2025/01/11 12:26:16

Технологические аспекты развития российских WMS-систем к началу 2025 года


Статья входит в обзор TAdviser "Системы управления складом (WMS)".

Содержание

Технологические тренды

Внешние для отрасли факторы оказывают влияние на развитие технологий в интересах эффективности бизнеса.

Вследствие того, что в 2024 году ярко проявилась кадровая проблематика, более отчетливо вырисовываются и технологические тенденции, направленные на увеличение производительности труда, повышение эффективности складских процессов и операций, организацию цифрового взаимодействия в смежных звеньях цепочки поставок.

Как рассказал Александр Усов, генеральный директор компании «АНТ Технолоджис», компенсации недостатка рабочих рук отчасти способствует реинжиниринг текущих операций на складе и применение методов увеличения производительности труда за счет совершенствования настроек программы управления складом. Большое количество запросов идет на внедрение процесса мультипикинга, при котором отбор осуществляется волнами с сортировкой по 18-36 заказов. Такие настройки позволяют достичь производительности на сборке заказа по складскому мезонину на уровне 280-300 строк в час.

«
Это близко к скорости работы конвейера, но кратно дешевле и не требует существенных инвестиций, — подчеркнул эксперт.
»

Применение мультимедийных возможностей при выполнении складских операций (например, фотофиксация с ТСД фактов брака, погрузки, разгрузки) позволяет устранить необходимость приостановки складской операции до прибытия уполномоченного лица, наладить непрерывность процесса и повысить достоверность, уровень сервиса и качество взаимодействия с клиентами, снизить объем и затраты на претензионную работу.Михаил Белошапка, «Далее»: Тенденция укрупнения IT-рынка продолжится 5.2 т

Цифровые платформы взаимодействия складского и транспортного звеньев цепочки поставок приносят выгоду и складу и транспорту. Современные системы управления временными слотами для погрузки или разгрузки транспортных средств позволяют не только сбалансировать нагрузку на складские ресурсы, убрать авралы и неравномерность нагрузки, но и устранить понятие «живых очередей» и простоев транспорта, сокращая транспортные затраты и издержки.

Специалисты компании «АНТ Технолоджис» полагают, что в перспективе будет интересно развитие машинного зрения и ИИ. Спектр складских задач, где можно найти применение этим инструментам, достаточно широк, начиная с учета и контроля марок «Честного знака» при упаковке продукции на складе, и заканчивая функциями контроля на операциях погрузки или при управлении движением транспортных средств во дворе предприятия. Развитие этих технологий может снизить инвестиционный порог их применения.

В условиях дефицита персонала на складах бизнес все чаще смотрит в сторону роботизации, подбирая автоматизированные решения, которые бы могли взять на себя полностью или частично функции, ранее выполняемые работниками, рассказал Дмитрий Рыбаков, генеральный директор компании Consid. Он отметил, что дополнительным направлением является выстраивание собственной технологической экосистемы для ускорения процессов обмена данными. Это касается как внутренней среды, так и взаимодействия с внешними партнерами и их системами.

Проекты автоматизированных складов стоят десятки и сотни миллионов рублей, поэтому в приоритете у заказчиков остаются автоматизация и оптимизация процессов с быстрой окупаемостью, на которые раньше смотрели сквозь пальцы, поделился Константин Гладков, генеральный директор компании «Топлог». По словам эксперта, сегодня заметен рост запросов на просчет интеграции WMS с такими технологиями, как шаттлы, сортировочные решения с AGV, популярны и другие автоматизированные устройства, включая мобильных роботов. Также есть интерес к теме имитационного моделирования. Обсуждается применение генеративного ИИ в аналитических инструментах, но этот процесс пока находится на уровне дискуссий и не является реальной потребностью бизнеса.

Напротив, Владимир Лыков, коммерческий директор компании ЕМЕ, считает, что использование AI превратилось из модной игрушки в реальное конкурентное преимущество. WMS-системы получили новые возможности прогнозирования по нагрузке на склад и производство с относительно коротким горизонтом планирования, недоступные в предшествующем технологическом стеке. В 2024 году цифровые двойники для оценки эффекта предполагаемых изменений уже позволяют наименее затратно проверять гипотезы, а вычисления In-memory кратно увеличивают скорость.

Артем Долгих, директор по развитию бизнеса компании AXELOT, указал на общемировую тенденцию по переходу на микросервисы и композитные архитектуры. В части логистики это означает переход на специализированное ПО для предметных областей (TMS, WMS, YMS, специальный софт для решения оптимизационных задач). В контексте автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности предприятия речь идет о том, что ERP из тяжеловесного гиганта, отвечающего за все сферы деятельности, постепенно переквалифицируются в ПО, предназначенное для управленческого учета. При этом операционный уровень отдается независимым компонентам. Эксперт выразил уверенность, что данный тренд не просто затрагивает декомпозицию управления цепями поставок и разработки отдельного набора компонентов.

«
Разработка компонент должна вестись с соблюдением платформенных принципов: все мы должны жить в едином понятийном пространстве, одинаково оценивать декомпозицию бизнес-процессов, не допускать дублирования и различной трактовки данных, а также продолжать взаимодействовать друг с другом в режиме онлайн. Причем это такой проактивный онлайн, когда бизнес-процесс из одной компоненты может в режиме «push» стартовать процесс в другой компоненте и наоборот, — поделился опытом эксперт.
»

Специалисты AXELOT выделяют четыре главных тренда в мировой практике: разработку специализированных решений для каждой конкретной области, богатую параметризацию, соответствующую тому или иному мировому стандарту, развитые возможности интеграции с разными сервисами и оборудованием, которые позволяют легко встраивать продукт в любой ИТ-ландшафт, комплексность подхода, когда инструментарий для управления всей цепочкой поставок находится в одном многокомпонентном интегрированном решении «из коробки».

«
Наиболее перспективные направления, которые учитывают вендоры — это современные технологические стеки, искусственный интеллект, автоматизация процессов CI/CD, а также формирование современного UI — простого и дружелюбного интерфейса, — прокомментировала вопрос о развитии передовых ИТ-продуктов класса WMS Анна Корчминская, управляющий партнер, член совета директоров ГК «КОРУС Консалтинг».
»

Направление роботизации

Высокий спрос на роботизацию — один из самых заметных трендов в складской логистике в 2024 году, продиктованный в первую очередь дефицитом кадров. Когда найм новых сотрудников и содержание штата обходятся компании слишком дорого, возникает естественное желание сократить издержки за счет использования роботов-погрузчиков вместо живой рабочей силы. Однако на практике бизнес сталкивается с большим количеством сдерживающих факторов, рассказал Илья Рубинчик, заместитель генерального директора «СОЛВО» по автоматизации WMS. По словам эксперта, роботы обычно успешно справляются с транспортировкой и погрузкой легких товаров, например, медикаментов или одежды, но вот перевозка жидкостей в тяжелой таре уже им не под силу.

«
Роботы-штабелеры, давно представленные на рынке, работают очень медленно и используются преимущественно для крупногабаритных грузов. Некоторые роботы могут взаимодействовать только с одним видом грузов – например, только с паллетами, и таких ограничений может быть бесконечно много, — прокомментировал эксперт.
»

Он считает, что на возможность применения роботов влияет подготовка склада: качество полов и ровность установки стеллажей, интеграция с другим оборудованием для складской логистики и WMS для полноценной работы. Иными словами, роботов сложно встроить в существующую инфраструктуру бизнеса. В связи с этим потребность в роботизации породила отдельное направление в развитии рынка системной интеграции и консалтинга.

Константин Гладков считает, что вопросы технической и технологической готовности к роботизации становятся все более актуальными. Количество пожилых людей в России увеличится до 25% к 2030 году. Специальные меры поддержки, в первую очередь промышленных роботов, сформированы и являются приоритетными для Минпромторга. Это обязательно отразится на логистике, уверен эксперт.

«
Также активно, мы видим по выставкам, на российский рынок выходят роботизированные технологии, разработанные или локализованные в Китае, что делает реализацию проектов более доступной по стоимости и срокам внедрения, — сказал он.
»

«Топлог» с 2019 года работает с системами высокоплотного хранения, автоматизированными сортировочными линиями и полуавтоматическими шаттлами. В будущем специалисты компании ожидают более широкого применения AGV, систем Pick-to-light, автоматических укладчиков на паллеты и других решений.

Наиболее успешными знаками будущей роботизации части операций на складе можно назвать применение дронов для выполнения инвентаризации на складе, считает Александр Усов.

