2012/06/18 00:51:34

Константин Королев: Оплата госуслуг как сервис становится реальностью

Летом 2012 года во всех субъектах Российской Федерации официально стартует система межведомственного электронного взаимодействия, которая должна избавить граждан нашей страны от необходимости сбора справок в разных ведомствах. Важным и логическим продолжением должна стать система государственных и муниципальных платежей. О том, как будут работать сервисы по оплате госуслуг, а также об опыте «БСС Инжиниринг» по разработке подобного рода систем, TAdviser рассказал Константин Королев, директор департамента по работе с государственным сектором «БСС Инжиниринг».

Обзор TAdviser "ИТ в регионах России 2012"

TAdviser: Каковы на Ваш взгляд перспективы развития информационных технологий при оказании гражданам государственных и муниципальных услуг?


Константин Королев: С 1 июля этого года вводится в действие система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), позволяющая гражданам при получении государственных и муниципальных услуг не представлять документы, имеющиеся в распоряжении других ведомств. Однако, процесс оплаты госпошлин за услуги, а также штрафов и сборов, по-прежнему остается недостаточно охваченным информатизацией. Решением, на наш взгляд, станет проект, осуществляемый Федеральным казначейством - создание государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП).

В настоящее время администраторы бюджетных средств (например, ФМС, ФССП, ГИБДД и так далее) не имеют оперативного доступа к информации о платежах физических и юридически лиц, внесенных через коммерческие банки РФ. Поэтому они вынуждены требовать квитанцию, подтверждающую произведенный платеж. Введение в действие ГИС ГМП позволяет решить эту проблему. Благодаря внедрению казначейских сервисов банки получают возможность обмениваться информацией с органами государственной власти посредством СМЭВ. При этом число задействованных участников со стороны органов исполнительной власти планируется порядка 30 тыс. Банкам не придется заключать соглашения с каждым ведомством – все необходимые сведения будут предоставляться сервисами ГИС ГМП.

TAdviser: Какие трудности испытывают граждане и организации при оплате госуслуг?

Константин Королев: На данный момент гражданину, желающему получить госуслугу, приходится сначала разыскивать реквизиты, необходимые для заполнения бланка оплаты (переписывать их со стендов в помещениях ведомств, находить на сайтах и форумах в Интернете), потом идти в банк, заполнять квитанцию и производить оплату. В банке реквизиты каждого платежа вновь набиваются сотрудником и отправляются через Центральный Банк Российской Федерации в казначейство. После зачисления платежа на счет в Федеральном казначействе информация о платеже доводится казначейством до заинтересованного ведомства, администратора данных доходов. На каждом этапе этого процесса велика вероятность внесения ошибок, что приводит к нарастанию невыясненных поступлений в бюджет. Вот и получается, что предоставление гражданином оплаченной квитанции является необходимым условием получения госуслуги.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.1 т

TAdviser: Что поменяется в процессе оплаты государственных услуг с внедрением ГИС ГМП?

Константин Королев: С 1 января 2013 года органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя документов и информации об оплате государственной пошлины. ГИС ГМП предоставит информацию об оплате в электронном виде в каждое такое ведомство. Для этого каждый банк обязан к этому сроку подключиться к ГИС ГМП и после оплаты незамедлительно передавать информацию об оплате в Федеральное казначейство. Гражданин при этом может получить информацию обо всех начислениях и долгах перед бюджетом, обратившись в банк любым удобным ему способом (лично, через терминал самообслуживания или систему ДБО) и произвести оплату.

TAdviser: Насколько сложно банкам осуществить процесс подключения к казначейским сервисам в настоящее время?

Константин Королев: Сейчас уже сформирована основная договорная и техническая база, которая позволяет кредитным организациям присоединяться к системе электронного межведомственного взаимодействия и участвовать в проекте федерального казначейства. Затраты на подключение к сервисам, не столь значительны, учитывая те преимущества, что при этом приобретает банк. В настоящее время уже подключились Сбербанк, Газпромбанк, Банк Москвы, QIWI и др.

TAdviser: Насколько глубоко задействованы регионы в этих процессах?

Константин Королев: Многие регионы уже активно включились в этот процесс. К сервисам Федерального казначейства подключаются региональные структуры, в частности, в Волгоградской области подключены Комитет по здравоохранению, Комитет по образованию и науке, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в части обмена информации о начислениях и об уплате госпошлин.

