Проект

Минстрой оценил текущее наполнение ФГИС ЦС

Заказчики: Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза России ФАУ)

Москва; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: БАРС Груп
Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)
Второй продукт: Континент TLS VPN
Третий продукт: Jinn-Client

Дата проекта: 2017/04 — 2017/12
Бюджет проекта: 400 000 000 руб.
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 187
проекты - 633
системы - 120
вендоры - 80
Технология: ИБ - Аутентификация
подрядчики - 316
проекты - 993
системы - 483
вендоры - 288
Технология: ИБ - Межсетевые экраны
подрядчики - 386
проекты - 1453
системы - 728
вендоры - 263
Технология: ИБ - Средства шифрования
подрядчики - 277
проекты - 848
системы - 474
вендоры - 246

Содержание

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) - система, которая обещает серьезные перемены строительному рынку: она должна изменить подход к ценообразованию, в первую очередь, на стройках, которые оплачивает бюджет.

Главная цель ФГИС ЦС – сэкономить бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство.

Заказчик

Система была разработана «БАРС Груп» по заказу Главгосэкспертизы России.

«
Система — масштабное решение, построенное на открытых технологиях. Совместно с Минстроем России и Главгосэкспертизой России мы не просто автоматизировали ранее выстроенные процессы, а фактически с нуля создали инструмент мониторинга цен в строительной сфере, — заявил генеральный директор «БАРС Груп» Тимур Ахмеров.
»

Задачи ФГИС ЦС

Основная цель создания ФГИС ЦС — информационная поддержка определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета и госкорпораций. Система предназначена для обеспечения открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных заказчиков, исполнителей госконтрактов в инвестиционно-строительной сфере.

  • Повышение достоверности и прозрачности определения стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта при выполнении государственных
  • и муниципальных контрактов
  • Оптимизация стоимости строительства
  • Повышение стабильности рынка строительства
  • Обеспечение применения современных информационных технологий при расчете стоимости строительства
  • Улучшение конкурентного климата на рынке строительных материалов
  • Сокращение сроков при составлении сметных расчетов без потери точности расчетов
  • Стимулирование импортозамещения в строительстве
  • Стимулирование применения инновационных технологий строительства

По словам первого заместителя начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Ирины Лищенко, разработка и внедрение ФГИС ЦС стали частью многоступенчатой работы, направленной на реформирование системы ценообразования в стране. Ожидается, что её применение участниками строительного рынка позволит повысить его стабильность и конкурентоспособность, будет способствовать прозрачности и оптимизации стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта.Метавселенная ВДНХ 4.6 т

Как отмечается, ФГИС ЦС — одна из первых государственных информационных систем общего пользования, использующая криптографический протокол защиты информации TLS.

Запланированная система – это, по сути, электронная база цен на строительном рынке. В нее будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, изделия и конструкции, монтируемого оборудования, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда строителей по всей стране, но с учетом территориальной специфики. Как объяснял глава Минстроя Михаил Мень, планируется, что в целом по стране будет порядка 150 ценовых зон.

«
Речь идет о создании механизма, который позволит максимально достоверно, прозрачно и объективно просчитывать предельную стартовую стоимость (перед конкурсным процедурами – прим. ред.) строительства того или иного объекта. Новый механизм будет ориентирован, прежде всего, на заказчиков объектов, возводящихся с привлечением бюджетных средств, –объяснял задачи системы Михаил Мень.[1]
»

Будет организован мониторинг цен производителей. Данные будут обновляться каждый квартал. По данным Минстроя, информацию должны будут предоставлять порядка 6 тысяч организаций.

Минстрой начал думать над модернизацией в этой сфере с 2015 года, посчитав, что действующая система ценообразования устаревшая и непрозрачная. Она представляет собой набор методик, созданных еще в XX веке, и их использование часто становилось поводом для завышения расчетной стоимости строительства еще на этапе технико-экономического обоснования проекта. Вместо «базисно-индексного метода» расчета смет (когда сметные нормативы с помощью определенных индексов переводятся в текущие цены) будет использоваться «ресурсный метод», который предполагает постоянный мониторинг стоимости ресурсов.

