2013/08/14 18:59:30

Андрей Чучелов: Мы научим всех общаться на языке электронных сервисов

Автоматизация госсектора тема далеко не простая: тотальная информатизация регионов, последовавшая за запуском Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на федеральном уровне в 2012 году, выявила среди локальных правительств как лидеров, так и аутсайдеров по части ИТ, вскрыла ряд сложностей, а также обозначила вектор развития целой индустрии на ближайшие годы. Об актуальных задачах развития ИТ в госструктурах и опыте «БСС Инжиниринг» в этой области TAdviser рассказал генеральный директор компании Андрей Чучелов.

TAdviser: Андрей, в BSS исторически существовало сильное направление системной интеграции, и вдруг два года назад из структуры компании был выделен «БСС Инжиниринг». Это был ответ на спрос со стороны госсектора на определенные решения, или компетенция BSS в этой области достигла критической массы, так что ей решили придать самостоятельную форму?



Андрей Чучелов: И то и другое. Первоначальной задачей было выделить и обособить направление системной интеграции, переняв у БСС устоявшуюся культуру производства, наработанные годами технологии дистанционного взаимодействия и обработки массовых транзакций, и добавив гибкости и оперативности в решении нестандартных, индивидуальных задач заказчика. Фактически, ориентир был взят на выполнение сложных интеграционных проектов в финансовом секторе.

Но жизнь, как всегда, диктует свои условия. «Электронизация всей страны», начавшаяся благодаря принятию некоторых законов, приоткрыла этот рынок для ИТ-компаний. Мы приняли участие в одном пилотном проекте, нам понравился масштаб задач и перспективы, возможность привнести в этот сектор то, что было отработано с банками, развить и приумножить свои компетенции, а также принять некий вызов – госконтракты, как известно, специфичны и не терпят переноса сроков.

Был период, когда значительная часть ресурсов компании занималась только проектами в госсекторе, в основном для автоматизации межведомственного электронного взаимодействия. Как результат – 10 регионов от Москвы до Якутии. Самое интересное происходит сейчас - мы предлагаем финансовому сектору новые продукты и услуги, наработанные с государственными структурами. Обладая компетенциями в сферах государственной и финансовой автоматизации, мы предлагаем банкам новые интересные решения, которые сегодня отвечают самым последним трендам, позволяют решать текущие задачи с прицелом на будущее.Метавселенная ВДНХ 3.3 т

TAdviser: Начало работы «БСС Инжиниринг» на рынке пришлось на бум внедрений решений и сервисов, связанных с запуском СМЭВ в июле 2012 года. За прошедшие с этого момента почти двенадцать месяцев изменился ли основной вектор автоматизации в госсекторе?

Андрей Чучелов: Если коротко, то вектор не изменился, но бум прошел. Федеральный закон №210-ФЗ – действительно мощный стимул для развития информационной инфраструктуры государства. Вектор развития задан в правильном направлении: информационное общество, прозрачность процессов, удобство для граждан.

Однако, большие расстояния, различный уровень развития и финансирования регионов и прочие особенности, в значительной мере замедлили информатизацию. Основной целью закона было прежде всего создание удобства для граждан, но «на местах», к сожалению, в основном отработали для галочки. Помимо принятия законов, необходимо контролировать их исполнение по различным критериям, применять систему мер поощрения и взыскания к ответственным лицам. Этого нет или практически нет.

Нет и рынка, открытого и прозрачного. Рынка, который должен двигать и развивать, отбирая лучшее. Происходит подмена понятий: регуляторы становятся монополизаторами, а регионы остаются без альтернативы. Им навязываются шаблонные концепции, поставщики, облачная автоматизация, без учета уникальности каждого региона.

Можно долго дискутировать о подходах и способах реализации тех или иных подзаконных статей. Тем не менее, есть лидеры и есть отстающие. Те ведомства и регионы, которые смогли найти разумный компромисс, не побоялись обоснованно применить локальные решения, сегодня в лидерах и готовы решать новые задачи собственными силами. Выросли менеджеры, подготовлена собственная инфраструктура и специалисты. А те, кто ждал «манны небесной» - облачных готовых решений, так и ждут их.

Тем временем, задач много и они интересны – мы начинали с информационных сервисов, сегодня уже оказываются электронные государственные услуги, начинаются процессы электронизации денежных расчетов с государством, в связи с чем начинается активное вовлечение финансового сектора в эти процессы.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, вкратце о тех решениях и услугах, которые вы предоставляете государственным заказчикам? На какой платформе они реализованы и какие преимущества в себе несут?

Андрей Чучелов: Если говорить в целом, наши решения обеспечивают электронное взаимодействие и обработку транзакций. Реализованный в них сервис-ориентированный подход, позволяет обеспечивать взаимодействие любых информационных систем заказчиков. А заказчикам без информационных систем такой подход позволяет предложить удобные графические интерфейсы.

Таким образом, учитывая пожелания клиентов, их специфику и уровень развития ИТ-инфраструктуры, мы научились создавать решения на различных программно-аппаратных платформах ведущих вендоров, а также на открытых системных платформах. Все это позволяет наиболее эффективно, адекватно с точки зрения затрат для клиентов решать их задачи.

Регионам, наша компания предлагает линейку продуктов «BS-eRegion» для создания единого пространства электронных услуг. Например, информационная система «Среда Гарантированной Доставки» («СГД») предназначена для автоматизации межведомственного документооборота в регионах.

Информационная система «Учет начислений и платежей» («УНП») позволяет ведомствам и организациям региона выполнить требования 210-ФЗ, в части, касающейся ГИС ГМП. Помимо взаимодействия с ГИС ГМП система «УНП» может использоваться для хранения информации о платных услугах бюджетных и коммерческих организаций региона и являться базой для реализации системы удобной оплаты государственных, муниципальных и коммерческих услуг на региональном портале.

Полноценную оплату услуг на региональном портале позволяет реализовать система «Универсальный Платежный Шлюз» («УПШ»), путем обеспечения интеграции с различными платежными инструментами, такими как: банковские карты, системы интернет-банкинга, электронные кошельки и т.д.

Учет предоставления услуг и оплаты товаров при помощи средств персональной электронной идентификации, таких как электронные платежные карты, социальные карты, позволяет организовать информационная система «Универсальный Процессинговый Центр» («УПЦ»).

TAdviser: Если говорить о внедрениях, то в какой отрасли сейчас ваша практика развивается более активно - в сфере финансов или госсектора? Насколько сложно бывает получить госконтракт и его исполнить? Применительно к госпроектам часто говорят, что они обладают особой спецификой, например, могут возникнуть сложности с оперативным реагированием заказчика на изменения в проекте и так далее. Что по-вашему сейчас представляет главную сложность при внедрении в государственных организациях? Какие препятствия и пути их преодоления вы видите?

Андрей Чучелов: Наша практика одинаково активно развивается и в государственном и в финансовом секторе. Технологически мы находимся на стыке, обеспечиваем взаимодействие, совместимость форматов и процедур.

Если говорить о качественных и количественных показателях портфеля проектов, то банковские проекты, как правило, небольшие и краткосрочные, требуют оперативного реагирования и быстрых результатов. В госсекторе проекты масштабные и долгосрочные. Соответственно, работа с госсектором предполагает более длительную подготовку и проработку документации, оценку возможностей компании по выполнению всех требований заказчика, и только после этого принятие решения об участии в тендере.

Специфика этого рынка не всегда позволяет добиться получения желаемого контракта. Как правило, стоимость является ключевым критерием отбора исполнителя, а не качество, сроки или реальные компетенции исполнителя. Отсюда результаты проектов не всегда предсказуемы для заказчика. Более того, крайне зарегулированные процедуры изменения условий контракта, не дают возможности оперативно реагировать на изменения окружающей среды (изменение законов, форматов взаимодействия, других регуляторных воздействий) и, в конечном итоге, не всегда позволяют добиться желаемого.

TAdviser: Можете ли вы перечислить крупнейшие внедрения решений «БСС Инжиниринг» в госсекторе за 2011-2012 годы? Сколько пользователей в совокупности уже работают в системах семейства «BS e-Region»?