А в ряде прогрессивных регионов уже строятся аналоги подобной ГИС ГМП систем для формирования своей собственной базы данных начислений и платежей, обеспечивающих процесс оплаты региональных и муниципальных услуг, а также других услуг, оказываемых бюджетными учреждениями региона. Эти услуги являются социально значимыми, массовыми, занимающими значительную долю от общего объема услуг, предоставляемых госорганами и бюджетными учреждениями на местах. Например, оплата за детсады, музыкальные школы и т.д. Такие проекты ведутся в Москве, где создается система «РНИП» - Регистрация начислений и платежей, в Белгородской области «РИСОУ» - Региональная информационная система оплаты услуг и др.

TAdviser: Что «БСС Инжиниринг» может предложить регионам в этом направлении?

Константин Королев: В этом направлении для регионов мы предлагаем использовать наше решение «УНП BS-eRegion». Информационная система «УНП BS-eRegion» обеспечивает возможность оплаты государственных (муниципальных) услуг и осуществление иных платежей в адрес органов государственной власти и бюджетных учреждений региона в электронном виде.

Система «УНП BS-eRegion» состоит из автоматизированной системы хранения и учета информации о начислении администраторами сумм к выплате и фактической оплате потребителями государственных (муниципальных) услуг и иных платежей (пошлин, налогов, штрафов, взносов) в адрес органов власти и бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований). Также в нее входит информационно-платежный сервис, обеспечивающий возможность оплаты государственных (муниципальных) услуг и осуществления иных платежей в адрес органов власти и бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) в электронном виде. Система «УНП BS-eRegion», как с методической, так и с технической точки зрения, полностью совместима с «Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах» (действующей согласно поправкам к Федеральному закону №210-ФЗ от 27.07.2010, определенным статьей 20 Федерального закона №162-ФЗ от 27.06.2011).

TAdviser: Приведите, пожалуйста, пример использования этого решения на примере массовой услуги?

Константин Королев: Под контролем муниципального управления образования посредством регионального агрегатора начислений и платежей («УНП BS-eRegion») собирается информация со всех подведомственных дошкольных учреждений для формирования начислений гражданам на оплату посещения их детьми детского сада.

Все региональные начисления агрегируются в системе «УНП BS-eRegion», подключенной к СМЭВ, и передаются в структурированном виде в федеральную ГИС ГМП. Обращаясь к порталу госуслуг или напрямую в банки, граждане могут увидеть все выставленные им начисления и оплатить их. После проведения оплаты гражданами, банки передают информацию о платежах в ГИС ГМП, те же сведения будут доступны и региону в системе «УНП BS-eRegion».

На территориальном уровне в «УНП BS-eRegion» происходит сопоставление (квитовка) выставленных начислений с информацией о произведенных платежах. Информация о платежах становится доступной дошкольным учреждениям, родителям и местному финансовому органу в субъекте. В результате все участники процесса имеют актуальную информацию о суммах, начисленных к оплате за детский сад, и суммах фактических оплат за эти услуги, понимая наличие и размер задолженности. И все это происходит в режиме онлайн.

TAdviser: Что получает регион при внедрении решения «УНП BS-eRegion»?

Константин Королев: При внедрении этого решения в регионе в интересах граждан появляется удобный и надежный механизм оперативной оплаты пошлин, налогов, штрафов, взносов и прочих платежей в адрес региональных и муниципальных учреждений, используя банковские платежные инструменты в защищенной среде по любым удобным для плательщика каналам оплаты - через терминал, кассу, систему ДБО и прочее. Администраторы бюджетных средств получают оперативный доступ к информации о фактически осуществленных платежах физических и юридических лиц, о состоянии задолженности по каждому плательщику.

Финансовый орган субъекта получает эффективную систему учета платежей от физических и юридических лиц в адрес учреждений бюджетной системы субъекта (муниципального образования), в том числе платежей за оказание государственных (муниципальных) услуг. При этом происходит значительное сокращение объема невыясненных поступлений в бюджет и сокращение затрат на администрирование всего потока поступлений. В целом, внедрение системы «УНП BS-eRegion» позволит обеспечить повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг населению в регионе, сделать доступной инфраструктуру и сервисы банковского сообщества. Использование такого решения даст возможность увеличить собираемость доходов в местный бюджет, позволит резко сократить количество ошибок при совершении платежей.

При этом банки, работающие на территории субъекта, значительно расширят свою клиентскую базу за счет всех физических и юридических лиц, вносящих платежи в региональный (местный) бюджет. Внедрение в субъекте системы «УНП BS-eRegion» самым оптимальным образом подготовит и синхронизирует региональные ведомства к работе с федеральной ГИС ГМП.