Возможности системы

Возможности ФГИС ЦС для профессионального сообщества

  • Доступ к информационным материалам, возможность просмотра новостных материалов
  • Доступ к просмотру информации: о строительных ресурсах, включенных в классификатор строительных ресурсов; о ценах строительных ресурсов; федерального реестра сметных нормативов
  • Возможность просмотра ответов на часто задаваемые вопросы
  • Доступ к обучающим материалам

Возможности ФГИС ЦС для государственного заказчика

  • возможность просмотра сведений реестра производителей, поставщиков услуг с отображением по субъектам российской федерации
  • возможность просмотра актуальных сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и эксплуатацию машин и механизмов с отображением по субъектам российской федерации
  • возможность просмотра актуальных сметных нормативов, в том числе сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов


По данным на 3 октября 2017 года пользователям ФГИС ЦС доступны:

  • федеральный реестр сметных нормативов,
  • укрупненные нормативы цен строительства,
  • методики определения сметных цен строительных ресурсов,
  • классификатор строительных ресурсов,
  • перечень юридических лиц, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС.


Порядок формирования сметных цен строительных ресурсов




Размещение сметных цен строительных ресурсов

Преимущества ФГИС ЦС

  • Результаты нагрузочных испытаний показали возможность обеспечения одновременной работы более 1 000 активных пользователей и 240 000 пользователей в течении суток
  • Имеет полнотекстовый поиск по всей публикуемой информации (своего рода «Яндекс» по законодательству в части ценообразования и сметного нормирования)
  • Обеспечивает межведомственное электронное взаимодействие посредством СМЭВ 3.0
  • Не использует в своем составе иностранное коммерческое программное обеспечение
  • Юридически значимый документооборот организован посредством единственного сертифицированного на соответствие требованиям ФСБ России программно-аппаратного комплекса «Jinn-Client»
  • Позволяет вносить сведения в автоматизированном режиме посредством интеграции с программными продуктами,
  • в том числе «1С:Предприятие»
  • Для простоты использования имеет интегрированную справку по всем составляющим системы
  • Адаптирована для работы на мобильных устройствах и планшетных компьютерах
  • Является одной из первых государственных информационных систем общего пользования, для которых разрабатывались и согласовывались с ФСБ России и ФСТЭК России модели угроз безопасности информации
  • Является одной из первых государственных информационных систем общего пользования, использующих криптографический протокол защиты информации TLS

Состав системы

Согласно техническому заданию в документах объявленного конкурса, в состав ФГИС ЦС должны входить семь основных подсистем:

  • Подсистема мониторинга цен строительных ресурсов
  • Подсистема «Федеральный реестр сметных нормативов» (ФРСН)
  • Подсистема «Классификатор строительных ресурсов» (КСР)
  • Портал ФГИС ЦС
  • Подсистема Интеграции ФГИС ЦС
  • Подсистема хранения информации и истории ее изменений
  • Подсистема управления безопасностью

Структура ФГИС ЦС (из конкурсной документации)

ФГИС ЦС должна быть интегрирована с существующими государственными системами (например, ЕСИА, ФИАС и др.).

В качестве базового ПО для разработки системы в документах техзадания рекомендуется использовать свободное программное обеспечение (с учетом требований соответствующего приказа Минкомсвязи №305 от 19.08.2015).

Система защиты информации ФГИС ЦС

Проведена аттестация ФГИС ЦС по второму классу защищенности в соответствии с приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17.

Разработан комплект документации на создание СЗИ:

Разработана Система защиты информации:

  • Используется средство криптографической защиты ПО «Континент TLS VPN».
  • Формирование и проверка УКЭП осуществляется с помощью ПО «Jinn Client».
  • Управление правами доступа осуществляется с помощью сертифицированного ФСБ России решения BarsUP.AM.
  • Проведены аттестационные испытания специализированной лабораторией и выдан аттестат соответствия № И – 06/17.
  • Проведен анализ кода ФГИС ЦС и тесты на проникновения.

