2012/09/10 15:31:30

Информационная безопасность

Информационная безопасность — это всесторонняя защищённость информации и поддерживающей её инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре. Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий.

Содержание

Начиная с 2000-х годов киберугрозы стали актуальны для всех, начиная от крупнейших государственных информационных систем до компьютеров рядовых граждан. Киберугроза – это незаконное проникновение или угроза вредоносного проникновения в виртуальное пространство для достижения политических, социальных или иных, целей.

Кибервойны между странами

Крупнейшие киберконфликты разворачиваются между государствами, обладающими наибольшими вычислительными и интеллектуальными ресурсами для ведения кибервойн. Информация о соглашениях об электронном ненападении, а также о противоборстве в виртуальном пространстве между странами, выделена в отдельную статью:

Россия вынуждена предпринимать меры сдерживания других стран в сфере киберпространства и таким образом оказывается вовлеченной в кибервойны. Ключевым оппонентом в данной сфере традиционно выступают США:

Киберпреступность и потери организаций

Киберпреступность стала крупнейшим в мире направлением в криминальном мире. Хроника событий в статье:

Кибермошенники ежегодно наносят гигантский экономический ущерб отдельным организациям и целым странам:

Банки являются крупнейшими целями киберпреступников. Информация о потерях финансовых учреждений вынесена в отдельную статью:

Часто финансовый ущерб организациям наносят не преступники, а собственные сотрудники, которые воруют, удаляют данные или теряют носители информации за пределами контура организации:

Отраслевая специфика

Автомобили

Банки

Здравоохранение

Логистика и транспорт

Электронная коммерция

Энергетика

Рынок решений и услуг по защите информации

Зона охвата Cybersecurity расширяется и становится Digital Security. Источник: Gartner (август 2016)

Для предотвращения потерь, связанных с киберпреступностью, государства и компании закупают оборудование, ПО и услуги для защиты информации.

Угрозы информационной безопасности

Анализ потенциальных киберугроз для организации является услугой, которую можно купить на рынке:

Действия, несущие угрозу для информационных систем, можно разделить на две основные категории: внутренние (умышленные и неумышленные действия сотрудников) и внешние (сетевые кибератаки, кража носителей информации).

Внутренние угрозы

Внутренние угрозы связаны прежде всего с утечками данных:

Чаще всего к утечкам приводят следующие действия, осуществляемые авторизованными пользователями (сотрудниками, инсайдерами):

  • целенаправленная кража, замена на заведомо ложные или уничтожение данных на рабочей станции или сервере;
  • повреждение данных пользователем, вызванное неосторожными или халатными действиями;
  • утеря носителей информации за периметром организации.

Внешние угрозы

Электронные методы воздействия, осуществляемые хакерами:

  • несанкционированное проникновение в компьютерные сети;
  • DoS- и DDoS-атаки;

Компьютерные вирусыБизнес уходит в облако: стратегии и подходы

Спам

Естественные угрозы: на информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс-мажорные и другие обстоятельства.

Основные проблемы защиты данных в информационных системах


Конечная цель реализации мер безопасности

Повышение потребительских свойств защищаемого сервиса, а именно:

  • Удобство использования сервиса
  • Безопасность при использовании сервиса

  • Применительно к системам ДБО это означает сохранность денег
  • Применительно к системам электронного взаимодействия это означает контроль над правами на объект и сохранность ресурсов
  • Утрата любого свойства безопасности означает потерю доверия к сервису безопасности


Что подрывает доверие к сервисам безопасности ?

На бытовом уровне

  • Информация о хищениях денег и собственности, зачастую излагаемая гипертрофировано
  • Запуганность людей непонятными для них, а значит, неконтролируемыми угрозами (кибератаками, хакерами, вирусами и т.д.)
  • Некачественная работа предоставленного сервиса,(отказы, ошибки, неточная информация, утрата информации)
  • Недостаточно надежная аутентификация личности
  • Факты мошенничества, с которыми сталкиваются люди или слышали о них

На правовом уровне

  • Утрата аутентичности данных
  • Утрата легитимности сервиса безопасности по формальному признаку (окончание срока действия сертификата, аттестата на объект, лицензии на вид деятельности, окончание поддержки)
  • Сбои в работе СКД –СУД, нарушение конфиденциальности
  • Слабый уровень доверия к сервису аутентификации
  • Сбои и недостатки в работе систем защиты, дающие возможность оспорить легитимность совершаемых операций


Построение любой компьютерной сети начинается с установки рабочих станций, следовательно подсистема информационной безопасности начинается с защиты этих объектов.

Здесь возможны:

На базе перечисленных средств защиты информации строится первый уровень подсистем информационной безопасности в автоматизированных системах. На втором этапе развития системы отдельные рабочие станции объединяют в локальные сети, устанавливают выделенные сервера и организуют выход из локальной сети в интернет.

На данном этапе используются средства защиты информации второго уровня — уровня защиты локальной сети:

При объединении локальных сетей в общий интранет с использованием в качестве коммуникационной среды публичных сетей (в том числе, интернета) безопасность обмена информацией обеспечивается применением технологии VPN, которая составляет основу третьего уровня информационной безопасности.

Читать статью "ИБ: средства защиты" '''

Физические способы обеспечения информационной безопасности

Физические меры защиты — это разного рода механические, электро- и электронно-механические устройства и сооружения, специально предназначенные для создания физических препятствий на возможных путях проникновения и доступа потенциальных нарушителей к компонентам информационной системы и охраняемой информации. В перечень физических способов защиты информации входят:

  • организация пропускного режима;
  • организация учёта, хранения, использования и уничтожения документов и носителей с конфиденциальной информацией;
  • распределение реквизитов разграничения доступа;
  • организация скрытого контроля за деятельностью пользователей и обслуживающего персонала информационной системы;
  • мероприятия, осуществляемые при проектировании, разработке, ремонте и модификациях аппаратного и программного обеспечения.

Когда физические и технические способы недоступны, применяются административные меры обеспечния информационной безопасности. Опыт функционирования организаций со сложной организацией информационной системы показал, что наилучшие результаты в достижении информационной безопасности достигаются при использовании системного подхода.

Почему в СМБ риски в сфере ИБ высоки

Многие руководители малого бизнеса недооценивают важность информационной безопасности, полагая, что небольшие компании не так интересны хакерам, как крупные. Это заблуждение. Малый бизнес как раз весьма привлекателен для интернет-мошенников. В первую очередь тем, что не слишком озабочен информационной безопасностью.

Не на всяком малом предприятии в штате есть специалист по информационным технологиям, зато часто встречаются нелегальное программное обеспечение, «левый» антивирус. Данные могут храниться в общедоступных папках, ключи от системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) – в ящике стола руководителя. Повышает риск утечки корпоративной информации и использование в работе смартфонов и планшетов.

Как показывает анализ возникающих инцидентов, злоумышленники, как правило, не охотятся на какую-то конкретную компанию, «натравливая» вирусы на всех, кто попадется под руку.

«И те, кто защищен меньше или не защищен совсем, становятся первыми «жертвами» хакеров, которые, проникая в информационную сеть компании, похищают секретные ключи, данные об операциях или клиентах», – отмечает Олег Илюхин, директор департамента информационных технологий «СДМ-Банка».

Правила безопасности

Есть несколько обязательных правил информационной безопасности, которые соблюдать просто необходимо (2014 г.).

Заслон от вирусов и спама

Заслон для вирусов и спама. Самую большую угрозу безопасности компании, по данным экспертов, представляет вредоносное ПО. На август 2014 года ежедневно появляется около 200 тыс. новых его образцов. По данным участников ИБ-рынка, в 2013 году 95% российских компаний по меньшей мере один раз подверглись хакерской атаке. Не менее серьезной угрозой является утечка в результате незащищенного обмена корпоративной информацией через мобильные устройства сотрудников.

Чтобы не допустить возникновения этих угроз, необходимо отказаться от «левого» софта, установить файрвол и современный антивирус, регулярно обновлять его.

Компьютер для ДБО использовать только для ДБО

Компьютер, на котором установлено ДБО, необходимо отключить от локальных сетей. Выходить в интернет с него, кроме как для связи с банком, нельзя.

Не пользоваться соцсетями и открытым Wi-Fi с рабочих компьютеров

Если в работе или для хранения информации используются смартфоны и планшетные компьютеры, не надо выходить с них в социальные сети и пользоваться общедоступным Wi-Fi[1].

Ключи и пароли держать под замком

Часто руководители СМБ сами дают карты в руки мошенникам, держа ключи от ДБО и электронной подписи в доступном месте.

«Более того, некоторые нерадивые сотрудники компании вообще не вынимают usb-флэшку с ключом от ДБО из компьютера. В случае, если хакер получит контроль над компьютером, это приведет к краже всех секретных ключей и использованию системы ДБО мошенником от имени организации», – предупреждает Олег Илюхин, директор департамента информационных технологий «СДМ-Банка».

Эти сведения необходимо хранить в сейфе или другом надежном месте, доступ посторонних к ним должен быть запрещен.

Корпоративные данные должны храниться на удаленном сервере

Коммерческие и персональные данные лучше всего доверить облачным сервисам. Это безопаснее, чем в папке на столе или компьютере, на флешке или съемном диске. Данные в дата-центрах хранятся в зашифрованном виде, и добраться до них можно только с помощью электронных ключей и цифровой подписи.

Разграничить доступ к данным между сотрудниками

Важно также предупредить и внутренние угрозы – умышленные или случайные нарушения политики информационной безопасности сотрудниками компании. Эти риски можно минимизировать, установив доступ к корпоративной информации в зависимости от уровня полномочий сотрудников. Например, менеджер по продажам располагает сведениями только о своих клиентах, а полная база и вся история продаж будет доступна только начальнику отдела продаж. Главный бухгалтер должен иметь доступ только к бухгалтерской отчетности, а управленческая отчетность будет доступна только гендиректору. Конечно, в маленькой компании добиться полного обособления функций сложно, но попытаться разграничить потоки информации между сотрудниками все-таки необходимо. Все это также снизит вероятность утечки данных.

Смотрите также

Контроль и блокировки сайтов

Анонимность

Критическая инфраструктура

Импортозамещение


Информационная безопасность и киберпреступность

* Регулирование интернета в Казахстане, KZ-CERT




Ссылки