Андрей Бурин, ФОРС: цифровизация госсектора движется в направлении суперсервисов и комплексных платформ
Руководитель департамента по работе с госсектором компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС) Андрей Бурин в интервью TAdviser рассказал об особенностях развития ИТ в федеральных и региональных органах власти, оценил перспективы платформы «Гостех», а также поделился секретами мотивации ИТ-специалистов в новой реальности.
Оцените, пожалуйста, темпы развития цифровизации в госсекторе за 2020-2021 годы. Какие главные достижения можно отметить
Андрей Бурин: Многие сферы экономики очень болезненно переживают пандемию, при этом отдельные отрасли в новых условиях, напротив, получили хороший импульс к развитию. Направление ИТ оказалось среди выигравших.
В 2020 году многие люди научились работать удаленно, успешно освоив дистанционные коммуникации. Общаясь с заказчиками из госсектора, мы видели, что с первых месяцев пандемии многие из них сосредоточились на оказании максимально полного пакета услуг в дистанционном формате. Получить различные сервисы и госуслуги в России стало проще, их предоставление ускорилось – думаю, многие люди ощутили это на себе. Яркий пример – реализация механизма различных социальных выплат через портал Госуслуг: сделав буквально пару кликов, семьи с детьми и другие категории граждан могут оформить адресную поддержку от государства. Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
В последние два года были сделаны реальные шаги к внедрению таких федеральных информационных систем, как Государственная единая облачная платформа (ГЕОП, «Гособлако») и Национальная система управления данными (НСУД). Соответствующие пилотные проекты были запущены как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. В последнее время у всех на слуху развитие сервисов на Единой цифровой платформе «Гостех».
Также хотелось бы отметить, что Минцифры, Правительство РФ и профильные федеральные органы исполнительной власти активно подкрепляют инициативы по информатизации целым комплексом законодательных мер. Разрабатываются постановления Правительства, утверждаются положения о государственных информационных системах, это подкрепляется проектами соответствующих нормативно-правовых актов, которые не только будут регулировать пилотные проекты, но и определят перспективные правила тиражирования систем.
Нельзя не упомянуть о том, что в 2020-2021 гг. усилился вектор на импортозамещение. Реализуется все больше инициатив не только по развитию отечественных программных продуктов на базе свободного ПО, но и по созданию российских аппаратных решений.
Отмечает ли ваша компания какие-либо характерные особенности в развитии электронных правительств в субъектах РФ? Как новые законодательные инициативы влияют на развитие ИТ в регионах? Какие проблемы там существуют?
Андрей Бурин: Наша компания плотно занимается направлением электронных правительств уже более 10 лет. Мы видим, что многое в проектах в регионах по-прежнему зависит от воли и настойчивости людей, принимающих подобные решения. Отмечу, что в 2021 г. всем субъектам федерации было поручено разработать проекты комплексной цифровой трансформации по всем направлениям деятельности, включая государственные и муниципальные услуги. В ближайшее время во многих регионах можно ожидать выделения дополнительного финансирования на реализацию ИТ-инициатив, но не будем забывать, что многие из них также дополнительно субсидируются со стороны Минцифры.
В направлении госуслуг основной тренд связан с ростом централизации и типизации сервисов. Успешно работающие порталы госуслуг сегодня уже есть в большинстве субъектов – как правило, это те регионы, которые много лет занимаются развитием инфраструктуры электронного правительства. Однако за последние пару лет существенное развитие получил и Единый портал госуслуг. Одним из драйверов для этого стала концепция суперсервисов, то есть реализация проактивных госуслуг, связанных с различными жизненными ситуациями граждан.
В свою очередь, федеральные и региональные информационные системы всё чаще используют сервисы ЕСИА, и не за горами применение биометрии при идентификации и авторизации пользователей.
Надо упомянуть и то, что многие регионы стали пилотными субъектами по реализации целого ряда государственных инициатив – от суперсервисов до внедрения компонентов отдельных информационных систем федерального уровня.
Понятно, что не все в плане цифовизации субъектов РФ идет гладко. Есть регионы-доноры, у которых, как правило, высокая ресурсоемкость и большой опыт информатизации, а есть дотационные субъекты, которые могут испытывать нехватку ресурсов на пути цифровизации. Но есть субъекты РФ с весьма скромными бюджетами, при этом занимающие активную позицию с точки зрения развития ИТ. В частности, такие субъекты используют субсидии, распределяемые по линии Минцифры. Если правительство региона заинтересовано в цифровизации и его инициативы перекликаются с федеральными проектами, то власти субъекта, как правило, могут получить финансирование.
