Содержание |
В рамках обзора облачных сервисов для бизнеса, мы знакомим Вас с любопытным его участником — компанией «Чёрная Бухгалтерия». Это новый формат сервиса на финтех рынке, который автоматизирует налоговый учёт предпринимателей и помогает избежать блокировки счета в банке. В интервью с бренд-директором сервиса мы поговорили о том, почему в современных реалиях можно пренебречь разработкой приложения и как начать продавать услуги конкурентам.
Если с налоговым учётом всё более-менее понятно, то такой продукт по подписке как комплаенс-поддержка, мы видим впервые. Да ещё и под авторством «Чёрной Бухгалтерии». Давайте разберёмся!
Что такое Комплаенс?
Комплаенс (англ. compliance) — соответствие требованиям, нормам. В данном случае имеются в виду требования банков и регулятора, направленных на исполнение ФЗ №115 «О противодействии и легализации доходов, полученных преступным путём».
О проблеме блокировок, затрагивающих честных предпринимателей, вещают из каждого утюга уже несколько лет. Вы уже могли встречать эти инструкции: не снимайте наличные, проверяйте контрагентов, оперативно предоставляйте в банк необходимые сведения о сомнительных операциях. Правительство и Банк России несколько лет ведут борьбу с серыми доходами, и вводят всё новые требования для борьбы с легализацией и отмыванием средств, а ответственность за исполнение этих требований легла на плечи коммерческих банков. И не было бы в этом никакой проблемы, если бы блокировки не касались честных предпринимателей, которые априори не могут работать в рамках этих требований — общепит, таксопарки, грузоперевозки, строительство и почти все, чьи клиенты физлица.
Смотрим на мир глазами банка
Мы много лет развивали сервисы в банках для бизнеса и знаем всю кухню изнутри. В нашей команде работают бывшие сотрудники отделов финмониторинга и консультанты центробанка — это профессионалы своего дела, которые теперь «по ту сторону баррикад», защищают предпринимателей от неочевидных проблем и рисков. А как работают банковские комплаенс—службы?
У каждого банка есть свой лимит «сомнительных операций», за превышение которого он рискует потерять лицензию. Чтобы застраховать себя от этого, банки внедряют сложные системы финансового мониторинга и создают комплаенс-отделы. Обслуживать их работу стоит больших денег, поэтому, чтобы компенсировать издержки, банки ввели отдельные «заградительные» комиссии — если вам нужна наличка, будьте готовы платить от 10% комиссии и выше. Если происхождение этих средств будет вызывать сомнения, то их движение и доступ к счёту заблокируют «до выяснения».«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
Со временем, руководству прогрессивных банков стало понятно, что даже такая комиссия не покрывает стоимости привлечения нового клиента, а значит нужен более лояльный способ заработка на тех, чьи операции могут вызвать вопросы у регулятора. Так появились «индивидуальные лимиты» — банковский продукт с регулярным платежом, по которому вы договариваетесь с банком о бóльшем объеме вывода средств с фиксированной комиссией, предоставив исчерпывающую информацию о своих бизнес-процессах и контрагентах.
Происхождение денег — главный вопрос, волнующий банковский комплаенс. Его задача максимально отбелить операции своих клиентов, не превышая допустимый центробанком лимит, но, к сожалению, подавляющее большинство банков действуют по консервативному сценарию: обнаружить, обезвредить, заблокировать. И тут начинаем работать мы.
В чём отличие и выгода комплаенс-поддержки «Чёрной Бухгалтерии»?
Наша цель: обеспечить безопасную работу тем, чей честный бизнес не может существовать в рамках «слепых требований» закона:
- Тем компаниям, что уже сталкивались с банковскими проверками и знают им цену
- Тем, кому наличные остро необходимы для работы, но снимать большие суммы дорого
- Тем, чья репутация испорчена безосновательной блокировкой, и кто раз за разом вынужден получать отказы в открытии новых банковских счетов
Мы выступаем в роли личного ассистента в отношениях с налоговой и банком, чтобы клиенты могли сосредоточиться только на развитии своего бизнеса. Никакой бюрократии и затяжных проверок со стороны банка — то, что мы можем пообещать. В отличие от комплаенс-служб банка, у нас нет цели ограничивать клиентов и зарабатывать на повышенных комиссиях. Многие компании из «рисковых отраслей» смогли снова начать работать благодаря нам. Один из таких примеров мы опубликовали в рамках обзора.
Как это работает?
Мы взяли за основу алгоритмы распознавания и прогнозирования, которые используются банками, и дополнили их реальными сценариями работы — учли сферу деятельности и особенности бизнеса. На основе этих данных мы готовим развёрнутые отчёты о рисках блокировки счёта и проверяем репутацию контрагентов, даём рекомендации для соблюдения общих требований. Всё это время алгоритм самообучается, а мы ведём диалог с клиентами в мессенджерах, потому что сегодня все там общаются. Для удобства мы создали отдельный Telegram-бот, в котором сохраняются все рекомендации и отчёты для клиента.
Если в процессе анализа мы видим потенциальные угрозы, то приглашаем клиента на видеовстречу с нашим комплаенс-офицером, где помогаем заранее сформулировать обоснование экономического смысла операций. Это важная часть работы нашего сервиса — лично поговорить и помочь избежать неприятностей. Мы можем посоветовать сменить банк или открыть резервный счёт, если видим в этом необходимость, а также имеем опыт ходатайства перед решениями банков и регулятора. Комплаенс-поддержка «Чёрной бухгалтерии» — это первый продукт для защиты от блокировки счёта, который помогает сохранить бизнес белым.