Содержание |
Основная статья: Реклама (рынок России)
2022
Госдума отклонила законопроект о едином операторе наружной рекламы и объявлений в интернете
Госдума на пленарном заседании 8 ноября 2022 года отклонила законопроект о едином операторе цифровой рекламы. Депутаты единогласно проголосовали за это решение.
Данный вопрос мы достаточно подробно обсуждали на Совете Государственной думы. По мнению всех фракций, законопроект должен быть отклонён. Государственная дума принимает ответственное решение, — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. |
В случае принятия законопроекта (его автором является депутат Артем Кирьянов) правительство могло получить полномочия по созданию единого оператора цифровой рекламы, который будет управлять и контролировать все рекламные экраны и классифайды. Рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем должны предоставлять сервису данные об интернет-рекламе в течение 20 дней с даты ее появления в сети.
Представители отрасли выступали против принятия законопроекта. По их мнению, создание единого оператора могло привести к дезорганизации бизнес-процессов и росту расходов на документооборот. Метавселенная ВДНХ
Резолюцию против законопроекта Кирьянова подписали девять членов Ассоциации владельцев билбордов. Как отмечает РБК, подпись под резолюцией не поставила группа Russ Outdoor, которая могла претендовать на роль оператора, так как она соответствует всем перечисленным в законопроекте требованиям: компания является российским юрлицом и «системообразующей организацией», и ей принадлежат собственные рекламные конструкции на объектах транспортной инфраструктуры. В Russ Outdoor сочли инициативу Кирьянова значимой в связи с событиями на Украине, но подчеркнули, что проект требует доработки.
Как отметила основательница маркетингового агентства «Брусника» Теххи Полонская, от законопроекта могли бы выиграть крупнейшие игроки на рынке цифровых рекламных щитов — компании Russ Outdoor и Gallery, но малый бизнес получил бы новые трудности. [1]
Максут Шадаев раскритиковал закон о едином операторе цифровой рекламы
10 августа 2022 года стало известно о позиции Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в отношении идеи создания в стране единого оператора цифровой рекламы. По мнению главы ведомства Максута Шадаева, наделение одной компании преференциями по размещению как наружной рекламы на цифровых рекламных конструкциях, так и объявлений физических лиц на электронных досках объявлений в интернете, фактически приведет к монополизации и деградации этого рынка.
Соответствующее письмо Шадаев отправил в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), об этом пишет РБК со ссылкой на документ. Его отправку в антимонопольное ведомства изданию подтвердил представитель Минцифры. Министр считает, что содержание этого законопроекта выходит за рамки закона о рекламе в попытке регулировать сервисы объявлений, которые уже регулируются законами об информации и о персональных данных.
Принятие такого законопроекта спровоцирует монополизацию рынка цифровой рекламы, так как требованиям, указанным в нем, будет соответствовать минимальное количество компаний. Максут Шадаев отметил затратность реализации законопроекта. Глава Минцифры также считает, что в условиях монополизации рынка возрастут издержки рекламодателей, а вслед за ними — стоимость рекламируемых товаров и услуг.
В своем письме Шадаев предложил вычеркнуть из законопроекта нормы, направленные на регулирование работы классифайдов и сервисов объявлений.
С критикой законопроекта о едином операторе цифровой рекламы выступили более 60 организаций, в числе которых «Авито», Gallery, Nord Star, Sunlight Outdoor. Представитель «Авито» заявлял, что принятие законопроекта и включение в него классифайдов станет катастрофой для отрасли и сигналом отсутствия диалога с российским бизнесом. [2]
«Сбер», «Цифровая экономика» и «Сколково» выступили против закона о едином операторе рекламы
В августе 2022 года АНО «Цифровая экономика», «Яндекс», «Сбер», фонд «Сколково» и «Авито» направили председателю Госдумы Вячеславу Володину письма, в которых выступили против закона о едином операторе рекламы. По мнению авторов обращения, создание единого оператора цифровых рекламных конструкций выходит за рамки предмета правового регулирования закона «О рекламе», создает риски создания монополии и распространения недостоверной информации в интернете с нарушением законодательства.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо АНО «Цифровая экономика», деятельность физических лиц по поиску контрагентов, а также по продаже или покупке товаров, работ и услуг в личных и бытовых целях осуществляется в соответствии с Конституцией и положениями Гражданского кодекса. Таким образом, они не входят в сферу применения закона о рекламе, но случае принятия законопроекта он будет регулировать и эти сферы, пояснили авторы письма.
Законопроект, создавая необоснованные преференции для бизнеса единого оператора, не несёт дополнительной пользы для государства, рынка и граждан. С учётом изложенного законопроект не поддерживается банком, — отмечается в «Сбера». |
В «Яндексе» считают предлагаемое регулирование классифайдов избыточным и подчеркнули, что подобные инициативы важно обсуждать со всеми игроками ИТ-рынка и учитывать баланс интересов всех сторон.
Поправки о едином операторе 8 июля 2022 года внес в Госдуму депутат Артем Кирьянов, спустя неделю они были приняты в первом чтении.
Согласно поправкам, цифровая наружная реклама и электронные объявления физлиц должны размещаться только через ресурс, который будет под контролем единого оператора. Он же будет проверять, соответствует ли реклама законодательству, устанавливать цены на размещение и охранять персональные данные пользователей. [3]