Проект

Умные светофоры, камеры и датчики движения: как работает интеллектуальная транспортная система ЦОДД Москвы

Заказчики: Центр организации дорожного движения правительства Москвы (ГКУ ЦОДД)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Комплексные проекты создания инженерных систем
Второй продукт: АПК Безопасный город

Дата проекта: 2011/04
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 187
проекты - 633
системы - 120
вендоры - 80
Технология: Системы видеонаблюдения
подрядчики - 334
проекты - 841
системы - 683
вендоры - 326
Технология: Ситуационные центры
подрядчики - 104
проекты - 229
системы - 89
вендоры - 79

Содержание

СМ. ТАКЖЕ (24)

Основная статья: Интеллектуальная транспортная инфраструктура (ИТС) России

Москва Умный город (Smart city)

2024

Умные светофоры, камеры и датчики движения: как работает интеллектуальная транспортная система ЦОДД Москвы

В Москве продолжается развитие интеллектуальной транспортной системы Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Она объединяет умные светофоры, датчики, камеры, перекрестки с возможностью адаптации к текущей ситуации и другие элементы. Об особенностях функционирования платформы рассказывается в материалах Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, опубликованных 5 августа 2024 года.

Сообщается, что c целью повышения безопасности и эффективности дорожного движения ЦОДД использует новые технологии и постоянно внедряет нестандартные решения. Например, на МКАД установлены многофункциональные дорожные камеры, которые умеют различать 13 типов происшествий, включая пожар и выход на проезжую часть. Сотрудники ситуационного центра оперативно реагируют на заторы и дорожно-транспортные происшествия, оптимизируя работу светофоров. Интеллектуальная транспортная система использует огромную базу данных, собирая и обрабатывая сведения обо всем дорожном движении в российской столице.

К началу августа 2024 года в Москве тестируют светофоры, которые предупреждают людей на зебре, что из-за поворота может появиться машина, а 600 умных перекрестков могут самостоятельно определить дорожную ситуацию и адаптироваться к ней

По состоянию на начало августа 2024 года в Москве функционируют более 60 тыс. светофоров, 3,8 тыс. камер фотовидеофиксации, свыше 800 информационных табло и 3,9 тыс. датчиков движения. Операторы регулируют транспортные потоки, следят за инфраструктурой и делают прогнозы на основе больших данных. Применяется оборудование исключительно отечественного производства. Система интеллектуального управления светофорами помогает регулировать движение, улучшать пропускную способность и повышать безопасность улиц. В случае аварий или каких-либо происшествий специалисты ситуационного центра ЦОДД могут вмешаться в работу устройств.

«
Светофоры помогают предотвращать ДТП, делают улицы безопасными для автомобилистов, пешеходов и городского транспорта. В Москве более 60 тысяч светофоров, также есть умные перекрестки и устройства с разными фазами для участников движения. По поручению Сергея Собянина продолжаем снижать аварийность на дорогах столицы, — говорит заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
»

Отмечается, что столичные светофоры могут работать в трех режимах: локальном, координированном и адаптивном. В первом случае устройства функционируют по заранее заложенному сценарию независимо друг от друга — например, утром и вечером. В режиме координированного управления светофоры связаны между собой и действуют синхронно, чтобы пропускать нужное количество автомобилей и поддерживать требуемую интенсивность на определенных участках, включая вылетные магистрали. В адаптивном режиме устройства на основании поступающих данных самостоятельно определяют дорожную ситуацию и оптимизируют свою работу для обеспечения максимальной эффективности. Информация поступает от индукционных петель или датчиков, вмонтированных в асфальт на перекрестке. Такие детекторы устанавливаются на глубине 15 см, при замене асфальта не повреждаются и обеспечивают 99,9% детектирования транспорта.Метавселенная ВДНХ 3.3 т

К августу 2024 года в Москве действуют 600 умных перекрестков. На некоторых участках установлены пешеходные светофоры, которые предупреждают людей на зебре, что из-за поворота может появиться машина. Такая модель помогает снизить риск наезда транспортного средства на человека. Кроме того, ЦОДД внедряет новый формат светофоров с совмещенной фазой: белый сигнал с изображением пешехода и стрелкой поворота перенесен в секцию желтого света. В обычных устройствах он располагается отдельно, под зеленым сигналом. Умные перекрестки подстраиваются под общественный транспорт, включая зеленый свет для автобусов и трамваев.[1]

Умные камеры помогли снизить аварийность на МКАД на 20% за 3 года

Установка интеллектуальных видеокамер на Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) позволила снизить количество дорожно-транспортных происшествий на 20% за последние три года. Об этом в июле 2024 года сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале.

