2016/09/12 14:25:04

Импортозамещение информационных технологий: 5 "За" и 5 "Против"

Аналитический центр TAdviser при поддержке группы компаний «АйТи» в сентябре 2016 года провел исследование стимулирующих и сдерживающих факторов импортозамещения в сфере информационных технологий.

«
Смена подходов к информатизации в связи с требованиями импортозамещения - это задача не простая, особенно в ситуации, когда существуют большие работающие системы, развитие которых должно быть непрерывным, а функционирование - стабильным. Поэтому нам представлялось важным понять отношение к этой задаче со стороны ИТ-директоров, - говорит председатель совета директоров ГК «АйТи» Тагир Яппаров.
»

Исследование, проведенное TAdviser, базируется на опросе ИТ-директоров федеральных и региональных ведомств. Респондентам задавались три вопроса – о стимулах, о сдерживающих факторах и о приоритетных направлениях импортозамещения. В результате был составлен перечень практических причин, замедляющих импортозамещение, а также определены факторы, позволяющие прогрессировать в этом направлении.

5 причин, почему импортозамещение в ИТ никак не начнется


Image:Pl_min_670_min.jpg



  • 1. Нет денег на доработки связанных систем, переобучение персонала
  • 2. Нет достойных альтернатив среди российских продуктов, слабая осведомленность об историях успешной миграции
  • 3. Нет санкций за использование иностранных продуктов
  • 4. Есть риски сбоев информационных систем в период перестройки/миграции
  • 5. Есть привычка работать с проверенными поставщиками, с проприетарными лицензиями


На протяжении последних десятилетий в создание и развитие информационных систем органы власти вложили сотни миллиардов рублей. В условиях роста экономики и стабильных международных отношений о применении российских продуктов для построения систем задумывались крайне редко. Исключением была разве что сфера информационной безопасности. Метавселенная ВДНХ 3.2 т

В результате многое из внедренного прикладного ПО функционирует на импортных СУБД и операционных системах, федеральные системы зачастую требуют от регионов передачи информации в проприетарных форматах импортного ПО, в ведомствах создано огромное количество шаблонов в Word и Excel, объясняет министр информационных технологий и связи Челябинской области Александр Козлов.

Чтобы заменить зарубежное проприетарное системное ПО, необходимо провести модернизацию используемых прикладных информационных систем, что требует существенных финансовых затрат, добавляют в ИТ-департаменте Ярославской области.

Но бюджета на переделку информационных систем ни у регионов, ни у федеральных властей, как правило нет. Кроме того, по словам Александра Козлова, в случае миграции на новые решения возникает необходимость переобучать персонал: как пользователей, так и администраторов.

Госинвестиции в импортные продукты уже сделаны, а объяснить проверяющим органам необходимость новых, зачастую, повторных вложений при переходе на отечественное ПО практически невозможно, добавляет заместитель руководителя Росимущества Денис Солодовников.

Еще один фактор, тормозящий процесс, по его словам, заключается в отсутствии персонифицированных санкций и санкций ведомств за неисполнение мероприятий, иными словами, необязательность реализации таких задач.

К тому же у государственных ИТ-директоров сформировалась привычка к реализации задач через покупку проприетарного программного обеспечения (лицензий), ведь последние 20 лет их убеждали, что всё иностранное лучше, считает Игорь Скобелев, директор департамента и связи Краснодарского края.

Но и достойную альтернативу среди предложений отечественных разработчиков найти не всегда возможно, говорит Солодовников. Тут, по его словам, с одной стороны наблюдается лень заказчиков, а с другой - неумение делать что-то новое компаниями-разработчиками.

На отсутствие развитых отечественных или свободных системных программных продуктов по ряду направлений обращают внимание и в Ярославской области. Еще одна проблема - отсутствие сертификата ФСТЭК для наиболее развитых СПО-продуктов, что также накладывает ограничения на их использование в ведомствах.

Некоторые респонденты среди причин, тормозящих импортозамещение, выделяют риски сбоев вследствие использования сырых российских продуктов.

