Заказчики: Российские железные дороги (РЖД) Продукт: Проекты на базе блокчейн-технологии Дата проекта: 2019/04 — 2019/12
Бюджет проекта: 40,4 млн руб.
|
Содержание |
2020
РЖД и Maersk начали совместно развивать блокчейн-проекты
22 октября 2020 года РЖД и Maersk договорились о совместном развитии блокчейн-проектов. Компании заключили соглашение о взаимодействии в области развития цифровых сервисов для перевозок с использованием данной технологии. Документ о партнёрстве подписали замглавы РЖД Алексей Шило и гендиректор ООО «Маэрск» Жолт Катона.
Договор предполагает обмен информацией о реализованных возможностях и развитии используемых компаниями блокчейн-платформ. РЖД и Maersk также договорились о сотрудничестве в части интеграции этих платформ и продвижению сформированных на их базе цифровых сервисов на рынок мультимодальных перевозок.
Остальные детали договора не разглашаются. Однако известно, что РЖД рассчитывает в своей деятельности задействовать сразу несколько блокчейн-сервисов от Maersk.
Датская компания уже несколько лет проявляет интерес к блокчейну. Она уже запустила ряд платформ для контроля за движением грузов и обмена информацией между контрагентами.
По словам генерального директора Всероссийский НИИ железнодорожного транспорта Сергея Виноградова, РЖД будет применять блокчейн-технологии и умные контракты для повышения эффективности грузоперевозок и их доступности.Метавселенная ВДНХ
К октябрю 2020 года железнодорожный перевозчик работает над проектом глобальной перестройки схемы контейнерных перевозок. Новая система будет предусматривать продажу отдельных мест по аналогии с пассажирскими перевозками и позволит воспользоваться услугами практически любому грузоотправителю.
Для этого, по словам Виноградова, планируется использовать современные цифровые технологии, таких «цифровой вагон», «цифровой локомотив», доверенная среды управления смарт-контрактами на базе блокчейна, прогностическая система управления перевозками и обслуживания контейнерных поездов.[1]
РЖД начали использовать блокчейн в сервисном обслуживании локомотивов
29 июля 2020 года в РЖД сообщили о начале использования блокчейна в сервисном обслуживании локомотивов. Речь идет об умных контрактах, которые обеспечивают автоматическое исполнение условий договора, согласованных обеими сторонами при его заключении, сообщил генеральный директор, председатель правления РЖД Олег Белозёров в ходе заседания совета по взаимодействию компании с предприятиями транспортного машиностроения.
В рамках нового блокчейна-проекта РЖД все данные для формирования отчетов выгружаются из ежедневно пополняемой обеими сторонами единой базы данных «Доверенной среды локомотивного комплекса», а сами акты формируются автоматически в соответствии с единым алгоритмом, предусмотренным контрактом. Таким образом, по словам Белозёрова, полностью исключен человеческий фактор, не нужно ежемесячно формировать первичные документы с последующим согласованием, все процессы автоматически синхронизованы, а бумажные протоколы заменены электронными документами.
Главной целью нововведения в РЖД считают повышение прозрачности и достоверности данных, на основе которых формируются финансовые документы.
К концу июля 2020 года смарт-контракты используются более чем в 100 локомотивных депо и охватывает сервисное обслуживание свыше 10 тыс. локомотивов.
Говоря об организации обслуживания приобретенной техники, Олег Белозёров подчеркнул, что важно обеспечить повсеместное применение диагностических систем. Для того чтобы надежность локомотива повышалась за счет своевременного предупреждения о возможности технического отказа, нужен переход на предиктивное техническое обслуживание локомотивов.
{{цитата«В 2020 году доля локомотивов нового поколения эксплуатируемого парка на сети превысила 50%. РЖД продолжат заданный курс, в том числе за счет опережающего обновления локомотивного парка, — отметил он.[2]}}
Начало внедрения умных контрактов
20 мая 2020 года РЖД сообщили о начале внедрения умных контрактов, обеспечивающих договорное сопровождение транспортно-логистической деятельности в рамках норм цифрового права. Такой контракт считается автоматически исполненным, когда выполнены всего его условия: груз перевезен, деньги перечислены, а участники не имеют друг к другу претензий.
Этот проект реализуется на Октябрьской железной дороге. Подготовка к нему началась ещё в 2018 году, когда для составления схемы действий и получения первичных данных проведена интеграция с корпоративными автоматизированными системами РЖД.
Затем было освоено более 40 технологических операций, совершаемых в ходе перевозки, в том числе реализовано одинаковое отображение информации о процессе доставки у всех участников смарт-контракта.
В 2019 году была осуществлена тестовая перевозка с использованием освоенных операций смарт-контракта между станциями Предпортовая и Новый Порт. Также было организовано сопровождение контейнерных поездов по направлениям Предпортовая – Автово, Нигозеро – Новый Порт, Нигозеро – Автово и Питкяранта – Новый Порт.
В 2020 году умные контракты станут еще функциональнее, а количество терминалов, принимающих участие в проекте, увеличится. Будет доступна возможность договорного сопровождения перевозки, до 63 вырастет количество технологических операций, которые могут отображаться по ходу перевозки на блокчейн-платформе. Среди них те, которые предполагают возникновение финансовой ответственности между сторонами либо определяют объем обязательств. Это позволит при использовании технологии смарт-контракта осуществлять взаиморасчеты.
До конца 2020 года РЖД планирует осуществить первую грузовую перевозку с полноценным применением этой технологии.[3]
2019: Конкурс на разработку сервиса
В конце февраля 2019 года РЖД объявила конкурс на разработку сервиса мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок на платформе «Распределенный реестр данных». Стоимость работ оценивается в 40,4 млн рублей.[4]
Основные цели проекта заключаются в создании единого информационного пространства между участниками грузовых железнодорожных перевозок и обеспечении мониторинга выполнения смарт-контрактов грузовых железнодорожных перевозок на базе платформы распределенного реестра данных (блокчейн).
Как отмечается в документации РЖД, на момент объявления конкурса процессы взаимодействия между различными внешними и внутренними участниками бизнес-процессов «Транспортно-логистическая деятельность» и «Железнодорожные перевозки» (как системами, так и пользователями) автоматизируются в основном в соответствии с функциональными задачами участников, обеспечивающих единый процесс «Грузовая перевозка». Отсутствуют общие для всех участников указанных бизнес-процессов принципы подтверждения и хранения информации о проведённых операциях.
Кроме того, информация в автоматизированных системах о совершаемых операциях для внешних (по отношению к РЖД) участников является в большей степени закрытой. Имеются потери и искажения данных в процессе их передачи и обработки в различных системах, в том числе присутствует и человеческий фактор, влияющий на достоверность информации. Из-за большого количества первичных учетных документов, требующих согласования между участниками, происходит снижение оперативности документооборота и, как следствие, увеличение времени на принятие управленческих бизнес-решений.
В связи с этим появилась необходимость в цифровизации бизнес-процессов «Транспортно-логистическая деятельность» и «Железнодорожные перевозки», которые характеризуются высокой степенью интенсивности изменений оперативной ситуации, высоким уровнем неопределенности возникновения событий внешних участников бизнес-процессов и низкой степенью доверия между участниками при осуществлении операционной деятельности.
Претензионная работа по обеспечению исполнения участниками, в том числе внешними, обязательств по договорам и другим нормативным документам РЖД имеет огромные масштабы и носит рутинный характер, значительно растянута по времени, как следствие, данная ситуация приводит к значительному и неэффективному использованию ресурсов холдинга.
Также выявлена потребность в создании доверенного пространства для взаимодействия между всеми участниками транспортного рынка. Указанная среда должна быть основана на единой для всех информационной базе данных, предоставляющей для участников грузовой перевозки достоверную информацию о состоянии процессов, статусе и времени исполнения процедур операционной деятельности. В указанной базе данных необходимо фиксировать всю историю изменений этой информации, которая должна быть доступна всем участникам бизнес-процесса, а также обеспечивать по факту наступления событий (ключевых/контрольных точек) автоматический расчет финансовых обязательств, описанных в смарт-контракте.
Согласно требованиям РЖД, создаваемое программное обеспечение должно быть реализовано на базе технологии блокчейн, с использованием отечественных решений или продуктов с открытым кодом.
Разработчикам требуется реализовать ПО, включающее в себя следующие компоненты:
- компонент контроля выполнения смарт-контрактов грузовых перевозок;
- компонент ведения НСИ;
- компонент хранилища данных;
- компонент визуализации и отчетности;
- интеграционный модуль.
Все работы должны быть выполнены до 2 декабря 2019 года. При этом, не позднее, чем за 20 рабочих дней до планируемой даты окончания работ, ПО должно быть передано на полигон внедрения для проведения опытной эксплуатации.
Как ожидается, исполнитель проекта будет выбран 9 апреля 2019 года.
29 ноября 2018 года Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, на конференции TAdviser SummIT рассказывал о ходе цифровой трансформации и планах холдинга. Одной из тем его выступления была технология блокчейн.
По его словам, РЖД уже приступила к реализации проектов, связанных с этим направлением. Один из них, пилотный, заключается в создании доверенной среды вагонного комплекса. В рамках одной блокчейн-платформы объединили РЖД, собственников вагонного парка и вагоноремонтные предприятия. За счет этого радикально сокращается цикл поиска возможности проведения ремонта, повышается прозрачность информации и снижается возможность недобросовестных действий, например, контрафакта. Постепенно платформу планируется расширять на другие области.
Еще один пилотный проект, о котором рассказывал Чаркин, связан с переходом на смарт-контракты на блокчейне.
Пока есть проблемы с нормативной частью на уровне государства по признанию смарт-контракта, - отмечал ИТ-директор РЖД. - В компании пока разрабатывают технологическую основу и рассчитывают, что Госдума не сильно задержит процесс. В этом проекте в рамках единой блокчейн-платформы должны объединиться грузоотправители, морской порт и РЖД. |
Смотрите также Блокчейн
Основная статья:
Блокчейн в России
- Блокчейн в России
- Политика государства по развитию блокчейна в России
- Сквозные технологии цифровой экономики
- Блокчейн в Москве
- Блокчейн в ЦБ России
- Мастерчейн ЦБ РФ
- Блокчейн в Сбербанке
- Обзор: Блокчейн 2018
Блокчейн в отраслях
- Криптовалюты
- Блокчейн в IoT
- Смарт-контракты
- Блокчейн в банках
- Блокчейн в образовании
- Блокчейн в судах
- Блокчейн в страховании
- Блокчейн в банках России
- Блокчейн в медицине
- Блокчейн в сфере недвижимости
- Блокчейн в строительстве
- Блокчейн в нефтяной отрасли
- Блокчейн в энергетике
- Блокчейн в искусстве
- Блокчейн в оборонной сфере
- Блокчейн в транспортной отрасли
Блокчейн в странах мира
- Инвестиции в блокчейн
- Блокчейн (мировой рынок)
- Блокчейн (рынок Европы)
- Блокчейн в Китае
- Блокчейн на Мальте
- Brazilian Blockchain Network (RBB)
ICO
Сервисы
- NFT (криптографические токены)
- IPChain Сеть транзакций прав и объектов интеллектуальной собственности
- Консорциум R3 - R3 управляет консорциумом из более чем 60 крупнейших в мире финансовых институтов для разработки прорывных коммерческих приложений для индустрии финансовых услуг, которые используют соответствующие элементы распределенных и общих реестровых технологий.
- Digital Trade Chain (DTC)
- Эмеркоин Блокчейн-консорциум (Emercoin Consortium)
- Блокчейн–фонд
Инструменты
- Алгоритм консенсуса Proof-of-Work (PoW) и Proof-of-Stake (PoS)
- Hyperledger (Open Ledger Project)
- Hyperledger Iroha