий на международном уровне.
Щеголев также добавил, что российскую систему цифровой экономики нужно развивать не в замкнутом контуре, а с учетом интересов партнеров по ЕАЭС, ШОС и БРИКС.[9]
Кто разрабатывает программу цифровой экономики
В начале мая 2017 года, выступая на расширенной коллегии Минкомсвязи, министр связи Николай Никифоров раскрыл состав рабочей группы, которая ведёт работы по созданию программы развития цифровой экономики.
Хочу назвать коллектив единомышленников и организаций, с которыми мы эту программу создаем и реализуем:
- Савва Шипов, заместитель министра экономического развития РФ — руководитель подгруппы `Законодательная и регуляторная среда`;
- Леонид Осипов, заместитель начальника Экспертного управления Администрации Президента РФ — руководитель подгруппы `Система управления`;
- Борис Глазков, директор Центра стратегических инноваций ПАО `Ростелеком` — руководитель подгруппы `Умный город`;
- Илья Массух, президент Фонда информационной демократии — руководитель подгруппы `Информационная безопасность`;
- Михаил Самсонов, директор медицинского департамента АО `Р-Фарм` — руководитель подгруппы `Цифровое здравоохранение`;
- Борис Нуралиев, директор ООО `1С` — соруководитель подгруппы `Кадры и образование`;
- Дмитрий Песков, директор направления `Молодые профессионалы` Агентства стратегических инициатив — соруководитель подгруппы `Кадры и образование`;
- Владимир Васильев, ректор Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики — руководитель подгруппы `Научные исследования и разработки`;
- Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ — руководитель подгруппы `Инфраструктура`;
- Владимир Авербах, директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России — руководитель подгруппы `Госуправление`.
Глава Минэкономразвития назвал приоритетные отрасли цифровой экономики
24 апреля 2017 года состоялась расширенная коллегия Министерства экономического развития.
Первым на заседании выступил премьер-министр Дмитрий Медведев. Помимо прочего, в его докладе зашла речь о технологиях управления и развитии цифровой экономики.
Ваше министерство (Минэкономразвития, - прим. TAdviser) стало пилотным для внедрения принципов проектного управления. Решение это правильное, но одного его недостаточно: без динамичной и современной работы по подготовке нормативных актов мы двинуться не сможем. Электронные форматы, новые технологии обмена информацией, новые программные продукты создают для этого массу возможностей, - отметил премьер, добавив, что все они неплохо работают в бизнесе и многое надо использовать, в том числе и в государственном управлении. |
Он также рассказал о необходимости ведения качественной статистики, без которой невозможно проведение эффективной экономической политики. По его мнению, здесь существуют резервы в части технологий сбора и анализа информации, в том числе big data, и в плане интеграции с другими статистическими агрегаторами, которые собирают большой поток информации, – это и Центральный банк России, и налоговая служба.
Всё это нужно вместе анализировать. Поэтому нужно подготовить согласованные предложения о том, как нам дальше развивать эту службу с учётом её передачи под крыло Министерства экономического развития, - отметил Медведев. |
Глава Министерства экономического развития Максим Орешкин говоря о планах министерства на 2017 года упомянул и о приоритетах цифровой экономики. В частности, по его словам, важной задачей работы подведомственных служб – Росреестра, Росаккредитации, Росимущества, Роспатента, является минимизация прямых контактов заявителей и чиновников, экстерриториальные принципы работы, а также цифровизация получения госуслуг.
Будем анализировать возможность внедрения новых технологий, в том числе, например, технологии блокчейн, - сказал министр. |
Согласно оценкам, сделанным Минэкономразвития совместно с «Яндексом», максимальный положительный эффект от цифровизации экономики может быть достигнут в таких отраслях, как торговля, транспорт, ЖКХ, финансы, а также образование и здравоохранение, где переход к дистанционной работе и использование технологий искусственного интеллекта должны стать причиной прорывных изменений.
Министерство уже отвечает за выработку и реализацию инновационной политики, координирует деятельность институтов развития в этой сфере. Но эту работу нужно более тесно интегрировать с продвижением по отраслевым стратегиям, с поддержкой цифровизации, - добавил Орешкин. |
Игорь Щеголев и Андрей Белоусов возглавили рабочую группу Экономического совета при президенте по цифровой экономике
3 апреля 2017 года президент Владимир Путин утвердил положение о рабочей группе Экономического совета при президенте по направлению «Цифровая экономика» и ее составе. Возглавили группу два соруководителя – бывший министр экономики Андрей Белоусов и экс-министр связи Игорь Щеголев, ныне работающие помощниками президента. Помимо них в рабочую группу вошли 26 человек (состав членов совета).
