Смоленский Степан Васильевич

Персона


Содержание

Биография

Смоленский Степан Васильевич - выдающийся российский регент и исследователь церковной музыки. С его именем и с деятельностью Московского Синодального хора, регентом которого в 1886 году был назначен В.С. Орлов, связана целая новая эпоха в истории русского церковного пения. Директором хора стал С.В. Смоленский, а помощником регента ― А.Д. Кастальский. Под руководством этого звездного триумвирата Синодальный хор превратился в один из лучших церковных хоров России».

В 1880-е годы С.В. Смоленский издал "Описание рукописей Соловецкой библиотеки", описание ирмологии Новоиерусалимского монастыря и "Азбуку" Александра Мезенца, совместно с С.А. Рачинским составил программу изучения знаменного пения для духовных учебных заведений.

После переезда в Москву началась работа С.В. Смоленского в качестве заведующего кафедрой истории церковного пения Московской консерватории и директора Синодального училища. Училище стало учебным заведением будущих знатоков, ценителей и профессиональных работников на поприще древнего церковного пения. Одновременно началась и совместная деятельность с регентом Василием Орловым по преобразованию в "русском направлении" репертуара Синодального хора.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.1 т

В 1890-х годах С.В. Смоленский стал главным идеологом и вдохновителем нового направления в русской духовной музыке, основанного на стремлении освободить церковное пение от "европеизма", приблизив к образцам русского народного музыкального творчества. Оно представлено широким кругом имен, среди которых композиторы: С.В. Рахманинов, А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, А.В. Никольский, В.С. Калинников, М.М. Ипполитов-Иванов, К.Н. Шведов, Н.С. Голованов, Д.В. Алеманов.

С.В. Смоленский также стал одним из основоположников русской музыкальной медиевистики. Результатом его большой и кропотливой собирательской работы явилось создание научно-музыкальной библиотеки певческих рукописей в Синодальном училище. Как археограф Смоленский выступал организатором первой научно-музыкальной экспедиции на Афон. В Петербургском обществе любителей древней письменности он возглавлял отдел разыскивания и издания памятников певческого искусства[1].

Изучение наследия

6 марта 2018 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия стартовала научно-практическая конференция «Степан Васильевич Смоленский и русская духовная музыка». Организаторами мероприятия выступили Общецерковная аспирантура и докторантура и Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского.

Идеологом конференции выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион.

В ходе заседания выступили:

  • профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского доктор искусствоведения Наталья Плотникова (тема доклада «"В настойчивых исканиях новых художественных дорог": партесное многоголосие в трудах С.В. Смоленского»);

  • проректор по научно-исследовательской работе Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова кандидат искусствоведения Юрий Карпов («С.В. Смоленский и Казань: век XXI»);

  • доцент кафедры теории музыки и композиции Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова кандидат искусствоведения Айсылу Гумерова («Православные певческие традиции народов Среднего Поволжья: от С.В. Смоленского ― к нашим дням»);

  • доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкального и хореографического искусства Адыгейского государственного университета, регент Воскресенского храма г. Майкопа Светлана Хватова («Творчество С.В. Смоленского в современном богослужебном репертуаре»);

  • магистрант Института искусств Адыгейского государственного университета, регент храма Покрова Пресвятой Богородицы станицы Чамлыкской Краснодарского края Дарья Плехова («Трехуровневая система хорового образования в России светской и духовной традиции: к возрождению традиций С.В. Смоленского»).

Также в заседании приняли участие художественный руководитель и главный дирижер Московского Синодального хора Алексей Пузаков, доцент кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Михаил Желтов, музыковеды, сотрудники ОЦАД и Московской консерватории.

В ходе дискуссии было сформулировано общее предложение о развитии сотрудничества между Церковно-общественным советом при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Московской государственной консерваторией.

По окончании первого дня работы конференции в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Патриаршего Черниговского подворья состоялся концерт мужского вокального ансамбля «Хронос».

Работа научно-практической конференции «Степан Васильевич Смоленский и русская духовная музыка» продолжилась 7 марта в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Примечания