Как ИТ-компании оценивают импортонезависимость ПО в федеральных и региональных органах власти
Статья входит в обзор TAdviser Импортозамещение программного обеспечения в России.
Импортонезависимость программного обеспечения в федеральных и региональных органах власти, по мнению экспертов отечественных ИТ-компаний, является недостаточной. Согласно опросу, проведенному TAdviser весной 2022 года среди российских вендоров и интеграторов, работающих с госсектором, импортонезависимость ПО в органах власти в среднем оценивается в 50-60%. То есть около половины используемых систем – это зарубежные разработки или решения на их основе, утверждают эксперты.
По словам Константина Лянгузова, руководителя бизнес-единицы по работе с органами государственной власти компании Directum, решение этого вопроса, в первую очередь, ограничивало финансирование. Кому-то мешали более насущные приоритетные задачи, не хватало ресурсов для их решения, а в ряде случаев срок эксплуатации продуктов после последних изменений прошел небольшой, соответственно, не пришло время проводить модернизацию и замещение откладывалось.
В среднем можно говорить об использовании импортнезависимого ПО в госорганах и компаниях с госучастием на уровне 50% к общей массе продуктов. Конечно, этого в текущей ситуации недостаточно, такой показатель не соответствует обозначенным ранее целевым показателям. Но ситуация изменилась. Сегодня это жизненная необходимость. Темпы импортозамещения уже выросли, и если финансирование этой задачи их не задавит, то до середины 2023 может быть достигнут значительный прогресс, - поясняет эксперт Directum. |
Сейчас назвать ПО в федеральных и региональных органах власти независимым нельзя, утверждает Кирилл Дьяков, управляющий партнер Mirapolis. По его словам, в органах власти продолжается использование иностранных сервисов Google, Zoom, Microsoft и многих других. Миграция на российские решения неизбежна, но темпы будут разными, прогнозирует он. Бизнес-критичные системы, блокирующие процессы компаний, будут замещаться в первую очередь. Быстрой миграции не получится, особенно для крупных проектов – нужно время и ресурсы. Если компания использует облачные решения, то для неё риски потери данных высокие, поэтому вероятность скорой миграции на российское решение выше.
С начала программы импортозамещения многие просто провели анализ, поняли масштаб переезда и оставили всё как есть. Сейчас сроки сжаты, а возможности ограничены, поэтому, даже учитывая, что есть полноценные российские аналоги, есть риск ухода в сторону нелицензионного ПО в краткосрочной и среднесрочной перспективе, если законодательно не отрегулировать процесс, - считает Кирилл Дьяков. |
Конечно, оценки экспертов являются субъективными, поскольку они представляют компании, работающие в разных сегментах и с разными классами ИТ-решений. Тем не менее, такой опрос отчасти позволяет сопоставить вендора и то окружение систем, с которыми они сталкиваются при реализации ИТ-проектов. Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
Павел Каштанов, генеральный директор компании «Синтеллект», которая разрабатывает СЭД TESSA, оценивает показатель импортонезависимости госорганов в 60-70%. Он отмечает, что многие российские продукты функционируют на базе иностранного системного ПО – операционных систем и систем управления базами данных. Кроме того, перейдя на российские продукты в части серверного ПО, многие организации продолжают использовать операционные системы и офисные пакеты от Microsoft, зачастую их устаревшие версии. Это привычно пользователям, а массовый переход на новое ПО для тысяч сотрудников организационно сложен, требует резкого усиления службы поддержки и может привести к временному коллапсу в работе.
С документооборотом в этом смысле легче, чем со многими другими классами ПО, так как традиционно на рынке СЭД доминируют решения отечественных производителей, однако здесь тоже есть свои сложности. Если техническая сторона архитектурного решения платформы построена с применением импортных баз данных, могут возникнуть риски. В TESSA в качестве базовых технологий используется платформа с открытым исходным кодом .NET (.NET Core) и свободная СУБД PostgreSQL. Кроме того, нашими технологическими партнерами являются российские компании-производители операционных систем ALT Linux, Astra Linux, РЕД ОС, Alter OS и др., с ними мы проводили серию специальных тестов на совместимость. Также платформа успешно функционирует с альтернативными офисными приложениями (в том числе Р7-офис, LibreOffice, AlterOffice), а полнофункциональный кросс-платформенный веб-клиент обеспечит пользователям доступ ко всем функциям TESSA вне зависимости от вида устройства и используемой операционной системы. Таким образом, если говорить о перспективах полной импортонезависимости, важно осуществлять переход на те решения, которые работают на базе open source технологий, - считает эксперт. |
Александр Назаров, директор по продажам Haulmont, добавляет, что многие организации заменяют различные системы, только когда они устаревают до полной невозможности использования. Это вызвано стремлением сэкономить временные и денежные ресурсы, поскольку при импортозамещении требуется не только приобрести новое ПО, но и провести миграцию данных, модификацию в соответствии с особенностями рабочих процессов и интеграцию с различными системами.
Вдобавок к этому, как для проектов импортозамещения, так и для других, требуется заинтересованное лицо, а именно его подчас и нет в организации: есть назначенные и обязанные, но нет движителя, - говорит Александр Назаров. |
Алексей Перегудов, директор по работе с партнерами компании ЭОС, также представляющей рынок СЭД, предлагает обратить внимание еще на несколько причин, которые не дают переходить на отечественное ПО и из-за которых процент использования зарубежных решений все еще остается неоправданно высоким.
Давайте забудем про деньги, которых всегда нет. И забудем про «неудобно» и «нефункционально». Последнее, тем более, очень дискуссионное понятие. Мы можем поменять операционные системы на рабочих компьютерах сейчас? Да. На всех ПК? Нет. Почему? Потому, что есть используемые исторические приложения, которые не портировать в Linux-среду. Потому, что есть проблема с драйверами периферийного оборудования, которое заменить сейчас не так то и просто. Офисные пакеты заменить можем? Тут, скорее да. Серверные ОС? Можем, но не везде. Средства виртуализации, специализированные прикладные приложения. Есть в ИТ-инфраструктуре вещи, которые не дают это сделать здесь и сейчас. Сможем ли мы этого достичь? Конечно, но придется вспоминать про деньги. Но, честно, ничего не мешает уже сейчас обеспечить работу как минимум 80% государственных служащих только на отечественном программном обеспечении, - считает Алексей Перегудов. |
Ряд экспертов более критично оценивают текущую ситуацию в этой сфере. Так, по данным Александра Белокрылова, генерального директора «Беллсофт», в 80% информационных систем используются зарубежное ПО или Open Source без поддержки.
К сожалению, реалии таковы, что заказчик начинает импортозамещаться после исполнения риска – когда система уже встала, - поясняет он. |
Артем Гришковский, коммерческий директор компании «Триафлай» («Доверенная среда», входит в ГКС), оценивает полную импортонезависимость ПО в органах власти всего в 10%. Он отмечает, что не все российские системы обособлены от иностранных технологий.
Возможность импортонезависимости определяется желанием импортозаместиться – то есть, если есть спрос, то предложение на внутреннем рынке будет сформировано и при этом уже есть серьезные продукты и заделы в области программного обеспечения, что позволяет уже сейчас замещать иностранное ПО и не терять в функциональности автоматизированных задач, - говорит представитель «Триафлай». |
Эксперты из сферы информационной безопасности обращают внимание на отсутствие единых стандартов для системного ПО. Председатель совета директоров «СёрчИнформ» Лев Матвеев, говорит, что главный камень преткновения для импортозамещения – это как раз сложности с операционными системами и базами данных. Отечественные решения есть, качество их улучшается, но отсутствие единых стандартов создает сложности для разработчиков прикладного ПО. Они вынуждены успевать делать версии под каждую вариацию. В случае с операционками – поддерживать десятки разных версий «линуксов».
На практике это значит, что приходится откладывать функциональное развитие собственного ПО и дорабатывать его под эти разные версии операционной системы. Когда импортозамещение было плановым, можно было бы рассчитывать на то, что рынок сам выявит наиболее конкурентоспособное ядро, т.е. останутся по одной СУБД и ОС из наиболее сильных. В нынешней ситуации экстренного импортозамещения и риска, что любая техника превратится в «кирпич», придется этот путь сокращать с помощью регулятора, который по крайней мере для госструктур отберет единую операционку и единую базу данных. Другого выхода, как ускорить процесс замены прикладного софта на отечественный я не вижу, - отмечает Лев Матвеев. |
Руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев добавляет, что в целом говорить об импортонезависимости пока рано, поскольку проблема не решается «нахрапом».
Темпы замещения, конечно, выросли, но, думаю, к полному отказу от западного софта по-прежнему готовы не более 15% госсектора, - считает он. |
Кроме того, по его словам, фактически не решен вопрос с российским «железом».
Без этого, поставь хоть весь российский софт разом, машина остается уязвимой. Например, если иностранный производитель откажется проводить сервисное обслуживание и поставлять компоненты для ремонта и сборки новых гаджетов в Россию. В лучшем случае некоторой независимости от импорта мы достигнем лет через пять, если мобилизуем разработку прямо сейчас. Пока все выглядит так, что многое придется начинать буквально с нуля – взять хотя бы производство микрочипов и другой электроники, без которой уже «встал» выпуск «Эльбрусов» и «Байкалов», - замечает эксперт. |
О недостаточном уровне импортонезависимых решений говорит и Руслан Рахметов, генеральный директор Security Vision. По его оценкам, доля российских программных продуктов и систем собственной разработки, используемых в органах власти, не превышает 50%, а оставшиеся продукты – импортные.
При этом следует учесть, что использование общедоступных Open Source решений, которыми часто замещаются коммерческие зарубежные продукты, также может нести определенную угрозу, поскольку их программные компоненты и модули могут быть модифицированы разработчиком, выполняющим предписания зарубежной юрисдикции. Также в России пока что высока зависимость от зарубежных аппаратных решений, и это является значимым риском, поскольку вслед за западными производителями телекоммуникационного и сетевого оборудования с российского рынка стали уходить и некоторые китайские игроки. О полной импортонезависимости можно будет готовить, когда будет создана комплексная информационная экосистема, обеспечивающая надежное и безопасное взаимодействие между отечественным аппаратным обеспечением, созданным на микроэлектронных фабриках внутри страны, и российскими операционными системами, драйверами, системными утилитами, прикладным ПО и средствами защиты информации, - поясняет эксперт Security Vision. |
И все же хочется закончить на более оптимистичной ноте. А позитива могут добавить некоторые разработчики специализированных решений, у которых дела на почве импортозамещения и импортонезависимости идут более успешно.
Как утверждает Алексей Любимов, генеральный директор 3iTech – компании, которая занимаемся преимущественно речевыми технологиями и решениями для обработки неструктурированных данных, в этой сфере изначально заказчики чаще всего рассматривали именно российское ПО, независимо от курса на импортозамещение. По его словам, только российский вендор может обеспечить по-настоящему высокий уровень распознавания на русском языке. И даже при прочих равных, разница в стоимости с зарубежным решением отличается на порядок. Также нужно не забывать про обработку персональных данных. Российские вендоры здесь всегда имели преимущества.
Если говорить об инженерном ПО и об обеспеченности государственных и региональных структур в контексте требований Постановления Правительства Российской Федерации № 331 от 05 марта 2021 года, то чем дальше от центра, тем вопросы с импортозамещением решаются лучше, говорят в группе компаний «СиСофт» (CSoft). Это связано с тем, что западные решения, которые во многом противоречат отечественному законодательству, не успели проникнуть в регионы. Кроме того, большую роль здесь сыграли решения Правительства России о внедрении в проектно-строительной отрасли технологий информационного моделирования.
В части видеосвязи можно утверждать, что полная импортонезависимость уже практически реальность. Российские заказчики из госсектора были вынуждены искать отечественные аналоги систем ВКС еще в 2014 году, чтобы в первую волну санкций заменить устаревшее оборудование или расширить уже имеющиеся сети, в большинстве случаев построенные на ПО и оконечном оборудовании иностранных вендоров – Poly (Polycom), Cisco, Lifesize, Avaya и др. После указа президента в марте 2022 года, запретившего использовать иностранное ПО на объектах КИИ, выросло число обращений от ведомств, которые еще по каким-то причинам полностью не перешли на отечественную ВКС, либо им потребовались дополнительные лицензии для масштабирование инфраструктуры, отмечают в компании Vinteo.
В большинстве случаев на рынке российского софта ситуация уже сейчас позитивная - он качественный, конкурентоспособный и, как правило, дешевле импортных аналогов. Фактически при переходе на отечественное ПО заказчик уже полноценно работает и не несет убытки, а еще и может сэкономить, - добавляет Дмитрий Серый, заместитель директора и соучредитель компании Vinteo. |
Оптимистично оценивает перспективы и Владимир Залеский, управляющий партнер FIS. По его словам, прошедшего с 2014-2015 годов времени было достаточно, чтобы в массе сменилось поколение систем, а пришедшие на замену системы изначально проектировались на российских или open source технологиях.
Про перспективы полной импортонезависимости ПО в органах власти можно говорить в позитивном ключе. Нет ничего такого, что было бы непреодолимым, особенно если есть время и соответствующее финансирование. Плюс российские программисты и разработчики – одни из самых профессиональных, компетентных и востребованных в мире, - говорит эксперт. |
В BIA Technologies считают, что госсектор на сегодня в гораздо меньшей степени зависим от западных разработок, чем остальные, поскольку в нем изначально устанавливался преимущественно отечественный софт.
Тот немногий иностранный, что присутствует в органах власти, можно будет относительно безболезненно и достаточно быстро заменить. Это может занять от полугода до полутора лет, - полагают в компании. |
Читайте также
- Импортозамещение программного обеспечения в России.
- Драйверы ИТ-импортозамещения в России
- Перспективы импортозамещения ПО в России
- Как ИТ-компании оценивают импортонезависимость ПО в федеральных и региональных органах власти
- Обзор: Импортозамещение информационных технологий в России 2021
- Главные проблемы и препятствия импортозамещения ИТ в России
- Преимущества замещения иностранных ИТ-решений отечественными
- Основные риски импортозамещения ИТ
- Импортозамещение информационных технологий: 5 "За" и 5 "Против"
- Как импортозамещение ИТ сказалось на бизнесе иностранных вендоров? Взгляд из России
- Как запуск реестра отечественного ПО повлиял на бизнес российских вендоров
- Какие изменения происходят на российском ИТ-рынке под влиянием импортозамещения
- Импортозамещение информационных технологий: 5 "За" и 5 "Против"
- Оценки перспектив импортозамещения в госсекторе участниками рынка
- Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе
- Импортозамещение вычислительной техники и микроэлектроники
- Импортозамещение в России
- Импортозамещение в сфере информационной безопасности