2010/02/21 15:44:53

Внедрение ERP-системы «КОМПАС» в ОАО «АК «Туламашзавод»

В декабре 2005 года стартовал проект компании «КОМПАС» на Туламашзаводе, первый этап которого завершился уже через восемь календарных месяцев автоматизацией всех учетных функций. Сейчас, в рамках второго этапа, идёт работа по автоматизации собственно управления производством. Примечательной особенностью проекта является то, что в его рамках отечественная ERP-система «КОМПАС» эффективно заменила решение SAP R/3, считающееся лидирующим в мире.

Данные о заказчике

«Акционерная компания «Туламашзавод» является одним из крупнейших предприятий военно-промышленного комплекса России, которое производит вооружение для сухопутных войск и военно-морского Флота. Традиционная сфера его деятельности – выпуск артиллерийского вооружения кораблей различных типов: 30-мм артустановки АК-306, АК-630М, а также уникальный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан». Кроме того, завод выпускает широкий спектр гражданской продукции: лазерное оборудование, дизельные двигатели, перфораторы, мотокультиваторы и другие изделия.

Штат компании насчитывает около 4000 человек. Характерной чертой завода является широкий спектр применяемого оборудования, в результате чего инвентарная картотека включает около 100 000 единиц основных средств.

Предпосылки проекта

ОАО «АК «Туламашзавод» было одним из первых отечественных предприятий, ставших клиентами немецкой компании SAP AG. По неподтверждённым данным, первый проект комплексной автоматизации начался здесь ещё в 1994-1995 году и выполнялся на базе системы SAP R/2. Впоследствии, около 2000 года, было осуществлено её обновление и перевод на платформу SAP R/3. При этом предприятие входило в число референтных клиентов компании SAP в России и СНГ.

Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.1 т

Но, очевидно, немецкая ERP-система так и не «прижилась» в компании. По утверждениям участников проекта внедрения системы «Компас», за всё время использования бизнес-приложений SAP на «Туламашзаводе» так и не удалось автоматизировать многие необходимые функции. Например, учет кадров велся в системе R/3, но расчет заработной платы производился с помощью нескольких программ, разработанных специалистами ИТ-департамента предприятия.

По данным, самостоятельно собранным TAdviser, участники рынка называют две возможные причины смены SAP R/3 на ERP-систему «Компас». Одна из них – решение SAP оказалось слишком сложным для ИТ-службы предприятия, для его поддержки и развития необходимо было постоянно привлекать партнёров SAP, что влекло дополнительные затраты и противоречило подходу компании «внедрять и вести всё самим». В качестве другой возможной причины называют наметившуюся тенденцию к отказу от иностранных программных решений в отечественном ВПК. Сторонники этой точки зрения полагают, что «АК «Туламашзавод» является в этом смысле только «первой ласточкой», и примеру этой компании последуют и другие оборонные предприятия.

Возможно, для принятия решения о внедрении отечественного решения было достаточно официально названной причины, а возможно свою роль сыграли и два других названных фактора.

Выбор решения

Компания-заказчик не раскрывает данных о процедуре выбора конкретной ERP-системы для автоматизации своих бизнес-процессов, но можно предположить, что программное решение было выбрано либо в результате экспертной оценки, либо в результате закрытого тендера. По мнению TAdviser в качестве альтернативных решению от «Компас» вариантов вполне могли рассматриваться такие решения, как «Парус», «Галактика ERP», «1С: Управление производственным предприятием 8.0» и, если не ограничиваться только отечественными разработками, Microsoft Dynamics AX, SyteLine (сейчас Infor ERP SL), QAD MFG/PRO (сейчас QAD Enterprise Applications 2007), IFS Applications, SSA ERP LN (ранее BAAN ERP), Oracle E-Business Suite.

По словам представителей «Компас» на выбор решения «КОМПАС MS ЭЛИТ» (именно оно было выбрано для проекта на «Туламашзаводе») повлияли следующие три особенности предложения отечественного поставщика:

  • полное соответствие функциональным требованиям заказчика (система «может» всё, что необходимо предприятию);
  • простота развёртывания, настройки и администрирования ERP-решения собственными силами заказчика (многие специфические задачи решались и решаются силами ИТ-специалистов завода посредством мощного инструмента визуальной настройки «Мастера КОМПАСА».);
  • компания «КОМПАС» на шесть месяцев предоставила Заказчику право на бесплатное использование лицензий на все подсистемы (не более чем с 5 компьютеров одновременно), что позволило ИТ-специалистам Заказчика полностью убедиться в полноте функционала и качестве ERP-системы «КОМПАС»;
<p class="title">Ход проекта внедрения

Внедрение началось в декабре 2005 г. Уже в конце января 2006 г. была сдана в опытную эксплуатацию подсистема «Управление персоналом», с помощью которой осуществлялся кадровый учет и расчет заработной платы. Для проверки и перестраховки Заказчик в течение трех месяцев проводил параллельные расчеты заработной платы посредством старого продукта и ERP-системы «КОМПАС» для всех 4000 сотрудников.

