Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2

СПбПУ: Система управления грузовым беспилотным транспортом

Продукт
Разработчики: Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет (СПбПУ) Петра Великого
Дата премьеры системы: 2024/09/17
Отрасли: Транспорт

Основные статьи:

2024: Создание беспилотного грузовика

Беспилотный грузовой автомобиль создали в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Об этом университет сообщил 17 сентября 2024 года.

Работа велась как на уровне управления штатными системами автомобиля, включая тормозную и рулевую системы, так и на уровне специального программногоКирилл Тимофеев, ОБИТ: Задача интегратора — найти компромисс между запросами заказчика, решениями вендора и правилами регулятора 3.2 т обеспечения, позволяющего беспилотнику распознавать меняющуюся дорожную ситуацию и управлять движением в полностью автономном режиме без участия водителя.

Над созданием беспилотного автомобиля трудилась команда разработчиков Polytech Voltage Machine, в которую вошли студенты, аспиранты и ученые из разных подразделений Политехнического университета: Института машиностроения, материалов и транспорта, Института компьютерных наук и кибербезопасности и лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных». Работы возглавил кандидат технических наук, доцент Высшей школы транспорта СПбПУ Петра Великого Дмитрий Плотников.

За основу беспилотного грузового автомобиля команда взяла Газель E-NN. На создание всего комплекса беспилотных систем – как инженерных, так и программных – ушло менее полугода. Команда поставила себе высокую планку – принять участие в статусном конкурсе Национальной технологической инициативы «Пятый уровень», инициированным Фондом НТИ. Конкурс собирает лучшие российские команды разработчиков беспилотных систем и позволяет сформировать сообщество профессионалов высочайшего класса, которые задают тренды развития беспилотного транспорта на ближайшие годы. Требование к беспилотникам для участия в соревновании довольно серьезные: автомобиль должен проехать в полностью автономном режиме расстояние не менее 50 км, при этом безукоризненно соблюдая ПДД. Испытания проводятся на дорогах общего пользования. Конечно, на случай непредвиденных ситуаций за движением следит водитель, однако ни в какие процессы беспилотного движения он не вмешивается.

Команда Политеха разработала весь комплекс управления штатными системами автомобиля: рулевое управление, педаль акселератора, тормозная система, селектор переключения режимов движения и световая техника. Отдельно стоит отметить разработанную схему управления электроусилителем руля, позволяющую автомобилю совершать сложные маневры. Также программисты создали настоящий «мозг» беспилотника – систему, которая считывает всю визуальную информацию, анализирует и на основании полученных данных подает сигналы управления. Верхний уровень системы управления беспилотником создан на базе открытого ПО ApolloAuto.

«
Наша команда реализовала задачи позиционирования автомобиля, безопасного выполнения

маневров - объезд статического препятствия, остановка перед препятствием и пропуск пешехода. Система управления автомобилем умеет распознавать дорожную разметку и сигналы светофоров, а также прогнозировать поведение других участников движения. Отличия от существующих на сентябрь 2024 года разработок - в наборе и расположении сенсоров, а также применения собственных алгоритмов обработки информации от них для более точного и предсказуемого поведения транспортного средства, - отметил руководитель проекта Дмитрий Плотников.

»

Созданный в Политехе беспилотный грузовой автомобиль успешно продемонстрировал движение в условиях оживленного в условиях оживленных автомобильных дорог общего пользования. В планах команды – внедрение разработанной технологии в образовательный процесс университета. Работа выполнена при поддержке программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».