Володин: в Госдуме появится совет по цифровой экономике
Первый совет, который после консультаций с коллегами мы решили создать — это совет по законодательному обеспечению развития цифровой экономики, — сказал спикер Госдумы Владислав Володин в ходе посещения Татарстана 13 февраля 2017 года |
В совете, по словам Володина, будут работать ведущие эксперты ИТ-отрасли, "чтобы мы текущие задачи могли качественно решать", передает агенство "РИА Новости".
К 2022 году, по прогнозам, "повсеместно будут приняты законопроекты, регулирующие взаимоотношения робота и человека", добавил он.
В качестве примера Володин привел ситуацию, когда данные спутников ГЛОНАСС могут использоваться в мобильном приложении и каждый человек в режиме реального времени может узнать, когда необходимый ему общественный транспорт прибудет к его остановке.
В Москве это реализовано и показывает, что такая услуга удобна и востребована населением. Возможно, пора задуматься о законе, который позволил бы пассажироперевозчикам раскрывать данные о координатах транспорта для распространения этой практики на всю Россию, - заявил спикер |
В качестве еще одного примера, когда ИТ-отрасль помогает решать проблемы людей, Вячеслав Володин привел телемедицину.
Она способна качественно расширить возможности российского здравоохранения, повысить его доступность, что особенно актуально с учетом наших расстояний и труднодоступности многих районов. Применение телемедицины позволит обеспечить пациентов новыми медицинскими услугами, сократить время принятия решений в трудных ситуациях. Все вместе это увеличит эффективность оказания медицинских услуг, и поможет снизить смертность и увеличить продолжительность жизни человека |
В ходе беседы со студентами и преподавателями университета Иннополиса Вячеслав Володин обратил внимание на вопросы, возникающие при развитии и использовании робототехники и искусственного интеллекта. Мир, по его мнению, скоро столкнётся с необходимостью комплексного правового регулирования этой сферы. Системное и профессиональное обсуждение этой темы и выработку соответствующих правовых позиций необходимо начать и в России, уверен председатель Госдумы.
2016
Как построить цифровую экономику в России? Эксперты из США, Австралии и Евросоюза дали советы Николаю Никифорову
После того, как в первый день декабря 2016 года президент Путин объявил в стране курс на цифровую экономику, многие задались вопросом, что это такое. Спустя две недели после этого министр связи Николай Никифоров собрал на совместный со Всемирным банком семинар лучшие умы в цифровой отрасли от Австралии до США. Министр, которому предстоит создать стратегию развития цифровой экономики в России, хотел узнать от них, что сделать стране в первую очередь, чтобы «достичь эффекта быстрых побед».
TAdviser изучил мнения этих экспертов и других международных аналитиков о понятии «цифровая экономика» и перспективах России на пути к ней.
Откуда пошло понятие
Теоретики из разных вузов говорят, что понятие «цифровая экономика» возникло в 90-е годы ХХ века. Ее идеологию лучше всех обозначил в 1995 году американский ученый-информатик Николас Негропонте.[10]
«Переход от движения атомов к движениям битов» – такой метафорой он представил цифровую экономику.
Один из ключевых российских экспертов в этой теме Юрий Хохлов, председатель совета директоров Института развития информационного общества, отмечает, что термин "цифровая экономика" впервые начал широко использовать Дон Тапскотт, автор книги "Электронно-цифровое общество" (в оригинале - "Digital Economy"), изданной в 1994 году. Некоторые называли Дона Тапскотта "одним из ведущих кибер-гуру мира".
Ученые МГУ отмечают, что единого термина пока нет, и помимо «цифровой экономики», используются, в частности, такие: «электронная экономика», «новый технологический уклад мира», «API экономика», «экономика приложений», «креативная экономика» и др.
Европейская часть мирового сообщества чаще употребляет термин «цифровая экономика», а американская в лице Deloitte, IBM и ряда других компаний склонна к более технологическому названию – «API экономика».
Что такое цифровая экономика
Еще в 2014 году Gartner дал такое определение: «цифровой бизнес» – это новая модель бизнеса, охватывающая людей/бизнес/вещи, масштабируемая глобально для всего мира за счет использования ИТ, интернета, и всех их свойств, предполагающая эффективное персональное обслуживание всех, везде, всегда».[11]
Аналитики Boston Consulting Group считают, что цифровизация – это использование возможностей онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы – от отдельных людей до крупных компаний и государств. [12]
Во Всемирном банке считают, что нужно очень широко понимать это явление, которое не просто касается отрасли ИКТ, а глубоко трансформирует всю экономику. Эксперты банка предлагают такое определение:
Цифровая экономика – это новая парадигма ускоренного экономического развития. |
Она основана на обмене данными в режиме реального времени, затрагивает все отрасли экономики и дает такие цифровые дивиденды, как: экономический рост, дополнительные рабочие места и более качественные услуги.
