Буян Данзюрюн: «Разработка БПЛА – это инвестиция, которая должна окупаться»

17.09.24, Вт, 11:50, Мск,

Директор по инновационным продуктам компании «Атлас Зет» и основатель компании Custom Drone Solutions объяснил, почему четкое управление проектом и внимание к экономике разработки необходимы, чтобы беспилотные системы стали реальными инструментами для бизнеса.

Содержание

Отрасль беспилотных авиационных систем (БПЛА) демонстрирует впечатляющий рост. Прогнозируется, что к концу 2025 года объем мирового рынка достигнет 42,8 млрд долларов США.[1]

Однако лишь немногие проекты доходят до стадии продукта, готового к внедрению и масштабированию. Многие из них остаются на уровне прототипов и не выходят за стены лабораторий и мастерских.

Буян Данзюрюн, директор по инновационным продуктам компании «Атлас Зет» и основатель компании Custom Drone Solutions

Почему так происходит? Разработка БПЛА — это не только решение сложных технических задач, но и умение управлять проектом на каждом этапе: от идеи до полноценного внедрения на предприятиях. Именно этот баланс между инженерными инновациями и четкой организацией производственных процессов отличает успешные проекты от тех, которые остаются на бумаге считает Буян Данзюрюн, руководитель проекта и эксперт по разработке беспилотных авиационных систем. Под его управлением успешно реализованы проекты, которые сегодня используют крупнейшие российские промышленные компании. Буян Данзюрюн также разработал дорожную карту сертификации дронов массой более 30 кг — документа, который помогает разработчикам не только оценить свои силы, но и пройти все этапы сертификации для вывода устройств на серийное производство.

Первые шаги: дроны для экологического мониторинга

Сегодня все больше компаний стремятся внедрять дроны, следуя тренду на технологические инновации. Однако, как отмечает Буян Данзюрюн, важно не просто применять новые технологии, а точно просчитывать их пользу и экономическую эффективность.

«
«Разработка БПЛА — это не только решение инженерных задач, но и инвестиция, которая должна окупаться», — подчеркивает эксперт.
»

Такой подход сформировался у Буяна еще на этапе работы финансовым директором компании «Объединенная геологическая компания», где он инициировал использование дронов для мониторинга нефтезагрязненных территорий. Тогда его инициатива основывалась на тщательных расчетах: сколько средств уйдет на весь цикл внедрения беспилотников и какой экономический эффект это принесет компании. С помощью дронов стало возможным проводить мониторинг труднодоступных территорий, строить карты, детально рассчитывать площадь загрязнений и оценивать объем необходимых работ.

«
«То, что раньше казалось сложным и затратным, — вспоминает Буян Данзюрюн, — теперь стало быстрым и простым».
»

Пробел в индустрии

Работая в Центре беспилотных летательных аппаратов Московского авиационного института, Буян столкнулся с одной из главных проблем отрасли — отсутствием четкого порядка сертификации дронов. Эта задача оказалась серьезным барьером для разработчиков, желающих вывести свои проекты на рынок.

На позиции ведущего инженера Буян руководил командой из более чем 20 специалистов, включая экспертов в области IT, электроники и нейросетей. Под его управлением разрабатывались сложные проекты, которые требовали не только технического мастерства, но и четкого планирования. Он отвечал за составление бюджета, определение ресурсов, формирование технических заданий и контроль выполнения работ.

«
«Команда у нас была отличная, но экономическая часть для технических специалистов часто сложна и неинтересна, я отвечал за то, чтобы мы двигались в правильном направлении», — вспоминает Буян.
»

Именно в процессе этой работы он осознал, что отсутствие структурированного стандартизированного процесса приводит к тому, что компании не могли понять, какие требования им необходимо учитывать при проектировании дронов, как оценивать временные и финансовые затраты на сертификацию и какие шаги нужно предпринять для выхода на серийное производство. Это не только замедляло внедрение технологий, но и увеличивало риски для инвесторов, что негативно сказывалось на развитии всей отрасли.Павел Бобу, Cloud Networks: В 2024 году больше всего запросов было на ИБ-консалтинг 5.1 т

Этот пробел в индустрии требовал системного решения, которое могло бы упрощать работу не только инженеров, но и всей команды разработки.

Сертификация дронов

Одной из самых масштабных задач, над которыми работал Буян, стала разработка дорожной карты сертификации больших промышленных дронов в рамках проекта `Полигон БАС`. Он изучил существующие законодательные акты, разобрал ключевые барьеры и провел интервью с ведущими разработчиками БПЛА в России. Анализ показал, что большинство компаний сталкиваются с отсутствием четкого понимания этапов сертификации и необходимых процедур.

В результате работы Буяна был создан комплексный документ, систематизирующий требования и стандарты, объединяющий разрозненные регламенты и дающий четкое представление о процессе сертификации. Кроме того, он оценил временные и финансовые затраты, показав, что получение сертификата летной годности для дрона — долгий и дорогостоящий процесс.

«
«Перед тем как приступать к технической части, нужно просчитать экономику проекта. Даже перспективная идея может застрять на стадии реализации без четкого понимания затрат», — подчеркивает Буян.
»

Дорожная карта сертификации стала ориентиром для разработчиков, помогая оценить их силы и подготовиться к сертификации, открывая путь для выхода на серийное производство.

Разработка ПО для работы на промышленных объектах

Сейчас Буян Данзюрюн является директором по инновационным продуктам в своем стартапе «Атлас Зет», который специализируется на разработке программного обеспечения для дронов, решающих сложные промышленные задачи. Под его руководством созданы решения, позволяющие беспилотникам выполнять автономный полет внутри замкнутых пространств, например, в топках котлов, а также огибать препятствия и проводить детальную съемку стен и пола для оценки состояния оборудования. Кроме того, было разработано ПО для мониторинга оборудования в машинных залах ТЭС, включая обучение нейронных сетей для распознавания дефектов и анализа собранных данных. Эти разработки направлены на автоматизацию процессов и снижение издержек. Однако их внедрение связано не только с техническими, но и с административными и организационными задачами. Буян Данзюрюн и его команда помогают заказчикам увидеть реальную пользу от интеграции таких решений. Например, использование беспилотников для инспекции оборудования на ТЭС, по словам эксперта, сократило время проверок с нескольких дней до нескольких часов и снизило затраты на обслуживание на 30%. Подобные примеры подтверждают экономическую целесообразность внедрения дронов на промышленных предприятиях.

«
«В создании беспилотников важно не просто придумать технологию, а выстроить процесс так, чтобы она стала частью бизнеса, а не осталась концепцией», — считает Буян Данзюрюн.
»

История Буяна показывает, что успех в разработке БПЛА лежит не только в технической части, но и в четкой организации процесса, который приводит идеи к реальным результатам.


Автор: Станислав Емельянов

Примечания