Создание федеральной системы биометрических учётов МВД на процессорах «Эльбрус» привело к судебной тяжбе
Заказчики: Специальная техника и связь МВД России НПО (СТиС НПО ФКУ) Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: Азимут, ГК Дата проекта: 2022/07
Бюджет проекта: 1 817 000 000 руб.
|
Содержание |
Основная статья: Технологии биометрической идентификации
2024: Создание федеральной системы биометрических учётов МВД на процессорах «Эльбрус» привело к судебной тяжбе
Как обнаружил TAdviser в октябре 2024 года, НПО «СТиС» МВД России одержал победу в суде[1], в апелляционной инстанции, над компанией «Азимут», которая выступала головным исполнителем в крупном проекте ОКР по созданию ПО федеральной информационной системы биометрических учётов (ФИСБУ). Функциональным заказчиком ОКР был ГИАЦ МВД России.
Объём госконтракта между НПО «СТиС» МВД России и «Азимутом», заключение которого датируется июлем 2022 года, составлял около 1,8 млрд рублей. Спор изначально возник на фоне того, что НПО «СТиС» МВД России не устроило, как выполнены работы по первому этапу ОКР. Он отказался их оплачивать и в одностороннем порядке расторг госконтракт с «Азимутом», а также потребовал уплатить пени в размере около 9,5 млн рублей и штраф около 5,4 млн рублей. «Азимут» с этим не согласился, подал встречный иск, и в декабре 2023 года суд первой инстанции принял решение в его пользу. Подробнее о начале судебных разбирательств см. в блоке ниже.
Но в апелляционной инстанции НПО «СТиС» МВД России смог оспорить решение вышестоящего суда. Из решения Девятого арбитражного апелляционного суда, опубликованного в системе «Электронное правосудие», следует, что к этому рассмотрению дела были представлены результаты новой экспертизы, проведение которой назначил суд. Провёл её эксперт из «ЦЭКИ». Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Согласно экспертному заключению, исполнитель существенным образом нарушил условия выполнения работ по контракту. Во-первых, были нарушены требования двух ГОСТ РВ в части предоставления отчетных материалов, а также неоднократно нарушались сроки выполнения работ по контракту.
Кроме того, результат работ по первому этапу проекта не соответствует требованиям контракта и двум приложениям к нему. В частности, не подтверждена работоспособность СПО биометрического процессора для дактилоскопии «Сонда» AFIS Enterprise Edition 9.1 на процессорах «Эльбрус» (архитектура VLIW) и не подтверждена работоспособность СПО биометрического процессора FindFace на процессорах «Эльбрус». И ещё выявлен существенный неустранимый недостаток — невозможность использования СПО биометрического процессора VisionLabs Luna Platform для распознавания лиц на процессорах «Эльбрус».
Причём исполнитель неоднократно сообщал заказчику о неисполнимости требования о реализации архитектуры биометрического процессора исключительно на базе архитектуры VLIW, предъявляя документальное подтверждение от вендоров-разработчиков биометрических процессоров и от разработчиков процессора «Эльбрус»: согласно им, отсутствует техническая возможность по реализации биометрического движка поиска по изображению лица на процессорах с архитектурой VLIW.
Но из выводов эксперта «ЦЭКИ» следует, что риск невозможности получить ожидаемые результаты работы не был своевременно доведен исполнителем до заказчика. Впервые о возможном риске неисполнения контракта «Азимуту» стало известно в начале ноября 2022 года, однако проинформировал он об этом НПО «СТиС» МВД России письмом только семь месяцев спустя.
Результатами судебной экспертизы и материалами дела подтверждено несоответствие выполненных работ условиям контракта, что не позволяет НПО «СТиС» МВД России использовать результат спорных работ по назначению, то есть их потребительская ценность для него отсутствует, сказано в судебном постановлении. Соответственно, односторонний отказ НПО «СТиС» МВД России от исполнения контракта суд счёл правомерным.
Девятый арбитражный апелляционный суд установил, что со стороны «Азимута» имело место нарушение обязательств, и пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований первоначального иска НПО «СТиС» МВД России в полном объёме. Компанию обязали выплатить штраф и пени.
«Азимут», в свою очередь, с таким исходом не согласен и в октябре подал кассационную жалобу на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда. Также компания подала ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта, которым ей было предписано выплатить штраф и пени, до окончания производства в суде кассационной инстанции. Суд это ходатайство удовлетворил.