С тем, что понятие надо трактовать шире, чем просто развитие и внедрение ИКТ, согласны многие мировые эксперты из разных сран.
Цифровая экономика – это общетехнологический прогресс, влияющий на общее развитие всей экономики в целом, – замминистра науки, ИКТ и планирования Южной Кореи, председатель комитета ОЭСР по политике развития цифровой экономики Вонки Мин считает, что нужно именно так понимать это понятие. |
Более того, президент Фонда информационных технологий и инноваций Роберт Аткинсон (США), например, считает, что если узко подходить к вопросу, то все сведется как раз к развитию одной отрасли.
Отрасль ИКТ можно развивать разными путями. Например, потребовать заблокировать импорт ИКТ. Да, вашей отрасли это поможет, но вся экономика начнет отставать, – говорит Аткинсон. |
На чем базируется цифровая экономика
Фундаментом для развития цифровой экономики стала электроника, говорят теоретики из МГУ. Электронные устройства стали миниатюрными, оторвались от розетки, когда появились батарейки, в итоге стал возможен интернет вещей.
В первые 10 лет (с 1994 года) развивались электронная торговля и сервисы. Затем цифровая экономика перешла на другую ступень развития: уровень сервисов усложнился, стали объединяться ранее разрозненные технологии.
Теперь цифровая экономика охватывает практически все сферы жизни: образование, здравоохранение, онлайн-банкинг. Для этой ступени развития требуется на порядок больше цифровых мощностей и прорывных технологий в сфере ИТ.
Главная движущая сила цифровой экономики
Топливом изменений в цифровые экономики являются инновации, – уверены ученые из МГУ. |
При этом эксперты отмечают, что самые успешные инновации за последние несколько лет были не технологическими. Это были инновации в области бизнес-моделей, говорит исполнительный директор по глобальным индексам Бизнес-школы ИНСЕАД Брюно Ланвин (Франция). Он приводит в пример компанию Uber – революцию произвела не сама платформа, а новая бизнес-модель. Он даже употребляет новое выражение – «уберизация экономики»:
И говоря об «уберизации экономики», мы говорим не о платформе, а о глубоких уровнях трансформации экономики и общества, которые касаются того, как взаимодействуют спрос и предложение. |
Что дает цифровая экономика
Аналитики Всемирного банка активно используют термин «цифровые дивиденды» – те плюсы, которые принесет с собой новый экономический уклад. Среди них:
- Расширение торговли.
Интернет позволяет даже новым или крохотным компаниям торговать продуктами по всему миру. Например, в Марокко сельские ремесленники (некоторые из них – неграмотные) продают свои товары по всему миру через платформу Anou.
- Рост производительности.
ИТ помогают снижать издержки, и, значит, повышать эффективность и производительность труда практически во всех секторах экономики. Например, компания по доставке посылок UPS известна тем, что использует умные алгоритмы маршрутизации, чтобы избежать поворотов налево: это экономит время и позволяет сберечь до 4,5 млн литров бензина ежегодно.
- Развитие конкуренции.
Компании могут появляться и расти быстро, с относительно небольшими капитальными инвестициями. Например, в Уганде сервис eKeebo позволяет самостоятельно занятым поварам и поварам-любителям продавать домашние блюда, не получая лицензий на создание ресторана.
- Создание новых рабочих мест.
Каждое рабочее место в сфере высоких технологий создает в США еще 4,9 рабочих места в других секторах. При этом с развитием интернета возможности для трудоустройства у всех повышаются в разы (дистанционно могут работать, например, инвалиды, жители отдаленных районов и др.).
- Повышение качества услуг и госуслуг, в частности.
Например, с электронными госуслугами все можно сделать быстрее, дешевле. Во многих странах уже работают сервисы приема жалоб от жителей о любых проблемах в городе.
В целом эксперты по цифровой экономике отмечают, что ее развитие должно ускорить экономический рост и в итоге повысить благосостояние людей.
Какова роль правительства
Ведущий консультант Всемирного банка Эндрю Стотт (Великобритания) считает, что в процессе создания цифровой экономики роль государства очень важна: «Нужно, чтобы это осуществлялось в рамках национальной политики».
Правительство играет существенную роль в этом процессе и в США, говорит Роберт Аткинсон, президент Фонда информационных технологий и инноваций (США). В первую очередь, на начальных этапах.
Государство помогает технологическому развитию компаний на ранних этапах. Например, Google был разработан на гранты от правительства. Так что правительство помогает в НИОКР, но в основном деньги идут от частных венчурных фондов. И по мере их развития рынок сам предлагает бизнес-модели, – объясняет американский эксперт. |
Что касается ИТ-инфраструктуры в США, то со стороны государства участие скромное, в основном это частные инвестиции. При этом государство помогает компаниям адаптироваться – с помощью налоговых льгот компании могут списывать расходы на сервера, машинное обеспечение и т.д.
