К октябрю 2024 года рынок экскурсионных услуг в России вырос на четверть, инвестиции в гостиницы за год подскочили на 200%. Еще быстрее растет доставка фастфуда в городах федерального значения.
Как развивается рынок цифровизации HoReCa (Hotel, Restaurant, Catering), каковы его надежды и боли (но прежде всего – тренды и технологические тенденции) – читайте в обзоре TAdviser.
1 Тренды рынка
От стройки (нехватка номерного фонда в РФ) до конечного сервиса для пользователей – туризм и платформы доставки стимулируют развитие HoReCa. Государство с 2022 года активно вкладывается в развитие гостиничного бизнеса. Исходя из этих трендов, бизнесу необходимо инвестировать в цифровизацию, а значит у сегмента есть шанс на хорошие перспективы.
По экспертной оценке, рынок цифровизации предприятий общественного питания растет пропорционально 10-процентному росту индустрии. Причинами роста могут быть необходимость соответствия требованиям законодательства и нехватка персонала, подталкивающая к автоматизации.«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
По другим данным, российские цифровые сервисы для общепита показали рост выручки более чем на 68% за 2023 год, и это при том, что глубина автоматизации пока еще в большинстве случаев не идет дальше регуляторных требований.
Степень цифровизации документооборота в целом по отрасли можно считать довольно низкой. Единого формата для всех документов нет, создать и поддерживать универсальный инструмент, который сможет полностью избавить контрагентов от бумаги и ручного ввода данных, трудно – а это значит, что он не может быть доступным по цене. Многие рестораны по-прежнему используют бумажные носители, особенно на уровне первичной документации и взаимодействия с клиентами.
Один из ограничивающих факторов в росте проникновения различных CRM-систем – сложность интеграций. В сегменте систем лояльности отмечается дефицит реально работающих механик, которые приводят к бизнес-результату.
В российской индустрии гостеприимства темпы внедрения решений, связанных с контролем и управлением персоналом, в том числе с использованием ИИ, могут удваиваться каждые два года.
С уходом из России Booking.com на гостиничном рынке возник временный хаос в общении с клиентами, крупные ресторанные сети для удержания своей постоянной аудитории внедряли чаты на сайтах, а небольшие отели использовали каналы в мессенджерах. Последние теперь являются даже более сильной маркетинговой площадкой по сравнению с интернет-рекламой.
Объем рынка мобильных решений для HoReCa в 2024 году составит, по оценкам, 4,6 млрд рублей, а в 2026 году может приблизиться к отметке 6,5 млрд.
Доля онлайн-взаимодействия в HoReCa неуклонно растет. Умное гостиничное обслуживание становится общим стандартом и находит дополнительный отклик у бизнеса, желающего снизить издержки и зависимость от персонала, предоставляя экономный или комфортный уровень сервиса для среднего сегмента.
! Интервью с экспертами
Наши тиражные продукты для HoReCa могут удовлетворить бОльшую часть клиентских запросов
Алексей Павлов,
«1С-Рарус»
Как цифровизация кейтеринга объединила разработчика и заказчика
Сергей Веселов,
ACS
₽ Доходы участников рынка цифровизации HoReCa
Восемь компаний предоставили TAdviser данные о выручке от реализации ИТ-проектов в отрасли HoReCa. Явным лидером среди них является iiko - разработчик специализированных решений для автоматизации ресторанного бизнеса. Выручка компании составила свыше 2,9 млрд руб.
В первую тройку также вошли компании Тензор и 1С-Рарус. Тензор развивает собственную экосистему для ресторанного бизнеса PRESTO. 1С-Рарус внедряет собственные решения (1С:Ресторан, 1С:Общепит, 1С:Управление предприятием общепита, 1C:Фастфуд, 1C:Общепит КОРП) и продукт сторонней разработки (1С:Отель).
