2019/11/06 10:51:19

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Подробнее об источниках финансирования и экономической модели преобразований

Амбициозная программа коренных цифровых преобразований всего электросетевого комплекса РФ оценивается в 1,3 трлн. руб. При этом 75% суммы «Россети» собираются изыскать во внутренних источниках, и лишь 25% - привлечь за счет внешних инвестиций. Как «Россети» рассчитывают это сделать и при этом сдержать обещание не увеличивать сетевую составляющую тарифа для потребителей?

Содержание

Основная статья: Цифровизация в Россетях

По оценкам аналитиков Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), у ПАО «Россети» на данный момент есть три возможных источника финансирования цифровизации электросетевого комплекса:

  • Бюджетные средства. Однако перспективы дополнительных государственных ассигнований осложняются конкуренцией с другими не менее важными направлениями бюджетных расходов.
  • Тарифные доходы. Однако их использование для инвестиций затрудняет действующее ограничение темпов роста цен на электроэнергию на уровне инфляции.
  • Планируемые объемные программы по модернизации тепловой генерации, внедрение генерации на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), строительство новых блоков АЭС и мусоросжигательных заводов.

В таких условиях, по мнению ИПЕМ, приоритетным источником инвестиций в цифровизацию электросетевого комплекса остается привлечение заемных средств. На данный момент закредитованность электросетевых компаний в России, как считают в ИПЕМ, относительно невысока, однако проценты по кредитам будут также включаться в тарифную выручку. В связи с этим в ИПЕМ считают, что необходима модернизация тарифного регулирования, которая обеспечит инвестиционные ресурсы для программы цифровизации электросетевого комплекса без чрезмерного завышения тарифов электросетей. ИПЕМ предлагает внедрить в тарифное регулирование принципы долгосрочности и стимулирования повышения эффективности.

Нетарифные доходы

Стратегия развития «Россетей», проект которой внесен компанией в Минэнерго РФ, предусматривает выход в новые сегменты для увеличения прибыли. К 2030 г. «Россети» хотели бы иметь долю нетарифной выручки на уровне 30% (для сравнения - на 2017 г. она находилась в диапазоне от 5% до 10%). Наряду с обработкой данных, предоставлением сопутствующих услуг, проектами освещения городов, холдингу интересен и сектор распредгенерации.

«Россети» хотят получить право на строительство распределенной генерации мощностью до 25 МВт в изолированных территориях, заявил в интервью «Интерфаксу» и.о. заместителя генерального директора по стратегии госкомпании Егор Прохоров. Право на строительство малой генерации в изолированных территориях позволит «Росетям» оптимизировать инвестпрограмму, подчеркнул он:

«
Первая задача – развивать потенциал компании на базе эффективной модели управления основным бизнесом. Вторая задача – стараться выйти в новые сегменты, потому что выход в новые сегменты позволит увеличить прибыль компании и повысить устойчивость нашего бизнеса в будущем.
»

«
Там, где нет сети, нам надо пройти тайгу и многие километры для того, чтобы подключить деревню. Но это может быть окупаемый проект, если он будет реализован не в виде сетевого строительства, а через генерацию,- поясняет Егор Прохоров.- Если там уже есть газ, например, зачем две линии тянуть? Если получим право на строительство распределенной генерации до 25 МВт на изолированных территориях, то на этом можем очень сильно сократить нашу расходную составляющую.

»

Источник: Концепция цифровизации сетей. ПАО «Россети», август 2018 г.

Регуляторные меры стимулирования стратегии цифровизации 2030

Основной источник финансирования программы цифровизации – средства, которые высвободятся в ходе кардинальной реконструкции нынешней сети ПАО «Россети». При этом холдинг рассчитывает на применение ряда регуляторных мер, которые, по замыслу компании, призваны повысить эффективность стратегии цифровизации.