В то же время опыт Австралии показывает, что цифровизация развивается в основном под давлением рынка, говорит австралийский представитель Всемирного банка, директор по глобальным практикам в сфере цифровых платформ и услуг Джейн Тредвелл. Но у правительства есть определенная роль, говорит она: в первую очередь, это инвестиции в общедоступный широкополосный доступ в интернет, в науку и исследования, и, конечно, обеспечение гибкой нормативно-правовой базы.
Замминистра по ИТ Южной Кореи Вонки Мин уверен, что «нет одежды, которая подошла бы всем» – у каждой страны развитие цифровой экономики и участие государства в нем будет зависеть от ситуации.
Если рынок зрелый, развитый, сильно развита наука, то роль правительства может быть слабой. Если нет сильной науки и питаемой наукой промышленности, недостаточно развит рынок, то роль государства будет сильнее, – говорит Вонки Мин. |
Уже применительно к России председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов считает, что государство должно обязать госкорпорации двигаться в нужном направлении, а что касается свободного рынка, «то там будет выигрывать тот, кто быстрее и умнее».
Как измерить эффективность цифровой экономики
Измерить эффективность крайне сложно, говорят все эксперты. Каких-то общепринятых и однозначных методик для этого нет. Но измерять важно, согласны все (этим, кстати, серьезно озабочены в Минкомсвязи России и подробно расспрашивали международных экспертов о способах).
Ты ничего не можешь улучшить, если не умеешь это измерять, – говорит французский эксперт Брюно Ланвин. |
При этом он отмечает, что каждая страна должна четко понимать цель, ради которой она берется строить цифровую экономику. Тогда будет понятнее, что измерять и как.
«Стратегии развития ИКТ не разрабатываются ради них самих. Надо понять, зачем нам это. Если цель – борьба с массовой безработицей и создание рабочих мест для молодежи, то это одно измерение, если цель другая – другое. Измерение действенности должно быть напрямую увязано с главной целью», – резюмирует Ланвин.
Основные угрозы цифровой экономики
- Как цифровая экономика повлияет на рынок труда?
Здесь мнения экспертов расходятся. Во Всемирном банке считают, что один из «цифровых дивидендов» – это увеличение рабочих мест.
В то же время некоторые говорят о том, что цифровая экономика, наоборот, может привести к массовой безработице. По некоторым оценкам, примерно лет через 30. Американский эксперт Роберт Аткинсон считает, что этот страх не оправдан.
Не надо бояться, что развитие ИКТ приведет к росту безработицы. Нет фактического материала, что это приводит к таким последствиям, – говорит он. |
- У всех ли будет расти благосостояние?
Во Всемирном банке признают, что есть определенный риск: автоматизация приводит к тому, что некоторые лишаются работы. В итоге в среде бедных конкуренция за рабочие места может стать сильнее, а это может привести к стагнации зарплат.
Цифровые технологии могут и усугублять социально-экономическое неравенство, - признают во Всемирном банке. |
Проигравшие при цифровой экономике будут, считает южнокорейский эксперт Вонки Мин. Новый уклад разрушает многие традиционные сектора, растут отрицательные эмоции среди тех, кто там работал. Государство должно будет искать баланс между старой и новой экономикой.
Многое разрушится, считает представитель Gartner Саян Доржиев. |
Например, казавшиеся незыблемыми бизнес-модели, как это уже начинает происходить с банками, со страховыми компаниями.
Правительства тоже будут под угрозой, говорит Доржиев. По мнению Gartner, эмиссия национальных валют престанет быть прерогативой государства. Люди смогут обмениваться мелкими ценностями с помощью, в частности, блокчейн-технологий (это будет не биткоин, а нечто другое).
Каждый крупный технологический прорыв приносил нежелательные и даже опасные последствия, и программируемая экономика не станет исключением. Например, неблагоприятные последствия программируемой экономики будут включать в себя этические проблемы, связанные тем, что машины будут принимать самостоятельные решения, а так же с возникновением потенциала для незаконной финансовой деятельности, – говорил ранее вице-президент и член совета Gartner Дэвид Фурлонгер.[13] |
Отставание России
Сейчас отставание России от стран-лидеров цифровизации составляет около 5–8 лет, подсчитали аналитики Boston Consulting Group.
Если не делать усилий, этот разрыв будет быстро увеличиваться. Уже через 5 лет в силу высокой скорости глобальных изменений и инноваций он может составить 15–20 лет. Сократить его будет крайне сложно.
Три сценария развития цифровой экономики в России
Аналитики Boston Consulting Group прогнозируют три основных сценария, по которым может пойти развитие цифровой экономики в России.
- Стагнация (венесуэльская модель)
Это как раз тот вариант, когда отставание от лидеров может вырасти через пятилетие с 5–8 лет сегодня до 15–20 лет. Такое может случиться без адресного стимулирования цифровой составляющей экономики, в результате ее доля в ВВП продолжит стагнировать.
- Сценарий умеренного роста (ближневосточная модель)
Это возможно в случае полномасштабного внедрения уже начатых инициатив: если будут развиваться сервисы в госуслугах, медицине, образовании, если будут оптимизироваться существующие электронные процессы, исключаться их дублирование в офлайн.
При таком сценарии радикального отставания не будет, считают эксперты. Этот путь развития создаст добавленную стоимость для экономики в размере 0,8–1,2 трлн рублей в год, а сама цифровая экономика может достигнуть 3% ВВП.
- Интенсивная цифровизация (азиатская модель)
Самый масштабный и самый сложный сценарий. Изменения должны происходить как на уровне государства, так и на уровне отдельных отраслей и компаний. Должны расти инвестиции (и государственные, и частные) в такие перспективные направления, как «интернет вещей», большие данные, развитие ИТ-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом.
Это позволит увеличить долю цифровой экономики до 5,6% ВВП, а также создать масштабные межотраслевые эффекты и реальную добавленную стоимость в отраслях до 5–7 трлн рублей в год.
По такому сценарию совершил прорыв Китай, который вскоре будет в десятке лидеров по цифровизации, хотя еще в 2011 году он отставал от России на 8 позиций.
Несколько важных шагов для развития цифровой экономики в России
Международные эксперты дали несколько ключевых советов России, что сделать, чтобы начать строить цифровую экономику.
- Четко выбрать цель и приоритеты
Если широко сформулировать стратегию, то будет невозможно измерить результат, предупреждает Брюно Ланвин.
Выбирая приоритеты, нужно определить три основных компонента, считает эксперт из Евросоюза, главный советник по ИТ в Еврокомиссии Франсиско Гарсия Моран: первое – каким образом ИКТ и цифровая экономика будут способствовать экономическому росту, второе – как будет адаптироваться нынешняя экономика, третье – каких ждать результатов.
- Провести реформы в образовании
По мнению Брюно Ланвина, навыки менеджмента, лидерства, предпринимательства должны процветать во всем обществе. Для этого просто необходимы реформы в образовании, причем с самого детсада, а не с университета. Как люди изучают новое, воспринимают ли пожизненное обучение как полезную неизбежность, готовы ли приобретать новые навыки – это все важно для ИКТ-революции, говорит эксперт.
- Продумать меры, которые защитят проигравших в цифровой экономике
«Это важный вопрос для стабильности в целом и устойчивости самой цифровой экономики», – считает Вонки Мин.
- Стимулировать инновации и конкуренцию
Самые успешные страны по реализации цифровой стратегии – это страны, которые смогли превратить достижения ИКТ в технологические, промышленные, научные, социальные инновации. «Это абсолютно необходимо. В России это может быть локомотивом, чтобы сдвинуть поезд цифровизации с места», – считает Брюно Ланвин.
При этом нужно насколько возможно продвигать конкуренцию по всей цепочке добавленной стоимости, считает Эндрю Стотт. Это в свою очередь способствует распространению инноваций.
- Сократить прямые государственные траты на неудачные проекты
Ведущий консультант Всемирного банка Эндрю Стотт приводит пример, когда в Великобритании массово тиражировали технологии в сельской местности. Прямые вмешательства государства оказались страшно дорогими, пришлось искать обходные пути.
- Отказаться от избыточного регулирования
Правовая база при избыточном регулировании может тормозить развитие, считает Вонки Мин. Он предлагает изучить опыт Японии и Южной Кореи, где нормативная база хорошо проработана. «Мы пытаемся более гибко регулировать наш рынок, сделать его более дружественным», – говорит эксперт.
Поручение Дмитрия Медведева министерствам разработать программу "Цифровая экономика"
8 декабря 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев назначил ответственных за разработку программы "Цифровая экономика".
Совместно с администрацией президента этим займутся Минкомсвязи, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минпромторг, Минобрнауки, а также министр по открытому правительству Михаил Абызов, Экспертный совет при правительстве и Аналитический центр при правительстве.
Срок исполнения поручения – до 11 мая 2017 года.
Президентское поручение правительству о цифровой экономике
В продолжение заявлений о необходимости развития цифровой экономики (см. их ниже), 5 декабря 2016 года Владимир Путин дал соответствующие поручения[14].
Главе правительства Дмитрию Медведеву поручено разработать совместно с администрацией президента и утвердить программу "Цифровая экономика", "предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза".
