Проект

"Сибур" запустил AR-консультантов на предприятиях клиентов

Заказчики: Сибур Холдинг, ПАО

Москва; Химическая промышленность

Подрядчики: G-Core Labs S.A.
Продукт: WebRTC

Дата проекта: 2019/01 — 2021/08
Технология: Видеоконференцсвязь
подрядчики - 299
проекты - 4944
системы - 432
вендоры - 211

2021: Запуск AR-консультанта на предприятиях клиентов

1 сентября 2021 года СИБУР начал применять продукт «Удаленный эксперт AR» собственной разработки для поддержки клиентов. Продукт представляет собой комплекс дополненной реальности для общения с коллегами, экспертами и консультантами из других городов или стран.

Используя комплекс дополненной реальности, сотрудники Технического сервиса СИБУРа дистанционно консультируют клиентов по переработке продукции, выпускаемой Холдингом. Специалисты сервиса отправляют клиенту AR-очки и помогают с наладкой оборудования вместо того, чтобы ехать самим.

Технология существенно сокращает финансовые и временные издержки компании и её клиентов. AR-очки уже применяются на регулярной основе для обслуживания оборудования у клиентов в России и СНГ, а в скором времени будут тиражированы для Китая, Европы и Турции.

Ещё до начала пандемии СИБУР начал пилотировать технологию AR-консультаций и постепенно внедрять её для внутренних потребностей Компании. В период строгих карантинных ограничений «Удалённый эксперт AR» позволил предприятиям работать в штатном режиме, проводить необходимые ремонтные и пусконаладочные работы даже быстрее, чем до пандемии. После испытаний инструмент стал доступен для всех сотрудников на производственных площадках СИБУРа, а наиболее активно он используется в ЗСНХ (ЗапСибНефтехим) и СТГ (СибурТюменьГаз).

Наиболее часто СИБУР применяет комплекс дополненной реальности при:

  • монтажных и пусконаладочных работах;
  • приемке оборудования;
  • контроле проведения работ;
  • предпроектном обследовании и аудите.

К примеру, выполняя стандартную задачу по проведению пусконаладочных работ (ПНР) смонтированного оборудования с использованием дополненной реальности, работникам ЗСНХ удалось:

  • на 100% сократить затраты на карантин экспертов;
  • на 30% снизить тарифную ставку экспертов;
  • сократить срок проведения ПНР на 5 дней;
  • и в результате сэкономить 4 млн. рублей на ПНР.

В июне 2021 года СИБУР сделал «Удалённый эксперт AR» доступным для внешних заказчиков. Вывод продукта на рынок был обусловлен значительными экономическими эффектами от его применения. Так, с помощью удалённых консультаций в формате дополненной реальности СИБУР сэкономил в 2020 году более 20 миллионов рублей на командировочных расходах, лишних часах работы консультантов и простоя оборудования.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.2 т

На аппаратном уровне «Удаленный эксперт AR» представляет из себя комплект из AR-очков с камерой, внутренним дисплеем и возможностью подключения к Wi-Fi. Специалисты СИБУРа разработали программное обеспечение на базе Android, позволяющее работать с любыми AR-очками. Кроме того, исполнитель работ может воспользоваться сервисом со смартфона, если на предприятии нет своего экземпляра AR-гарнитуры.

Продукт максимально прост, и он не требует обучения персонала. Видео на AR-очках записывается в формате HD 720р и сохраняется в шифрованном виде, при этом вся работа AR-платформы осуществляется с соблюдением строгих требований информационной безопасности. Кроме того, в платформе доступна отчетность и статистика по проведенным сеансам.

UI AR-очков включает в себя всю информацию о сеансе: системные показатели (время сеанса, заряд батареи и качество связи), чат с экспертами «по ту сторону экрана» и набор стикеров для быстрых реакций.

Сеанс проводится в формате аудиозвонка, однако эксперт также может отправлять сообщения в чат, помогать себе в коммуникации с исполнителем с помощью инструмента «Указка», делать скриншоты трансляции и выводить любые документы со своего компьютера исполнителю на экран.

2020: Разработка и применение сервиса видеоконференцсвязи для сотрудников

10 июля 2020 года СИБУР сообщил о разработке и запуске сервиса видеоконференцсвязи для сотрудников, которые работают на производстве, и полевых инженеров. Он основан не технологиях RTC и дополненной реальности (AR).

Сибур разработал и запустил сервис видеоконференцсвязи для сотрудников на производстве

Сеансы видеоконференцсвязи на производстве для сотрудников или внешних экспертов из разных географий не менее значимы, чем привычные офисные совещания формата онлайн.

«
Один сеанс оперативной связи через нашу AR-платформу помогает экономить от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Это сокращение командировочных затрат, почасовая тарификация консультации эксперта вместо оплаты полного рабочего дня, оперативное возобновление работы оборудования, – рассказывает Игорь Климов, член правления, генеральный директор тобольских предприятий СИБУРа.