По данным Центра организации дорожного движения (ЦОДД), более 1,5 тысячи комплексов видеоаналитики были установлены на ключевых магистралях Москвы, включая МКАД и Московский скоростной диаметр. Эти «умные» камеры круглосуточно анализируют дорожную ситуацию и выявляют 13 типов инцидентов, таких как остановка автомобиля или наличие лишних предметов на проезжей части. После выявления нарушения информация поступает оператору, который вызывает на место нужную службу.

Умные камеры снизили аварийность на МКАД на 20% за 3 года

Кроме камер, водителям на МКАД помогают 18 экипажей ЦОДД, а 160 современных табло экстренной информации предупреждают об авариях или дорожных работах. Для повышения внимания водителей рядом с крупными строительными объектами установлены шумовые полосы. В 2024 году на десяти участках МКАД планируется разметка дополнительных рядов, переходно-скоростных полос и обустройство новых съездов.

По данным пресс-службы столичного Дептранса, за первое полугодие 2024 года столичные камеры зафиксировали более 10 миллионов случаев превышения скорости. Это стало причиной 616 аварий с января по июнь 2024 года, каждое шестое ДТП с пострадавшими произошло из-за несоблюдения скорости на дороге. В частности, зафиксировано 21 600 случаев превышения скорости на 60 километров в час и более.

Наиболее частыми местами нарушений стали Киевское шоссе в Новомосковском округе, участки Садового кольца у метро «Курская» и «Сухаревская», проспект Маршала Жукова у МКАД и пересечение ТТК с Ленинградским проспектом. Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов уточнил, что превышение скорости до 40 километров в час было зафиксировано 9,88 миллиона раз, а на 40–60 километров в час – 216 тысяч раз.[2]

Беспилотные трамваи и искусственный интеллект. Москва утвердила транспортную стратегию до 2030 года

Одной из главных задач развития транспортной системы Москвы является использование технологий искусственного интеллекта. В частности, планируется внедрение беспилотных трамваев. Об этом говорится в программе развития московского транспорта до 2030 года, утвержденной в середине февраля 2024-го.

По состоянию на конец 2023 года в российской столице реализован ряд проектов на базе ИИ. Это, в частности, система «Сфера» для распознавания биометрических данных на объектах транспортной инфраструктуры. Действует фиксация инцидентов на скоростных магистралях города на базе ИИ. Кроме того, внедрен сервис для оплаты проезда по распознаванию лица.

Одной из главных задач развития транспортной системы Москвы является использование технологий искусственного интеллекта

До 2030 года планируется развитие инфраструктуры беспилотных трамваев. Появление такого общественного транспорта, как ожидается, позволит на 27% сократить количество непунктуальных рейсов, а также на 8% уменьшить число пассажиров, совершающих поездки в перегруженных вагонах. Кроме того, по оценкам, на 73% снизится количество жалоб на агрессивное вождение.

К 2030 году в Москве 100% наземной маршрутной сети будет актуализироваться автоматически с помощью предикативной аналитики на базе ИИ. При этом свыше 85% перекрестков будут оборудованы видеодетекторами на базе нейросетей.

«
Москва уже является центром по развитию беспилотного транспорта, а в будущем станет абсолютным лидером, — говорится на сайте мэра российской столицы Сергея Собянина.
»

В перспективе оплата проезда по биометрии продолжит развиваться и появится во всех видах московского транспорта. Кроме того, искусственный интеллект будут использовать для управления интеллектуальной транспортной системой и тарифами на парковки. Основную часть транспортного парка столицы составят современные электрические модели российского производства — от машин такси до пригородных поездов.[3]

Мэрия Москвы закупает СХД HPE на 665 млн рублей

В конце марта 2024 года мэрия Москвы объявила тендер на закупку систем хранения данных от американской компании Hewlett Packard Enterprise (HPE). Всего планируется закупить 8 единиц оборудования за 665 млн рублей. Подробнее здесь.

В Москве появились светофоры, предупреждающие пешеходов о появлении машины из-за поворота

9 февраля 2023 года в Департамента транспорта Москвы рассказали о появлении в городе светофоров, которые предупреждают пешеходов о появлении машины из-за поворота. Такое оборудование в пилотном режиме работает на пяти участках:

  • на пересечении 1-го проезда Перова Поля и Зеленого проспекта;
  • на пересечении Центрального проспекта и улицы Яблоневая аллея (Зеленоград);
  • на пересечении Центрального проспекта и улицы Николая Злобина (Зеленоград);
  • на пересечении улицы Сергея Эйзенштейна и Продольного проезда;
  • на пересечении улицы Широкой и Проектируемого проезда № 5286.