Выполнить поручение Медведев и глава администрации Антон Вайно должны до 1 июня 2017 года.
Заявление Владимира Путина о запуске масштабной системной программы развития цифровой экономики
Для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения, заявил президент Путин, выступая с посланием Федеральному собранию 1 декабря 2016 года.
Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни, - пояснил он. - Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении. Сквозные – это те, которые примеряются во всех отраслях: это цифровые, квантовые, робототехника, нейротехнологии и так далее |
Также, по мнению президента, нужно учитывать, что в цифровых технологиях кроются и риски: "Необходимо укреплять защиту от киберугроз, должна быть значительно повышена устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, государственного управления".
Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В её реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего, - заявил Путин |
Для запуска программы, по его мнению, надо "провести инвентаризацию и снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки; обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами, в том числе нацелить на эти задачи работу обновлённого ВЭБа («Банка развития»)".
Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня, отметил президент: "Поэтому совместно с бизнесом выстраиваем современную систему среднего профессионального образования, организуем подготовку преподавателей колледжей и техникумов на основе передовых международных стандартов".
Будем увеличивать число бюджетных мест по инженерным дисциплинам, по ИТ-специальностям, другим ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики. В следующем году на базе ведущих вузов, в том числе региональных, будут созданы центры компетенции, они призваны обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков |
Мощным фактором накопления научных и технологических заделов, необходимых для экономического роста, для социального развития, по словам Путина, должна служить и фундаментальная наука. Перед ней стоит двоякая задача: оценить, спрогнозировать тенденции будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми мы столкнёмся.
А в научной сфере, как и везде, будем развивать конкуренцию, поддерживать сильных, способных дать практический результат. Это необходимо учитывать и Российской академии наук, всем научным организациям. Продолжим формирование исследовательской инфраструктуры, которая позволит решать масштабные научные задачи |
В рамках программы мегагрантов, сообщил президент, уже создано более 200 лабораторий мирового уровня; их возглавляют учёные, определяющие тенденции глобального научного развития (многие из них наши соотечественники, ранее уехавшие за рубеж).
Недавно я встречался с группой таких исследователей. Уже сейчас большую часть своего времени многие из них работают в российских лабораториях, работают успешно, с удовольствием. И они видят, что сегодня в России ставятся интересные научные задачи, создаётся хорошая исследовательская база и материальные условия на достойном уровне. Но, конечно, люди вправе и должны понимать, что у них есть горизонт работы и горизонт планирования, в этой связи предлагаю обеспечить долгосрочное финансирование эффективных исследовательских проектов, в том числе за счёт ресурсов Российского научного фонда |
При этом принципиально важно, по словам Путина, "поддержать наших российских талантливых молодых учёных – их много, – чтобы они создавали в России свои исследовательские команды, лаборатории". Для них будет запущена специальная линейка грантов, рассчитанных на период до семи лет. На эти цели, а также на развитие научной инфраструктуры, открытие новых лабораторий только в 2017 году к уже заявленным ресурсам на науку будет выделено дополнительно 3,5 миллиарда рублей, заявил он.
Деятельность научных центров должна быть тесно интегрирована с системой образования, экономикой, высокотехнологичными компаниями, добавил президент.
Нам нужно превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты, этим, кстати говоря, мы всегда страдали: от разработок до внедрения огромное время проходит, да и вообще иногда… Это касается не только нашего времени, и даже не советского, а ещё в Российской империи всё было то же самое. Нужно эту тенденцию переломить – мы можем это сделать. Для решения этой задачи два года назад мы запустили Национальную технологическую инициативу, она призвана обеспечить лидерские позиции российских компаний и продукции на наиболее перспективных рынках будущего |
Смотрите также
Контроль и блокировки сайтов
- Цензура в интернете. Мировой опыт
- Цензура (контроль) в интернете. Опыт Китая, Компьютерная группа реагирования на чрезвычайные ситуации Китая (CERT)
- Цензура (контроль) в интернете. Опыт России, Политика Роскомнадзора по контролю интернета, ГРЧЦ
- Запросы силовиков на телефонные и банковские данные в России
- Закон о регулировании Рунета
- Национальная система фильтрации интернет-трафика (НаСФИТ)
- Как обойти интернет-цензуру дома и в офисе: 5 простых способов
- Блокировка сайтов в России
- Ревизор - система контроля блокировки сайтов в России
Анонимность
- Даркнет (теневой интернет, DarkNet)
- VPN и приватность (анонимность, анонимайзеры)
- VPN - Виртуальные частные сети
- СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий)
- Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА)
- Ястреб-М Статистика телефонных разговоров
Критическая инфраструктура
- Цифровая экономика России
- Электронное правительство России
- Информационная безопасность цифровой экономики России
- Защита критической информационной инфраструктуры России
- Закон О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
- Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности
- Доктрина информационной безопасности России
- Стратегия национальной безопасности России
- Соглашение стран СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий
- Автономный интернет в России
- Киберполигон России для обучения информационной безопасности
- Национальная биометрическая платформа (НБП)
- Единая биометрическая система (ЕБС) данных клиентов банков
- Биометрическая идентификация (рынок России)
- Каталог решений и проектов биометрии
- Единая сеть передачи данных (ЕСПД) для госорганов (Russian State Network, RSNet)
- Статья:Единая система программной документации (ЕСПД).