Участники мониторинга цен строительных ресурсов

По данным «БАРС Груп», за первый день эксплуатации системы количество уникальных посетителей системы превысило 1000 человек, число просмотров составило свыше 13 тыс.

Размещение предприятий промышленности строительных материалов на территории РФ

2019

Минстрой оценил текущее наполнение ФГИС ЦС

На текущий момент государственная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) наполнена данными на 12%, но по ценообразующим ресурсам ситуация лучше. Об этом заявил в августе 2019 года замглавы Минстроя Дмитрий Волков, пишет РИА Новости.

«Если говорить по-честному, то звучит цифра 12-13%. Но вопрос в методике подсчета. У нас в классификаторе больше 100 тысяч строительных ресурсов на 85 регионов. При этом не все ресурсы ценообразующие, есть и те, которые используются очень мало. Если считать только ценообразующие ресурсы, то их там примерно 30 тысяч. Если считать от 100 тысяч, то ФГИС ЦС заполнена примерно на 12-13%. Если считать от 30 тысяч — то, может быть, на 20%», — сказал Волков.

Изменены правила мониторинга цен строительных ресурсов

В правила мониторинга цен строительных ресурсов внесены изменения. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации (№ 604) опубликовано на сайте кабмина[2].

Принятие указанного постановления является одним из срочных мероприятий, направленных на совершенствование ценообразования в строительной отрасли и «безболезненный» переход к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства, основанному на итогах государственного мониторинга цен строительных ресурсов.

В частности, постановлением перенесен срок размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных Минстроем России по результатам мониторинга, с 2019 года на 2022 год.

Изменения в правила мониторинга цен строительных ресурсов также предусматривают расширение перечня источников информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, и участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций и компаний с государственным участием в механизме определения сметной стоимости строительства.

Это позволит учитывать региональную и отраслевую специфику при определении сметной стоимости строительства и повысить достоверность определения сметной стоимости строительства.

В частности, установлена возможность участия в мониторинге цен строительных ресурсов ФОИВов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, госкорпораций и компаний с государственным участием.

Также в качестве дополнительных источников информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов будет учитываться информация, полученная от субъектов Российской Федерации и предложения оптовых поставщиков строительных ресурсов.

Кроме того, документом установлен порядок расчета ФАУ «Главгосэкспертиза России» и опубликования Минстроем России индексов. Предусмотрена возможность направления ФОИВами, органами исполнительной власти субъектов, госкорпорациями и компаниями с государственным участием предложений о разработке новых необходимых рынку индексов.

Постановление предусматривает установление ФОИВами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, госкорпорациями и компаниями с государственным участием среднемесячных размеров оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли.

Документом также установлены определения широко используемых строительным сообществом понятий , таких как, «индексы изменения сметной стоимости строительства», «ценообразующие строительные ресурсы», «ресурсно-технологическая модель», «сводная номенклатура ценообразующих ресурсов», «перечни специализированных ценообразующих строительных ресурсов».

Кроме того, Минстроем России подготовлена к утверждению Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, которой детально регламентируются правила проведения конъюнктурного анализа, порядок расчета индексов и определения размеров оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли.

Запуск ФГИС ЦС потребует переходного периода

Минстрой разработал проект постановления правительства о переносе полноценного запуска ФГИС ЦС на 1 января 2022 года. Документ размещен для общественного обсуждения на портале проектов нормативно-правовых актов. Процедура продлится до 8 февраля. Соответствующее постановление опубликовано на официальном сайте кабинета министров. Оно представляет собой поправки в постановление правительства №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» от 23 декабря 2016 года.

Как следует из документа, на ближайшие три года в ценообразовании будет установлен переходный период. За это время будет применяться так называемый ресурсно-индексный метод расчета стоимости строительных ресурсов. Апробацию ресурсной модели (с применением данных ФГИС ЦС) в Минстрое планируют начать с 2021 года, пояснил в комментарии «Коммерсанту» представитель ведомства.

Также внесены изменения в Правила мониторинга цен строительных ресурсов, отмечается в сообщении на официальном сайте кабмина. В частности, «установлена возможность мониторинга цен строительных ресурсов с участием федеральных и региональных органов исполнительной власти, госкорпораций и компаний с государственным участием», говорится в нем.

Из конкретных нововведений можно отметить разрешение компаниям обращаться с предложением о снятии с себя обязательств по передаче данных во ФГИС ЦС. Это, в частности, станет возможным после прекращения соответствующей деятельности в течение календарного года, падения годовой выручки ниже 10 млн руб. (для производителей), производства и (или) ввоза строительных ресурсов только для собственных нужд.

2018

ФГИС «Ценообразование в строительстве» не функционирует

13 декабря 2018 года стало известно, что аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что ФГИС «Ценообразование в строительстве», созданная с целью реформирования в 2015-2018 гг. системы ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства, не функционирует.

В Счетной палате сообщили, что ФГИС ЦС, на которую в 2017-2018 гг. потрачено около 400 млн руб., надлежащим образом не работает и не используется. По состоянию на 1 августа 2018 года информацию в систему внесли только 2160 юридических лиц, или порядка 26% общего количества поставщиков информации. Несмотря на то, что сама система была создана, необходимая база данных о рыночных ценах строительных ресурсов и работ не была сформирована. Эти данные требуются для актуализации сметных нормативов, пояснили в Счетной палате.

«
«Компания «БАРС груп» не отвечает за наполнение упомянутых баз данных. Чтобы опубликовать сметные цены во ФГИС ЦС, необходима информация от производителей, которую, к сожалению, не все ещё предоставили по отпускным ценам. Выводы о провале реформы ценообразования в строительстве основаны не на функционировании ФГИС ЦС, а на незаполненности базы рыночных цен строительных ресурсов. Цитируем отчет Счетной палаты: «Система определения сметной стоимости строительства, основанная на «ресурсном» методе, не готова; нормативная база, необходимая для реализации реформы, в полном объеме не создана».

представители «БАРС груп»
»

Пресс-служба «БАРС груп» заявила CNews, что ФГИС ЦС введена в промышленную эксплуатацию и полностью функционирует согласно требованиям ТЗ и постановлений Правительства РФ № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» и № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Она также соответствует требованиям по информационной безопасности согласно 17 приказу ФСТЭК. Документация по ИБ согласована ФСТЭК и ФСБ. С начала запуска системы зафиксировано 155 тыс. уникальных посетителей (данные на декабрь 2018 года).[3]

Главгосэкспертиза назвала новые сроки запуска ФГИС ЦС

Руководитель ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов назвал новые сроки перехода на ресурсный метод ценообразования в строительстве. По его словам, запуск ФГИС ЦС запланирован на середину следующего года. Очередной перенос сроков Манылов объяснил «необходимостью переходного периода».

Переход на ресурсный метод ценообразования в строительстве отложен еще на полгода. Об этом заявил начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов, пишет «Интерфакс». «Работа эта идет, переход к ресурсному методу запланирован на середину следующего года. В основной своей массе пакет методик уже принят, но речь идет о корректировке в целом самой модели, о необходимости переходного периода, чтобы не делать это резко», — сказал Манылов.

Медведев поручил ввести штрафы за непредоставление данных во ФГИС ЦС

Правительство РФ поручило в августе 2018 года Минстрою, ФАС и Минэкономразвития подготовить поправки в КоАП РФ об административной ответственности за непредоставление данных во ФГИС ЦС. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ опубликован на официальном сайте кабинета министров.