»

У данного формата связи есть свои особенности. Офисный персонал работает с документами, показывает презентации или интерфейсы, а на производстве работают с оборудованием, поэтому для демонстрации процессов нужны свободные руки. Отличается и сама среда – инструмент для связи не должен стать причиной искры. Поэтому для организации видеоконференцсвязи на производстве СИБУР использует специальное оборудование.

«
AR-очки крепятся на каску и снабжены видеокамерой и микродисплеем. По этому же принципу работает, например, GoPro для экстремальных съёмок и шлем пилота. При этом устройства управляются голосом. На производственных участках мы используем оборудование, предназначенное для эксплуатации в газоопасной среде, бренда RealWear. Для работы в ремонтных цехах возможно использование пылевлагостойких устройств в индустриальном исполнении. Здесь мы используем оборудование компании Epson, - рассказывает Александр Леус, руководитель направления Индустрия 4.0
»


Основой инструмента является разработанная специалистами СИБУРа AR-платформа.

«
Для разработки платформы мы использовали 2 технологии – RTC (real time communication) и AR (augmented reality). Поскольку мы используем инструмент для связи с внешними экспертами, любой софт проверяется на безопасность. Мы выбрали для нашей платформы технологию WEBRTC с открытым кодом, которую также используют для разработки коммуникационных решений компании Google и Apple. Медиаконтентом – указка, стикеры уведомлений, чат и объединение пользователей – занималась компания G-Core Labs, - рассказывает Александр Леус.
»

Специалисты СИБУРа протестировали более двух десятков предлагаемых на рынке систем. Готовые продукты не всегда соответствуют требованиям информационной безопасности, выдвигаемым промышленными предприятиями, и работающим в закрытой промышленной экосистеме бизнес-процессам.

«
Для того чтобы сделать удобное для пользователей решение, важно понимать контекст. У нас он не ограничивается идеей «позвонить по видео». Мы решаем конкретные задачи: как сделать так, чтобы ускорить коммуникации между географически распределёнными регионами, максимально оперативно транслировать точечную экспертизу, которая может находиться, к примеру, в Томске, на все наши предприятия, минимизировать командировочные затраты, - говорит Леус.
»

Сеанс видеоконференцсвязи с внешними экспертами юридически приравнивается к оказанной услуге. Для безопасности передачи данных разработана двухфакторная аутентификация: эксперту приходит по email уникальная ссылка в сеанс и SMS-сообщение с кодом доступа.

До запуска собственной AR-платформы СИБУР использовал для инструмента «Удаленный эксперт AR» временное решение от партнера, с помощью которого было проведено более 300 сеансов видеосвязи.

«
В июле 2019 года на Южно-Балыкском газоперерабатывающем заводе с помощью дистанционной консультации механики предприятия настроили магнитные подвесы компрессора ТК-901/1. Раньше настройку осуществлял производитель оборудования – международная компания SKF, она производилась очно. Удаленная настройка заняла 2 дня, без применения AR-платформы пришлось бы несколько дней ждать приезда специалистов. Сеанс видеосвязи помог оперативно выполнить задачу и существенно сэкономить на стоимости выезда и оплаты работы экспертов, - рассказывает Ришат Асфандияров, менеджер по цифровым технологиям, СибурТюменьГаз.
»

СибурТюменьГаз
«
Весной 2020 года на производстве дегидрирования пропана в Тобольске «Удалённый эксперт AR» использовали для консультации по замене экранов реактора. Необходимо было правильно откалибровать устройство и разобраться с программным обеспечением. В режиме онлайн совместно с вендором нам удалось получить практические навыки и знания по настройке и калибровке устройства. Работы были осуществлены быстрее, несмотря на отсутствие внешних экспертов на предприятии, и обошлись нам дешевле, - делится Ильмир Мурзакаев, менеджер по удалённому эксперту, «СИБУР Тобольск».
»

СИБУР Тобольск

В период пандемии и карантинных ограничений востребованность инструмента выросла в разы.

«
Внешние эксперты не всегда бывают доступны для оперативного командирования на наши предприятия. Командировки иностранных представителей в разных случаях занимают от одной недели до целого месяца. В период карантинных ограничений и вахтового режима работы их присутствие на предприятии было и вовсе невозможно. Как раз в это время проходили остановочные ремонты, как правило, требующие присутствия вендоров. С помощью «Удалённого эксперта AR» мы связались с тремя мировыми поставщиками градирен и провели обследование огромной градирни завода пиролиза, производительность которой составляет 72 500 м3/час, показали коллегам всю картину в режиме онлайн, - рассказывает Тимур Залимов, главный эксперт службы директора по развитию технологий, ЗапСибНефтехим.

»