- Сеть передачи данных органов государственной власти (СПДОВ)
- Единая сеть электросвязи РФ
- Единый портал государственных услуг (ФГИС ЕПГУ)
- Гособлако - Государственная единая облачная платформа (ГЕОП)
- Госвеб Единая платформа интернет-порталов органов государственной власти
Импортозамещение
- Импортозамещение в сфере информационной безопасности
- Обзор: Импортозамещение информационных технологий в России
- Главные проблемы и препятствия импортозамещения ИТ в России
- Преимущества замещения иностранных ИТ-решений отечественными
- Основные риски импортозамещения ИТ
- Импортозамещение информационных технологий: 5 "За" и 5 "Против"
- Как импортозамещение ИТ сказалось на бизнесе иностранных вендоров? Взгляд из России
- Как запуск реестра отечественного ПО повлиял на бизнес российских вендоров
- Какие изменения происходят на российском ИТ-рынке под влиянием импортозамещения
- Оценки перспектив импортозамещения в госсекторе участниками рынка
Информационная безопасность и киберпреступность
- Киберпреступность в мире
- Требования NIST
- Глобальный индекс кибербезопасности
- Кибервойны, Кибервойна России и США, Кибервойна России и Великобритании, Кибервойна России и Украины
- Locked Shields (киберучения НАТО)
- Киберпреступность и киберконфликты : Россия, Кибервойска РФ, ФСБ, Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), Центр информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ, Следственный комитет при прокуратуре РФ, Управление К БСТМ МВД России, МВД РФ, Министерство обороны РФ, Росгвардия, ФинЦЕРТ
- Число киберпреступлений в России, Русские хакеры
- Киберпреступность и киберконфликты : Украина, Киберцентр UA30, Национальные кибервойска Украины
- Национальный центр по защите данных системы здравоохранения Норвегии (HelseCERT)
- CERT NZ
- CERT-UZ Отдел технической безопасности в структуре государственного унитарного Центра UZINFOCOM
* Регулирование интернета в Казахстане, KZ-CERT
- Киберпреступность и киберконфликты : США, Пентагон, ЦРУ, АНБ, NSA Cybersecurity Directorate, ФБР, Киберкомандование США (US Cybercom), Министерства обороны США, NATO, Department of Homeland Security, Cybersecurity and Infrastructure Security Agency (CISA)
- Информационная безопасность в США
- Как США шпионили за производством микросхем в СССР
- Киберпреступность и киберконфликты : Европа, ENISA, ANSSI, Joint Cyber Unit, National Cyber Force
- Стратегия кибербезопасности ЕС
- Регулирование интернета в странах Евросоюза
- Информационная безопасность в Германии
- Информационная безопасность во Франции
- Информационная безопасность в Греции
- Информационная безопасность в Австралии
- Tactical Edge Networking (военный интернет)
- Киберпреступность и киберконфликты : Израиль
- Киберпреступность и киберконфликты : Иран
- Киберпреступность и киберконфликты : Китай
- Информационная безопасность в Китае
- Импортозамещение информационных технологий в Китае
- Киберпреступность и киберконфликты : КНДР
- Информационная безопасность в Молдавии
- Информационная безопасность в Японии
- Безопасность в интернете
- Безопасность интернет-сайтов
- Безопасность программного обеспечения (ПО)
- Безопасность веб-приложений
- Безопасность мессенджерах
- Угрозы безопасности общения в мобильной сети
- Безопасность в социальных сетях
- Киберзапугивание (кибербуллинг, киберсталкинг)
- Информационная безопасность в банках
- Информационная безопасность в судах
- CERT-GIB Computer Emergency Response Team - Group-IB
- Мошенничество с банковскими картами
- Взлом банкоматов
- Обзор: ИТ в банках 2016
- Политика ЦБ в сфере защиты информации (кибербезопасности)
- Потери организаций от киберпреступности
- Потери банков от киберпреступности
- Тренды развития ИТ в страховании (киберстрахование)
- Кибератаки
- Threat intelligence TI киберразведка
- Число кибератак в России и в мире
- Кибератаки на автомобили
- Обзор: Безопасность информационных систем
- Информационная безопасность
- Информационная безопасность в компании
- Информационная безопасность в медицине
- Информационная безопасность в электронной коммерции