Согласно распоряжению, необходимые поправки в Кодекс об административных правонарушениях необходимо подготовить к декабрю этого года. Их разработка необходима для «стимулирования предоставления юридическими лицами достоверной информации о стоимости строительных ресурсов в целях повышения конкуренции на строительном рынке».

Что интересно, соответствующий законопроект уже подготовлен Минстроем в конце прошлого года и в феврале 2018-го успешно прошел так называемую «процедуру ОРФ». Положительное заключение на проект документа выдало именно Минэкономразвития. В соответствии с данным поправками, юридическим лицам за непредоставление данных во ФГИС ЦС грозит штраф от 50 до 80 тыс. руб. А в случае повторного нарушения — от 100 до 200 тыс. руб.

Планы по дальнейшей модернизации ФГИС ЦС

  • Создание во ФГИС ЦС личного кабинета для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Создание перечня «недобросовестных» организаций
  • Возможность просмотра документов федерального реестра сметных нормативов (ФРСН)
  • с учетом вносимых со временем изменений
  • Возможность создания заявок для подготовки, подлежащей представлению в Минстрой России информации
  • по пересмотру, дополнению и изменению позиций классификатора строительных ресурсов
  • Доработка карты юридических лиц в целях отображения информации о складах и транспортной инфраструктуре
  • Обеспечение возможности подписания электронных документов
  • с использованием средства защиты информации «КриптоПро CSP»
  • Внедрение модуля управления обращениями, поступающими посредством Портала ФГИС ЦС,
  • с учетом эскалации запросов пользователей между участниками сопровождения системы

Запуск второй очереди ИАС ЦС

«БАРС Груп», дочерняя компания «Национального центра информатизации» (входит в ГК «Ростех»), в январе и феврале 2018 года объявила о завершении следующего этапа разработки Информационно-аналитической системы ценообразования в строительстве (ИАС ЦС), запустив в работу подсистемы второй очереди.

«
Благодаря решению ценообразование в такой масштабной отрасли как строительство переходит на цифровую платформу. В системе будут обрабатываться данные по строительным ресурсам со всей России — это колоссальный объем информации. Главным эффектом от внедрения станет прозрачность формирования цен в градостроительстве, — заявил заместитель генерального директора компании «БАРС Груп» Рустем Ибрагимов.
»

Главная задача ИАС ЦС — автоматизация деятельности «Главгосэкспертизы России» в части ценообразования и сметного нормирования. Для этого поставщики и производители услуг со всего строительного рынка страны предоставляют сведения. В системе обрабатываются данные о заработной плате, цене материалов, оборудовании, изделиях, конструкциях, а также машинах и механизмах. В результате формируются сметные цены строительных ресурсов, которые выгружаются для публичного пользования в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

В подсистемах второй очереди рассчитываются укрупнённые нормативы цены строительства и создаются ресурсно-технологические модели. Также туда включен модуль логистики, определяющий стоимость перевозки строительных ресурсов и подсистема интеграции, которая отвечает за информационное взаимодействие с внешними системами, включая ФГИС ЦС.

По состоянию на январь 2018 года, первая очередь систем уже находится в промышленной эксплуатации. Функционирует подсистема расчета сметных цен, включающая ведение базы данных строительных ресурсов, подсистема хранения данных, а также подсистема администрирования, в которой ведется управление учетными записями пользователей, доступом и управлением общими настройками.

Во ФГИС ЦС реализована возможность сбора и обработки данных о заработной плате, цене материалов, оборудовании, изделиях, конструкциях, а также машинах и механизмах. В результате формируются сметные цены строительных ресурсов, которые размещаются во ФГИС ЦС.

В подсистемах второй очереди рассчитываются укрупнённые нормативы цены строительства и создаются ресурсно-технологические модели. Также туда включен модуль логистики, определяющий стоимость перевозки строительных ресурсов и подсистема интеграции, которая отвечает за информационное взаимодействие с внешними системами, включая ФГИС ЦС.