«
Это не просто, требует подготовки со стороны склада, но дает очень хороший результат, — сказал эксперт.
»

WMS-система по-прежнему остается лидером рынка по части управления логикой грузообработки товаров на складах, если не говорить о полностью замкнутых роботизированных системах, работающих полностью под управлением собственной логики и которые пока что проходят тестирование на соответствие складским логистическим требованиям в отдельно стоящих задачах. На это указал Дмитрий Рыбаков.

«
Многие компании озадачены рассмотрением технологий в рамках двух направлений: быстрое перемещение товара внутри складского объекта и перемещение товара на значительные расстояния, если мы говорим об объектах с большими площадями, — рассказал эксперт.
»

По его словам, во втором случае компаниям могут помочь конвейерные линии и сортеры. Остро стоит вопрос высотного хранения при условии работы со штучными изделиями и товаром, хранящемся в упаковках.

«
В 2024 году мы ожидаем еще больший интерес к роботизированным системам и развитию автоматизированных решений в логистике и складской технике, — поделился Владимир Лыков.

»

Интерес к роботизации на рынке WMS высокий, подтвердил Андрей Ермолин, руководитель проектов в компании Yarus WMS. Специалист уверен, что направление будет активно развиваться, и Yarus WMS планирует сделать свой первый проект с роботами уже в 2025 году.

«
Успешные проекты внедрения систем WMS в комплексе с системами RMS (Robotics Management Systems), которые позволяют внедрить в складские процессы роботизированные системы логистики, уже есть, — поделилась Татьяна Канаева, руководитель отдела бизнес-автоматизации ИТ-компании SimbirSoft.
»

По словам специалиста, большинство разработчиков WMS сейчас дорабатывает и внедряет в свои системы функции, позволяющие настраивать взаимодействие системы с роботизированной техникой.

«
Именно роботизация процессов находилась на первом месте в 2024 году, — отметила она. — Можно заметить, как крупные поставщики ПО делают акцент при продаже своих продуктов именно на возможности интеграции с системами управления роботизированной техникой.
»

По словам Татьяны Канаевой, системы RMS, разрабатываемые для «простой» интеграции с WMS, также находятся в состоянии активного роста. Сегодня RMS позволяет покрыть небольшую часть операций склада, но со временем операций станет гораздо больше. Не исключено, что в будущем склады в принципе не будут использовать человеческий труд.

Тренд на роботизацию — это отличная проверка вендоров систем управления складом на корректность заложенных в их продукты архитектур, считает Артем Долгих. Речь идет о способах и принципах взаимодействия с оборудованием. Помимо этого, тренд «проверяет» функциональность систем на готовность как к точечной, так и к комплексной роботизации — когда склад управляется буквально двумя-тремя сотрудниками.

Эксперт напомнил, что AXELOT имеет опыт интеграции роботизированных технологий, который оказался востребованным в сложной ситуации переориентации рынка на поставки из азиатского региона. У компании имеется собственное коробочное решение класса WCS для управления сложным технологическим оборудованием. При этом предложения партнеров из Китая по большинству параметров превосходят оборудование и технологии поставщиков из Европы и США.

«
В ближайшее время мы планируем поделиться с коллегами нашим опытом по реанимации полностью автоматического склада, который был отключен от возможности использовать изначально поставленное вместе с роботами программное обеспечение. Наши инженеры, программисты и архитекторы принимают участие сразу в нескольких проектах по реверс-инжинирингу и переводу роботизированных площадок под управлением наших программных решений, — прокомментировал он.
»

«Товар к человеку»

Есть еще один технологический тренд, связанный с роботизацией. Концепция goods-to-person (GTP) или «товар к человеку» предполагает, что товары на складе автоматически доставляются к сотруднику, который выполняет сборку заказа, вместо того чтобы сотрудник перемещался по складу в поисках необходимых предметов. Это достигается с помощью автономных роботов или конвейерных систем, которые перемещают паллеты, коробки или отдельные товары к рабочим станциям. Такой подход минимизирует время на перемещение сотрудников, увеличивает скорость обработки заказов и снижает вероятность ошибок. Известный пример практического воплощения этой идеи — проект Amazon Robotics, где роботы передвигают стеллажи с товарами к сборщикам заказов.