Естественно, во всех регионах есть проблема дефицита кадров, но она отнюдь не нова. В пандемию дефицит квалифицированных ИТ-специалистов лишь усугубился. Нехватку таких кадров испытывают как коммерческие компании, так и органы власти. Но есть определенные инициативы, которые позволяют существенно сгладить эту проблему. Например, в Туле работает государственное автономное учреждение «Центр информационных технологий» (ГАУ ТО ЦИТ), которое довольно успешно консолидирует региональные ИТ-ресурсы и компетенции. При взаимодействии с данным Учреждением наша компания внедрила ряд информационных систем и помогает их развивать. При этом заказчик в значительной степени самостоятельно осуществляет техническую поддержку на первой и второй линиях.
Расскажите об опыте компании ФОРС по развитию региональных правительств.
Андрей Бурин: В части развития электронного правительства мы много лет сотрудничаем с правительством Тульской области. В их региональный сегмент электронного правительства входит региональный портал, типовая система исполнения регламентов и региональная интеграционная шина. Также, единая интеграционная система успешно эксплуатируется в ХМАО, а в настоящее время, имея богатый технологический опыт не только на региональном, но и на федеральном уровнях, мы завершаем проектирование и прототипирование инструментов для формирования региональных витрин данных для их перспективного использования в контуре НСУД, которые в скором времени сможем предложить нашим заказчикам.
Каковы ваши ожидания от внедрения платформы «Гостех» и перехода на закупки решений через «Госмаркет»?
Андрей Бурин: С платформой «Гостех» связано довольно много ожиданий. Согласно официальной информации, которая есть на сегодня в виде концепции, презентаций и отдельных фрагментов публичной документации, целью создания платформы является стандартизация единых организационных и технических требований к цифровизации. В перспективе предполагается создать некую стандартизированную среду разработки и эксплуатации прикладного ПО. То есть государство выводит единый инструмент, желая навести порядок в области цифровизации. Все-таки на протяжении долгого времени разные субъекты, исходя из собственного понимания, а иногда исходя из своих финансовых возможностей, использовали разрозненные технологические решения и продукты. В рамках платформы «Гостех» предполагается систематизировать и стандартизировать требования к среде разработки, использованию сервисов информационной безопасности, резервного копирования, единых принципов эксплуатации и т.д.
Что касается «Госмаркета», который должен выступить витриной «Гостеха», то оценить его перспективы достаточно сложно, поскольку пока неясно, как его работа будет соотноситься с действующими нормативно-правовыми актами в области госзакупок. Минцифры недавно сообщило, что в начале 2022 г. планируется представить план развития «Госмаркета» как некоего маркетплейса готовых продуктов и решений. Пока можно сказать, что «Госмаркет» способен стать эффективной площадкой для продвижения неких готовых решений, и ее создание позволит упростить для заказчиков процессы подбора, закупки и эксплуатации таких решений на основе стандартизованной среды «Гостеха».
Почему госсектору сейчас важно иметь не отдельные решения, а комплексные цифровые платформы? Что в этом отношении ФОРС может предложить рынку?
Андрей Бурин: Фактически создание «Гостеха» – это яркий пример реализации такой комплексной платформы. Также напомню, что единые платформы планируется создать и на региональном уровне. На самом деле путь от решения задач с помощью разрозненных систем к созданию комплексной платформы вполне естественный. Практически все заказчики понимают, что мир стал намного быстрее меняться. Поэтому появились гибкие методологии типа Agile и Scrum, с помощью которых можно реализовать многие инициативы в сжатые сроки. Для оперативного вывода новых сервисов и госуслуг также необходимы гибкие среды разработки, а также стандартизованные процессы эксплуатации и технической поддержки. Чтобы добиться решения этих задач, важно использовать не разрозненные решения, а комплексную многоуровневую среду, начиная от поддержки аппаратного обеспечения и заканчивая прикладным ПО. Естественно, здесь нужны комплексные требования к SLA, сопровождению и технической поддержке.
ФОРС как компания с 30-летним опытом работы пережила все этапы становления ИТ в России – от автоматизации к информатизации, от информатизации к цифровизации. В результате эволюционного развития мы тоже пришли к созданию комплексных платформ, которые включают в себя отлаженные среды проектирования, разработки и комплексные сервисы информационной безопасности, мониторинга и эксплуатации.
Также, мы стараемся учитывать и общие тренды на повышение объема использования в вычислительной инфраструктуре отечественной микроэлектроники, поэтому наша команда участвовала в реализации проекта совместно с МЦСТ – производителем процессоров «Эльбрус». В результате был сформирован программно-аппаратный комплекс на основе СУБД Postgres Professional и специализированного ПО, разработанного командой ФОРС Телеком для реализации многофункциональной среды разработки веб-приложений на платформе Эльбрус.
Длительный опыт работы с заказчиками позволил нам разработать и комплексные отраслевые решения – как для федеральных структур, так и для региональных органов власти. Можно отметить Цифровую платформу «Городское хозяйство», которая развивается на базе нашего продукта АИС «Рекорд» для управления дорожным хозяйством. Внедрение платформы позволяет создать эффективную систему планирования и контроля работ по обслуживанию городской инфраструктуры – начиная от объектов дорожного хозяйства и заканчивая дворовыми территориями.
Также выделю платформу SmartSport. Она предназначена для управления спортивной организацией и автоматизации тренировочного процесса. Ряд спортивных клубов уже используют её в своей работе, а отдельные ее алгоритмы и технологии успешно эксплуатируются в ряде регионов.
Кроме того, вот уже более 10 лет группа компаний ФОРС развивает комплекс систем в области цифровой медицины. У нас есть собственная телемедицинская платформа, решение по реабилитации. Также в настоящее время в ряде отечественных и зарубежных клиник проводится пилотирование системы для прогнозирования состояния здоровья на основе предиктивных моделей, с помощью которых можно анализировать данные медицинских исследований, эффективность ранее применяемых методик лечения в разрезе клинических случаев и групп пациентов и принимать оперативные решения по оптимизации процессов оказания медицинской помощи.
Эти платформы мы предоставляем как готовые отраслевые цифровые решения с комплексом услуг технологического консалтинга, стандартной или расширенной технической поддержки. Всё это в совокупности позволяет создать единую интегрированную среду для решения самого широкого спектра задач - от отдельных суперсервисов на федеральном уровне до управления деятельностью региональных, городских служб и муниципальных предприятий.
Однако мы не стоим на месте и следующим закономерным этапом развития наших решений стали реализованные в них механизмы и технологии работы с большими данными и машинного обучения, что уже активно применяется нами в области цифровизации здравоохранения и спорта.
Какие наиболее яркие проекты за последнее время вы могли бы отметить?
Андрей Бурин:Масштабные проекты у нас идут в Федеральной налоговой службе, где мы сотрудничаем по таким направлениям, как автоматизация процессов документальной прослеживаемости товаров и создание отдельных компонентов системы управления рисками в части налогообложения. Подчеркну, что понятие «прослеживаемость» связано не с маркировкой, а с документальным мониторингом партий товара на всех этапах реализации, что позволяет государству убедиться в легальности происхождения той или иной продукции.
Ряд интересных проектов находятся в реализации в Министерстве сельского хозяйства. Они нацелены на цифровизацию процессов и разработку сервисов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Также в этом году мы начали в Минсельхозе создание системы прослеживаемости движения зерна. Можно отметить и нашу совместную работу с Россельхознадзором в области создания сервисов по мониторингу ветеринарных лекарственных препаратов. Выше уже говорилось, что мы одинаково успешно работаем как с федеральными органами власти, так и с заказчиками в регионах. Так, в ХМАО продолжается развитие информационно-аналитической системы для подготовки спортивного резерва, идут проекты в Тульской области и республике Башкортостан, где мы поддерживаем и развиваем систему контроля и планирования работ в области дорожного хозяйства и городской инфраструктуры.
Какие изменения произошли в компании ФОРС в связи с активизацией процесса импортозамещения? Какие компетенции и сервисы вам удалось развить в последнее время?
Андрей Бурин: Здесь хотелось бы отметить, что, наверное, к абсолютному импортозамещению стремиться не надо. На мой взгляд, оно необходимо там, где для этого есть экономическое обоснование. Говоря об импортозамещении ПО, можно выделить системы управления базами данных, прикладные, операционные системы и другие базовые сегменты, где отечественные продукты на основе открытого кода применяются уже достаточно широко. В то же время мы прекрасно понимаем, что в сфере микроэлектроники до полного импортозамещения еще далеко, но, по крайней мере, процессы сборки и производства отдельных элементов постепенно локализуются.
Если обращаться к опыту нашей компании, то в последние 5-7 лет заказная разработка и продукты, которые мы предлагаем на рынке, полностью переведены либо на отечественное программное обеспечение, либо на свободно распространяемый софт от независимых международных консорциумов. При этом по всем продуктам гарантируется как стандартная, так и расширенная техническая поддержка. У компании ФОРС уже есть ряд проектов, где вновь разработанные системы полностью адаптированы к работе с отечественными микроэлектронными решениями. Таким образом, наша компания уверенно движется в тренде рынка и обладает всеми необходимыми компетенциями по импортозамещению. Когда мы внедряем системы на основе Open Source, наши специалисты полностью отвечают за техническую поддержку соответствующих решений.
Мы уже коснулись темы дефицита ИТ-специалистов во всех сферах. Что предпринимает ваша компания для смягчения кадрового голода?
Андрей Бурин: Проблема дефицита кадров не нова, она так или иначе касается всех участников рынка и вряд ли будет решена в обозримом будущем. Со своей стороны, мы предпринимаем ряд действий, направленных на то, чтобы кадровый голод не влиял на решение бизнес-задач.
Во-первых, мы расширяем зону поиска кандидатов. Пандемия привела к переводу многих HR-процессов на дистанционный формат, и это позволяет расширять подбор кандидатов в регионах.
Во-вторых, мы используем больше площадок для привлечения кадров. В последнее время департамент по управлению персоналом активно использует платформу умного поиска кандидатов.
В-третьих, мы расширили работу со студентами, развиваем институт наставничества в компании и стараемся растить нужных специалистов «под себя». Кстати, подобная стратегия характерна для многих ведущих ИТ-компаний.
Также у нас работает корпоративная программа «Приведи друга»: после того, как кандидат успешно проходит испытательный срок, рекомендовавший его сотрудник получает премию. Кроме того, мы регулярно занимаемся подготовкой и повышением квалификации специалистов. В структуру группы компаний ФОРС входит авторизованный Учебный центр, на базе которого в 2022 году мы планируем запустить дополнительные программы подготовки по самым востребованным ИТ-специальностям. И это одна из главных задач Учебного центра – обучение специалистов под конкретные проекты.
В компании мы придерживаемся принципа ротации кадров, чтобы сотрудники могли непрерывно развиваться. Есть примеры, когда люди в компании кардинально меняли сферу деятельности – например, Java-разработчик становился специалистом по работе с данными (Data Science) и др. Мы думаем, очень важно, чтобы все члены нашей команды имели возможность профессионального роста и самореализации в принципиально новых для себя областях.
Важный элемент работы с персоналом – своевременное повышение мотивационной составляющей. Когда мы понимаем, что специалист достиг определенного уровня и успешно решил поставленные перед ним задачи, компания старается всесторонне мотивировать такого сотрудника на достижение новых рубежей.
Ну а главная ценность – это тот самый неуловимый дух компании, атмосфера поддержки, взаимовыручки и доброжелательности. И здесь, конечно, многое зависит от руководителей подразделений – от того, как они выстраивают работу, как взаимодействуют с сотрудниками. В пандемию немало сотрудников оказались в сложных жизненных ситуациях, и компания старалась делать всё, чтобы их поддержать.
Ваш прогноз: в сторону каких решений будет двигаться информатизация госсектора в 2022 году?
Андрей Бурин: Полагаем, она будет двигаться в сторону комплексных цифровых платформ на основе отечественного или свободно-распространяемого ПО. Тренд на создание суперсервисов и проактивное предоставление услуг со стороны государства будет только усиливаться. Также получат развитие современные стандартизованные среды разработки и эксплуатации систем. Воплощением этой идеи на практике станет платформа «Гостех», но это только начало. Рынок все больше будет погружаться в облачные технологии и цифру. Шире будут применяться возможности искусственного интеллекта, больше внимания будет уделяться многократному использованию больших данных, генерируемых на разных уровнях, а также виртуализации и технологиям машинного обучения.