Речь идет об изменении действующего законодательства или нормативно-правовой базы, которое повысит эффективность реализации концепции цифровивзации и повлияет на целевые ориентиры. В числе таких мер:

  • Установление долгосрочных тарифов. Подразумеваются регуляторные соглашения между региональными органами регулирования и территориальными сетевыми организациями (ТСО). Минэнерго России поддерживает переход отрасли на долгосрочные тарифы, ожидается, что соответствующий законопроект должны принять к концу 2019 г.
  • Сохранение в составе необходимой валовой выручки от экономии операционных затрат, достигнутой в рамках реализации проектов и программ цифровой трансформации на срок не менее их продолжительности.
  • Изменения в тарифообразовании. Например, в зависимости от загрузки мощностей - применение экономически обоснованной оплаты части резервируемой мощности. Для заявителей с максимальной присоединяемой мощностью свыше 670 кВт - применение персонифицированного порядка ценообразования, что подразумевает определение условий присоединения в привязке к будущим объемам потребления.
  • Введение экономически-обоснованной платы за резерв мощности.
  • Совершенствование порядка льготного доступа к энергетической инфраструктуре.
  • Закон по интеллектуальному учету.
  • Создание условий развития для новых видов деятельности, связанных с внедрением цифровых технологий. Ключевым моментом является минимальное регулирование новых видов услуг, законодательное разделение оказания услуг по передаче и технологическому присоединению с указанными видами деятельности.

Источник: «Цифровая трансформация 2030». Доклад П.А. Ливинского, генерального директора компании «Россети», на Совете директоров компании 21.12.18 г.

В июне 2019 г. глава «Россетей» Павел Ливинский во время встречи с премьер–министром России Дмитрием Медведевым обратился к нему с просьбой помочь с принятием ряда законодательных инициатив. Речь идет о четырех предложениях: сокращении льгот по техприсоединению новых мощностей, выравнивании тарифов в магистральном и распределительном звене, введении платы за резерв мощности и переходе на долгосрочное тарифное регулирование. Он попросил дать поручение ускорить выход данных нормативно–правовых актов и законодательных инициатив, подачу их в Федеральное собрание для утверждения в текущем году.

«
Для нас они жизненно важны еще тем, что без увеличения конечного тарифа для потребителя мы не можем остановить нарастающий износ основных фондов. Несмотря на уверенные производственные и финансовые показатели, рекордную прибыль, все равно по состоянию на июнь текущего года... 76% наших активов превысили нормативный срок службы, — отметил глава «Россетей».
»

В конце июля 2019 г. Совет Федерации утвердил поправки в закон об электроэнергетике. Они предусматривают, что с 1 января 2023 года тарифы на услуги по передаче электроэнергии будут устанавливаться минимум на 5 лет. Для сетевых компаний такой подход означает, что полученные доходы от экономии, например за счет снижения потерь, оптимизации работы оборудования, внедрения инноваций и так далее будут оставаться в компании, а не «вырезаться» регуляторами каждый год.

Собственные средства и экономия во имя инвестиций в цифровизацию

«
В рамках нашей концепции предусмотрено, что все новые проекты — инновационные и окупаемые. Ни о каком дополнительном росте тарифов в связи с их реализацией речи не идет. ФАС установила нам повышение тарифа с 1 июля на 3%, в этих параметрах и работаем. Просим только, чтобы те средства, которые нам удалось сэкономить за счет повышения эффективности, остались у компании и были источниками финансирования инновационных программ. Причем на длительный цикл — не менее 10 лет,- описал подходы к финансированию программы цифровизации заместитель генерального директора «Россетей» по экономике Павел Гребцов.
»

«
Правительство РФ поддержало предложение компании: принят федеральный закон № 522 об интеллектуальных системах учета, которым предусмотрено, что сэкономленные за счет установки таких систем средства сохраняются в компании на 10 лет. Это будет наша чистая прибыль,- пояснил Павел Гребцов. Компания рассчитывает, что умные счетчики помогут «Россетям» в борьбе с коммерческими и техническими потерями, включая ликвидацию незаконных присоединений к сетям, а также возможность удаленного ограничения подачи электроэнергии для злостных неплательщиков.

О масштабах планируемых инвестиций и соотношении различных частей можно судить на примере компаний «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье.

»

Их собственные инвестиции в цифровизацию электросетевого хозяйства в первом полугодии 2019 г. составили 1,07 млрд. руб. из общего объема инвестиций в 11,83 млрд. руб. Инвестиции в цифровизацию по итогам всего 2019 г. могут составить 6,3 млрд. руб., а общий объем финансирования инвестпрограмм - 31,36 млрд. руб.Метавселенная ВДНХ 4.6 т

О цифрах возможной экономии рассказал Игорь Маковский, генеральный директор «Россети Центр (МРСК Центра)» в интервью CNews. Потери в сети составляют сегодня примерно 10,6%. Поставлена амбициозная, но реализуемая задача, довести потери до уровня 7%.

«
Отмечу, что снижение потерь — это еще и серьезный ресурс для возврата инвестиций. Сокращение потерь с нынешнего уровня на 1% дает экономический эффект в 1,5 млрд. руб., а сокращение до 7% — 5 млрд. руб. Это даже больше, чем наша прибыль,- комментирует Маковский.
»

Экономический эффект от регуляторных норм составит, по оценкам «Россетей»: 50 млрд. руб. - по резерву мощности, 35 млрд. руб. - по льготному техприсоединению, 38 млрд. руб. - за счет равномерного распределения перекрестного субсидирования.

«
123 млрд. руб. в год - вот возможный результат оптимизации и рачительного расходования инвестресурсов, которые позволят остановить устаревание основных фондов плюс реализовывать инвестиционные проекты, в том числе по цифровизации сетей»,- рассказывает Игорь Маковский. Цифровизация - не самоцель, а способ достижения эффективности, реализовать проекты так, чтобы в рамках долгосрочных тарифов получить экономию издержек.

»

Компания планирует также заемное финансирование - порядка 250 млрд. руб.

«
Это ложится в модель, и за счет экономии операционных издержек без проблем вернем привлеченные заемные средства,- комментирует Игорь Маковский.

»

Источник: «Коммерсантъ», №18 от 01.02.2018 г.

Основные инвестиции пойдут в распредсети, так как на магистральном уровне - в ФСК - уровень цифровизации уже достиг 80%. Инвестпрограмма распредсетей начнет расти уже в 2019 г., на пике - в 2023 г. - составит около 290 млрд. руб. и вновь начнет сокращаться с 2027 г. Общие инвестиции в цифровизацию составят 1,3 трлн. руб. , программа даст эффект 13% по IRR, а NPV (дисконт 11%) будет положительным — 70 млрд. руб. Срок окупаемости — 14 лет.

В «Россетях» пояснили, что готовы профинансировать большую часть инвестиций за счет собственных и привлеченных средств. Проблема заключается в том, что ряд дочерних компаний не смогут взять на себя большую долговую нагрузку. Наиболее критична она будет для Россети Сибирь (ранее МРСК Сибири), Юга, Центра и Северного Кавказа. Из-за этого в инвестпрограмме возникнет дефицит в размере 300 млрд. руб.

Именно для покрытия этого разрыва компания предлагает использовать регуляторные меры: повышение платы за техприсоединение до экономически обоснованной (до 235 млрд. руб.), перераспределение перекрестного субсидирования (до 362 млрд. руб.) и налоговых льгот (до 61 млрд. руб.). При этом «Россети» заявляют о намерении взять на себя часть функций «Системного оператора» (СО ЕЭС, выполняющий функции диспетчера энергосистемы). К 2030 г. его сети предлагается переместить в контур оперативного управления холдинга, а за СО закрепить загрузку генмощностей.

Павел Ливинский подчеркивает, что говорить «от регуляторных изменений «Россети» дополнительно получат средства на цифровизацию» некорректно:

«
Никаких дополнительных ресурсов они нам не дают, мы не сможем резко что-то запустить, внедрить, но остановить устаревание мы сможем. За счет оптимизации, в том числе, инвестиционных издержек в данной модели регуляторных изменений мы как раз и получаем необходимые средства для того, чтобы закрыть дефицит реализации программ цифровизации.
»

Объем финансирования в 1,3 трлн. руб. подразумевает суммарный объем, вложенных в программу цифровизации до 2030 г.

«
Эта программа поделена на этапы. В ней источники для реализации каждого последующего этапа - уменьшение издержек от реализации предыдущих этапов,- поясняет Павел Ливинский.- Такой последовательный характер и сохранение достигнутой экономии дает возможность, с одной стороны, не увеличивать тариф для конечного потребителя, а с другой - не просить деньги из бюджета.
»

Говоря о факторах, имеющих критически важное значение для успешной реализации программы «Цифровая трансформация 2030», Павел Ливинский подчеркивает:

«
Крайне важно, чтобы на первом этапе создания новой инфраструктуры государство установило четкие долгосрочные правила и жестко контролировало их соблюдение. Закон об интеллектуальном учете вкупе с возможностью устанавливать долгосрочные тарифы, совершенствованием порядка льготного доступа к сетевой инфраструктуры и введением экономически обоснованной платы за резерв сетевой мощности способны обеспечить полную окупаемость концепции цифровой трансформации и создать не просто современный сетевой комплекс, а информационную шину для цифровой экономики страны на базе инфраструктуры «Россетей».
»

Однако история с помощью цифровизации «Россетей» со стороны регуляторных мер пока далека от завершения. Более того, по некоторым вопросам в отрасли идут горячие дискуссии.

Долгосрочные тарифы как элемент ГЧП

По мнению главы «Россетей» Павла Ливинского, привлечение частных средств в отрасль - это одна из задач, которая должна решается, в том числе, в ходе реализации программы «Цифровая трансформация 2030».

Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян уверен, что для реализации такого масштабного инвестпроекта необходим переход на долгосрочное и стимулирующее тарифное регулирование. Оно, как полагает эксперт, позволит «Россетям» развивать электросетевой комплекс за счет тех инвестиционных средств, которые высвободятся в результате повышения эффективности работы энергокомплекса.

В «Россетях» считают, что на данный момент в электросетевом комплексе России долгосрочное тарифное регулирование действует формально, а тарифные решения регулярно пересматриваются. В то же время окупаемость проектов по цифровизации находится за горизонтом текущих параметров регулирования, которые вводятся сроком на 5 лет.

Павел Ливинский уверен, что срок действия такого тарифа должен составлять 10 лет:

«
У нас все проекты длинные. Нам нужно делать цифровизацию, на принципиально иной уровень функционирования переводить сетевой комплекс. Пятилетний цикл - это половина срока окупаемости. Десятилетний срок - это то, что нам необходимо.
»

При этом, уверен глава «Россетей», эта мера обязательно должна быть увязана с другими обсуждаемыми регуляторными изменениями:

«
Эта конструкция работает только комплексно. Все эти меры надо пакетно принимать. Долгосрочное тарифное соглашение будет эффективно работать, если мы закроем проблемные вопросы с льготным присоединением и остановим уход потребителей на сети ЕНЭС из региональных «котлов». Мы планируем уже в 2019 году подписать первые долгосрочные тарифные соглашения.
»

По мнению Павла Ливинского, главы «Россетей», многие регионы готовы к введению долгосрочных сетевых тарифов.

«
Когда выйдут соответствующие изменения законодательной базы, мы планируем в городе Москва подписать долгосрочное тарифное соглашение» – сказал глава «Россетей», уточнив, что столица может стать первым регионом, перешедшим на систему долгосрочного тарифообразования при передаче энергии.

»

ФАС уже заявляла ранее, что готова предоставить «Россетям» долгосрочный тариф. Глава ведомства Игорь Артемьев в конце августа 2018 г. уточнял, что ведомство готово на это при наличии хороших правил недискриминационного доступа. Минэкономразвития РФ в целом поддержало переход на долгосрочное тарифообразование для «Россетей», комментировал позицию ведомства замглавы Минэкономразвития Михаил Расстригин.

В середине октября 2019 г. Павел Ливинский сообщил порталу ria.ru, что компания «Россети» рассчитывает получить новые долгосрочные тарифы до конца года. Это в корне изменит нынешнюю ситуацию, при которой электросетевые тарифы устанавливаются на год. Еще в 2017 году Минэнерго и холдинг «Россети» начали обсуждать введение долгосрочных тарифов через механизм регуляторных соглашений, которые могут заключаться между сетевыми компаниями и региональными властями и будут действовать на протяжении десяти лет и на весь срок мероприятий цифровой трансформации.

«
Закон по долгосрочному регулированию принят, сейчас подзаконные акты прорабатываются. Как только будут приняты, мы массово можем заключать данные соглашения,- поясняет Павел Ливинский.
»

По его оценке, это может произойти в 2019 – первой половине 2020 года.

Похоже, что долгосрочные тарифные отношения с региональными правительствами – это единственный на сегодня реальный способ связать планы развития сетевой энергетики с модернизацией «последней мили» энергетики, то есть с населением и линейными подстанциями «последней мили». Пока эти вопросы находятся вне зоны внимания, как «Россетей» (это не их зона ответственности), так и городских властей, и представляют собой некоторое «чистое поле» для экспериментов энтузиастов из коммерческих хайтек-компаний.

Читайте также

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Основные положения и параметры

«Россети». «Цифровая трансформация 2030»: риски и вызовы проекта в общеэкономическом контексте

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Подробнее о модернизации сетевой инфраструктуры

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Подробнее о том, что такое цифровая электрическая сеть

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Целевая модель цифровой трансформации

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Проблемные точки финансирования