Архыз (аэропорт)

Компания

СМ. ТАКЖЕ (2)

История

2025: Выделение ₽12 млрд на строительство аэропорта

Правительство России выделяет ₽12 млрд на строительство аэропорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии. Об этом стало известно в конце января 2025 года. Согласно постановлению, опубликованному кабмином, средства будут поступать в республику траншами с 2026 по 2029 год. Финансирование предусмотрено для реализации инфраструктурных проектов, связанных с запуском нового аэропортового комплекса в рамках концессионного соглашения.

Как сообщает РБК, объект возводится при участии АО УК «Аэропорты Регионов», с которым региональные власти заключили договор в июле 2024 года. В рамках соглашения федеральные средства направят на строительство объектов аэронавигации, а региональный бюджет возьмет на себя финансирование проектирования и прокладки внешних коммуникаций, включая подъездные дороги.

Проект аэропорта «Архыз»

Частные инвестиции обеспечат возведение пассажирского терминала площадью 24 тыс. кв. м, взлетно-посадочной полосы длиной 3 тыс. м и шириной 45 м, а также перрона на 10 стояночных мест с перспективой расширения до 23. Пропускная способность терминала составит 1 тыс. пассажиров в час. Он будет оснащен тремя телетрапами и четырьмя выходами на посадку. Для удобства автомобилистов предусмотрена парковка на 300 мест. По расчетам, новый аэропорт сможет обслуживать до 2 млн пассажиров ежегодно.Тимурбулат Султангалиев, «Астра Консалтинг»: ТОП-3 технологий 2025 составят Low-code, No-code и AI-code 12.2 т

Как передает издание, реализация проекта позволит значительно сократить время в пути до горнолыжного курорта «Архыз». Планируется, что строительство аэропорта начнется в 2025 году, а завершение всех работ намечено на конец 2028 года. Ввести объект в эксплуатацию планируется в начале 2029 года. Общая стоимость строительства оценивается в ₽28 млрд.

Запуск аэропорта в 2030 году обеспечит двукратный рост турпотока на курорт «Архыз», доведя его до 2 млн человек в год. За первые семь месяцев 2024 года «Архыз» посетило 750 тыс. туристов, а совокупный объем туристического потока в Карачаево-Черкесии достиг 1,5 млн человек.[1]

2024

Стоимость строительства аэропорта выросла до 28 млрд рублей

В середине июля 2024 года стало известно о том, что в Карачаево-Черкесской Республике началось строительство нового аэропортового комплекса «Архыз». Общая стоимость строительства составляет около ₽28 млрд, а завершение работ запланировано на 2028 год.

Как сообщает «РИА Новости», концессионное соглашение о строительстве аэропорта подписали в рамках Кавказского инвестиционного форума глава КЧР Рашид Темрезов и генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский. По условиям соглашения в рамках проекта будут построены терминал, взлетно-посадочная полоса с рулежными дорожками, перроном, светосигнальное оборудование и прочие объекты аэродромной инфраструктуры.

В Карачаево-Черкесской Республике началось строительство нового аэропортового комплекса «Архыз»

Региональное правительство дополнительно профинансирует работы по проектированию и строительству внешних коммуникаций для аэропорта и построит подъездную дорогу, а за счет средств федерального бюджета будут созданы объекты аэронавигации. Глава республики выразил уверенность в том, что данное стратегически важное соглашение войдет в историю Карачаево-Черкесии как старт крупнейшего инвестиционного проекта, который окажет мультипликативный эффект для всей экономики региона и станет ключевым фактором в развитии туристического кластера.

Темрезов отметил, что на сегодняшний день КЧР – единственный субъект в Северо-Кавказском федеральном округе, где нет аэропорта.

«
Поэтому это очень важный для нас проект не только в сфере развития транспортной инфраструктуры, но и социально-экономического развития республики, – заявил он.
»

По словам заместителя председателя правительства РФ Александра Новака, к 2030 году ожидается, что туристический поток в регионе достигнет отметки в 3 млн человек. Новак отметил, что строительство собственного аэропорта станет важным фактором развития всего туристического кластера республики, увеличения мобильности местных жителей, а также окажет положительное влияние на экономику в целом – это и повышение пассажиропотока, и строительство новой инфраструктуры, и создание новых рабочих мест, и развитие производства.[2]

Начало строительства аэропорта

23 апреля 2024 года появилась информация о том, что холдинг «Аэропорты регионов» приступает к строительству первого аэропорта в Карачаево-Черкесской Республике (КЧР). Реализация проекта обойдется приблизительно в 25 млрд рублей.

По состоянию на 2024 год Карачаево-Черкесия — это единственный регион Северного Кавказа, где нет собственной воздушной гавани. Между тем появление такого объекта, как ожидается, позволит к 2030-му увеличить количество туристов в регионе примерно в два раза. Глава КЧР Рашид Темрезов сообщил о планах по строительству аэропорта в конце 2023 года. В качестве потенциальных инвесторов в правительстве обсуждались структуры, близкие к Роману Троценко, Олегу Дерипаске, бывшему губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву.

Холдинг «Аэропорты регионов» приступает к строительству первого аэропорта в Карачаево-Черкесской Республике

Воздушную гавань планируют построить вблизи станицы Зеленчукской. Предполагается, что аэропорт будет международным, со взлетно-посадочной полосой длиной 3,2 км. Предпроектные предложения по строительству объекта, как отмечает газета «Коммерсантъ», по заказу АО УК «Аэропорты регионов» выполнил ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». Строительство аэропорта, как утверждается, не должно оказать негативного влияния «на объекты ВКС Министерства обороны России, оптический телескоп САО РАН и радиотелескоп Ратан-600», которые расположены в непосредственной близости от площадки для будущего комплекса.

РБК сообщает, что аэропорты регионов Северо-Кавказского округа испытывают повышенные нагрузки и фиксируют рост трафика на фоне закрытия 11 аэропортов юга и центральной части России с 2022 года. Вместе с тем некоторые эксперты говорят, что окупить проект новой воздушной гавани в КЧР удастся только в том случае, если к 2030 году страны Европы останутся закрытыми.[3]

Примечания