Подсистема расчета укрупненных нормативов цены строительства обеспечивает разработку укрупненных сметных нормативов, позволяет осуществлять расчеты стоимости перевозки материалов и оборудования с учетом экономически эффективных маршрутов транспортировки грузов. Функционал подсистемы позволяет производить локальные сметные расчеты ресурсным методом, импортировать полученные в ходе расчета сметы в форматах xml, arp, xlsх. Кроме того, предусмотрена возможность автоматического создания объектных ресурсных ведомостей и ресурсно-технологических моделей с распределением затрат по разделам и синхронизацией данных при их изменении.

В работу ФГИС ЦС могут внести кардинальные поправки

Во ФГИС ЦС продолжают находить существенные недоработки. Союз инженеров-сметчиков предложил включать в систему только юрлица с годовой выручкой не менее 100 миллионов рублей, привести в соответствие друг с другом коды классификаторов стройресурсов и не забыть про крупных региональных поставщиков стройматериалов[4].

К сентябрю 2018 года, то есть до тех пор, пока система ценообразования в строительстве работает в тестовом режиме, в нее могут быть внесены существенные изменения. В частности, Союз инженеров-сметчиков направил в адрес Минстроя и Главгосэкспертизы ряд предложений по совершенствованию ФГИС ЦС.

Так, по существующим сейчас правилам, информацию о ценах должны предоставлять юрлица с годовой выручкой не менее 10 млн рублей. Между тем, эксперты Союза считают, что такой низкий порог приведет к попаданию в систему сомнительных производителей стройматериалов и предлагают увеличить минимальную выручку в 10 раз — до 100 млн руб. Также в Союзе предлагают ввести требование указывать не только юридический адрес компании, но и непосредственные адреса расположения производств, складов готовой продукции.

Кроме того, эксперты обращают внимание на необходимость приведения в соответствие кодов классификаторов стройресурсов. Дело в том, что в новой версии (от 29 сентября 2017 года) не только добавлены новые ресурсы, но изменены многие наименования и коды отдельных разделов и групп, самих ресурсов и единицы измерения. Фактически предыдущую редакцию уже невозможно использовать. Также сейчас при работе с данными ФГИС ЦС часто возникает ситуация, при которой, если конкретный материальный ресурс не производится на территории региона, то производителя приходится искать в других регионах, то есть «блуждать» по ФГИС ЦС. Для решения этой проблемы Союз инженеров-сметчиков предлагает включить во ФГИС ЦС и крупных региональных поставщиков (дилеров, торговых представительств и т.п.), обеспечивающих поставку, комплектацию, промежуточное хранение материалов и оборудование и работающих с производителями напрямую.

Кроме того, как считают эксперты Союза, во ФГИС ЦС по всем регионам должны быть представлены (в разрезе каждого региона) сметные цены по всей номенклатуре ресурсов, независимо от того, является ли конкретный стройматериал привозным с другой территории или местным материалом. Для этого Союз предлагает установить правило, по которому цены для разных регионов будут определяться по-разному — в зависимости от того, есть ли в конкретном регионе производитель указанных стройматериалов или их приходится завозить из другого региона.

2017

Законопроект о штрафах за непредоставление данных во ФГИС ЦС

Минстрой опубликовал в декабре поправки в КоАП РФ, предусматривающие введение штрафов за непредоставление данных в государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Документ доступен на портале проектов нормативно-правовых актов в рамках процедуры ОРВ. Общественное обсуждение планируется завершить в середине января 2018 года.

Законопроект вводит в КоАП РФ новую статью 9.5.2. Согласно данной норме, непредоставление информации во ФГИС ЦС для должностных лиц влечет штраф от 10 до 20 тыс. руб. Для юридических — от 50 до 80 тыс. руб. Ответственность за нарушение порядка предоставления данных чуть меньше: для должностных лиц — штраф от 5 до 15 тыс. руб., для юридических — от 30 до 50 тыс.

