Содержание |
Контейнерные перевозки (мировой рынок)
Основная статья Контейнерные перевозки (мировой рынок)
2023: Рост контейнерооборота портов России на 15% до 4,72 млн TEU
Контейнерный грузооборот морских терминалов в портах России за 2023 года достиг 4,72 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера), что на 15,5% больше, чем годом ранее. Такие данные по всему рынку в январе 2024 года привел его крупнейший участник - компания Global Ports.
Как сообщается на сайте Global Ports, основным фактором роста контейнерооборота портов России стали постепенное восстановление экономики РФ после 2022 года и восстановление цепочек поставок.
«Морцентр-ТЭК» приводит схожие данные по рынку: по оценкам компании, контейнерооборот портов России по итогам 2023 года составил 4,96 млн TEU, что превышает показатель 2022 года на 15%. Согласно материалам «Морцентра-ТЭК», каботажная перевалка контейнеров за 2023 год выросла на 27% год к году, до 1,1 млн TEU, импортная - на 23%, до 2 млн TEU. Экспортный контейнерный оборот вырос на 3,9%, транзитный - сократился на 21%, до 110 тыс. TEU.
Порты Дальневосточного бассейна нарастили перевалку контейнеров на 12%, до 2,57 млн TEU. Портами Балтийского бассейна перевалено 1,22 млн TEU, что на 13,8% превышает прошлогодний показатель. Перевалка в Азово-Черноморском бассейне достигла рекордного уровня свыше 1 млн TEU. Перевалка в Арктическом бассейне сократилась на 8,8%, до 165 тыс. TEU. Оборот Каспийского бассейна по итогам 2023 года вырос на 35% относительно 2022-го, до 10 тыс. TEU. В декабре 2023 года перевалка контейнеров в портах РФ выросла на 29% год к году, до 476 тыс. TEU.Метавселенная ВДНХ
Директор департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев оценил грузооборот морских портов страны по итогам 2023 года в 900 млн тонн, что, по его словам, стало абсолютным рекордом за всю историю СССР и России.[1]
2022
Российский рынок контейнерных перевозок просел на 15,9%
Объем российского контейнерных перевозок в 2022 году снизился на 15,9% в сравнении с 2021-м и составил 5,5 млн TEU (20-футовый эквивалент, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств). Такие данные приводят транспортной компании Fesco.
Ею было подсчитано, что внутренние контейнерные перевозки в России остались на уровне 2021 года, составив 1,1 млн TEU. Импорт достиг 2,1 млн TEU, сократившись на 12%, экспорт — 1,5 млн TEU (–25%), транзит сократился до 750 тыс. TEU (–23%).
Как пояснили в Fesco, ключевым событием, которое повлияло на показатели контейнерного рынка, стала переориентация грузов из портов Северо-Западного региона на Дальний Восток. Еще одним фактором стала остановка деятельности крупнейших контейнерных линий, что повлияло на доступность рынков Южной Азии и Латинской Америки. Однако во второй половине 2022 года наблюдалось активное восстановление контейнерного рынка за счет новых игроков, грузопотоков и сервисов, отметили в компании.
Там же добавили, что единственным транзитным рынком с положительной динамикой осталось азиатское направление «Азия - Средняя Азия» за счет перевозок из Южной Кореи в Узбекистан.
Контейнерный рынок России включает в себя внешнеторговый и транзитный контейнерооборот российских портов, внешнеторговый и транзитный контейнерооборот сухопутных переходов на сети РЖД, внутрироссийские перевозки контейнеров по сети РЖД и каботажные перевозки.
«Трансконтейнер» по итогам 2022 года нарастил объем груженых перевозок на 5,1%, до 1,8 млн TEU. В компании отметили, что экспорт вырос на 11,3% и составил 0,7 млн TEU, импорт увеличился на 9,5%, до 0,4 млн TEU. Перевозки во внутреннем сообщении повысились на 1,1% и достигли 0,5 млн TEU.[2]
Сокращение рынка за 8 месяцев на 15%
Российский контейнерный рынок за январь - август 2022 года сократился на 15,6%. Импорт упал на 16%, до 1,3 млн TEU, экспорт - на 21%, до 1,1 млн TEU. Транзитные перевозки выросли на 22%, до 493 тыс. TEU.
Рекорд ввоза контейнеров через дальневосточные порты - 64 тыс в августе
64 тысячи контейнеров ввезено в августе через дальневосточные порты, это исторический рекорд - ФТС.
Только 29% контейнерного парка в России принадлежит отечественным собственникам
В августе 2022 г участники логистического рынка утверждают, что угроза дефицита контейнеров никуда не делась. Только 29% контейнерного парка в России принадлежит отечественным собственникам. 31% контейнеров принадлежит китайцам, а 40% — это контейнеры морских линий, что создаёт риски на фоне санкций некоторых стран после начала спецоперации России на Украине.
2021: Российский рынок контейнерных перевозок за 5 лет взлетел в 1,7 раза
В 2021 году объем контейнерных перевозок грузов в России достиг 73,2 млн тонн, что в 1,7 раза больше в сравнении с 2017-м, когда показатель измерялся 43,9 млн тонн. Такие данные содержатся в исследовании, которое аналитики BusinesStat обнародовали в конце июля 2022 года.
Согласно докладу, в 2020-2021 гг. карантинные ограничения, связанные с пандемией коронавируса COVID-19, существенно замедлили мировую логистику, многие цепочки поставок были нарушены, но сегмент контейнерных грузоперевозок в России продолжал расти. В 2020-2021 гг. в России перевозки грузов в контейнерах увеличились на 18% и 13,3% соответственно.
Основной вклад в рост рынка внесли железнодорожные контейнерные перевозки. Из-за пандемии происходило перераспределение транзитных грузопотоков по маршруту Азия-Европа-Азия с моря на российскую железную дорогу. Железнодорожный транспорт стал наиболее надежным способом перемещения грузов в контейнерах за счет соблюдения сроков доставки и наличия подвижного состава. Субсидирование транзитных железнодорожных контейнерных перевозок государством обеспечило привлекательные тарифы для иностранных заказчиков и достаточную норму прибыли для российских операторов, отмечают исследователи.
По их словам, за 5 лет к 2021 году расширялся ассортимент грузов, подходящих для контейнеризации. В их число стали входить древесина, цветные металлы, сталь, уголь. Эффект низкой базы (на долю контейнеров в 2017-2021 гг. приходилось только 1,4-2,4% российского рынка грузоперевозок) сделал рост рынка стремительным.
Аналитики считают, что введение странами Запада санкций в отношении России из-за проведения военной спецоперации на территории Украины привело к замедлению внешнеэкономической деятельности и масштабной перестройке логистических потоков внутри и вне России. Падение объемов перевозки грузов из-за сокращения импортных, экспортных и транзитных грузопотоков в России меньше всего затронет контейнерные перевозки. [3]