Сессия «ИТ на транспорте» (TAdviser SummIT 29 ноября 2017)
В рамках конференции TAdviser SummIT, состоявшейся 29 ноября 2017 года и собравшей в общей сложности более 400 участников, прошла сессия «ИТ на транспорте». В ходе мероприятия представители отрасли и поставщики решений обсудили, на каких задачах сконцентрированы сейчас транспортные компании, какие инновации уже внедряются, а также особенности законодательного регулирования ИТ в транспортной сфере.
Модератор сессии, заместитель главного редактора Наталья Лаврентьева во вступительном докладе осветила ключевые тренды в ИТ на транспорте в России. В их числе - развитие дорожной ИТ-инфраструктуры, создание «умных» транспортных узлов, развитие беспилотного транспорта, мобильных технологий, Big Data, а также появление новых организаций по развитию цифровых технологий на транспорте и стандартизации в этой области.
Заместитель генерального директора группы компаний «Программный Продукт» Тимур Аитов посвятил свой доклад общественному транспорту «умного» города с фокусом на Big Data и персонифицированные коммуникации. В своем докладе он привел данные, что Москва входит в ведущие рейтинги умных городов мира и отметил, что Big Data становится ключевым инструментом для правильного понимания проблемных ситуаций, точного прогнозирования и оптимизации принимаемых решений для транспорта и города в целом.
Докладчик привел ключевые вызовы внедрения технологий Big Data в отрасли. К ним он отнес трудности развертывания крупномасштабных сетей сбора Big Data, проблемы гибкой интеграции потоков данных реального времени, поступающих с сенсоров, мобильных устройств и из соцсетей с cохранением их адекватности. Вызовом представляются также оптимизация и адекватное моделирование систем с учетом целей, состояния, действующих ограничений по проектам и потокам.
Тимур Аитов подробно осветил возможности Big Data для городского транспорта и выделил 5 обязательных этапов R&D-проекта Big Data: это сбор и актуализация данных, формирование профилей пользователей, выстраивание каналов коммуникаций, разработка сценариев обработки данных, построение прогнозных моделей. «Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
Также представитель «Программный Продукт» рассказал о работах R&D, которые выполняла его группа компаний. Так, на примере данных московского Метрополитена «Программный Продукт» выполнила анализ профилей пользователей общественного транспорта Москвы. Также она создала специализированные обработчики событий и потоков BigData, в том числе, для анализа и отработки сбоев в работе общественного транспорта. Для ряда транспортных задач компания предложила инструменты персонифицированных коммуникаций для оповещения и корректировки маршрутов горожан.
Сергей Климаш, директор по информационным технологиям крупного оператора курьерской и экспресс-доставки DPD в России и SPSR Express, выступил с докладом «Новая цифровая логистика: Big Data и управление сроками доставки». В выступлении он затронул вопросы, что такое Big Data, как меняются подходы к разработке систем, использующих эти технологии, и других цифровых решений, а также рассказал о проекте построения модели управления сроками доставки с использованием Big Data в своей компании. В ее создании возникла необходимость при объединении компаний DPD и SPSR Express.
Докладчик отметил, что при проектировании систем нового поколения фундаментальным является вопрос понимания времени: в отличие от многих систем, использующих цикличный временной подход, в системах нового поколения более актуален подход нахождения правильной временной точки и ее применения.
Второй момент – как назвать эти системы. Здесь Сергей Климаш выделил понятие пассионарных цифровых систем, формирующих новое цифровое поколение, меняющих окружающий мир. У таких систем есть особенности, которые DPD в России и SPSR Express применила в своем проекте. В их числе – данные (распределенные, избыточные, потоковые), технологичность, открытость и оркестрация.
Система управления сроками доставки, созданная в компании в соответствии с указанными подходами, умеет не только прогнозировать, но и влияет на операционные процессы, меняя процесс доставки, отметил Сергей Климаш. В этом и заключается ее пассионарность. Система позволяет осуществлять оптимизацию нагрузки логистической сети и прогнозирование ресурсных разрывов, оперативный контроль перевозок. Затрагивает она и финансовую часть, включая себестоимость, выручку, доходность, анализ узких мест и др. Система также позволяет осуществлять комплексное моделирование отказоустойчивости бизнес-процессов.
Система является самобалансирующейся, использует микросервисную архитектуру и базируется на решениях Open Source, а также на продуктах нескольких вендоров, включая SAP, Microsoft и Oracle. По состоянию на конец года она проходит тестирование.
Отдельно Сергей Климаш отметил, что крупные вендоры, такие как Microsoft и Oracle, сейчас переосмысливают свое место в мире: продукты, которые они раньше продавали – заготовки, которые заказчики потом доделывали вместе с партнерами, уходят в прошлое. Системы нового типа – пассионарные, собираются из разных систем и собираются как новый продукт уже внутри организации. Заказчики по сути становятся сами производителями систем.
Исполнительный директор транспортной компании Traft, эксперт рабочей группы Госдумы по законодательному регулированию беспилотного транспорта и больших данных Артур Мурадян, рассказал о современном состоянии интеллектуальных транспортных систем, вызовах и кейсах 2017 года. Он отметил, что сегодня даже самые инновационные транспортные компании продолжают работать с бумажными документами.
На этом фоне главными проблемами логистики в 2017 году он выделил: огромное количество бумажных документов, препятствие автоматизации со стороны водителей и восприятие водителей разработчиками транспортного ПО как «электронного стада».
ПО для грузоперевозок уже умеет облегчать работу водителей, диспетчеризировать заказы, переводить бизнес на электронный документооборот и анализировать массивы данных. Вызовом в 2017–2018 гг. является необходимость дополнить цикл этой автоматизации, отметил Артур Мурадян.
В перспективе стоит возможность убрать посредников не только между грузоотправителем и грузополучателем, но и внутри собственных отделов логистики, поиск свободных окон для погрузки по принципу Airbnb, переход на электронную товарно-транспортную накладную, загрузка и выгрузка с помощью беспилотников.
Касательно электронных товарно-транспортных накладных, Мурадян отметил, что ее через рабочую группу в Госдуме есть попытки законодательно провести. Самая большая сложность здесь – что придется подключать органы ГИБДД, т.к. сейчас без бумажного документа, будучи остановленному ГИБДД, транспортному средству не обойтись.
По части беспилотников, компания Traft сама начала разработку такого транспорта в России, рассказал ее исполнительный директор. Traft сначала пыталась его приобрести у производителей в России, но ей не подошли предлагаемые варианты.
Артур Мурадян отметил, что сейчас существует много законодательных пробелов в сфере беспилотного транспорта. Эксперты компании, попавшие в профильную рабочую группу в Госдуме, на данном этапе продвигают идею приравнивания беспилотного автомобиля средства к ученику, у которого нет прав, но рядом с которым сидит инструктор, и ему можно выезжать на дороги общего пользования. Предполагается, что в машине будет находиться оператор, который будет нести ответственность за такой автомобиль.
Элла Тетерина, выступающая как независимый эксперт, рассказала об использовании ИТ в проектах строительства транспортных сетей на примере крупного проекта в транспортной инфраструктуре Москвы. Она отметила меняющуюся роль ИТ-отделов в строительных компаниях, которые теперь имеют большие полномочия и бюджеты, но при этом в головах сотрудников зачастую изменения происходят медленно, и многие процессы все еще сопровождаются на бумаге, и не все сотрудники в строительной отрасли готовы к новым технологиям.
В проекте, о котором шла речь в выступлении, было задействовано большое число организаций, включая государственные, подрядчиков, а сроки при этом поставлены были короткие. И с точки зрения строительства он был не такой сложный, сложность состояла в увязке всех. Для этого была создана отдельно система календарно-сетевого планирования, где рассчитывались сроки, частично – финансы, и был создан внутренний портал для обмена информацией со всеми субподрядчиками.
Какие-то документы должны оставаться в бумажном виде, но для ускорения и упрощения принятия решений за счет портала была обеспечена возможность работы с электронными документами для всех участников процесса. С порталом был увязан электронный архив документов, были разработаны справочник сотрудников, модули совещаний и отчетности.
В системе, использующейся для координации стройки, реализована также возможность просмотра видео-камер, установленных для наблюдения за строкой. За счет этого в любой момент можно сверить реальное состояние стройки с тем, что отражено в отчетности подрядчика. Благодаря этому подрядчики перестали обманывать заказчика, отметила Элла Тетерина.
Дмитрий Малахов, руководитель отдела программного обеспечения экспедиторской компании экспортных и импортных грузов Modul, рассказал об использовании фотофиксации в деятельности компаний, осуществляющих перевозку и переработку груза. Российские товары покупают, в том числе, такие страны как Индия, Китай, Вьетнам, которые не горят желанием заплатить, отметил докладчик. От них все больше и больше поступает различных претензий по неверным креплениям, неверно выполненной работе и т.д. И, с одной стороны, компании приходится быть клиентоориентированной, а с другой – нельзя удовлетворять все просьбы клиентов, так как это сказывается на марже.
Такие технологии как видео- и фотофиксация, а также GPS-трекеры, которыми сейчас оснащены практически все автомобили, помогают подтверждать обоснованность претензий клиентов, пояснил Малахов. Использование фотоматериалов в Modul видят большим подспорьем в подтверждении или опровержении обоснованности претензий клиентов.
Плюсы этого подхода - можно дать аппарат каждому сотруднику и вести съемку с любого ракурса, получая фото высокого разрешения и приемлемого качества. За счет этого стало возможным выстроить в компании рабочие процессы с максимальным объемом фотофиксации, отметил Дмитрий Малахов.
Важным в этом является организация связи фото с системой учета. Это позволяет связывать фото с операцией, легко искать по базе фото в нужный момент и быстро предоставлять фото клиенту.
В результате введения фотофиксации в компании снизилось число претензий, повысился уровень удовлетворенности клиентов и существенно возросли доходы, получаемые за дополнительные работы, рассказал представитель Modul.
Дмитрий Малахов рассказал и о технических проблемах, возникающих при внедрении фотофиксации в рабочие процессы. Основные из них связаны с организацией хранения фотоматериалов, репликацией и доступом к данным для подразделений, привязкой фото с фотоаппаратов.
Также Малахов, отвечая на вопросы из зала, рассказал, как привязываются фото к бизнес-сущности и как можно доказать, что фото было сделано именно в данный конкретный момент.
По завершении конференции состоялась открытая дискуссия, в которой приняли участие докладчики и участники из зала. В ходе дискуссии были затронуты такие вопросы как законодательные барьеры для более активного внедрения новейших технологий на транспорте и особенности регулирования, актуальность импортозамещения в ИТ в транспортной отрасли, информационная безопасность и другие.
В перерыве и по завершении сессии участники общались в неформальной обстановке.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 29 ноября 2017 года и привлекла более 400 участников. Главные темы мероприятия - ИТ-планы крупнейших компаний и государственных ведомств России на 2018 год, перспективы развития цифровой экономики, ИТ-продуктов и сервисов. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.