Проект

МРСК Центра (Ай-Теко, SAP ERP)

Заказчики: Россети Центр (МРСК Центра)

Москва; Энергетика

Продукт: SAP ERP
На базе: SAP NetWeaver

Дата проекта: 2012/02
Технология: ERP
подрядчики - 1042
проекты - 10612
системы - 725
вендоры - 302

Проект по созданию облачного сервиса для эксплуатации корпоративной информационной системы управления ресурсами (КИСУР) компании «МРСК Центра» уникален для энергетической отрасли нашей страны. КИСУР на основе SAP ERP обеспечивает информационную поддержку бизнес-процессов финансово-экономического, технического, кадрового направлений деятельности МРСК. Проведенная в ходе проекта кросс-платформенная миграция данных SAP беспрецедентна даже в мировом масштабе: семь из 41 систем КИСУР были переведены на другую аппаратную платформу без остановки процесса расчета с потребителями электроэнергии. Этот проект, выполненный совместно специалистами компаний «МРСК Центра», «Ай-Теко» и Fujitsu, стал одним из крупнейших в России проектов по созданию облачного сервиса для эксплуатации продуктивной системы SAP. О том, как решалась столь непростая задача и каких результатов удалось достигнуть, мы беседуем с советником генерального директора ОАО «МРСК Центра» Александром Анатольевичем Балашовым.

  • Какие цели ставились в рамках данного проекта? Какие потребности бизнеса побудили начать этот проект? Каковы ключевые параметры работы КИСУР и насколько они должны были измениться?

  • В рамках проекта предполагалось увеличить производительность КИСУР, повысить стабильность работы систем, исключить риски избыточных финансовых расходов, связанных с арендой мощностей исходного ЦОДа. Основная потребность бизнеса заключалась в уменьшении затрат на поддержку программно-аппаратного комплекса КИСУР, а также в возможности его масштабирования под расширение КИСУР.

Требовалось улучшить ключевые параметры работы КИСУР: уменьшить время отклика систем примерно в четыре раза, а резервного копирования КИСУР – в три.

  • Каковы были критерии выбора поставщика решения? Чем оказалась сильна «связка» компаний «Ай-Теко» и Fujitsu?

  • Прежде всего, мы должны были получить вычислительные мощности и ОС, сопоставимые с таковыми в исходном ЦОД. Большое значение имело наличие у поставщика опыта работы и экспертизы в столь масштабных проектах, а также собственного коммерческого ЦОДа с готовой инфраструктурой для скорейшего развертывания новой инфраструктуры под КИСУР – это требовалось для минимизации времени создания ЦОДа и миграции КИСУР.

Само собой, необходимы были телекоммуникационная инфраструктура ЦОДа и интеграция с операторами связи, работающими с «МРСК Центр» («Ростелеком», «ТрансТелеКом») для бесшовного включения ЦОДа в существующую корпоративную сеть МРСК.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2.1 т

Кроме того, на принятие решения повлияла готовность исполнителей выполнить развертывание стартового ЦОДа (первого этапа проекта) задолго до проведения конкурсных процедур и выбора поставщика, т. е., по сути, взять на себя определенные финансовые риски.

Партнерами в данном проекте выступили компании «Ай-Теко» (генеральный подрядчик) и производитель вычислительных систем и СХД Fujitsu (субподрядчик проекта). Основными преимуществами реализации проекта именно этими компаниями стали успешный опыт аналогичных проектов в холдинге МРСК (именно на оборудовании Fujitsu), присутствие у исполнителей всех ключевых компетенций, вычислительных мощностей, готовой инженерной инфраструктуры для быстрого создания ЦОДа, а также наличие у всех партнеров опыта в проектах с SAP.

  • Расскажите, пожалуйста, об основных этапах реализации проекта. Какими требованиями с точки зрения бизнеса «МРСК Центра» определялись ограничения по срокам миграции? Какие подсистемы КИСУР потребовали максимального напряжения сил при переносе на новую платформу?

  • В сентябре 2011 г. руководство «МРСК Центра» приняло стратегическое решение о переводе КИСУР на основе SAP ERP в новый центр обработки данных, поскольку предприятие столкнулось с необходимостью повысить надежность и производительность работы КИСУР, а также значительно снизить текущие расходы на эксплуатацию. Было рассмотрено несколько сценариев перевода системы на новую площадку, наилучшим был признан предложенный компанией «Ай-Теко» совместно с Fujitsu. Ключевым фактором выбора при проведении тендера стало требование минимизировать остановку системы КИСУР на время миграции и ввода в промышленную эксплуатацию.