Раньше, когда зеленый свет горел одновременно для пешеходов и поворачивающих авто, предупреждение включалось только для водителей. Пешеходы не знали, что из-за поворота может поехать машина. Новая модель светофоров предупреждает и пешеходов. При совмещенном движении на пешеходном светофоре дополнительно мигает белый силуэт автомобиля и восклицательный знак. В ЦОДД уточнили, что речь идёт о светофорах, которые разрешают одновременное движение пешеходов и автомобилей.

«
Если тестирование будет успешным, рассмотрим возможность использовать такие светофоры. Прежде всего там, где есть риск возникновения ДТП, - заявил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, чьи слова приводятся в Telegram-канале Дептранса.
»

Ранее в Москве начали тестировать новый светофор с контурной подсветкой по периметру. По словам представителя Национального автомобильного союза Антона Шапарина, такой светофор способен увеличить безопасность на дорогах и сократить количество ДТП.[4]

Мэрия Москвы закупает мобильные системы для распознавания лиц за 225 млн рублей

Мэрия Москвы закупает мобильные системы для распознавания лиц за 225 млн рублей. Соответствующий тендер объявлен 6 февраля 2024 года. Подробнее здесь.

В Москве запустили светофоры с фиксацией лиц пешеходов-нарушителей

В Москве запустили светофоры с фиксацией лиц пешеходов-нарушителей. Об этом в начале января 2024 года рассказал начальник столичной Госавтоинспекции Александр Быков.

Первый светофор с биометрической камерой, позволяющий распознавать лица, заработал на Бережковской набережной. Устройство может определять нарушения ПДД пешеходами, людьми на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности. Нарушение транслируется на электронное табло рядом со светофором. При этом пока система не идентифицирует личность нарушителя, заявил Александр Быков.

Первый светофор с биометрической камерой, позволяющий распознавать лица, заработал на Бережковской набережной

Для эффективного привлечения пешеходов к административной ответственности Быков призвал сделать сбор биометрии обязанностью, а не правом граждан. В связи с этим может быть поднят вопрос об изменении законодательства о персональных данных, уточнил он.

Россияне вправе отказаться от сбора и хранения биометрических данных. Тем, кто примет такое решение, будут недоступны услуги, предоставляемые с биометрией, в том числе оплата с идентификацией голосом или по лицу. При желании запрет можно отозвать.

По мнению начальника столичной Госавтоинспекции, потребуются изменения соответствующих нормативных правовых актов и национальных стандартов. Быков считает, что это будет в полной мере соответствовать задачам, которые изложены в национальных проектах.

В середине октября 2023 года в России разработали новый ГОСТ, который призван повысить безопасность пешеходов. Этот стандарт разработали в первую очередь для дорожных служб и регламентирует ограничение скорости перед нерегулируемым пешеходным переходом, установку дополнительных камер и регулировку переключения сигналов светофора. [5]

2023

Московский ЦОДД разворачивает систему видеоаналитики для контроля за нетипичным поведением водителей за 285 млн рублей

В октябре 2023 года Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы объявил тендер на создание системы видеоаналитики для контроля за нетипичным поведением водителей. Она будет называться «ПРОСобытие». На реализацию проекта заложено 285 млн рублей. Подробнее здесь.

В Москве начали устанавливать системы управления автоматизированными трамвайными стрелками

В Москве начали устанавливать системы управления автоматизированными трамвайными стрелками. Об этом 1 августа 2023 года сообщил заммэра города по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

По его словам, 30 шкафов системы управления автоматизированными трамвайными стрелками разместили на проспекте Мира, в районах Богородское, Метрогородок, Черемушки и др. В будущем систему управления планируется установить на всех стрелках, которые помогают трамваю повернуть в нужном направлении.

В Москве установили первые 30 трамвайных умных стрелок

Отмечается, что умной системой планируется оборудовать и сами трамваи, она будет автоматически определять номер маршрута и переводить стрелки по радиоканалу. Направление поворота будет отображаться на экране в кабине водителя.

