Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
СМ. ТАКЖЕ (2)

Содержание

Основная статья: История музыки в России

Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956) является одним из композиторов эпохи Серебряного века, ярчайшим представителем так называемого «нового направления» русской духовной музыки. Сам Гречанинов называл свой стиль «симфоническим».

Биография

Александр Тихонович Гречанинов долго и трудно пробивался к своему композиторскому успеху. Он очень поздно начал учиться музыке и так и не стал «своим» ни в петербургской, ни в московской музыкальной среде.

«Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий».

Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. «Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом». Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Последний, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека, во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».Работа с артефактами разработки: каким отечественным инструментом заменить Sonatype Nexus и JFrog Artifactory 2.9 т

Они вошли в первое, изданное в 1893 году, сочинение композитора "Пять песен":

  • Ночные голоса
  • Острою секирой
  • Колодники
  • Край ты мой
  • Колыбельная

Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. «Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях „Евгения Онегина` и „Пиковой дамы`. На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы».

В 1890 г. из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши.

Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату «Самсон», а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе.

В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с Константином Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского «Снегурочка». Станиславский назвал эту музыку превосходной.

В 1903 г. состоялся дебют композитора в Большом театре оперой «Добрыня Никитич» при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. «Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку», — писал Римский-Корсаков автору. В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к «народному духу». А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес.

В 1917 году он написал Демественную литургию. Изначально она была задумана, как камерное произведение для домашнего музицирования. В 1918 году Гречанинов создал новую редакцию Литургии для тенора, струнного оркестра, органа, арфы и челесты, а в 1923 году ввел в партитуру хор и дописал несколько номеров. Демественная литургия не укладывалось в рамки канонов русской духовной музыки. Необычность этого произведения у многих вызвала неприятие.

В 1923 году 15 детских пьес были объединены в Детский альбом, соч.98. В сборник вошли следующие пьесы:

  • «Маленькая сказка»,
  • «В летнем лагере»,
  • «Марш»,
  • «В разлуке»,
  • «Верхом на лошадке»,
  • «На лужайке»,
  • «Недовольно»,
  • «Скучный рассказ»,
  • «Колыбельная»,
  • «Танец»,
  • «Необычное происшествие»,
  • «Этюд»,
  • «Мазурка»,
  • «Протяжная песня»,
  • «Вальс».

В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк.

Список произведений

Сочинения для оркестра

  • Симфония № 1, соч. 6 (1894)
  • Концерт для виолончели с оркестром, соч. 8 (1895)
  • Симфония № 2, соч. 27 (1908)
  • Симфония № 3, соч. 100 (1923)
  • Симфония № 4, соч. 102 (1927)
  • Концерт для скрипки с оркестром, соч. 132 (1932)
  • Симфония № 5, соч. 153 (1936)
  • Концерт для флейты, арфы и струнных, соч. 159 (1938)

Оперы

  • «Добрыня Никитич» соч.22 (1895−1901)
  • «Сестра Беатриса» соч.50 (1908−1910)
  • «Ёлочкин сон», детская опера соч.55 (1911)
  • «Женитьба» соч.180 (1946)

Камерная музыка

  • Четыре струнных квартета (1893, 1914, 1916, 1929)
  • Соната для балалайки и фортепиано соч. 188 № 1 (1948—1951)
  • Рондо для балалайки и фортепиано соч. 188 № 2 (1939)
  • Два фортепианных трио (1906, 1931)
  • Две фортепианных сонаты (1931, 1942)
  • Пьесы для фортепиано соло
  • Соната № 2 для кларнета и фортепиано, соч.172

Романсы

Римские сонеты

Будучи абсолютным консерватором в своих музыкальных взглядах, но общительным и незлобивым человеком, Гречанинов спокойно и размеренно шел своей музыкальной дорогой всю жизнь. Тонкий и наблюдательный критик Леонид Сабанеев как-то заметил о Гречанинове: «...он стал водить дружбу с Вячеславом Ивановым, писать музыку на его тексты, а также на тексты русских поэтов-символистов. В музыке Гречанинова появились слабые и робкие, чрезвычайно неуверенные попытки обогатить свою гармоническую палитру «под Дебюсси» или хотя бы «под Ребикова». Все это в высшей степени было наивно и никак не соответствовало его стилю и музыкальному, и душевному. Он был сам человек в высшей степени простой и несложный, психологически наивный, менее всего у него могло быть контакта с символистами, людьми мудреными, путаными, усложненными. И музыкальный модернизм шел к нему, как «корове седло». Его очарование было в первобытной простоте музыкального чувства, в той оставшейся для него небольшой порции еще не высказанных в музыке простых и искренних эмоций, которую не успели воплотить его музыкальные предки Чайковский, Римский-Корсаков. Впрочем, он, видимо, и сам почувствовал, что этот мир не для него, и в последующих произведениях опять вернулся к первоначальной своей палитре».

Высказывание Сабанеева остроумно, но не совсем точно. Конечно, стилистически Гречанинов «мудреным и путаным символистам» никак в друзья не годился, но вот с Вячеславом Ивановым он общался регулярно. В 1919 году поэт посвящает композитору стихотворение со строчками, противоречащими сабанеевскому высказыванию: «Твоя душа, вся звон и строй, Моей душе сродни...», а история создания одного из самых ярких вокальных опусов Гречанинова «Римских сонетов» на слова Иванова и вовсе выдает их многолетнюю, проверенную временем творческую дружбу.

На Рождество 1938 года Гречанинов видался с. Ивановым на его квартире на Тарпейской скале в Риме, а вскоре по возвращении в Париж сообщал поэту: «послал Вам в рукописи 2 римских сонета, только что положенные мною на музыку». Романсы понравилась всему семейству Ивановых, дочь поэта Лидия выучила ноты и исполняла сочинение Гречанинова для друзей, о чем в недолгом времени узнал и сам компо- зитор.

Уже в конце следующего десятилетия Гречанинов писал поэту из США: «В 1939 году, уезжая из Парижа, помнится, я писал Вам, но не получил ответа, очевидно, письмо до Вас не дошло. А писал я Вам тогда, что в последние дни перед войной сочинил 5 пьес на Ваши Римские Сонеты... они исполнялись несколько раз в Лондоне по рукописи. Сейчас они печатаются и как только выйдут в свет, я их Вам пришлю. Этот опус свой считаю одним из самых больших моих достижений и рвусь показать его Вам, мой милый, старый друг».

Главное достоинство «Сонетов» их яркая красочность и богатство фортепианного сопровождения. В колористических деталях чувствуется влияние учителя Гречанинова по петербургской консерватории Римского- Корсакова (которому он так и не смог простить очевидную «дистанцию и холодность»). Композитор очень изобретателен в деталях, хотя полное отсутствие репризности и желание не повториться буквально ни в одном такте производит впечатление некоторой интеллектуальной вычурности.

В «Римских сонетах» Гречанинов не открывает новых горизонтов, напротив, как и в других своих произведениях, он хочет быть понятным и доступным. Романсы приятны своими мягкими красивыми и иногда терпкими гармониями, они «ловко скроены», ритмически разнообразны, изобилуют эффектными кульминациями и заслуживают того, чтобы занять свое прочное место в исполнитель- ской практике.

У криницы

Триптих «У криницы» «вещь в себе». Композитор увлечен буквальным следованием ивановской поэтической идее, что выражается в бесконечных и часто противоречивых авторских ремарках, в неясно выраженной форме романсов (за исключением, естественно, лаконичной последней части), в отсутствии ярких мелодических характеристик. Но автору нельзя отказать в проникновенности, в желании высказаться глубоко и не тривиально, и даже в религиозной благоговейности, не свойственной в целом русской камерной вокальной музыке.

Духовные сочинения

  • Литургия, соч. 13 (1897)
  • Литургия, соч. 29 (1902)
  • Страстная Седмица, соч. 58 (1911)
  • Всенощное бдение, соч. 59 (1912)
  • Хвалите Бога, соч. 65 (1915)
  • Демественная литургия, соч. 79 (1917)
  • Два духовных хора «Блажен муж» и «От юности моея», соч. 136 (1932)
  • Праздничная месса, соч. 154 (1937)
  • Вселенская месса, соч. 142 (1933—1939)
  • Месса Святого Духа, соч. 169 (1943)