СМ. ТАКЖЕ (3)

Содержание

Основная статья: История музыки в России

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года.

С 1830 по 1834 год Глинка провёл за границей. Путешествуя по Германии, Италии и Австрии он не только знакомился с культурой этих стран, но также совершенствовал свои познания в композиторском искусстве. Это время в творчестве Михаила Ивановича отмечается как начало зрелого периода.

Михаил Глинка. С портрета худ. Н. Волкова. 1837 г.

Умер 15 февраля 1857 года в возрасте 52 лет в Берлине.

Сочинения

Основная статья: Музыка Михаила Глинки. Список произведений

Создавая свои произведения, Глинка надеялся, что они принесут людям радость и счастье. Искренне веря в великую силу изящных искусств, в их способность смягчать сердца и врачевать души, он писалМетавселенная ВДНХ 3.2 т

«...Я не верил бы в будущее блаженство, если бы не видел на земле этих трёх высших искусств: музыки, живописи и ваяния; они суть представители грядущего счастья. Человек, приходя от них в восторг, позабывает о земле, душа его блаженствует, и он считает себя в ту минуту совершенно счастливым, потому что состояние его духа не требует ничего высшего, ничего сильнейшего. И эта точка, на которой мы останавливаемся в своих желаниях и стремлениях к лучшему, есть точка истинного счастья. Будущее блаженство должно быть, такое же состояние нашей души, только более продолженное. Мы приходим здесь в восторг на одно мгновенье, там оно будет без границ и меры».

Веря в своё высокое предназначение, в полной мере осознавая меру своего таланта, Глинка всю жизнь воспевал прекрасное и возвышенное. И потому в сердцах многих людей его светлые песни, как и имя их автора, ассоциировались с надеждой, с весной, с первыми звонкими трелями трепещущего в небесной лазури жаворонка...

Песни и романсы

Когда-то Ц.А. Кюи, оценивая романсное творчество Глинки, ставил ему в вину вольное обращение с поэтическими текстами. Не останавливаясь на попытке критика подкрепить свой вывод выписыванием полностью слов романса со всеми повторениями и изменениями, отметим, что изменения, которые Глинка вносил в стихотворный текст, возникали закономерно и были в музыке художественно оправданы. Замена слов в большинстве случаев вызывалась чуткостью и повышенной требовательностью слуха Глинки к фонетике языка.

В творческом наследии Глинки романсы и песни занимают значительное, а по количеству названий — и наибольшее место. В автобиографии Глинка упоминает о сочинении романсов большей частью мимоходом, как бы не придавая особого значения этой стороне своей творческой деятельности. Тем большую силу приобретает искреннее, как бы непроизвольно вылившееся признание, сделанное им в письме к В. П. Энгельгардту 26 марта/7 апреля 1850 года:

«Те ничтожные романсы [которые кажется] сами собою вылились в минуту вдохновения, часто стоят мне тяжких усилий— не повторяться так трудно, как вы и вообразить не можете...»

В этих словах — и высокая оценка поставленных композитором творческих задач, и признание в «тяжких усилиях», приложенных для осуществления этих задач, и четко высказанное, сознательное стремление к утверждению, обогащению, многостороннему развитию жанра романса.

«По моему мнению, — сказал как-то Глинка А. Н. Серову, — хорошо, чтобы каждая вещица, хоть маленькая, служила чем-нибудь в свою очередь для новых поворотов музыкального дела и его науки».

Эти новаторские по своей сущности принципы Глинки нашли яркое отражение в его романсном творчестве, поражающем многообразием жанровых видов и сюжетики, широким охватом идей и эмоций, богатством форм — от простых или варьированных куплетов до свободных фантазий — и колорита.

Последователи Глинки — Даргомыжский, Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, завершая создание классики русского романса, двигались каждый своей творческой дорогой, по все эти дороги вышли из одного великого пути, открытого для русской музыки Глинкой.

Пение

Многие из романсов Глинки (хотя и не все) впервые были исполнены самим автором. А вокально-артистическое мастерство Михаила Ивановича- одна из уникальных глав в летописи российской музыкальной культуры.

О Глинке-певце сохранилось много воспоминаний и откликов его современников. Наиболее яркое описание оставил потомкам А. Н. Серов: «Глинка едва ли имел себе равных между исполни- телями романсов (...) Поэзия его исполнения непередаваема. Как все первостепенные исполнители он был в высшей степени "объективен", погружался в самую глубину исполняемого, заставлял слушателей жить той жизнью, дышать тем дыханием, которое веет в идеале исполняемой пьесы. Оттого в каждой фразе, в каждом слове был характером, воплощением, оттого увлекал каждой фразой, каждым словом».

Сам же Глинка говорил Серову, что исполнение «дело очень простое само по себе; в музыке, особенно в вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации ноты в голосе, а переменяя только акцент; придавая устам то улыбку, то серьёзное, суровое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы».

Из сказанного очевидно, что, помимо свободного управления собственным голосом, пианистической виртуозности и редкостной природной музыкальности, Глинка обладал также ярким и оригинальным артистическим талантом. В совершенстве владея искусством выразительной декламации, он достигал в своих выступлениях потрясающего впечатления: как вспоминал актёр В. В. Самойлов, «Михайло Глинка вызывал слёзы у присутствующих, певши свои задушевные романсы».

При этом почти каждое новое исполнение звучавших ранее произведений сопровождалось импровизациями, появлением новых деталей в вокальной партии и в аккомпанименте. Тем самым работа композитора над уже законченными сочинениями продолжалась и после их премьер. С другой стороны, всё сказанное об исполнительском мастерстве Глинки-певца имеет отношение и к его музыке, поскольку проливает свет на возможности интерпретации его песен и романсов.

«Пение Глинкой его собственной музыки было для меня событием. (...) можно сказать прямо: кто не слыхал романсов Глинки, спетых им самим, тот не знает этих романсов». В этих словах А. Н. Серова не только ещё одно подтверждение гениальности великого музыканта, но и точка отсчёта для современных исполнителей музыки Глинки. На первый взгляд, его вокальные произведения, с точки зрения технической, достаточно просты и удобны. Но их нельзя просто спеть, их надо исполнить, т.е. прожить, прочувствовать, сыграть. Такое под силу лишь большим мастерам музыкального искусства.

Михаил Глинка в 1856 г

Память

"Император (Александр III) и императрица не просто любили музыку, но и сделали много для увековечения памяти великих русских композиторов. При одобрении императора и его содействии была организована всенародная подписка на памятник замечательному русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке. Памятник в Смоленске был торжественно освящён 20 мая 1885 года. А когда в 1892 году праздновался пятидесятилетний юбилей оперы «Руслан и Людмила», с согласия императора одна из улиц Санкт-Петербурга была названа именем Глинки.[1]"

Примечания

  1. А. Мясников "Александр III".