«
Сегодня почти все трамвайные стрелки работают в автоматическом режиме, но переводятся водителем из кабины с помощью кнопки. В будущем направление движения трамвая будет меняться без участия водителя. Это важный шаг в модернизации всей инфраструктуры, которая стала возможной с переходом сети столичного трамвая под управление Мосметро, - заявил Максим Ликсутов 1 августа 2023 года, добавив, что такое технологическое решение позволит этому виду транспорта ездить быстрее и сделает движение еще безопаснее.
»

По его словам, в будущем водители трамваев не будут отвлекаться от дороги — переключение стрелочного перевода будет происходить автоматически. До конца 2025 года планируется постепенно обеспечить все стрелки «умной» системой управления.

«
Это один из важных шагов в направлении модернизации всей трамвайной инфраструктуры, что позволит трамваям ехать быстрее и сделает движение еще безопаснее. Мы поддерживаем отечественное машиностроение и внедряем только самые современные технологии российских производителей, - добавил заммэра Москвы.[6]
»

Дорожные камеры в Москве начали выявлять нарушения пользователей электросамокатов

ГИБДД внедрила в Москве нейросеть для поиска нарушителей на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ). О пилотном запуске новой технологии ТАСС рассказал начальник управления столичной Госавтоинспекции Александр Быков в середине марта 2023 года.

«
Мы говорим: места [для движения на электросамокатах] должны быть приближены к системе видеонаблюдения, [чтобы видеть] откуда начинается поездка, два человека не должны садиться на самокат, — отметил он.
»

Дорожные камеры теперь будут следить за электросамокатами с помощью ИИ

На первом этапе нейросеть будет работать на нескольких столичных улицах, где действует повышенный скоростной режим. Искусственный интеллект подключили к городским камерам видеонаблюдения, откуда информация будет поступать инспекторам, которые смогут подтвердить или опровергнуть факт нарушения правил дорожного движения.

По словам Быкова, в основе новой системы лежит нейронная сеть, которую использует Центр организации дорожного движения для выявления нарушений ПДД. Если эксперимент завершится успешно, функционал искусственного интеллекта могут расширить и на другие городские видеокамеры.

Пользователи частных самокатов, как правило, перемещаются по одним и тем же маршрутам, говорит Быков: по данным с камер ГИБДД сможет открыть административное расследование (длится до двух месяцев), в рамках которого можно будет запросить видео с камер, опросить свидетелей для установления личности нарушителя и т. д.

Замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко в середине марта 2023 года анонсировал разработку поправок в Административный кодекс, которые ужесточат штрафы для владельцев СИМ. Размер новых штрафов он не уточнил. Глава Мосгордумы Алексей Шапошников заявил, что парламент готов подготовить поправки и внести их в Госдуму. Сейчас штрафы для электросамокатчиков составляют от 800 до 1500 рублей.[7]

2022

Собянин: Автоугонов в Москве стало на 93% меньше после запуска комплексов фотовидеофиксации

Количество автомобильных краж в Москве сократилось на 93% благодаря комплексам фотовидеофиксации. Об этом в середине февраля 2023 года заявил столичный мэр.

«
Для сравнения: 948 случаев угона зафиксировано в прошлом [2022] году и 13 тысяч — в 2012 году, когда в городе начали устанавливать первые такие комплексы, - написал в своем Telegram-канале Собянин.
»

Как отметил вице-мэр столицы Максим Ликсутов, каждая машина, которая проезжает по московским дорогам, попадет в среднем в объектив 14 камер. Благодаря этому власти могут понимать транспортные потоки и делать движение лучше и безопаснее, а полиция — находить украденный транспорт. Правоохранительные органы в режиме онлайн получают информацию о том, что камера зафиксировала угнанный автомобиль, и могут отследить и остановить его, заявил он. Ликсутов уточнил, что к концу 2022 года в российской столице насчитывалось 3,8 тыс. комплексов фотовидеофиксации.

Сергей Собянин

К февралю 2023 года в Москве установлено почти 4 тыс. камер фотовидеофиксации. Помимо контроля соблюдения правил дорожного движения они помогают сотрудникам правоохранительных органов проследить маршрут угнанной машины и оперативно принять меры. Нейросеть автоматически сверяет автомобили и их номера на соответствие учетным данным.

Как пишет издание Autonews, Москва входит в пятерку регионов — лидеров по числу угонов автомобилей. По данным «Росгосстраха», больше половины хищений машин были зафиксированы в трех регионах: Санкт-Петербурге (24% угонов), Московской области (19%) угонов, Москве (15%).