№ | Название компании | Общая выручка от ИТ-проектов в сфере HoReCa за 2023 г., млн руб. с НДС | Общая выручка от ИТ-проектов в сфере HoReCa за 2022 г., млн руб. с НДС | Динамика выручки 2023/2022, % | Прогноз динамики выручки 2024/2023, % | Решения, внедряемые в сфере HoReCa | Крупнейшие заказчики |
1 | iiko | 2942 | 2052 | 43,4 | 36 | Собственная система: iiko | Домино Пицца, Кофемания, Британские пекарни, Много Лосося, White Rabbit Family |
2 | Тензор | 213 | 183 | 16,4 | 31,5 | Собственная система: PRESTO (учет, маркетинг, персонал, продажи, ОФД) | ООО «Ингруп», ООО «Оранжевый остров», ООО «РН-Пурнефтегаз», ООО «Фиона», ООО «Самурай» |
3 | 1C-Рарус | 174,4 | 136,1 | 28,2 | н/д | Собственные решения: 1С:Ресторан, 1С:Общепит, 1С:Управление предприятием общепита, 1C:Фастфуд, 1C:Общепит КОРП. Сторонние: 1С:Отель | н/д |
4 | Крайон | 71 | 29 | 144,8 | н/д | Сторонние: Huawei, Лаборатория Касперского, SolidWall | н/д |
5 | SimbirSoft | 29 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д |
6 | Цифровизация Производства | 28,1 | 9 | 217,4 | н/д | Сторонние: 1С: ERP | ООО "Юнирест" |
- | Okdesk(1) | 17 | 13 | 30,8 | 35,3 | Okdesk | Кофемания, Ростикс, Помпончик, Булочные Ф. Вольчека, KFC Беларусь, KFC Узбекистан, Skuratov Coffee |
7 | Sitronics Group | 13,1 | 68 | -80,8 | н/д | н/д | н/д |
8 | Mintrocket | 2 | 2 | 0 | н/д | н/д | н/д |
Сумма | 3489,6 | ||||||
2024 |
* Данные получены на основе анкетирования компаний
(1) Компания добавлена без присвоения позиции, т.к. данные предоставлены после публикации рейтинга
Название компании | Какие решения для HoReCa разрабатывает компания |
ГК СофтБаланс | Трактиръ, iRECA |
UCS | R-Keeper |
Эделинк | Эдельвейс, Ecvi, WEB-BOOKING |
2024 |
** Компании не предоставляли TAdviser данные о выручке
! Актуальные технологии
2 Технологические тенденции
Наиболее технологичным и перспективным сегментом отрасли HoReCa в общепите является доставка. Передовые игроки развивают решения, нацеленные на оптимизацию производства, логистики, предоставление точного времени доставки. Передовые российские и зарубежные компании внедряют ИИ, сводя воедино множество статистических данных из разных источников для анализа и менеджмента. Big data и BI используются для составления меню с учетом прогноза спроса, предпочтений пользователей и маржинальности каждой позиции.
Автоматизация становится неотъемлемой частью успешного управления. В ресторанном бизнесе заметным становится направление роботизации, что должно сказаться на нагрузке сервисных компаний. Перспективны технологии интернета вещей, дополненной реальности, голосовые помощники и чат-боты, даже блокчейн. Развиваются бесконтактные способы оплаты, что особенно важно в контексте отступившей пандемии коронавирусной инфекции.
Рынку пришлось приспособиться к отключению Google Pay, но c Google Play серьезных проблем нет, хотя модерация проектов стала более строгой. Решения сторов в 2022 году рынок услышал и интерпретировал в сторону большей диверсификации каналов продаж. Спрос на мобильную разработку растет быстрее, чем на создание сайтов, и в целом виден четкий тренд на рост инвестиций на этом направлении. Гости ресторанов и клиенты доставки продолжают с удовольствием пользоваться мобильными приложениями, хотя первые заказы чаще делаются через сайты.
Собственные решения могут позволить себе только крупные компании. Коробочные и No-Code – ориентированы на сегмент массового бизнес-потребителя, предоставляя стандартный набор инструментов, техподдержку и доступные цены сервисов. Коробочные решения стали более гибкими и адаптивными к потребностям рынка, однако они не всегда могут удовлетворить все запросы.
Нередко ИТ-специалистам приходится выполнять интеграцию оборудования со множеством программных продуктов, настраивать совместимость с самыми популярными и востребованными ресторанными системами автоматизации. В свете импортозамещения актуальным становится развитие оборудования, работающего под управлением российских операционных систем.
3 Самые востребованные классы ИТ-систем в HoReCa
По состоянию на январь 2025 года база TAdviser содержит информацию о более чем 1 тыс. ИТ-проектов, выполненных в компаниях, относящихся к отрасли HoReCa. Среди различных классов ИТ-решений наиболее часто такие предприятия внедряют ERP и учетные системы. На эти два класса приходится свыше 450 проектов, реализованных в этой отрасли. Данные по другим классам систем представлены на диаграмме ниже.
! В заключение
Учитывая, что в HoReCa клиент платит не только за продукт, но и сервис, можно предположить, и на рынке есть такое мнение, что автоматизация должна рано или поздно встретиться с человеческим фактором не в подсчетах по остаткам или в прогнозировании спроса, от чего как раз отрасль уходит, а в прямом обслуживании, общении, проявлении заботы, создании уюта для гостей и так далее.
Внедрением самых передовых технологий гостинично-ресторанный рынок совсем не чурается, но, если говорить в общем, от ниши к нише и от заведения к заведению ситуация с цифровизацией самая разнообразная. При этом инвестиции в ИТ, при нормальном положении дел в экономике, должны будут только расти, отдельно учитывая развитие внутреннего туризма на фоне международного положения.