«
Мы должны быть уверены, что все системы будут работать штатно, без потери функциональности, при этом будет обеспечена совместимость всего необходимого софта, - резюмирует министр ИТ и связи Кировской области Александр Зорин.
»

5 стимулов, побуждающих госорганы к импортозамещению


Image:Pl_min_670_pl.jpg



  • 1. Нормативно-правовые акты, поручения президента, постановление правительства, решения рабочих групп
  • 2. Возможность сэкономить за счет перехода на свободное или более дешевое российское ПО
  • 3. Возможность получить дополнительный бюджет для реализации проектов импортозамещения
  • 4. Возможность влиять на развитие продуктов, выше скорость адаптации продуктов к нуждам конкретных заказчиков
  • 5. Безопасность и независимость от политики крупных иностранных корпораций


Законодательные ограничения и недавно принятые нормативно-правовые акты являются основным стимулом, заставляющим госорганы заниматься импортозамещением. В то же время, ряд респондентов выделяют и другие факторы.

Челябинская область за счёт перехода на свободное ПО пытается сэкономить. Кроме того, импортозамещение - это возможность получить бюджет на обновление компьютеров и оргтехники, говорит Александр Козлов.

Игорь Скобелев из Краснодарского края отмечает, что важным стимулом является возможность влияния на развитие продукта и скорость адаптации российских разработчиков к нуждам госсектора.

Безусловно, переход на российское ПО должен иметь явную полезность как с точки зрения информбезопасности, так и экономической эффективности, добавляет Александр Зорин из Кировской области.

В федеральных ведомствах к побудителям импортозамещения относят также санкционные риски и зависимость от лицензионной политики зарубежных вендоров. «Не хочу платить за воздух или за бренд», - объясняет один из респондентов. В Минтрансе опасаются скрытых возможностей иностранных продуктов.

Опрошенные TAdviser госорганы готовы применять российский или свободный софт, преимущественно, при старте новых проектов (когда нет унаследованной зависимости), и тут категория софта зависит от специфики проекта.

В то же время, уже стартовал ряд проектов полномасштабной миграции, хотя на них пока осмеливаются немногие. Чиновники ждут комплексных российских решений, протестированных, проверенных в деле.

«
«За последние 25 лет возникло общее рыночное понимание того, что в определенных сферах российских продуктов нет, - рассуждает Тагир Яппаров. - Сложившийся технологический ландшафт долгое время оставался стабильным, и понятно, что его изменения требуют больших финансовых и организационных усилий. Поэтому сдержанная и даже негативная первая реакция на требования импортозамещения – вполне понятна».
»

Тагир
Яппаров
Зачастую при импортозамещении заказчики фокусируются на новых задачах

При этом есть ниши, где российские технологии либо играют заметную роль, либо даже доминируют, продолжает председатель совета директоров «АйТи».

«
«Мы сталкиваемся с ситуациями, когда отечественные продукты более эффективны, и часто их можно внедрять за деньги, которые необходимо вкладывать в техническую поддержу иностранных аналогов. В нашей практике есть такие проекты с заменой иностранных систем документооборота на свободные решения. Также с одним из клиентов мы обсуждаем замену SAP HR на «БОСС Кадровик» по аналогичной схеме».
»

Смена платформ несет определенные риски, соглашается Яппаров, но крупные российские разработчики готовы гарантировать непрерывность работы и понимают, как этими рисками управлять.

Другая ситуация – когда есть задачи, которые еще не автоматизированы. И здесь у российских компаний есть возможность реально конкурировать с иностранными продуктами, добавляет эксперт.

«
Поэтому зачастую при импортозамещении заказчики фокусируются на новых задачах. Они с осторожностью относятся к тому, что уже работает, но с большим интересом обсуждают новые возможности и новые решения, которые есть на российском рынке. Например, наш продукт WorksPad решает задачи, которые сейчас только ставятся заказчиками.
»

Самая сложная ситуация с технологиями, в которые российские компании раньше не инвестировали и где сформировался зрелый рынок зарубежных игроков. Но пример «МойОфис» показывает, что россияне инвестируют и в таких ситуациях.

«
Здесь важно, чтобы был достаточно большой временной период поддержки российских производителей. Такие модели поддержки работают не только у нас. Например, в США компания RedHat первые годы получала финансирование от силовиков, в Германии SAP на заре своей истории жила за счет заказов от бюджетных организаций немецкого рынка.
»

Долгосрочная поддержка со стороны заказчиков, по мнению Тагира Яппарова, очень важна игрокам рынка. Это позволяет заниматься долгосрочным планированием и повышать зрелость продуктов в общих интересах.

93