«
Недавно мы с коллегами ездили в Китай для обмена опытом, и были на экскурсии на абсолютно новом государственном складе, где реализована эта концепция, — рассказал Илья Рубинчик. — Склад спроектирован с учетом требований к помещению: предусмотрены бетонные полы и проходы, в которых может свободно перемещаться оборудование, а также на этапе строительства решен вопрос прокладки сетей и обеспечения связи на всей территории склада.
»

По словам эксперта, переход к модели «товар к человеку» востребован в высокооборотных отраслях: в электронной коммерции, фармацевтике и ритейле, где требуется быстрая обработка большого количества заказов.

«Роевой интеллект»

По сообщению пресс-службы НИУ ВШЭ, на основе анализа более 21 тысячи англоязычных источников за 2020–2024 гг. с помощью системы iFORA сотрудникам Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ удалось выделить тренд на «роевой интеллект». Это особый вид алгоритмов ИИ, который применяется в том числе на складах для управления крупными парками автономных роботов, которым необходимо взаимодействовать друг с другом в реальном времени.

Роботы, работающие в роевой системе, способны коллективно решать задачи, связанные с логистикой и сборкой, без необходимости централизованного управления. Роевой интеллект повышает устойчивость к сбоям, так как роботы могут быстро перенастраиваться в случае выхода из строя одного из них. Опыт индийских предприятий, применяющих роевых роботов Unbox Robotics в складских операциях и логистике, показал, что эффективность процесса сортировки товаров может вырасти на 50–70%, благодаря оптимизации маршрутов с учетом перемещений других роботов.

Оборудование для складской логистики: разворот на Восток

WMS предлагают интеграции с различными типами оборудования, которое используется в складских процессах: от принтеров до конвейерных весов, ТСД и промышленных сканеров. Развитие оборудования влияет на развитие WMS. На сегодняшний день почти все эксперты отмечают ключевую роль производителей складского оборудования из Китая и Южной Кореи.

«
Можно констатировать, что переориентация рынка оборудования в первую очередь на поставщиков из Китая привела к общему уменьшению стоимости проектов и, соответственно, снизила порог входа в автоматизацию складского хозяйства, — считает Артем Долгих.
»

Константин Гладков считает, что на рынке наблюдается активная экспансия китайского оборудования. По его словам, трудности с замещением ушедших брендов были в начале 2023 года, особенно в сегментах беспроводных сетей и оборудования для авто ID. Речь шла о замене отдельных решений, таких как терминалы для установки на погрузчики, что вызывало определенные сложности. По словам эксперта, сегодня рынок стабилизировался: новые поставщики предложили альтернативные решения, которые зачастую не уступают, а иногда и превосходят предшественников.

Александр Усов полагает, что промышленное оборудование от производителей из Китая, Южной Кореи в целом можно использовать для автоматизации тех или иных операций на складах, но их необходимо дорабатывать, ведь раньше рынок был ориентирован на европейские устройства. Новые решения хотя и решают свою основную задачу, тем не менее требуют больше ресурсов при запуске и отладке.

«
Новые решения, пришедшие на вынужденную замену зрелым и проверенным, пока еще сталкиваются с проблематикой роста, — поделился эксперт. — Да, в конечном итоге это все запускается, но требует кратно больше усилий от интегратора.
»

Как рассказала Татьяна Канаева, с появлением интеграций с новыми типами оборудования растет и потребность в функциональности, которую данное оборудование призвано реализовывать. Такое взаимное влияние позволяет совершенствовать технологии с точки зрения процессов и ПО, которое данные процессы удовлетворяет.

Плавный переход на российские и азиатские аналоги проводится компаниями с 2018 года, игроки из Китая и Южной Кореи представлены в России широко. Такое мнение высказал Дмитрий Рыбаков.

«
Они в целом перетянули весь рынок на себя, и недостатка в оборудовании нет, — считает эксперт.
»

Некоторые сложности, по его словам, остаются с Wi-Fi-оборудованием, и тут выбор немного меньше, но уже есть достойные игроки, которые могут предложить надежное решение. Кроме этого, пока никто не отменял параллельный импорт.

По мысли Владимира Лыкова «разворот на Восток» закрепляется с каждым годом, на смену европейским брендам пришли производители из Китая. В 2024 году стали заметно выше требования к качеству оборудования, и сегодня складская техника, поставляемая из России и Китая, не только соответствует мировым стандартам, но во многом выходит на ведущие позиции.

Андрей Ермолин сигнализировал о росте цен на весь спектр оборудования, о том, что ассортимент нельзя назвать замещенным на 100%. По его словам, часть продукции невозможно найти, в частности поставщики не возят ТСД для работы в морозильных камерах, а параллельный импорт не дает прежнего уровня сервиса.

Трудности внедрения

Внедрение систем управления складом всегда неразрывно связано с объединением в рамках одного проекта целого комплекса технологических решений. Это и операционная система, и база данных, и стек, на котором строится мобильное приложение. Важно и то, как организовано Wi-Fi подключение, способы организации бэкапов, выход в интернет. Немаловажен способ обмена данными, а выбор поставщика интеграционного решения — очень ответственный момент.

В условиях отсутствия отечественных систем, у многих поставщиков услуг складской логистики на своих складах были развернуты самописные системы складского учета. В ряде случаев такие системы имели недостатки в общих процессах ведения складских операций и даже не имели регламентов, рассказала Татьяна Канаева.

По ее словам, перед внедрением программных продуктов часто требуется изучать технологические процессы внутри компаний, а также вносить корректировки в соответствии с общепринятыми процессами ведения операций. Отсутствие у работников склада понимания складских операций часто влечет за собой некачественное ведение данных внутри базы, и приведение исходных данных к корректному виду для их переноса в новые WMS становится еще одной задачей интеграторов. К работе в новой WMS нужно готовить сам склад и складское оборудование, но также и персонал склада. В связи с этими трудностями растет и стоимость внедрения таких проектов.

Дмитрий Рыбаков из трудностей назвал необходимость перехода на другие платформы и СУБД, интеграцию с роботизированными решениями, поддержку западных решений.

Владимир Лыков отметил нехватку локальных и облачных серверных мощностей, повышение энергонагрузки. В 2024 году компании уделяют больше внимания кибербезопасности, внедряя высокотехнологичные решения для защиты информации и предотвращения кибератак, растут требования к обеспечению ИБ, требуется использование более безопасных каналов связи, особенно беспроводных.

При внедрении сложных проектов специалисты EME сталкиваются с отсутствием подготовленной команды у заказчика, методологическими и процессными ошибками, отсутствием планирования в компании, непониманием технологии автоматизации, невовлеченностью топ-менеджмента.

Андрей Ермолин, помимо трудностей с оборудованием, назвал вероятность дальнейшего усиления санкций как причину, которая может привести к удорожанию разработки при работе с Open Source.

Артем Долгих указал на тот факт, что на данном этапе наибольшие затруднения связаны с появлением новых типов роботизированного оборудования, вместе с которыми у поставщиков появляются новые программные интерфейсы и новое ПО, обеспечивающее управление и контроль.

Также он упомянул изменения, связанные с пересмотром стратегий при определении уровня страховых запасов. Общая неопределенность в поставках выросла, и это привело к тому, что подавляющее большинство заказчиков перешло к стратегии избыточных запасов, чтобы компенсировать сбои в поставках или резкие скачки курса валют. В том числе этот подход позволяет компенсировать и локальные проблемы банков, через которые проходят платежи. В свою очередь, рост размера страховых запасов приводит к усложнению управления складскими объектами как по простому количественному росту размера запасов, так и по росту количества партий, одномоментно хранящихся на объекте.

Кроме того, переориентация на внутреннего производителя привела к серьезному усложнению логистики производственных предприятий. Требования к WMS-системам, автоматизирующим процессы, например, в агрохолдингах или машиностроении, усложнились: нужно больше оптимизационных алгоритмов, у внедренца должен быть определенный отраслевой опыт, необходимо организовать процессы для новых каналов сбыта.

Инхаус-разработка WMS

Практика инхаус-разработки WMS-решений существует давно, и не является чем-то новаторским. Это программные складские решения, которые изначально росли вместе с бизнесом, рассказал Константин Гладков. По его профессиональному мнению, присущая таким системам высокая степень кастомизации не всегда является стратегическим преимуществом и требует значительных ресурсов.

«
Мы рекомендуем заказчикам начинать развитие WMS с подготовленных базовых позиций, как это было в случае с внедрением TopLog WMS на складах ответственного хранения «Деловых линий», — сказал эксперт.
»

Артем Долгих подтвердил, что закрытие компаниями потребности в управлении складом ИТ-продуктами собственной разработки не является редкостью. Такие кейсы есть практически в каждой отрасли, и в целом они даже почти не зависят от размера бизнеса. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев это тупиковая ветвь развития ИТ-ландшафта, считает эксперт.

Ключевая проблема инхаус-систем связана с тем, что даже самые современные решения практически не развиваются в дальнейшем. При всем желании, продуктовые ритейлеры не являются вендорами, специализирующимися на автоматизации управления цепями поставок. И совсем нередки случаи, когда происходит изменение состава подразделений, ответственных за разработку продуктов.

«
В подавляющем большинстве случаев история in-house решений заканчивается на ситуации, когда поддержкой и развитием продукта заниматься буквально некому, — подытожил эксперт.
»

По словам Андрея Ермолина, разработка in-house — это всегда сложно и дорого. Из продуктового ритейла эксперт назвал кейсы «ВкусВилл», «Магнит».

Дмитрий Рыбаков поделился наблюдением: топ-игроки рынка используют сторонние решения со своим центром компетенций и развивают, поддерживают их самостоятельно. В качестве примера эксперт привел компанию ЭТМ, лидера рынка электротехники. В ритейле актуальны примеры компаний X5, Лемана ПРО (Leroy Merlin), которые развивают собственные продукты, содержат большой штат ИТ-специалистов. Более мелкие игроки пользуются услугами интеграторов для внедрения ПО и технической поддержки.

Инхаус-решения в области WMS сначала выглядят как экономически оправданные в крупных холдингах, а на практике все больше компаний приходит к использованию профессиональных решений, поделился Владимир Лыков. Причин тому множество, но основная — скорость достижения нужного результата.

«
Анализ показывает, что внутренняя разработка WMS-решений занимает в разы больше времени без гарантии результата, или результат не соответствует ожиданиям менеджмента, — подытожил эксперт.
»

Работа с заказчиками

Работа с заказчиком — это неотъемлемая часть процесса разработки тиражных продуктов, поделился Артем Долгих. Дорожные карты развития продуктов формируются как от потребностей проектных команд (которые, пропустив через себя проектные задачи, приносят в отдел развития и разработки клиентские кейсы), так и непосредственно через коммуникацию с директорами по логистике, руководителями складов, аналитиками и менеджерами по ИТ.

Классический каскадный подход остается наиболее проверенной и отлаженной технологией внедрения WMS, который включает детальную проработку технического задания, настройку системы, обучение персонала и пошаговую реализацию, рассказал Константин Гладков. Тем не менее в некоторых проектах, особенно при необходимости быстрых изменений, возможен Agile-подход с упрощенным документированием и более гибким взаимодействием.

Так как система WMS обладает рядом нюансов, вендорам приходится крайне тесно общаться с заказчиками даже по выделенным стандартным процессам приемки или отгрузки, не говоря уже об инвентаризации, управлении роботами или доставкой, отметила Татьяна Канаева. В связи с этим в большинстве случаев клиенты прибегают к технической поддержке вендоров, а не создают отделы технической поддержки внутри компании.

«
В результате тесного сотрудничества выигрывают все: заказчики получают системы, которые действительно решают их задачи, а вендоры — конкурентное преимущество за счет продуктов, идеально адаптированных под потребности конкретных предприятий и рынка в целом, — считает Анна Корчминская.
»

По ее словам, современные WMS-системы должны быть не просто универсальными, а адаптивными, способными учитывать особенности логистики в разных отраслях. И тесное взаимодействие с заказчиками сегодня становится ключевым фактором успеха для вендоров WMS-решений. Лучшие IT-продукты создаются именно в процессе плотной работы с клиентами, когда разработчики не просто предлагают стандартные решения, а учитывают специфику бизнеса, реальные потребности рынка и могут предвосхищать запросы пользователей.

Некоторые компании пересмотрели стратегии, риски и поменяли подходы к взаимодействию «поставщик WMS — Заказчик», поделился Дмитрий Рыбаков. В силу нехватки опытных разработчиков, консультантов и необходимости адаптации решений к новым вызовам (технологическим, в том числе связанным с интеграцией с роботизированными системами) вендорам и заказчикам приходится взаимодействовать более плотно. Если раньше заказчик старался решить задачи своими силами, то сегодня, в силу динамики процессов (сроки реализации проектов сжимаются, а скорость изменений растет), рисков и текущих вызовов, проекты становится возможным реализовать только совместными усилиями.

Технологические особенности систем заказчиков

Константин Гладков рассказал о технологических особенностях в системах заказчиков, которые касаются комбинации традиционных складских процессов с элементами роботизации, многоуровневой интеграции (WCS, ERP и т.п.) и кастомизации под уникальные процессы.

Например, на фулфилмент-складах «Почты России» реализована интеграция с WCS-системой контроля склада, RPS-системой маршрутизации заказов. Настройки системы планируют перемещение товара с линий конвейера (длиной 450 метров) в различные зоны склада в зависимости от весогабаритных характеристик продукции, условий хранения, товарного соседства и прочих факторов.

На распределительных центрах группы компаний AKFA в Узбекистане потребовалось объединить работу WMS c четырьмя разными корпоративными системами.

Автоматизация сети РЦ крупного российского продовольственного дистрибьютора включала детальную настройку обмена данными и тесную работу WMS с ERP, TMS, YMS, системой голосового отбора, весового оборудования, госсистемами маркировки.

По словам эксперта, складские процессы усложняются, и WMS частично берут на себя функции других систем. Заказчики все чаще выражают желание интегрировать WMS с производственными процессами. Так, на складе крупного дистрибьютора экзотических фруктов, ягод и овощей TopLog WMS управляет товародвижением, учитывая качественные свойства товара: пенетрацию, градус BRIX и другие. В зависимости от степени зрелости продукта и пожеланий заказчика к качеству, система отправляет товар в камеру дозревания или на фасовочную линию.

Дмитрий Рыбаков считает, что сегодня большинство систем имеют схожий функционал и отличаются только деталями в процессах, построением архитектуры решения, производительностью. По словам эксперта, это связано с тем, что основные игроки WMS достаточно давно знакомы друг с другом, а иногда и начинали ранее совместный бизнес, рынок складской логистики более-менее сформирован, и на нем представлено большое количество компаний, предлагающих решения на любой вкус.

«
Поэтому нельзя сказать, что сейчас заказчики предлагают какие-то новшества к построению технологических решений, — резюмировал эксперт.
»

По словам Владимира Лыкова, при реализации проектов в разных отраслях вызовы бывают самыми разными: особенности производств, различные нестыковки в системах измерений (от штук и паллет до погонных метров и литров), сроки годности, маркировка и ЕГАИС. Количество же используемых ERP-систем исчисляется десятками. Каждый кейс очень индивидуален, и требует технологического решения при внедрении WMS.

Александр Усов поделился нюансами в кейсе компании «Керама Марацци». Несмотря на то, что на всю номенклатуру рассчитаны нормативные весо-габаритные характеристики (длина, ширина, высота и средний вес единицы продукции), по факту на выходе производственной линии вес продукции мог отличаться от планового при тех же линейных размерах. Такое возможно из-за использования разных партий сырья, которое может иметь отклонения в свойствах. На выходе с производства формируются поддоны с товарами по одной позиции в соответствии со стандартными типами паллетизации, но паллеты продукции разных партий одного и того же товара могут иметь разный вес поддона. Это вызывало перегрузы при погрузке продукции в ж/д вагоны, что угрожало штрафными санкциями. Чтобы исключить подобные риски, руководство компании приняло решение взвешивать всю продукцию, производимую на собственных производственных мощностях. Процесс решили организовать параллельно двумя способами: «ручным» и автоматическим взвешиванием.

Для реализации задачи по автоматическому взвешиванию были переоборудованы производственные линии: секции движущих роликов частично оснастили встроенным весовым оборудованием. На каждой производственной линии был поточный сканер. Секции роликов с весами монтировали сразу за сканерами, напротив аппликаторов, которые печатают паспорта паллетов.

Поддон по роликам движется на выход с производственной линии. По факту считывания и распознавания SSCC проезжающего поддона отправляется запрос на взвешивание весовому оборудованию. Как только поддон полностью заехал на секцию роликов с весами и стабилизировался вес – контроллер отправляет сообщение в WMS о фактическом весе поддона.

Оба варианта учета веса готовой продукции контролируются WMS LVS, поэтому, если поддон уже был взвешен на выходе с производственной линии на рольганговых весах, то при погрузке система уже не направляет водителя погрузчика на платформенные весы. Если отгружается паллета, не прошедшая автоматическое взвешивание, то выдается управляющее задание на взвешивание перед отгрузкой.

Алексей Статенин поделился кейсом реализации проекта WMS-системы для крупной компании с обустроенными складскими помещениями площадью более 2,5 тыс. м². Изначальная система, реализованная у клиента, была самописной. Причем в ней был реализован как складской учет, так и основной учет организации, что приводило к различным проблемам с точки зрения учета продукции и ее движения по складу. Разработчики разделили эти два вида учета и оставили основные виды (управленческий, бухгалтерский и оперативный учет) в одной системе, а складской перевели на WMS — обе системы на базе «». При этом важно было организовать бесшовный и качественный перевод всей организации.

«
Этот опыт позволил определить различные точки взаимодействия между системами и выстроить оптимальную интеграцию, — резюмировал эксперт.
»

Сферы приложения наивысших усилий

Илья Рубинчик рассказал о знаковом событии для «СОЛВО» — выпуске собственной линейки планшетов, которые были разработаны с учетом многолетнего опыта эксплуатации самых разных видов оборудования. Планшеты могут работать как самостоятельно, так и встраиваться в технику. Предусмотрен режим эксплуатации на открытом воздухе, в минусовых температурах, а интеграция с Solvo.WMS доступна «из коробки». Кроме того, за 2024 год компания существенно продвинулась в развитии набора интеграционных шлюзов — коннекторов ко всем распространенным на рынке системам, таким как ERP или MES, и для большинства заказчиков этого набора API будет достаточно, чтобы включить EMS в ИТ-ландшафт.

Дмитрий Рыбаков подчеркнул, что для Consid 2024-й стал годом стабилизации бизнеса: компания успешно завершила запущенные в 2022-м масштабные проекты и в 2024-м занималась совершенствованием процессов круглосуточной технической поддержки для большого количества складов, что стало интересным вызовом, с которым специалисты успешно справляются. Параллельно ведется несколько проектов с компаниями-лидерами в отрасли производства молочной продукции в части внедрения систем управления складом и систем управления производством. В рамках перехода на импортозамещенный технологический стек компания выделила большое количество ресурсов для перевода Consid.WMS на Linux.

«
Это достаточно амбициозный проект, который даст нам возможность дальнейшего развития и расширения пула клиентов, — уверен эксперт.

»

Владимир Лыков перечислил самые запомнившиеся в 2024 году события: завершение разработки новой версии пятого поколения EME.WMS 6.0 с AI и ChatWMS, интеграцию с Postgre, открытие представительства ЕМЕ на Дальнем Востоке. Среди знаковых кейсов специалисты EME отмечают собственный проект международного уровня — выполненную компанией автоматизацию ряда складов снабжения крупнейшего энергохолдинга. Помимо роботов здесь впервые были применены дроны, робособака и даже RFID — технология радиочастотной идентификации, которая, казалось бы, не применима на открытых складах для поиска нужного оборудования.

Андрей Ермолин упомянул о выпуске очередного релиза мобильного клиента Android с новыми функциями (например, в свайп-меню теперь доступна камера). Константин Гладков рассказал о том, что специалисты TopLog сосредоточены на доработке и улучшении ключевых продуктов WMS/YMS/QC, особое внимание уделяется функционалу с учетом запросов рынка, быстродействию и надежности, решению актуальных задач заказчиков.

AXELOT, лидер отраслевого рейтинга TAdviser, стал лидером и по количеству внедрений систем управления транспортом и грузоперевозками за все время. По словам Артема Долгих, число сотрудников компании уже практически достигло 400 человек, а Академия AXELOT может похвастаться успехами инициатив, связанных с трансформацией подходов к высшему образованию. Программные продукты компании включены в образовательный процесс более 20 высших учебных заведений (общее число партнеров компании приближается к полусотне): каждый год более 2000 выпускников логистических специальностей в РФ сразу после выпуска обладают знаниями и навыками работы в самых популярных программных продуктах для автоматизации логистических процессов.

«
Мне кажется, что это знаковый сигнал для отрасли — благодаря Академии AXELOT наши заказчики могут быть уверены в том, что, выбирая нас в партнеры, они не столкнутся нехваткой персонала, — сказал эксперт.
»