По данным статистики МВД России, за 11 месяцев 2021 году в России зарегистрировали более 1700 угонов, что на 12% меньше, чем в 2020-м.[8]

Москва потратит 800 млн рублей на камеры, следящие за соблюдением правил парковки

21 февраля 2022 года «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) объявил тендер на аренду дорожных камер, предназначенных для соблюдения правил парковки в Москве. Заказчик готов заключить контракт на сумму 802,7 млн рублей. Подробнее здесь.

2021

Сотрудники ГИБДД в Москве получат доступ ко всем дорожным камерам с рабочего планшета

Сотрудники ГИБДД в Москве получат доступ ко всем дорожным камерам с рабочего планшета. На разработку соответствующего программного обеспечения столичная мэрия потратит 180 млн рублей. Подробнее здесь.

Планы установки 2000 камер видеонаблюдения на дорогах

1 июля 2021 года стало известно о том, что 2000 камер видеонаблюдения установят на дорогах Москвы.

Средства видеофиксации будут оперативно выявлять ДТП, которые блокируют движение и фиксировать любые нештатные случаи.

Как сообщает пресс-служба Департамента транспорта Москвы, в отличие от видеокамер предыдущего поколения, которые установили еще 8 лет назад, у данных устройств более расширенные возможности по настройке изображения. Камеры будут анализировать дорожную ситуацию в режиме реального времени и передавать изображения в Ситуационный центр ЦОДД. Качественная система видеобзора позволяет точно оценивать трафик и причины возникновения заторов.

Как сообщает источник, ранее в столице для обеспечения безопасности дорожного движения на велополосах и использования их по назначению было установлено 12 комплексов фотовидеофиксации[9].

2020

Дорожные камеры в Москве будут фиксировать нарушение самоизоляции

Как стало известно 15 октября 2020 года, дорожные камеры в Москве будут фиксировать нарушение самоизоляции. Для этого Центр организации дорожного движения (ЦОДД) объявил соответствующий тендер. Сумма контракта — до 98,1 млн рублей.

Согласно материалам на сайте госзакупок, подрядчик должен модернизировать 59 микроавтобусов на базе Ford Transit и Газель Next, на крыше которых установлены камеры для фиксации нарушений ПДД. Функционал этих камер по требованию заказчика должен быть расширен, чтобы фиксировать 50 новых правонарушений (всего их в приложении к техзаданию стало 64). Среди них есть «нарушение режима самоизоляции в режиме карантина». Это единственное нарушение из всего списка, не относящиеся к дорожному движению.

Дорожные камеры в Москве будут фиксировать нарушение самоизоляции

В ЦОДД Москвы «Коммерсанту» объяснили добавление функции распознавания нарушителей самоизоляции тем, что «стационарные комплексы и передвижные должны работать в синхронном режиме, поэтому идет плановая доработка программного обеспечения». Большая часть стационарных комплексов, которые используются в Москве, уже сегодня могут распознать 55 видов нарушений, пишет газета. Знакомый с ситуацией источник «Коммерсанта» отметил, что расширение функционала передвижных камер для фиксации нарушений самоизоляции вводится на случай, если потребуется контролировать передвижение по городу граждан, которым предписана самоизоляция.

Эксперт по системам фотовидеофиксации нарушений Григорий Шухман уточнил газете, что будет происходить фиксация автомобиля, а не водителя или пассажиров.

«
Идет подмена понятий: движение на транспортном средстве, не внесенном в некую базу, приравнивают к нарушению самоизоляции его собственником, — сказал он.
»

В апреле 2020 года в рамках борьбы с распространением в стране коронавируса в статью 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения») внесли поправки: для граждан-нарушителей норм самоизоляции во время режима «повышенной готовности» штрафы варьируются от 15 тыс. до 300 тыс. рублей.[10]

ФАС заморозила установку сотен дорожных камер в Москве на 6 млрд рублей

В сентябре 2020 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приостановила тендеры на установку 865 новых дорожных камер в Москве на общую сумму почти 6 млрд рублей. Регулятор сделал это после жалобы самарского ООО «Эффективные технологии».

В конце августа 2020 года Центр организации дорожного движения (ЦОДД) объявил два конкурса (на 1,05 и 4,9 млрд рублей) на установку дорожных камер в 2021 году. Единственным претендентом на оба контракта оказалась компания «Строй инвест проект», которая, как пишет «Коммерсантъ», давно сотрудничает с ЦОДД и активно участвует в городских конкурсах. «Строй инвест проект» входит в корпорацию «Строй инвест проект», которая производит камеры «Стрелка», дорожные знаки, табло и ограждения.

«Эффективные технологии» пожаловались в ФАС на слишком детализированные и жесткие требования к оборудованию, которые предъявил ЦОДД в своих тендерах. Такие условия, по мнению компании, сильно сужает круг претендентов и нарушают федеральное законодательство о контрактной системе.

ФАС заморозила установку сотен дорожных камер в столице России на 6 млрд рублей

Генеральный директор «Эффективных технологий» приводит в пример следующее требование ЦОДД: материнская плата и плата управления прожекторами должны быть из шестислойного и двухслойного текстолита соответственно, при этом «кабельный гермоввод корпуса видеомодуля должен быть сделан из нейлона с прокладками из неопренового каучука».

«
Каким образом заказчик собирается проверять, как исполнена материнская плата промышленного компьютера, притом что комплекс поверен, а его корпус опломбирован? — задаётся вопросом Антонов.
»

По его словам, законодательство требует описания в техзадании «функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик товара», но не внутреннюю конструкцию камеры или требования к кабелю.

Кроме того, в жалобе фигурирует требование ЦОДД, согласно которому комплексы должны фиксировать разговор водителя за рулем по телефону. Однако к сентябрю 2020 года не существует ни одной камеры с такими функциями, а также алгоритма работы софта, способного определять разговор по телефону за рулем в автоматическом режиме, заявил Антонов.[11]

2019

Снижение аварийности в Москве на 23% с 2010 года

Согласно аналитике компании «ГЛОНАСС-БДД»[12], Москва является лидером рейтинга среди городов с высокой плотностью дорожных камер. В числе эффектов этой работы − снижение числа учетных ДТП на 23% с 2010 года, при том что количество автомобилей в московской агломерации за это время увеличилось на 1,2 млн единиц. В зоне действия некоторых комплексов фотовидеофиксации снижение числа ДТП составило до 75%.

Статистика нарушений ПДД в местах установки систем фотовидеофиксации приблизилась к нижнему порогу: данные за 10 месяцев 2019 года свидетельствуют, что под камерами водители в большинстве случаев ведут себя более дисциплинированно.

«
«Формально камера, установленная несколько месяцев или лет назад, уже не влияет на статистику нарушений. При этом ее польза остается очевидной, так как она продолжает выполнять профилактическую функцию. Нельзя забывать и тот момент, что дорожные камеры существенно влияют на статистику автомобильных краж и угонов – в Москве этот показатель за 9 лет снизился в 4 раза», – рассказывает генеральный директор «ГЛОНАСС-БДД» Нечеухин Максим.
»

Ростех участвует в развитии интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Москвы. В частности, в 2018 году контракт на обслуживание ИТС Москвы до 2023 года заключил холдинг «Швабе», входящий в структуру Ростеха. В рамках этой работы на компанию возложены функции контроля работы 3700 датчиков мониторинга транспортных потоков, 2860 светофорных объектов, 175 дорожных табло, 2700 камер телеобзора и 48 метеостанций.

ИТС Москвы на практике показала, как новые технологии помогают решить ситуацию с пробками и сделать дороги безопасными. В результате Москва стала самым безопасным городом федерального значения на территории ЦФО, несмотря на то что столица значительно опережает другие города по численности населения и по количеству автомобилей

Оборудование ИТС

  • Светофоры: 2801 шт.
  • Камеры телеобзора: 2156 шт.
  • Дорожные табло: 177 шт.
  • Табло на остановках НГПТ: 1800 шт.
  • Радиолокационные детекторы движения: 3000 шт. -> 12 млн./сутки
  • Камеры фотовидеофиксации: 1766 шт. -> 50 млн./сутки

Трекеры на городском транспорте

  • Наземный пассажирский транспорт: 12 тыс.
  • Коммунальная техника: 20 тыс.
  • Служебная техника (ЦОДД, АМПП, МАДИ): 1 тыс.

Каршеринг и такси

  • Такси (7 компаний): 115 тыс.
  • Каршеринг (16 компаний): 23 тыс.

2018: Контракт на обслуживание интеллектуальной транспортной системы Москвы

Входящий в «Ростех» холдинг «Швабе» получил контракт на обслуживание интеллектуальной транспортной системы Москвы. Об этом 8 августа 2018 года сообщило издание РБК со ссылкой на информацию на сайте госзакупок.

ООО «Швабе-Москва» выиграло тендер с начальной ценой 17,5 млрд рублей. Компания должна будет в течение пять лет обеспечивать бесперебойную работу «умной» транспортной системы, включая «ремонт в случае возникновения аварийных ситуаций». В частности, подрядчик будет обслуживать датчики мониторинга транспортных потоков, светофоры, дорожные табло, камеры телеобзора и метеостанции.

2016: «Дочка» «1С» получила мега-контракт на фотовидеофиксацию нарушений ПДД в Москве

В апреле 2016 года по итогам открытого аукциона Центр организации дорожного движения Москвы заключил с «дочкой» «1С» - компанией «Алагер» - контракт[13] на аренду 500 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в Москве. Объем контракта составляет 2,9 млрд рублей, а срок оказания услуг по аренде – 60 месяцев. По истечении срока аренды, по условиям договора, оборудование перейдет в собственность города на безвозмездной основе.

Комплексы должны быть функционально и технологически объединены в систему автоматической фиксации проезда транспортных средств и установлены в пределах МКАД, за исключением самой кольцевой автодороги, следует из конкурсного ТЗ.

2011: Начало внедрения ИТС в Москве

В апреле 2011 г. стало известно, что Правительство Сергея Собянина начало внедрять в Москве интеллектуальную транспортную систему, которая должна разгрузить город от пробок[14].

«Ситроникс» выиграл конкурс на разработку интеллектуальной транспортной системы (ИТС), рассказали «Ведомостям» несколько бизнесменов, работающих в сфере транспорта. Эту информацию подтвердили высокопоставленный чиновник мэрии и вице-президент «Ситроникса» Ирина Ланина. Компания до конца 2011 года разработает концепцию ИТС и создаст единый центр управления дорожным движением, сказал близкий к ней источник.

Финансирование

На реализацию ИТС в 2011 г. из бюджета будет выделено 6,257 млрд руб., говорится в московской транспортной программе. Эти деньги «Ситроникс» получит в конце 2011 года, когда уже выполнит работы, говорят собеседники «Ведомостей».

Близкий к мэрии источник рассказывает, что «Ситроникс» будет модернизировать существующую систему управления светофорным движением «Старт» (будут закуплены новые светофоры, детекторы, системы видеофиксации) и систему управления общественным транспортом (оснастит подвижной состав «Мосгортранса» навигаторами). «Если называть вещи своими именами, пока речь идет лишь о модернизации существующей системы», — говорит партнер Strategy Partners Александр Ованесов.

Контракт с Москвой сопоставим по объему с квартальной выручкой «Ситроникса». Сотрудничество «Ситроникса» с Москвой начало развиваться только недавно, говорит Ланина. До сих пор у компании был, по сути, лишь один крупный московский контракт — с метрополитеном на поставку бесконтактных проездных (примерно на $100 млн).

Крупнейшие международные компании не были приглашены на торги, жалуется топ-менеджер Международного дорожного консорциума (объединяет разработчиков систем и программного обеспечения для транспортной сферы — сингапурскую AA Traffic, французскую STI и британскую Verrus). Конкурс был закрытый, участники должны были иметь разрешения от ФСО, ФСБ на работу с правительственными трассами, говорит источник, близкий к мэрии. Чиновник мэрии напоминает, что структура АФК «Система» — «Навигационно-информационные системы» — готовила технико-экономическое обоснование для одной из основных составляющих новой транспортной системы — единого диспетчерского центра по управлению пассажирским транспортом, а также является федеральным оператором системы «Глонасс», необходимой для его функционирования.

Ожидаемые результаты проекта

За счет внедрения интеллектуальной транспортной системы задержки транспорта снизятся на 10%; пропускная способность повысится от 5 до 15%, средняя скорость движения – на 17%; время поездки сократится на 15–20%, обещано в проекте московской транспортной программы.


В мае 2011 года ЗАО "Ситроникс-КАСУ" и "НИС ГЛОНАСС" подписали соглашение на выполнение работ в рамках реализации проекта "Создание интеллектуальной транспортной системы города Москвы" (ИТС Москвы).

В рамках соглашения "НИС ГЛОНАСС" примет участие в проектировании ключевой и фундаментальной части структуры ИТС Москвы – "Единого диспетчерского центра по управлению пассажирским транспортом" (ЕДЦ).

Специалисты Федерального сетевого оператора также будут создавать зональные центры управления, оснащать пассажирский транспорт Москвы многофункциональными навигационными устройствами и системами безопасности.