- Информационная безопасность в ритейле
- Информационная безопасность (мировой рынок)
- Информационная безопасность (рынок России)
- Информационная безопасность на Украине
- Информационная безопасность в Белоруссии
- Главные тенденции в защите информации
- ПО для защиты информации (мировой рынок)
- ПО для защиты информации (рынок России)
- Pentesting (пентестинг)
- ИБ - Средства шифрования
- Криптография
- Управление инцидентами безопасности: проблемы и их решения
- Системы аутентификации
- Закон о персональных данных №152-ФЗ
- Защита персональных данных в Евросоюзе и США
- Расценки пользовательских данных на рынке киберпреступников
- Буткит (Bootkit)
- Уязвимости в ПО и оборудовании
- Джекпоттинг_(Jackpotting)
- Вирус-вымогатель (шифровальщик), Ramsomware, WannaCry, Petya/ExPetr/GoldenEye, CovidLock, Ragnar Locker, Ryuk, EvilQuest Вредонос-вымогатель для MacOS, Ransomware of Things (RoT), RegretLocker, Pay2Key, DoppelPaymer, Conti, DemonWare (вирус-вымогатель), Maui (вирус-вымогатель), LockBit (вирус-вымогатель)
- Защита от программ-вымогателей: существует ли она?
- Big Brother (вредоносная программа)
- MrbMiner (вирус-майнер)
- Защита от вирусов-вымогателей (шифровальщиков)
- Вредоносная программа (зловред)
- APT - Таргетированные или целевые атаки
- Исследование TAdviser и Microsoft: 39% российских СМБ-компаний столкнулись с целенаправленными кибератаками
- DDoS и DeOS
- Атаки на DNS-сервера
- DoS-атаки на сети доставки контента, CDN Content Delivery Network
- Как защититься от DDoS-атаки. TADетали
- Визуальная защита информации - Визуальное хакерство - Подглядывание
- Ханипоты (ловушки для хакеров)
- Руткит (Rootkit)
- Fraud Detection System (fraud, фрод, система обнаружения мошенничества)
- Каталог Антифрод-решений и проектов
- Как выбрать антифрод-систему для банка? TADетали
- Security Information and Event Management (SIEM)
- Threat intelligence (TI) - Киберразведка
- Каталог SIEM-решений и проектов
- Чем полезна SIEM-система и как её внедрить?
- Для чего нужна система SIEM и как её внедрить TADетали
- Системы обнаружения и предотвращения вторжений
- Отражения локальных угроз (HIPS)
- Защита конфиденциальной информации от внутренних угроз (IPC)
- Спуфинг (spoofing) - кибератака
- Фишинг, Фишинг в России, DMARC, SMTP
- Сталкерское ПО (программы-шпионы)
- Троян, Trojan Source (кибератака)
- Ботнет Боты, TeamTNT (ботнет), Meris (ботнет)
- Backdoor
- Черви Stuxnet Regin Conficker
- EternalBlue
- Рынок безопасности АСУ ТП
- Флуд (Flood)
- Предотвращения утечек информации (DLP)
- Скимминг (шимминг)
- Спам, Мошенничество с электронной почтой
- Социальная инженерия
- Телефонное мошенничество
- Звуковые атаки
- Warshipping (кибератака Военный корабль)
- Антиспам программные решения
- Классические файловые вирусы
- Антивирусы
- ИБ : средства защиты
- Система резервного копирования
- Система резервного копирования (технологии)
- Система резервного копирования (безопасность)
- Межсетевые экраны
Примечания
- ↑ Владимир Путин подписал распоряжение о создании 16 рабочих групп Государственного совета
- ↑ Игорь Артемьев: антимонопольному органу будет принадлежать одна из самых важных ролей в ближайшем будущем
- ↑ Состоялось первое заседание подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
- ↑ Центр компетенции по инфобезопасности создадут при Сбербанке
- ↑ Правительство объявило, кто будет управлять «Цифровой экономикой»
- ↑ Минэкономики приписали цифру
- ↑ В правительстве создана подкомиссия по программе «Цифровой экономики»
- ↑ Генпрокуратура может стать площадкой для обкатки «Цифровой экономики»
- ↑ Игорь Щёголев обозначил российские государственные интересы в цифровой экономике
- ↑ International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 4, no. 1, 2016. Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий
- ↑ Термин «диджитализация»
- ↑ Россия онлайн? Догнать нельзя отстать. Отчет The Boston Consulting Group
- ↑ Gartner: Программируемая экономика изменит всë
- ↑ Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию