Проект

«Смена» создала государственный веб-шрифт GolosRF

Заказчики: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры)

Москва; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: Смена (группа AIC)
Продукт: Проекты ИТ-аутсорсинга

Дата проекта: 2019/06 — 2019/12
Технология: ИТ-аутсорсинг
подрядчики - 850
проекты - 2653
системы - 181
вендоры - 122

2019: Создание веб-шрифта GolosRF

2 декабря 2019 года компания Смена (группа AIC) сообщила, что создала государственный веб-шрифт GolosRF.

По информации компании, шрифтом будет «разговаривать» государство. Таким образом пришла идея назвать его «Голос». Приставка РФ акцентирует внимание на то, что шрифт государственный и открытый для использования.

«
Государственный шрифт должен соответствовать коммуникационным задачам, которые решаются на государственных сайтах, и при этом быть полностью российским продуктом. Мы обязаны включить в стандарт госсайтов все существенные аспекты дизайна. И шрифт здесь объективно на одном из первых мест.

рассказал Александр Павлович, замдиректора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи
»

Целью проекта было создание функционального шрифта, который учитывает требования государства (большие сложные тексты, длинные названия документов, маленькие экраны устройств) и потребности современных интерфейсов (пропорции, контрастность, удобство), а также создание кириллического шрифта, распространяемого бесплатно.

В основе любой дизайн-системы лежит шрифт. Впоследствии на него мало кто обращает внимание, особенно если он хорош и действительно поддерживает систему. Шрифт — это начальная точка любого дизайн-проекта. И он должен быть основой системы, а не втискиваться в нее на позднейших этапах работы по созданию системы. Как основа шрифт задает немало технических характеристик системы, правил и пропорций. Он задает эмоциональный фон и, часто незаметно для пользователей, является идентификатором системы.Метавселенная ВДНХ 2.8 т

Среди кириллических шрифтов сравнительно немного качественных, пригодных для экранов самых различных разрешений. Шрифт, разработанный в рамках концепции по переводу сайтов госорганов на единый дизайн-стандарт, полностью соответствует современным критериям для корректной работы в веб-среде: сглаживание (для экранов с небольшим разрешением), плотность и рисунок, которые влияют на читаемость, ширина набора (особенно важна для русского языка с длинными словами).

В шрифте Golos RF две основных линейки — интерфейсная и текстовая. Начертания для интерфейсов более узкие, модульные. При смене жирности шрифта не меняется длина строки. Интерфейсный шрифт выглядит строгим и рациональным. Шрифты текстовой линейки — более широкие, с более плавными линиями.

Когда встает вопрос о выборе шрифта, всегда есть вариант взять уже что-то готовое и проверенное временем. И, конечно, в случае Дизайн-системы это не вариант. Во-первых, ни один существующий шрифт невозможно сделать своим, а государственный шрифт должен быть целиком и полностью отдан только в официальное использование. Во-вторых, люди создали много шрифтов, решая разные задачи, но эту задачу, по крайней мере, на кириллице и для русского мира не решал еще никто.

Одной из первых идей при работе над шрифтом был усредненный функциональный гротеск. Текстовые шрифты не так эмоциональны, поскольку они создаются, чтобы передавать информацию. Но они могут сообщать некий дополнительный смысл тексту. Здесь эксперты столкнулись с несколькими дилеммами. И, размышления над ними, несколько раз изменили концепцию.

Первоначально ориентировались, во-первых, на возможное низкое разрешение экранов у пользователей где-нибудь в отдалённых регионах страны и, во-вторых, на популярное представление о том, что дружелюбный шрифт — это шрифт с открытыми формами знаков. Ещё есть известный в шрифтовой среде пример — Rijksoverheid Sans и Serif, система шрифтов для голландского правительства. Поэтому, с одной стороны, пропорции шрифта должны были быть прежде всего адаптированы под экран (крупные строчные знаки, короткие выносные элементы, увеличенные межбуквенные расстояния), а с другой стороны, шрифт задумывался как открытый и гуманистический. Так появилась первая версия шрифта — очень открытый гротеск со следами каллиграфического прототипа в конструкции, но по пропорциям и в деталях адаптированный для экранов низкого разрешения: с вертикальными срезами штрихов и одинаковыми по толщине горизонталями и вертикалями.

Набранные им тексты отлично читались в самых суровых условиях и при этом оставались компактными, но возникла неожиданная проблема. Незадолго до начала разработки государственного шрифта в мобильных интерфейсах и операционных системах сменился тип шрифтов с открытого гротеска (лучше подходящего для экранов низкого разрешения) на закрытый гротеск (поскольку разрешение экранов становится выше и ограничения по типу шрифта снимаются). И для разработчиков дизайн-системы, на фоне уже ставших повседневными Roboto и San Francisco, шрифт выглядел непривычно. Разработчики убрали каллиграфическую основу, но проблему это не решило. Тогда стало понятно, что первоначальной задачей придётся пожертвовать в пользу нейтральности в реалиях конца 2010-х годов. Так государственный шрифт из открытого гротеска стал закрытым.

На ноябрь 2019 года шрифт используют: