Онлайн-образование (мировой рынок)
Каталог решений, разработчиков, интеграторов и проектов Систем дистанционного обучения (Learning Management System) доступен по этому адресу.
Содержание[Свернуть] |
Основные тренды мирового рынка онлайн-образования
- Микрокурсы - наблюдается тренд к уменьшению среднего времени одного ролика до 1-3 минут.
- Геймификация – основной задачей площадок является необходимость удержать внимание пользователя, для чего наиболее часто используется инструментарий геймификации.
- Новые технологии – многие эксперты и аналитики рынка говорят о том, что развитие технологий дополненной реальности сможет стать дополнительным драйвером роста всего рынка.
- B2B – корпоративный сегмент обращает все большее внимание на отрасль. Крупные корпорации выступают как в качестве потребителей, так и в качестве провайдеров услуг.
- Прикладные навыки – наблюдается тенденции к росту количества площадок, предлагающих именно прикладные знания и навыки. Особенно данная тенденция заметна в РФ.
2024
Объем мирового рынка онлайн-образования за год достиг $88,26 млрд
В 2024 году расходы на глобальном рынке онлайн-образования составили $88,26 млрд. Данный сектор демонстрирует устойчивую положительную динамику, о чем говорится в обзоре Future Market Insights, с которым TAdviser ознакомился в конце августа 2025 года.
Аналитики учитывают затраты на программное обеспечение и услуги (виртуальные классы, средства видеоконференцсвязи и доставки контента, технологии совместной работы и пр.), оборудование (ноутбуки, планшеты и другие устройства), а также на инструменты для обеспечения кибербезопасности.
Положительное влияние на отрасль оказала пандемия COVID-19, из-за которой школьники и студенты по всему миру оказались в условиях самоизоляции. Это привело к резкому росту востребованности платформ для дистанционного обучения. Такие системы позволяют получать знания из любого места с подключением к интернету. Онлайн-формат подходит для людей с ограниченными возможностями или родителей с маленькими детьми, которых нельзя оставлять без присмотра. Кроме того, дистанционная модель позволяет получать образование в учебном заведении в любой точке мира. При этом многие онлайн-программы доступны в записи, благодаря чему осваивать их можно в удобное время и в индивидуальном темпе.TAdviser выпустил новую Карту российского рынка программного обеспечения
Драйверами рынка названы рост проникновения интернета и развитие цифровой инфраструктуры. В частности, по всему миру ведется активное строительство оптоволоконных и сотовых сетей, включая 5G. Благодаря правительственным инициативам по устранению цифрового неравенства учащиеся из сельской местности могут получать образование в престижных вузах через интернет. На этом фоне образовательные учреждения и компании вкладывают значительные средства в улучшение платформ дистанционного обучения.
Еще одним стимулирующим фактором является внедрение передовых технологий. В их числе названы дополненная (AR) и виртуальная (VR) реальность, а также искусственный интеллект. В частности, нейросети позволяют формировать персонализированные программы обучения с учетом уровня знаний каждого конкретного студента, его предпочтений, выбранной специализации и пр. Кроме того, алгоритмы ИИ помогают отслеживать успеваемость и выявлять возможные сложности. Чат-боты на основе ИИ способны предоставлять мгновенную обратную связь и поддержку. В свою очередь, AR/VR-системы позволяют сделать процесс обучения более интерактивным и захватывающим.
Вместе с тем авторы исследования выделяют и определенные сдерживающие факторы. Это отсутствие доступа к необходимым технологиям в слаборазвитых регионах, проблемы интеграции различных цифровых инструментов и платформ, разрыв в уровне цифровой грамотности и пр.
По оценкам, в 2025 году объем рынка онлайн-образования достигнет $102,7 млрд. Аналитики Future Market Insights полагают, что в дальнейшем среднегодовой темп роста в сложных процентах (показатель CAGR) составит 16,3%. Таким образом, к 2035 году затраты могут увеличиться до $465,5 млрд. При этом в США величина CAGR прогнозируется на уровне 17,5%, то есть, выше среднего значения по рынку в целом: связано это с быстрым внедрением передовых технологий и растущей потребностью в персонализированном обучении. В Германии среднегодовой темп роста в течение рассматриваемого периода составит 16,2%, в Британии — 15,8%. В Китае CAGR ожидается в размере 20,1%, в Индии — 18,4%. В глобальном масштабе значимыми отраслевыми игроками названы:
Объем мирового EdTech-рынка за год достиг $163,49 млрд
В 2024 году расходы на глобальном рынке образовательных технологий (EdTech) составили $163,49 млрд. Более трети от общемировых затрат пришлось на североамериканский регион. Такие данные отражены в исследовании Grand View Research, с результатами которого TAdviser ознакомился в конце августа 2025 года.
Направление EdTech предполагает применение инновационных технологических решений в образовательной сфере. Данный сектор объединяет различные специализированные устройства, такие как интерактивные доски и планшеты, сопутствующее программное обеспечение и всевозможные онлайновые сервисы.
Одним из драйверов рынка является рост спроса на дистанционное обучение. Интернет-платформы предлагают широкий спектр цифровых образовательных программ для различных категорий учащихся. Такой формат подразумевает проведение видеолекций, а также выполнение тестов, упражнений и заданий. Могут быть реализованы чаты для общения с преподавателями и однокурсниками. Спрос на онлайн-образование резко вырос в условиях пандемии COVID-19, спровоцировавшей самоизоляцию школьников и студентов по всему миру.
Значительное влияние на отрасль оказывает искусственный интеллект. Нейросети способны анализировать уровень знаний и потребности каждого ученика, формируя индивидуальный план обучения, ориентированный на достижение наилучших результатов. Алгоритмы ИИ используются для отслеживания прогресса студентов, прогнозирования возможных сложностей в процессе обучения и обнаружения плагиата.
Использование цифровых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, улучшает процесс обучения, делая его более интерактивным и захватывающим. Важным направлением развития сектора EdTech является геймификация процессов: она предусматривает внедрение различных игровых активностей в учебные программы и курсы. Такой подход повышает вовлеченность и мотивацию учащихся.
В целом, EdTech-платформы открывают качественно новые возможности в плане обучения. Онлайн-курсы и мобильные приложения позволят получать знания в удобное время и в любом месте с доступом в интернет — независимо от географического положения, возраста или физических возможностей. Таким образом, повышается доступность образования: студенты могут выбрать учебное заведение и специализацию в соответствии со своими потребностями и уровнем знаний.
В 2024 году наибольшую долю выручки обеспечил сегмент оборудования, что обусловлено растущим распространением интерактивных панелей, ноутбуков, планшетов, электронных книг, гарнитур виртуальной/дополненной реальности и пр. Вместе с тем самые высокие среднегодовые темпы роста фиксируются в области образовательного контента. По оценкам, примерно 39,4% от общего объема рынка EdTech пришлось на сектор школьного образования. С географической точки зрения лидирует Северная Америка с результатом 35,62%, что связано с высоким уровнем развития цифровых технологий и растущим вниманием к персонализированному обучению. Наиболее высокие темпы роста отмечены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В глобальном масштабе крупными отраслевыми игроками названы:
- Byju's;
- Blackboard;
- Chegg;
- Coursera;
- Edutech;
- edX;
- Google;
- Instructure;
- Microsoft;
- Udacity;
- upGrad Education Private Limited.
В 2025 году объем рассматриваемого рынка, как ожидается, достигнет $187 млрд. Аналитики Grand View Research считают, что в дальнейшем среднегодовой темп роста в сложных процентах (CAGR) составит 13,3%. Таким образом, к 2030 году расходы могут увеличиться до $348,41 млрд.[2]
2019
В 2018 году старшеклассники Средней школы журналистики в Бруклине (США) устроили акцию протеста против платформы онлайн-обучения Summit Learning. В 2019 году уже родители и преподаватели выражают сомнения, что их детям нужно высокотехнологичное обучение в каждом классе.
