Пояс и путь (BRI, Новый шелковый путь)
Инициатива "Пояс и путь" (The Belt and Road Initiative, BRI) - выдвинутое Китайской Народной Республикой предложение объединённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века». Предложение было впервые выдвинуто председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов в Казахстан и в Индонезию осенью 2013 года.
Основная статья: Внешняя торговля Китая
2025: Панама под давлением США покидает китайскую инициативу «Один пояс — один путь»
В начале февраля 2025 г накануне визита в страну госсекретаря США Марко Рубио президент Панамы Хосе Рауль Мулино заверял, что не будет обсуждать с американцами вопрос контроля над Панамским каналом. Еще до визита политика власти с помощью профсоюзов вывели на улицы толпы протестующих, намекая на серьезность намерений.
Но на деле все вышло по-другому: после переговоров панамский лидер заявил, что его правительство не будет продлевать меморандум о взаимопонимании с Китаем по инициативе «Один пояс — один путь». Подробнее см. Панама
2023
Экспорт Китая в страны проекта "Пояс и путь" превысил экспорт в США, ЕС и Японию
Возможно экспорт Китая на развитые рынки пошёл через третьи страны.
Замедление развития инициативы после пандемии COVID-19
"Пояс и путь" - "Проект века" председателя КНР Си Цзиньпина к осени 2023 г сталкивается с неопределенным будущим. По оценкам аналитического центра Green Finance & Development Center, за первое десятилетие проект привлек 1 трлн долларов США, однако в последние годы динамика ослабла.
В условиях замедления роста второй по величине экономики мира общая активность Китая в странах BRI снизилась примерно на 40% по сравнению с пиком 2018 года.Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
Один из китайских чиновников считает, что инициатива BRI умерла, поскольку по ней был нанесен двойной удар - пандемией COVID-19 и экономическими проблемами Китая. Чиновник, попросивший не называть его имени, сказал, что правительство надеется, что саммит в октябре, посвященный 10-летию БРИ, придаст проекту новый импульс.
Китай пересматривает порядок предоставления кредитов развивающимся странам, и эта стратегия может помочь крупнейшему официальному кредитору этих стран сохранить сокращающееся преимущество над США и их союзниками по G7.
К ноябрю Пекин начал отказываться от крупных двусторонних сделок, которые он стремился заключать 10 лет назад - когда он впервые запустил свою флагманскую инициативу "Пояс и путь", в рамках которой кредитуются в основном инфраструктурные проекты, - в пользу совместного кредитования, которое снижает его подверженность финансовым рискам.
Управление 100 портовыми терминалами в 50 странах
По издания Washington Post, десять лет назад КНР обладала долей участия в 44 портах. А на 2023 г управляет уже 100 терминалами в 50 странах.
Китай скупает акции морских портов Южной и Восточной Европы в рамках инициативы «Один пояс — один путь»:
- В 2016 году компания COSCO Shipping Ports приобрела у Vado Holding B.V. 40% акций терминала Вадо-Лигуре, а также единственный контейнерный терминал в Италии. В том же году китайцы выкупили 51% акций крупнейшего греческого порта Пирей, впоследствии доведя долю участия до 67%.
- В конце 2017 COSCO Shipping Ports стала основным акционером испанского Noatum Port Holding и получила управление над портами Бильбао и Валенсия (пятый по величине контейнерный порт в Европе). А Черногория чуть было не лишилась за долги своего ключевого порта Бар, через который регулярно проходит техника НАТО.
- Китайцы выкупили 90% акций контейнерного терминала в бельгийском Зебрюгге — одном из ключевых логистических объектов, необходимых США для переброски войск в Европу. Они же являются владельцами части акций портов Антверпен (Бельгия) и Роттердам (Нидерланды).
Скупая акции портов, Китай в первую очередь создаёт входные точки, или как говорят сами китайцы, «ворота» для экспорта в Европу.
Китайские ЧОПы в Африке для охраны госорганизаций и частных компаний
«Охранные предприятия» в Африке состоят преимущественно из ветеранов народно-освободительной армия Китая.
Также для избежания привлечения большего внимания и сравнения с российской ЧВК «Вагнер» или американской Blackwater китайские подрядчики работают исключительно на китайских объектах, лишь изредка обучая местные африканские отряды военных и полиции, и не желают как-либо вмешиваться во внутреннюю политику стран Африканского континента.
Таким образом КНР создала новые военизированные структуры, на которые не будет оказываться давление из других стран, которым правительство доверяет выполнение своих задач, и которые создает рабочие места для ветеранов вооруженных сил, не нашедших себе места в гражданской жизни и недовольных обычными льготами со стороны правительства.
Сотрудникам большинства китайских охранных фирм запрещено носить оружие как внутри страны, так и за рубежом, что вынуждает их взаимодействовать с местными компаниями или силами безопасности, которым они предоставляют дополнительное вознаграждение, обучение, технические средства, разведанные и оборудование.
В условиях Судана и Южного Судана компании VSS Security Group и DeWe Security Service, например, работают с местными вооруженными силами на местах, а в некоторых случаях сопровождают их на миссиях по обеспечению безопасности рабочих в шахтах и на нефтяных предприятиях.
Китайские охранные компании VSS Security Group, DeWe Security Service, Frontier Services Group, Shandong Huawei Security Group и China Security and Technology Group помимо организации защиты китайских предприятий, инфраструктуры и логистических маршрутов также занимаются: разведкой, обучением нанятых африканских «наемников», консалтинговыми услугами по организации логистики, охраной высокопоставленных лиц.
Фирмы Zhongjun Junhong Security Service, China Overseas Security Group и Huaxin Zhong An Security Group были аккредитованы не только правительством КНР, но и ассоциацией Международного кодекса поведения частных поставщиков охранных услуг. Эта ассоциация, базирующаяся в Швейцарии, устанавливает международно признанные стандарты, обеспечивающие соблюдение международно-правовых норм в области применения силы.
То есть эти компании фактически получили разрешение на использование оружия при выполнении своих задач. Соответственно, помимо уже перечисленных задач, данные ЧОПы также занимаются морским и наземным сопровождением, непосредственной охраной китайских предприятий, высокопоставленных лиц и даже посольств за рубежом, а также борьбой с пиратством. Доступ к оружию и разрешение на применение силы делает услуги этих трех компаний крайне востребованными в Гвинейском и Аденском заливах, где высок риск нападения пиратов на торговый флот.
Основными же заказчиками услуг китайских «частных» охранных компаний являются: правительственные структуры КНР в Африке, государственные предприятия, китайские транспортные, логистические и нефтегазовые компании.
2022: Новый путь поставок энергоресурсов через Пакистан на случай блокирования Малаккского пролива американцами
На 2022 г КНР импортирует более 10 тысяч баррелей нефти в день, большая часть которой поступает через Малаккский пролив. Руководство Коммунистической партии Китая (КПК) обеспокоено тем, что проход через оживленный морской коридор может оказаться под угрозой. В случае военного конфликта с США за Тайвань американцы с легкостью смогут заблокировать пролив.
Такой вариант событий стал стимулом к диверсификации поставок энергетических ресурсов и созданию альтернативных маршрутов, в том числе через Пакистан.
Выход Пакистана к Индийскому океану открывает доступ к стратегическим торговым зонам (Красное море, Ормузский пролив, Персидский залив). Этот путь более затратный, в отличие от Малаккского пролива, но более безопасный с геополитической точки зрения вне досягаемости США и союзников.
2021: Лидерство по инвестициям в развивающихся странах
2018: Число китайских рабочих в Африке достигло 1 млн человек
По состоянию на 2018 год в Африку в поисках возможностей для работы по линии «Пояса и пути» переехало более 200 тысяч китайских рабочих, в результате чего общее число китайских иммигрантов превысило 1 миллион человек.
2017: 10 тыс китайских компаний работают в Африке
По состоянию на 2017 год в Африке действовало более 10 тысяч китайских компаний.