Однако в случае повторного непредоставления данных во ФГИС ЦС после наложения административного взыскания придется заплатить куда больше. Штраф для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб., для юридических — от 100 до 200 тыс. Правом привлекать к ответственности по новой статье КоАП, в соответствии с законопроектом, получат органы регионального строительного надзора.

Ранее оператор ФГИС ЦС ФАУ «Главгосэкспертиза России» официально сообщило о порядке выхода из перечня юрлиц, обязанных вносить в систему данные. Для этого компании необходимо скорректировать уставные документы, убрав соответствующие коды ОКВЭД2, и зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ. А затем обратиться в Минстрой России с заявлением об исключении из соответствующего реестра. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие отказ от связанных с производством и импортом стройматериалов кодов ОКВЭД2.

Тем временем, в Минстрое признали наличие проблем с определением сметных цен в строительстве. Ведомство создаст четыре рабочие группы для корректировки соответствующей методологии: в области затрат на трудовые ресурсы, на машины и механизмы, на материалы, изделия, конструкции, оборудование и на грузоперевозки. Об этом пишет ТАСС[5].

Первую группу возглавит директор по сопровождению проектной документации и экспертизе ООО «[6]» (подрядчик Керченского моста). Вторую и третью — представители Российского союза строителей. Четвертую — АО «Стройтранснефтегаз». Курировать их работу будет замглавы Минстроя Хамит Мавлияров.

Внедрение Jinn-Client и «Континент TLS VPN»

Продукты компании – Jinn-Client и «Континент TLS VPN» – внедрены в федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве. Таким образом, будут исключены риски фальсификации подписей и документов в информационных процессах, реализованных в системе, а все подключения пользователей к системе будут защищены с помощью российских криптоалгоритмов.

Главгосэкспертизе России как оператору системы важно было обеспечить легитимное взаимодействие с удаленными пользователями через интернет. Для этого необходимо было выбрать средства защиты, соответствующие требованиям законодательства в области защиты информации и имеющие сертификаты регуляторов – ФСБ и ФСТЭК России.

Предъявленным требованиям полностью отвечают разработанные компанией «Код безопасности» продукты для нейтрализации актуальных угроз безопасности информации «Континент TLS VPN» и Jinn-Client. ПО «Континент TLS VPN» предназначено для обеспечения защищенного доступа удаленных пользователей к ресурсам ФГИС ЦС по сетям связи общего пользования. ПО Jinn-Client предназначено для визуализации подписываемого пользователем документа, реализации криптографических функций хэширования, формирования, проверки и усиления электронной подписи.

«Континент TLS VPN» обеспечивает защищенный доступ удаленных пользователей к ресурсам ФГИС ЦС по сетям связи общего пользования. ИБ-решение является локальным прокси, оно перехватывает трафик браузера к защищаемым веб-серверам и упаковывает его в https-туннель, благодаря чему пользователь может работать с любым веб-браузером.

В результате внедрения продуктов «Кода безопасности» заказчик обеспечил не только юридически значимое взаимодействие с пользователями, но и возможность выполнения требований по эксплуатации средств криптографической защиты информации.

Запуск системы

3 октября 2017 года компания «БАРС Груп» объявила о запуске в промышленную эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Запуску предшествовал период тестирования системы.

2016

Выбор подрядчика для создания системы

В конце ноября 2016 года подведомственное Минстрою учреждение – «Главгосэкспертиза» объявило конкурс на создание за 105 млн рублей федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). [7]

На конкурс подали заявки две компании – «Крок инкорпорейтед» (с предложением по цене – 102,5 млн рублей) и казанская компания «БАРС Груп» (103,5 млн рублей). До конца декабря заказчик должен будет выбрать будущего подрядчика.

По документам госзакупки, система должна быть введена в эксплуатацию не позднее 30 сентября 2017 года.

Постановление правительства

В сентябре 2016 года правительство одобрило создание системы: премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ФГИС ЦС. Документ разработан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законом, направленным на совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, сообщали в Минстрое РФ.

Решено, что оператором ФГИС станет "Главгосэкспертиза".

Примечания