С учетом этих требований исполнителями проекта совместно со специалистами «МРСК-Центра» были определены два этапа перевода КИСУР на новую площадку. На начальном этапе проекта в центре обработки данных «ТрастИнфо» (который входит в группу компаний «Ай-Теко») был построен стартовый вычислительный комплекс, идентичный платформам исходного ЦОДа. Это было сделано с целью исключить длительную конвертацию данных при миграции КИСУР. Благодаря этому удалось свести к минимуму время остановки продуктивных систем КИСУР для территориальной гомогенной миграции и обеспечить фактически бесперебойную работу филиалов «МРСК Центра».

На втором этапе в соответствии с требованиями SAP был развернут облачный сервис на основе high-end систем Fujitsu FlexFrame, на который была проведена кросс-платформенная миграция данных SAP. Проект уникален по срокам выполнения не только для нашей страны, но даже по мировым стандартам. За десять дней была произведена миграция 41 системы КИСУР, семь из которых были переведены на принципиально иную операционную систему и аппаратную платформу без остановки процесса расчета с потребителями электроэнергии. Значительная заслуга в этом наряду со специалистами Fujitsu и «Ай-Теко» принадлежит и сотрудникам компании «Артекс НЕФТЕГАЗ». Благодаря их высококвалифицированным и в высшей степени ответственным действиям процесс миграции был завершен в рекордно короткие сроки.

По завершении всех процессов сотрудники «МРСК Центра» смогли незамедлительно приступить к работе с данными, перенесенными в ЦОД «ТрастИнфо». Успешность проекта подтвердилась его результатами: значительно сократилось время отклика ключевых для бизнеса «МРСК Центра» систем КИСУР (по некоторым системам – в разы), снизились операционные расходы на эксплуатацию более чем в два раза, кроме того, получен гарантированный запас вычислительных мощностей под будущее развитие КИСУР. Какова на сегодняшний день конфигурация программного и аппаратного компонентов комплекса? Каков его потенциал с точки зрения масштабирования, увеличения количества пользователей, объемов обрабатываемой информации? За счет чего будет обеспечиваться «эластичность» облака на базе ЦОДа «ТрастИнфо»?

  • Комплекс построен на базе решения Fujitsu FlexFrame for SAP и включает в себя серверы стандартной архитектуры PRIMERGY (общее количество – 52), систему хранения класса high-end Eternus DX8700 и специализированное программное обеспечение FlexFrame for SAP. Суммарная производительность всех серверов комплекса превышает 1.000.000 SAPS, емкость СХД – 122 ТБайт.

Существующий комплекс имеет запас по производительности и емкости не менее 50%, что дает возможность соответствующим образом увеличить как количество пользователей, так и объем обрабатываемой информации без изменения состава комплекса. Архитектура комплекса позволяет минимум в десять раз увеличить вычислительные ресурсы и практически во столько же емкость и производительность СХД.

Решение Fujitsu FlexFrame for SAP представляет собой готовое инфраструктурное решение для построения частного облака для приложений SAP, которое обеспечивает все основные преимущества облачных инфраструктур: выделение ресурсов для приложений SAP по требованию, гибкое перераспределение ресурсов между приложениями, обеспечение требуемых SLA (производительность, емкость, доступность).

  • В какой степени, на ваш взгляд, решена задача обеспечения информационной безопасности развернутого облачного сервиса?

  • В данном проекте сервис для системы SAP был развернут в частном облаке. Доступ к сервисам обеспечивается через выделенные каналы связи. Безопасность решения определяется общими решениями информационной безопасности компании МРСК.

  • Как организованы сервисная поддержка и мониторинг состояния КИСУР на площадке «ТрастИнфо»? Каковы базовые характеристики, зафиксированные в рамках SLA?

  • Для обеспечения требуемого уровня технического обслуживания аппаратно-программного комплекса компания Fujitsu в рамках заключенного контракта осуществляет техническое сопровождение решения. Сопровождение включает в себя регулярный мониторинг систем, ремонт и замену аппаратных компонентов, восстановление работоспособности системного ПО. Каждый уровень поддержки описан подробнейшим образом, с указанием времени реакции службы поддержки и времени восстановления аппаратно-программного комплекса.

  • Каково дальнейшее развитие проекта? Каким подсистемам КИСУР еще предстоит миграция?

  • В части «МРСК Центра» миграция КИСУР закончена. Но центр «ТрастИнфо» имеет хороший потенциал для размещения любых других систем «Холдинга МРСК».

Источник: Connect!