Полностью первый этап проекта, обеспечивший автоматизацию всех учетных функций, был выполнен за восемь календарных месяцев, включая летнюю паузу, сделанную по просьбе Заказчика (т.е., фактически, за 5-6 месяцев). Высокие темпы внедрения были обусловлены, среди прочего, и тем, что Заказчик принял решение об отказе от переноса в ERP–систему «КОМПАС» множества мелких, привычных для пользователей визуальных решений и печатных форм из эксплуатировавшихся ранее программных продуктов. Это же обеспечило и соответствие начальному бюджету проекта, так как не потребовалось никаких программных доработок ERP–системы для решения специфических задач Заказчика.

Параллельно с выполнением первого этапа были составлены технические задания на внедрение подсистемы «Управление затратами» и модуля «КОМПАС: Бюджетирование». Эти задачи включены во второй этап реализации проекта. В данный момент силами сотрудников «Туламашзавода» в «КОМПАСе» настроено 90% алгоритмов формирования статей бюджетирования. Проведены тестовые расчеты.

Кроме того, во второй половине 2006 г. компания «КОМПАС» подготовила для ОАО «АК «Туламашзавод» контрольный пример по автоматизации управления производством. В результате реализации контрольного примера на базе реальных данных, предоставленных Заказчиком, были определены масштабы этой части проекта автоматизации. Подписан договор на приобретение 15 лицензий «КОМПАС: Управление производством» и внедрение этой подсистемы, в процессе которого будет реализована стыковка с работающей на предприятии PDM-системой. Автоматизацию управления производством планируется завершить до конца 2007 г.

Результаты внедрения

По завершении первого этапа на базе ERP-системы «КОМПАС MS ЭЛИТ» были автоматизированы: бухгалтерский учёт; складской и материальный учет; учет основных фондов; учет специальных активов; учет кадров; расчет заработной платы; оформление нарядов; начисление заработной платы на банковские карточки; сдача индивидуальных сведений в ПФ и ФНС в электронном виде. Это было достигнуто в результате внедрения модулей: "Управление персоналом", "Учет кадров", "Управление трудовыми ресурсами", "Управление финансами", "Бюджетирование", "Управление закупками, запасами, продажами" и"Учет специальных активов".

Все функциональные блоки были введены в промышленную эксплуатацию. Сейчас система на предприятии заказчика, в соответствии с лицензионным соглашением, обеспечивает одновременный доступ к любым модулям с 55 рабочих мест (общее число автоматизированных рабочих мест не ограничено).

Данные, необходимые для функционирования всех подсистем, поступают непосредственно с мест возникновения (цеха, отделы, склады и т.д.) и заносятся в ERP-систему один раз.

В процессе выполнения второго этапа проекта уже ведется тестовая эксплуатация подсистемы «Управление производством».

Среди частных результатов выполненных этапов проекта внедрения ERP-системы можно отметить следующие. Как следствие большого количества расчетных счетов завода, сосредоточенных в различных банках, была произведена настройка связи с шестью системами типа «клиент – банк».

При внедрении подсистемы «КОМПАС: Управление персоналом» была настроена новая разновидность наряда на выполнение работ, соответствующая историческим традициям завода и использующая многофакторное распределение заработной платы между рабочими. Принципы распределения зависят от таких исходных данных, как разновидность выполняемой работы, шифр и счет затрат, категория персонала и др. Для реализации сложного алгоритма всем работам в справочнике были поставлены в соответствие различные коды начислений. В целом, зарплата сотрудникам завода теперь рассчитывается более чем по 150 кодам начислений и удержаний.

В ходе внедрения подсистемы «КОМПАС: Управление закупками, запасами и продажами» параллельно с учетом по номенклатурному номеру был организован учет по принятому на заводе классификатору материалов.

В рамках внедрения подсистемы «КОМПАС: Управление закупками, запасами и продажами» были реорганизованы бизнес-процессы учета материалов в цехах. Если раньше все материалы, передающиеся в цех, тут же списывались в производство, то теперь они передаются в виртуальные «цеховые кладовые», откуда списываются в производство в полном соответствии с реальной жизнью. Таким образом, удалось добиться точного учета неиспользованных остатков материалов.

В процессе внедрения ERP-системы было выполнено несколько «подпроектов» по миграции данных. В частности, комплексный импорт данных из разнородных программных продуктов в подсистему «КОМПАС: Управление персоналом» и «перегрузка» в БД «КОМПАС» около 100 000 инвентарных карточек основных средств для дальнейшего использования в подсистеме «КОМПАС: Управление активами».

Особенности проекта

В первую очередь, это первый широко известный проект, в ходе реализации которого была произведена замена внедренного зарубежного программного продукта SAP R/3, являющегося мировым лидером среди ERP-систем, на отечественную ERP–систему.

Также, особенностью проекта является уже упомянутая выше оперативность внедрения – девять функциональных блоков ERP-системы были полностью развёрнуты и внедрены, фактически, за полгода.

Кроме этого, проект отличается и масштабами и сложностью – при помощи решения «Компас» была автоматизирована хозяйственная деятельность одного из крупнейших предприятий российского ВПК.

Изображение:CNews_Awards.jpg
Также, проект внедрения «КОМПАС MS ЭЛИТ» в ОАО «АК «Туламашзавод» был отмечен, как лучший проект года в номинации «Эффективная промышленность» конкурса CNews Awards 2007.