Как пишет Wall Street Journal, в округе Балтимор, штат Мэриленд, из государственных школ уже пять лет, как исчезли бумажные учебники, тетради и ручки. Все ученики от детского сада до 12-го класса получают вместо этого ноутбук.
Это произошло потому, что 5 лет назад Министерством образования США была поставлена цель достичь соотношения «один к одному» - один ребёнок на один компьютер, и полностью перейти на компьютерное обучение. Эта цель в настоящий момент, несмотря на протесты учеников, по-прежнему стоит по всей стране.
За последнее десятилетие американские школы потратили миллионы долларов на различные образовательные устройства и приложения, полагая, что это поможет многим детям быстрее учиться и быть лучше подготовленными к новой конкурентной экономике. Но сейчас уже даже сами американские школьники понимают, что, если под «формированием людей нового технологического уклада подразумевается переход на электронные учебники и доски, то это профанация образования, ведущая к глобальному невежеству», - пишет WSJ.
Основная претензия учащихся к новым высокотехнологичным образовательным программам - то, что они исключают большую часть человеческого взаимодействия: общение с учителями, дискуссии с одноклассниками, которые нужны, чтобы улучшить критическое мышление.
Кроме снижения уровня обучения, школьников беспокоит безопасность своих данных. Программа Summit Learning собирает их, не спрашивая разрешения. Обучающая программа собирает их имена, номера телефонов, email-адреса, записи о посещении, болезнях, пропусках, отчислениях, а также пол, этническую принадлежность, социально-экономический статус и внеучебные активности. На сайте Summit Learning также сказано, что они планируют отслеживать жизнь учеников и после выпуска, что наводит на мысль о том, что вся собранная информация впоследствии обобщается и анализируется нейросетями в интересах работодателей.
Анализ успеваемости 115 000 учеников в школах Балтимора до и после введения онлайн- обучения показал, что за последние 5 лет средняя успеваемость в округе Балтимор резко снизилась. Теперь многие родители и учителя начинают задаваться вопросом, был ли переход на цифровое образование в принципе хорошей идеей.
2016: J’son & Partners Consulting
Цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012-2017), по-прежнему занимает небольшую долю (<3%) в общем рынке образовательных услуг.
Рост рынка поддерживается дигитализацией изучения иностранных языков, подготовки к тестам, ростом спроса на онлайн репетиторов и развитием корпоративного рынка онлайн обучения. Растет потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное до-обучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач.
$5.5 млрд инвестиций в образовательные стартапы по всему миру за 2015-16 гг. ускорили развитие проектов во всех вертикалях рынка: от иностранных языков до специализированных платформ для корпораций и университетов.
США занимает около 50% всего рынка, при этом Азия растет втрое большими темпами как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве новых проектов. 34% всех инвестиций в 2015 в EdTech было в Китае. В Китае появляются крупные и значимые проекты в различных вертикалях:
- XuetangX– китайская лидирующая MOOC платформа, 5 млн слушателей на октябрь 2016 и 400 курсов (~7% рынка). Очень быстрый рост на внутреннем рынке и признание от местных ВУЗов.
- Genshixue (название переводится как «С кем учиться?») - >70 тыс преподавателей, $50M венчурного финансирования в 2015 г.
- 17zuoye (название переводится как «Учимся вместе») – подготовка школьников по английскому и математике, >7 млн студентов, $135M финансирования в т.ч. от DST (Юрий Мильнер).
Массовые курсы становятся более ориентированными на практику, поиск работы и потребности работодателей:
- Все платформы в 2016 делают упор на продажу комплексного обучения: специализации (Coursera), Nanodegrees (Udacity), Xseries (EdX)
Платформы заключают партнерства с корпорация для обучения их сотрудников:
- Coursera for Business – ужеработаютс BCG, L’Oreal, Axis Bank
- iVersity Professional Development – европейская платформа MOOC вслед за Coursera продает сертификаты и предлагает компаниям составить обучающие программы для сотрудников
- Udacity forBusiness – те же курсы и nanodegrees, упакованные под нужды корп. HR
Корпорации готовят собственные курсы для поиска новых сотрудников:
- Microsoft и Google лидеры в производстве курсов (78 и 50 курсов соответственно).
- Другие ИТ-компании подхватывают тренд (Facebook, Cisco, AT&T и др.)
Растет востребованность проектного обучения - сделать сайт, написать книгу, создать сценарий, спаять микросхему:
- Coursera заключает партнерства с Google, Instagram и Shazam для финальных проектов по специализациям (capstone projects)
Изучение иностранных языков, детское обучение, прикладные специальности (бизнес и ИТ) – наиболее востребованные направления обучения:
- Пример: ABCmouse– обучающая игровая платформа для детей 2-7 лет, привлекла рекордные $150M в мае 2016 по оценке в >$1 млрд.
- BabyStep– российская платформа с контентом для детей - крупнейшая в мире библиотека видеоуроков для родителей.
Технологические тренды:
- Mobile learning и кросс-платформенность становятся базовыми требованиями к любой обучающей платформе
- Носимые устройства будут играть большую роль в обучении
- Big Data необходима для улучшения технологий обучения
Тематические тренды:
- Курсы со знаменитыми людьми (актерами, спортсменами, режиссерами)
- Подбор коучей и репетиторов
- Мобильный тьютор в определенной сфере
- Курсы для творческих профессий
- Компании учат услугам, косвенно связанным с продуктом - повышают product awareness
- Узкая специализация – весь сайт про одну тему
Методологические тренды:
- Сближение рекрутмента и обучения
- Serious Games – геймификация в B2B-сегменте
- Обучение в игровой форме (НЕ традиционная геймификация!)
- Обучение через наблюдение и копирование
2015 Прогноз
Мировой рынок электронного обучения на 2015г. оценивается экспертами в $107 млрд: Европа – 41,6%, Азия – 28,4% Северная Америка – 22,4%, Южная Америка – 3,3%. Основными игроками на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост которых пришелся на последнее десятилетие. Масштабы их деятельности поражают, в каждом из них обучаются более 500 тыс. человек. В первую очередь это открывает широкие возможности для людей с ограниченными возможностями и оборонных предприятий. Однако большую озабоченность вызывает тот факт, что в России эти процессы представлены незначительно.
2013
Согласно результатам нового исследования Frost & Sullivan «Анализ глобального рынка решений для записи лекций (LCS)» (Analysis of the Global Lecture Capture Solutions (LCS)), в 2013 г. объем выручки предприятий на этом рынке составил 162 млн. долл. США и, согласно прогнозам, достигнет 592,2 млн. долл. США к 2019 г. (среднегодовой темп роста на уровне 24,1%). В исследовании рассматривались сегменты оборудования и программного обеспечения, в том числе предоставляемого по модели SaaS.
Несмотря на их весомые преимущества до недавнего времени уровень проникновения решений LCS на рынок оставался невысоким. Это связано с ограниченностью ресурсов отделов продаж поставщиков и сомнениями заказчиков относительно масштабируемости и ценности подобных решений. Уровень распространенности решений LCS растет на рынке Северной Америки, а также на мировом рынке. Поставщики наращивают ассортимент продуктов, объемы продаж и расширяют возможности дистрибуции.
Вместе с тем, существует ряд проблем, в числе которых низкая осведомленность потенциальных заказчиков о решениях LCS, недостаточная осведомленность преподавателей о подобных технологиях, сложный процесс закупки, особенно в сегменте средней школы, а также ограниченный бюджет образовательных учреждений. С появлением облачных решений и настольных клиентов динамика рынка улучшилась. Руководители образовательных учреждений пришли к пониманию того, что современные цифровые технологии необходимы их организациям для поддержания высокой конкурентоспособности.
Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 году, настоящий взлет рынка случился в 2012 году, когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity[3].
¹ Fixed time courses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно.
² Более 7 млн пожертвований
Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями Топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн человек, а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл.
Согласно оценке компании Docebo, текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже.
Смотрите также
- Каталог продуктов и проектов Систем дистанционного обучения
- Технологии дистанционного обучения
- Онлайн-образование (рынок России)
- Единое электронное образовательное пространство России

