Основные статьи:
2021: Рынок обслуживания офисной техники вырос на 153%
2 февраля 2022 года компания Inventive Retail Group сообщила, что проанализировала отечественный рынок сервисного обслуживания корпоративного оборудования. В 2020 году количество заказчиков услуг увеличилось на 70% по сравнению с 2019 годом, в 2021 году – еще на 153%. В 2022 годах эксперты прогнозируют четырёхкратный рост сервисных контрактов на корпоративную мобильную технику.
По информации компании, российский рынок сервисного обслуживания КО еще только формируется. Как правило, после окончания гарантии компании списывали сломанное оборудование, самостоятельно утилизировали или приобретали для сотрудников другое. Начиная с 2018 года, наблюдается рост запросов от корпоративных заказчиков на сервисное обслуживание. В процессе цифровой трансформации компании стали чаще использовать гаджеты в качестве рабочего инструмента. Кроме того, значительно расширился список брендов, устройства которых могли работать в корпоративной среде. Бизнесу оказалось не выгодно самим обслуживать огромные парки разнородной техники. Помимо непосредственно ремонта устройств стали популярны и услуги корпоративного сопровождения – абонентское сервисное обслуживание КО, trade-in и выкуп устаревшего оборудования, страхование устройств.
Наиболее активно за сервисным обслуживанием обращаются ИТ- и телекоммуникационные компании, их доля достигает 25% от общего количества заключенных контрактов. Технологические компании традиционно одни из крупнейших потребителей цифровых девайсов. На втором месте – ритейл и FMCG (19%), которые в период пандемии активно трансформировались, развивая онлайн-продажи. Тройку лидеров замыкает промышленность, их доля в общем количестве контрактов – около 11%. Внедряют модель сервисного обслуживания КО также и представители банков (9%), фарм-индустрии (8%), консалтинговых компаний (8%).Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Чаще всего бизнес приобретает услуги сервисного обслуживания для парка корпоративных ноутбуков. В общем количестве сервисных контрактов их доля достигает 64%. Ноутбуки – это сложные устройства, которые служат долго, смена технологических поколений происходит редко. На втором месте обслуживание смартфонов и планшетов (18% и 16% соответственно). Эти типы устройств только недавно стали восприниматься как эффективный рабочий инструмент. Доля контрактов на сервисное обслуживание ПК не превышает 2%: персональные компьютеры дольше служат, а по истечению срока службы, как правило, списываются.
Услуги сервисного обслуживания КО предоставляют как авторизованные сервисные центры (АСЦ), так и сертифицированные поставщики оборудования. Как правило, крупные АСЦ, хотя и авторизованы многими производителями, но преимущественно заточены под обслуживание физических лиц и зачастую не обладают ресурсами для самостоятельного выхода на рынок B2B. Поэтому развитие сотрудничества крупных авторизованных сервисных центров и сертифицированных поставщиков оборудования является важным драйвером развития рынка корпоративного сервисного обслуживания.
На февраль 2022 года наиболее востребованные услуги включают:
- обслуживание корпоративных устройств разных брендов;
- ремонт любой сложности по всей России;
- установка и обновление ПО;
- замена разбитого стекла/аккумулятора/жесткого диска;
- чистка от влаги и пыли.
За минувшие пять лет, с 2017 год по 2021 год, объем рынка сервисного обслуживания КО вырос в 18 раз. В 2018 году в секторе B2B этот показатель увеличился в 8 раз по сравнению с годом ранее, в 2019 году в сравнении с 2017 годом – уже в 16 раз. В 2020 году последовал спад, обусловленный пандемией и перераспределением бюджета на другие актуальные задачи. В 2021 году рынок сервисного обслуживания КО снова начал расти, тенденция сохранится и в последующие годы.
По данным на февраль 2022 года, ремонт – это одна из наиболее востребованных услуг на рынке. В первый год эксплуатации корпоративными клиентами портится около 15% от общего парка смартфонов и 9% – ноутбуков. Цифры включают в себя как гарантийные случаи, так и поломки, на которые гарантия не распространяется.
Доля сервисного обслуживания в контрактах поставки КО также растет год от года. Если в 2018 году она составляла чуть более 4%, в 2019 году уже увеличилась до 5,2%, по итогам трех первых кварталов 2021 года достигла 7%.
Рост объемов услуг сервисного обслуживания для корпоративных заказчиков будет продолжаться и далее. Основная причина – продолжающийся рост цен на устройства. Причем, цены растут по объективным причинам: из-за COVID-19 сократились объемы производства и увеличились сроки поставки от производителей. Кроме того, влияет дефицит комплектующих. В такой ситуации на рынке заказчики понимают, что быстрее и выгоднее перейти на обслуживание и ремонт уже имеющихся в парке устройств, обратившись к специализированным командам. рассказал Илья Лавренов, вице-президент по корпоративным продажам Inventive Retail Group |