И это ещё не всё. Помимо требования выплаты штрафов и пени НПО «СТиС» МВД России также попытался добиться внесения «Азимута» в реестр недобросовестных поставщиков. Но ФАС в 2023 году отказалась это делать, и НПО «СТиС» МВД России прошёл уже через две судебных инстанции, чтобы отменить решение антимонопольщиков. В октябре 2024 года по этому поводу вынес постановление Девятый арбитражный апелляционный суд — не в пользу НПО «СТиС» МВД России[2].
Из этого постановления, опубликованного в системе «Электронное правосудие», следует, что конкурс на право заключения госконтракта на выполнение ОКР по созданию ФИСБУ проводился в закрытой форме в рамках гособоронзаказа.
TAdviser направил запрос в МВД с целью выяснить дальнейшую судьбу ОКР «ФИСБУ», но на момент публикации материала не получил комментариев.
2023: Начало разбирательств между «СТиС» МВД и «Азимутом»
В августе 2023 года НПО «СТиС» МВД России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с АО «Азимут» пени по госконтракту от 28 июля 2022 в размере около 9,5 млн рублей и штрафа в размере 5,4 млн рублей. В свою очередь, АО «Азимут» предъявило НПО «СТиС» МВД России встречный иск о признании решения об одностороннем отказе от исполнения этого контракта недействительным и о взыскании денежных средств в размере около 51,7 млн рублей — во столько «Азимут» оценил свои затраты на выполнение первого этапа ОКР.
Полная цена первого этапа ОКР составляла порядка 90 млн рублей. Заказчик отказывался принимать и оплачивать результат этого этапа и в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, мотивируя это тем, что результат был сдан с недостатками и нарушением сроков, указано в решении Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2023 года[3]. Согласно условиям контракта, заказчик был вправе провести экспертизу выполненных работ и расторгнуть договор только при условии, что по результатам экспертизы будут подтверждены нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа.
«Азимут» в суд предоставил результаты экспертизы своей работы по первому этапу, которая подтвердила отсутствие нарушений с его стороны. Для проведения экспертизы были привлечены компании «Аквариус» и «Программный продукт». И суд пришёл к выводу, что, в соответствии с условиями заключенного контракта, заказчик не вправе расторгнуть контракт.
В решении Арбитражного суда города Москвы также указано, что заказчик впоследствии признавал сам факт и обоснованность обращения за экспертным заключением именно к компаниям «Аквариус» и «Программный продукт». В частности, на заседаниях в рамках рассмотрения дела в ФАС России о включении «Азимут» в реестр недобросовестных поставщиков заказчик подтверждал, что эти компании выбраны им и «Азимутом» совместно, являются независимыми и квалифицированными.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2023 года в удовлетворении первоначального иска отказано, а встречные требования удовлетворены в полном объеме.
2021
МВД создаёт банк биометрических данных россиян и иностранцев
В конце сентября 2021 года стало известно о создании Министерством внутренних дел (МВД) РФ банка биометрических данных россиян и иностранных граждан. Реализовать проект планируется максимум до 2023 года.
В настоящее время работа по созданию Федеральной информационной системы биометрических данных учетов в рамках реализации стратегии национальной безопасности РФ продолжается, — сообщил ТАСС представитель МВД. |
В МВД считают, что система должна объединить ресурсы дактилоскопической и фоноскопической информации, лабораторий ДНК-анализа, комплексов биометрической идентификации личности и фиксации передвижения транспортных средств, а также систем проверки по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учётам.
В ведомстве также говорят, что благодаря банку биометрических данных появится возможность проводить процедуру идентификации личности и неопознанных тел по дактилоскопической информации, изображению лица, а также геномной информации путем взаимодействия с объединенной поисковой федеральной системой генетической идентификации.
Ранее в 2021 году стало известно, что Минцифры решило за два года увеличить число собранных биометрических данных россиян более чем в 400 раз — с нынешних 164 000 до 70 млн. Вопрос будут решать «административными мерами», в том числе сделав недоступными некоторые госуслуги без сдачи биометрии.
Минцифры также разработало проект постановления правительства, который предлагает собирать биометрические данные водителей каршеринга и такси для их идентификации. Перед этим ведомство предложило ограничить число компаний, которые могут получить доступ к Единой биометрической системе (ЕБС), и ввести критерии отбора. Согласно подготовленному ведомством законопроекту, доступ к биометрии россиян смогут получить компании с долей иностранных акционеров не выше 49%, у которых есть лицензия и право собственности на криптографические средства шифрования.[4]
2020
Создание федеральной информационной системы биометрических учетов
22 ноября 2020 года стало известно о создании Министерством внутренних дел РФ централизованного банка биометрических данных россиян и иностранцев. Новая система позволит устанавливать личности людей по отпечаткам пальцев и изображению лица.
Как сообщили ТАСС в пресс-службе МВД, создать Федеральную информационную систему биометрических учетов планируется в рамках опытно-конструкторской работы в течение трёх лет — до 2023 года. За это время будет разработано программное обеспечение, необходимое для ведения и использования централизованного банка данных биометрических параметров граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Предполагается, что технология позволит идентифицировать личность, а также неопознанные тела по дактилоскопической информации, изображению лица и геномной информации. Разработка будет взаимодействовать с объединенной поисковой федеральной системой генетической идентификации.
Впервые идея создания общей информационной системы с биометрическими данными граждан была высказана главой МВД Владимиром Колокольцевым в 2014 году. Тогда он говорил о необходимости объединить ресурсы дактилоскопической и фоноскопической информации, лабораторий ДНК- анализа, комплексов биометрической идентификации личности и фиксации передвижения транспортных средств.
В феврале 2020 года гендиректор Русского биометрического общества Данила Николаев рассказал РБК, что МВД готовит распознавание преступников не только по лицу, но и голосу, радужке глаза, татуировкам и, возможно, по походке. Тогда министерство планировало внедрить систему до конца 2021 года, но не уточняло, откуда у него появится база данных с анализами ДНК подозреваемых. Источник РБК говорил, что на разработку проекта министерство попросило несколько миллиардов рублей.[5][6]
Распознавание преступников по радужке глаза, голосу и татуировкам
Московские камеры будут распознавать преступников по радужке глаза, голосу и татуировкам. О разработке соответствующей системы генеральный директор Русского биометрического общества Данила Николаев рассказал РБК. В МВД подтвердили изданию эту информацию.
Информационная система биометрических учетов (ФИСБУ) позволит искать преступников и подозреваемых по татуировкам на открытых частях тела, лицу, голосу и радужке глаза.
МВД также проявило интерес к распознаванию преступника по походке, но пока не включило это в список характеристик для ФИСБУ, отметил Николаев. Источник РБК, близкий к МВД, рассказал, что министерство уже тестирует разные формы распознавания, в частности, по походке.
По словам Данилы Николаева, ФИСБУ планируется интегрировать с другими системами МВД. Например, криминалисты соберут на месте преступления все следы подозреваемого (отпечатки пальцев, волосы, слюну) и загрузят данные в действующую систему, если она найдет совпадения, то отправит соответствующие данные камерам, чтобы те обнаружили его.
Система создается в рамках программы «Безопасный город». Ее создание профинансируют из бюджета столицы, примерная стоимость проекта — несколько миллиардов рублей.
Технический директор еще одного разработчика решений в сфере распознавания лиц «Вокорд» Алексей Кадейшвили говорит, что систем распознавания человека не позволяет выдавать точный результат — она лишь поможет сузить круг подозреваемых и найти наиболее вероятные совпадения.
Распознавание тела является перспективным направлением для дополнительной идентификации подозреваемого, отмечает один из основателей компании-разработчика 3DiVi Дмитрий Морозов.
Сейчас системы видеонаблюдения могут понимать рост и силуэт человека по умолчанию, как дополнительный фактор, работающий, когда не видно лица, — объяснил он.[7] |
См. также
Единая база данных иностранцев в России
Основная статья: Единая база данных иностранцев в России
Система видеонаблюдения и распознавания в Москве
- Как устроена система распознавания лиц в Москве
- Как устроена городская система видеонаблюдения и распознавания лиц в Москве
Примечания
- ↑ Постановление по делу №А40-196951/23
- ↑ [1]
- ↑ Решение по делу №А40-196951/23-12-1628
- ↑ МВД работает над созданием банка биометрических данных россиян и иностранцев
- ↑ МВД создаст банк биометрических данных россиян и иностранцев
- ↑ МВД создаст банк биометрических данных россиян и иностранцев
- ↑ МВД при помощи камер начнет искать преступников по татуировкам и походке