Проект

B1 (Первый выбор) (Websoft HCM (ранее WebTutor))

Заказчики: B1 (Первый выбор)

Товары народного потребления

Продукт: Websoft HCM (ранее WebTutor)

Дата проекта: 2023/04 — 2023/07
Технология: HRM
подрядчики - 477
проекты - 4441
системы - 421
вендоры - 299
Технология: Корпоративные порталы
подрядчики - 314
проекты - 1358
системы - 310
вендоры - 198
Технология: Системы дистанционного обучения
подрядчики - 79
проекты - 323
системы - 243
вендоры - 190

2023: Быстрое обучение, без регламентов и стандартов - это возможно? Организация обучения для всей линейки должностей магазинов B1 (Первый выбор)

«Магнит» — одна из лидирующих розничных сетей в России по количеству магазинов и их географии. Компания постоянно развивается и запускает новые форматы: киоски, небольшие магазины с акцентом на зону кафе, магазины «софт дискаунтеры» с ограниченным количеством представленных товаров.

В 2023 году компания запустила магазины хард дискаунтеры «Первый выбор или «В1». Рассказываем, как удалось организовать обучение для всей линейки должностей магазинов нового формата розницы.

Задача проекта обучения

Построить с нуля экосистему обучения и адаптации сотрудников нового формата магазинов:

  • при отсутствии регламентирующих материалов и стандартов работы,
  • в сжатые сроки,
  • с амбициозными планами по открытиям.

Ограничения, с которыми столкнулись:

Такая задача сильно отличается от тех, которые обычно решаются в компании: организацию обучения приходится делать в условиях стартапа, когда все технологии отрабатываются сначала в формате гипотез и тут же корректируются. Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций 3 т

Решение задачи потребовало иного подхода как с точки зрения автоматизации, так и с точки зрения общего построения системы обучения.

Целевая аудитория

  • Директор;
  • Администратор;
  • Продавец;
  • Внешние сотрудники (аутстафф).

Концепция проекта - «Ничего лишнего»

  • Простой вход в компанию (онбординг);
  • Быстрая адаптация;
  • Одно информационное пространство;
  • Минимум теории, максимум практики (20/80);
  • Доступность обучения через мобильные устройства;
  • 0 ресурсов на обучение внешнего персонала.

Этапы работы

1. Детальное изучение запроса

  • Для кого обучение — должности, количество сотрудников в магазинах;
  • Время на адаптацию;
  • Технические возможности и особенности;
  • География;
  • График открытий.

2. Исследование

  • Интервью с работающими сотрудниками;
  • Наблюдение за их работой;
  • «Примерка» стандартов и регламентов из других форматов магазинов.

3. Разработка контента

  • Контент для мобильного приложения – лонгриды, видео, памятки;
  • До 40 минут на изучение темы.

4. Тестирование

  • Проверка работоспособности единиц контента;
  • Сбор обратной связи, внесение корректировок.

5. Автоматизация

  • Настройка назначения программ сотрудникам.

Длительность разработки и автоматизации: 2,5 месяца. Проект реализовала команда из 10 штатных сотрудников компании.

Содержание программы

Пример программы Директора:

Онбординг / Пребординг

  • Организационные вопросы;
  • Все про этапы обучения и практики.

Первый этап. Стажировка

  • 6 тем;
  • 40 единиц контента – курсы, ролики, памятки;
  • Практика с наставником в действующем магазине;
  • Теория дается через мобильное приложение.

Продолжительность: 7 дней.

Здесь сотрудник изучает ключевые темы – те, которые нужны здесь и сейчас, базовые для работы в магазине: приемка товаров, выкладка, работа с ценниками, работа на кассе, собственное производство.

Все процессы новичок проходит вместе с директором-наставником.

Второй этап. Запуск магазина

  • 3 темы;
  • 16 единиц контента;
  • Подготовка магазина к открытию.

Продолжительность: 10 дней.

Здесь новому директору помогает запускающий директор (в компании есть такая позиция). Вместе они проверяют план запуска магазина, принимают и проверяют сборку оборудования, организуют приемку товара, выкладку всей продукции в магазине.

На этом этапе в обучении есть материалы по мягким навыкам: как провести собрание с персоналом, как распределить задачи на день, как провести собеседование, как выбрать сотрудника себе в команду.

Третий этап. Обучение на рабочем месте

  • Основная работа в магазине.

Продолжительность: в течение 30 дней после открытия магазина.

Директор начинает изучать темы, которые потребуются ему в дальнейшем. Это в основном работа с продажами, отчеты по эффективности, работа с потерями, формирование плана по улучшению показателей.

Вспомогательные инструменты на протяжении всей программы:

  • Дневник директора;
  • Памятка для наставника.

Для обучения внешних сотрудников применили другой подход: разработали телеграм-бот. Он содержит основную информацию, отличительные особенности технологии работы в формате «хард дискаунтер»:

Изменения в процессах происходят достаточно часто, поэтому в команде есть сотрудники, которые часть своего времени выделяют не для разработки нового материала, а для внесения изменений в уже существующие материалы.

Первые результаты

Программа назначена:

  • 27 директорам;
  • 43 администраторам;
  • 44 продавцам.

Средний результат тестирования по итогам стажировки:

  • 94% – директора;
  • 93% – администраторы;
  • 91% – продавцы.

Технические инсайты

  • Прямая ссылка без SCORM и размещения в СДО позволяет сотрудникам изучить нужный материал заранее.
  • Сотрудники магазинов участвовали в процессе разработки контента – частично сами снимали видео и фото. Ценность контента при этом не снизилась.
  • Телеграм-бот позволяет сэкономить время и ресурсы штатных сотрудников.

Методические инсайты

  • Сначала hard skills. Никаких долгих вводных. Даем только то, что сотрудник будет применять в ближайшие две недели. Все остальное — потом.
  • Обучать можно без стандартов. Отсутствие описанных нормативов и регламентов – не препятствие к созданию программ обучения. Обучение может быть полноценной заменой регламентов.
  • Учиться можно в процессе разработки программы. Необязательно запускать обучение только после окончания полного цикла разработки – можно предоставлять контент подтемами, корректировать и дополнять его уже в процессе применения.