По оценке аналитиков Headwork Analytics, к 2015 году емкость российского рынка коммерческих ЦОД увеличится в 2,5-3 раза, а в сегменте крупных предприятий спрос на услуги дата-центров вырастет почти в 5 раз.
В исследовании говорится, что российский рынок КЦОД сконцентрирован в столице. В Москве и Подмосковье находится 60% российских КЦОД. В Петербурге располагается 15% рынка, 25% – в остальных регионах.
Российский рынок ЦОД по своим масштабам пока не сравним c западным. Совокупная площадь крупнейшего в стране московского рынка (98 коммерческих дата-центров с 9 331 стойкой) составляет 26 тыс. кв. м. Это меньше площади одного крупного американского ЦОД – SuperNAP.
Вадим Стеценко, руководитель дирекции аутсорсинга компании «Астерос», считает, что коммерческие дата-центры идут на встречу клиентам. Их предложения становятся все более и более гибкими, подстраиваясь под требования заказчиков. «В среднесрочной перспективе на растущий рынок придут новые игроки, а действующие участники будут расширять свои площадки», - заявил он.
Однако, как показало исследование, даже если учитывать рост предложения, дефицит КЦОД проявится уже в 2012 году. К 2015 году спрос на 22% будет превышать имеющееся предложение. А если останутся невостребованными некачественные площади, дефицит может достигнуть 35%
По оценкам аналитиков, российский рынок коммерческих дата-центров тем не менее растет на 20-30% в год: быстрее, чем отрасль ИТ в целом. На долю крупных заказчиков приходится 40% от общего рыночного спроса, причем наиболее активными потребителями услуг КЦОД являются медиа-холдинги (42%), транспортные и логистические компании (35%) и банки (33%). Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Ритейл, оптовая торговля, энергетика и промышленность демонстрируют умеренный интерес. Нефтегазовые компании и негосударственные пенсионные фонды потребности в услугах коммерческих ЦОД пока не испытывают.
Спрос со стороны крупных предприятий на услуги дата-центров будет расти на 35-40% в год. Крупные заказчики проявляют интерес к сложным «облачным» сервисам. Однако от перехода в «облака» их удерживает неуверенность в надежности операторов ЦОД и слишком высокая, по мнению клиентов, стоимость аренды ПО.
Пока ключевыми услугами российского рынка КЦОД остаются размещение сервера (colocation) – этим сервисом воспользовались 80% текущих клиентов – и аренда оборудования (dedicated), востребованная среди 48% заказчиков. Модель SaaS используют менее 20% крупных клиентов российских дата-центров.
Малый и средний бизнес менее активен – как ожидается, в этом сегменте спрос на услуги КЦОД будет расти лишь на 10-15% в год. Но и в этом сегменте заказчики все реже ограничиваются потреблением простых услуг, таких как хостинг почтовой системы, и постепенно расширяют спектр востребованных сервисов.
Рынок становится все более конкурентным: доля площадей, принадлежащих 10 крупнейшим игрокам, с 2009 по 2010 год сократилась на 6%. Иностранные операторы КЦОД расширяют свое присутствие в России, и предлагаемые ими стандарты качества заставляют российских коллег активнее искать пути совершенствования собственных услуг, также говорится в исследовании.