В конце января 2011 года Федеральный сетевой оператор разработал Техническое задание (ТЗ) и технико-экономическое обоснование (ТЭО) на создание ЕДЦ и представил их на рассмотрение в Департамент Транспорта Правительства Москвы.

Внедрение ИТС Москвы позволит эффективно решать проблему пробок в столице, контролировать и управлять сложнейшими транспортными узлами, обеспечивать профилактику ДТП. Планируется, что Единый диспетчерский центр в рамках ИТС Москвы будет создан уже к концу 2011 года.

Спутниковые навигационные системы – важнейшая часть построения структуры ИТС, так как только они позволяют получать необходимые данные о местоположении сотен тысяч транспортных средств одновременно.

Уникальность информации космических навигационных систем - в доступности, масштабируемости, независимости и 100% достоверности. Технологическая основа ЕДЦ – отечественная ГНСС ГЛОНАСС.

Интеллектуальная транспортная система (далее ИТС) предназначена для эффективного управления транспортными потоками, увеличения пропускной способности улично-дорожной сети, предотвращения автомобильных заторов, уменьшения задержек в движении транспорта, повышения безопасности дорожного движения, информирования участников движения о складывающейся дорожно-транспортной ситуации и вариантах оптимального маршрута движения, обеспечения бесперебойного движения наземного городского пассажирского транспорта.

Состав ИТС:

  • система мониторинга параметров транспортных потоков;
  • система информирования участников дорожного движения;
  • система управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения;
  • система телеобзора;
  • система управления парковочным пространством;
  • система фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения;
  • системанавигационно-информационного обеспечения на основе ГЛОНАСС.

Функции государственного заказчика на выполнение работ по созданию ИТС возложены на Государственное казенное учреждение города Москвы — Центр организации дорожного движения Правительства Москвы.

До конца 2013 года планируется выполнить работы по обустройству улично-дорожной сети города и подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта техническими средствами ИТС в полном объеме, что позволит обеспечить:

  • адаптивное управление светофорными объектами (перекрестками);
  • сбор и анализ данных о параметрах транспортных потоков;
  • информирование участников дорожного движения о складывающейся ситуации, в том числе выбор вариантов и расчет маршрутов движения;
  • повышение безопасности дорожного движения;
  • бесперебойное движение наземного городского пассажирского транспорта.

В 2011 году разработан эскизно-технический проект ИТС г.Москвы, начаты и ведутся работы по обустройству улично-дорожной сети города и подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта техническими средствами ИТС, созданию управляющего аппаратно-программного комплекса, центров управления движением и центра обработки данных системы фотовидеофиксации.

Также в 2011 году в рамках реализованных пилотных проектов отработаны различные технические решения, осуществлена опытная эксплуатация оборудования и программного обеспечения.

В результате проведенных работ уже сегодня имеется возможность получения и анализа данных о параметрах транспортных потоков с 30% точек, планируемых к обустройству до конца 2013 года, в адаптивный режим управления введено 72 светофорных объекта (перекрестков) и до конца года их будет 85, осуществляется диспетчерское управление и контроль движения части подвижного состава ГУП «МОСГОРТРАНС», в рамках пилотной зоны реализуется функция автоматизированного информирования участников дорожного движения о складывающейся ситуации, функционирует Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве (далее ЦАФАП ОДД).

Смотрите также

Примечания

  1. Светофоры, камеры и датчики движения: как работает интеллектуальная транспортная система ЦОДД Москвы
  2. Собянин: Умные камеры помогли сократить количество ДТП на МКАД на 20%
  3. Московский транспорт прирастет сетью и интеллектом
  4. ЦОДД (https://gucodd.ru/?ysclid=lsd1d6up5j617569241) тестирует новый светофор
  5. В Москве протестировали светофор с системой распознавания лиц пешеходов
  6. В Москве установили первые 30 трамвайных умных стрелок
  7. Пользователей самокатов опознают по камерам
  8. На 93% сократилось число автомобильных краж в Москве с запуском комплексов фотовидеофиксации
  9. 2000 камер видеонаблюдения установят на дорогах Москвы
  10. Дорожные камеры нацелят на COVID-19. ЦОДД расширяет функционал передвижных комплексов
  11. ФАС заглянула в камеры. Приостановлен тендер по расширению московской системы фиксации нарушений
  12. Ростех и «ГЛОНАСС» оценили эффективность дорожных камер в российских регионах
  13. Аренда 500 аппаратных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, устанавливаемых в пределах МКАД
  14. «Ситроникс» против пробок