Андрей Чучелов: Наши системы работают в ряде субъектов, таких как: Волгоградская, Ульяновская, Курская, Московская область, город Москва, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия) и т.д. Технологические возможности наших систем позволяют охватить всех участников процесса электронного взаимодействия, независимо от уровня развития их ИТ-инфраструктуры. Мы умеем работать по различным каналам связи, интегрироваться с любыми системами.

На сегодняшний день в наших системах уже работают десятки тысяч участников электронного взаимодействия, которые обработали миллионы транзакций при помощи более чем тысячи разработанных нами сервисов.

TAdviser: Также хотелось бы отдельно поговорить и о платежных сервисах для оплаты услуг государственных организаций. Каковы масштабы их использования?

Андрей Чучелов: В процессе развития технологичности процессов оказания услуг и расширения их спектра, стало очевидно, что оплата услуг является неотъемлемой частью процесса их оказания. Здесь на помощь государству был призван финансовый сектор, внесены соответствующие поправки в законы.

С одной стороны, развитые информационные инфраструктуры финансового сектора позволят популяризировать услуги государства, предоставив различные каналы взаимодействия, с другой – обеспечить денежные взаиморасчеты, сделав их удобными и дешевыми, инициировав конкуренцию. Это конечно в идеале. Пока финансовый сектор не в полной мере оценил возможности этого «нерыночного» рынка. Существуют вполне оправданные опасения и претензии к регуляторам, поставщикам услуг и технологий, тем или иным образом монополизировавшим свои решения.

Тем не менее, позитивная динамика налицо. Особенно после введения в работу системы ГИС ГМП Федерального казначейства, которая стала драйвером построения электронных отношений между банками и государством через СМЭВ (Систему межведомственного электронного взаимодействия).

Уже сегодня можно видеть действующие региональные порталы, на которых помимо информации о задолженностях, можно произвести их оплату. Для этого предлагается всё больше и больше каналов и способов: банки, платежные системы, электронные деньги, платежные карты, причем сразу видны комиссии (например, на Портале государственных и муниципальных услуг города Москвы) – гражданину уже есть из чего выбирать. О масштабности говорить пока рано – все только начинается!

Фактически, с подключением финансового сектора формируется полностью законченный процесс получения электронной услуги для гражданина через единое информационное окно. И наши продукты обеспечивают все звенья этого процесса.

TAdviser: Не секрет, что сейчас многие системные интеграторы делают ставку на госпроекты, так как бум в сфере развития электронного правительства будет длиться еще не менее двух-трех лет. Какие направления развития «БСС Инжиниринг» вы видите приоритетными исходя из этого? Каковы планы на ближайшее будущее?

Андрей Чучелов: Говоря о буме внедрений и развития, не стоит забывать и о том, что наступит момент насыщения рынка, период плавного развития и совершенствования систем. Так было в финансовом секторе, и, учитывая опыт «БСС», успешно пережившей бум банковской автоматизации и сумевшей закрепиться на рынке на лидирующей позиции, продолжая развивать свои продукты уже в условиях насыщенного рынка, мы пытаемся повторить это в государственном секторе.

Создавая свои продукты, мы учитываем не только текущие задачи клиента, но и стараемся заложить фундамент будущего развития, приучая клиента пользоваться изначально правильными технологическими конструкциями, использующими передовые практики. Взаимодействуя с клиентом, мы стараемся выстроить долгосрочные отношения.

Начиная работать сегодня с нами в области электронного взаимодействия, наши заказчики завтра могут рассчитывать на получение от нас технологий работы со средствами персональной электронной идентификации, такими как УЭК, электронный паспорт. Мы сможем обеспечить учет не только финансовых транзакций, но и любых других событий, связанных с подобными носителями информации. Это технологии уже сегодня закладываются в наши решения.

Их использование позволит существенно расширить круг применения – от транспортных пропусков до обеспечения социальных льгот, различных выплат, использования для электронной идентификации при оформлении юридически значимых электронных сделок, например, приобретение страховок, путевок и пр. В общем-то нанести удар по бумажному документообороту, сопровождающему нашу жизнь - вот наши планы в ближайшей перспективе. Ну и, конечно, интеграция всего и вся со всем в финансовом и госсекторе. Мы научим всех общаться на одном языке – языке электронных сервисов!