Александра Косторева: «Проблема передачи персональных данных – одна из самых острых в интернет-рекламе»
31.07.24, Ср, 12:11, Мск,
Юрист с международным опытом в области диджитал-рекламы рассказала, как соблюдается законодательство в цифровом пространстве и на что важно обращать внимание для защиты интеллектуальной собственности.
Содержание |
Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы диджитал-маркетинг для бизнеса превзойдет остальные методы продвижения товаров и услуг. Согласно прогнозам глобальной платформы данных и бизнес-аналитики Statista, затраты на диджитал-рекламу в России в 2024 году составят 519 млрд рублей. Это на 17% больше, чем годом ранее. Самым востребованным форматом среди интернет-рекламы маркетологи называют таргетированную рекламу в социальных сетях и мессенджерах. Рынок диджитал-рекламы переживает бурный рост, параллельно совершенствуется и его правовое поле. Особенности рекламы в интернете в России и в международном пространстве детально изучила магистр права, лицензированный американский юрист Александра Косторева, имеющая опыт работы с крупнейшими онлайн-площадками мира.
Новое поле деятельности для юриста
Александра Косторева рассказала, что, окончив магистратуру МГИМО, в 25 лет уже была заместителем директора крупнейшего, по ее словам, в России фонда целевого капитала в образовательной сфере, но в итоге предпочла работу юриста в области диджитал-рекламы. Александра считает, что это потрясающе интересная сфера деятельности для юриста и к тому же довольно новая, практика нарабатывается буквально «на ходу».
В 2020 году она начала работу старшим юрисконсультом по направлению диджитал-рекламы в GroupM — российском офисе крупнейшего по версии Statista[1] (по выручке за 2023 г.) медиахолдинга мира WPP, где занималась договорной работой, в том числе вела сложные переговоры и согласовывала контракты с такими «китами» диджитал-размещения и таргетированной рекламы, как Google, Яндекс, ВКонтакте и другими.
В GroupM у Александры было несколько интересных проектов, например, она разработала договор, который описывал работу новой технологии раздачи рекламных заказов блогерам. Это была автоматизированная программа. Также она оформляла договорные отношения по покупке данных, по которым откручивается таргетированная реклама.
«Я разработала шаблоны для приложений, чтобы не нужно было согласовывать каждое отдельное размещение. Такая стандартизация помогла снизить нагрузку на сотрудников юротдела и довести согласование до автоматизма», — добавляет она. |
Поработав в крупной компании, Александра для дальнейшего профессионального развития поступила в магистратуру Школы Права в штате Джорджия, которая по версии U.S. News входит в ТОП-20 юридических школ в США.[2] Как отметила эксперт, ее успешная сдача экзамена на получение лицензии юриста в Калифорниии является большим достижением для иностранцев, так как обычно с первой попытки такой экзамен сдают менее 30% выпускников иностранцев.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Теперь Александра Косторева консультирует и представляет интересы крупных клиентов в Америке. В ее практике в том числе есть кейсы, связанные с использованием рекламных и маркетинговых технологий и мошенничеством. Ее работа в сфере диджитал-рекламы не заканчивается и не ограничивается подписанием договоров. В этой сфере огромное количество разных сервисов, и задача юриста — знать, как они должны правильно использоваться.
Особенности диджитал-рекламы
Александра Косторева давно работает с рекламой в интернете, изучила многие аспекты работы цифрового пространства. Но в этой сложной области нужны знания не только юриспруденции.
«На поверхности интернет-реклама выглядит вполне просто и плоско: соблюдай законодательство, и все будет окей, — говорит магистр права. — Когда погружаешься в сферу, то узнаешь, что знание законодательства о рекламе — далеко не все, что нужно. Необходимо знать законодательство о защите персональных данных, о защите права интеллектуальной собственности, не говоря уже о способах лицензирования и дистрибуции новых программных обеспечений. Все это очень тесно переплетено». |
С развитием рекламных технологий возрос спрос на специалистов, которые смогли бы описать процесс, правильно его оформить юридически, чтобы соблюдались требования законодательства, права и обязанности сторон. В частности, грамотно составленный лицензионный договор на использование нового программного обеспечения убережет компанию от головной боли, связанной с исками и судебными разбирательствами.
Эксперт сообщила, что одной из особенностей диджитал-рекламы является ее интерактивность и персонализация. Но люди уже опасаются: не слишком ли много знает о них интернет? Александа Косторева как опытный юрист тоже видит в этом определенные риски.
«Диджитал-реклама, действительно, ориентируется на предпочтения пользователя, — подтверждает она. — Особенно это заметно, когда ты покупаешь или просто рассматриваешь товары на маркетплейсах, и тут же вечером тебе твое онлайн-ТВ показывает рекламу этого товара. Это, кстати, свидетельство второй особенности диджитал-рекламы: она тесно связана с персональными данными, а, следовательно, может быть гораздо более рискованной и требует много внимания к соблюдению законодательства». |
«Подводные камни» рекламы в интернете
Проблема трансфера данных в рекламе становится одной из самых насущных. Александра считает, что актуальнее этого только незаконный сбор данных в интернете и незаконное использование. Сейчас в законодательстве любой страны можно увидеть примерно следующее: если хочешь рекламировать у нас внутри страны, таргетировать наших резидентов, то ты должен соблюдать наши законы, а не свои. Но что, если персональные данные россиян нужно передать для таргета в Китай? Или из США в Евросоюз? Существуют отдельные правовые механизмы и стандарты, как правильно это должно быть сделано. Однако правовые механизмы меняются, стандарты тоже, и влияние таких перемен велико. Защита данных, в рекламе в том числе, — это очень острая тема и широкое поле деятельности для юристов, уверена Александра.
Помимо персональных данных, в защите нуждается и рекламный контент. Как и любой другой, он должен защищаться авторскими правами. На деле нередко он откровенно копируется, даже без ссылки на первоисточник. Чтобы обеспечить защиту интеллектуальной собственности, Александра Косторева советует на начальном этапе проверять подрядчиков, у которых заказывается контент. Например, выяснить их участие в судебных спорах, наличие взысканий со стороны службы судебных приставов и так далее. Также можно проверить уставный капитал, дабы оценить масштаб компании и серьезность ее отношения к своим обязательствам, в том числе договорным. После этого она рекомендует включить в договоры специальные положения и гарантии, которые будут защищать бренд от любых юридических споров и проблем, особенно если бренд не сам создает контент. Далее все зависит от того, как отчуждаются права интеллектуальной собственности, какие права передаются, являются ли они эксклюзивными или же нет.
C технологической стороны могут применяться разные меры, отмечает эксперт: депонирование, специальные программы, которые вычисляют несогласованное и неправомерное использование и копирование. Также можно использовать «водяные знаки» на изображениях. Радикальной, но эффективной мерой может быть «географический забор»: создатели контента могут указать географическую область, в которой их контент будет доступен. Таким образом, никто из внешнего мира не сможет получить доступ к этим данным.
Расширение сферы интересов
Александра отмечает, что подходы к решению проблем в области рекламы в интернете в России и США отличаются.
«Вопрос защиты данных, работы блогеров и диджитал-рекламы в США другой. Нет никакого реестра и маркировки, — поясняет она. — Люди в целом могут говорить и писать, что хотят, в том числе антирекламу, а инфлюэнсер, например, должен написать честный отзыв, независимо от того, что хочет спонсор. Правила уведомления пользователей соцсетей другие: основный принцип — «дай знать пользователю сразу, что тебе заплатили». |
Обладая международным уровнем экспертизы и занимая значимое место в области юриспруденции, Александра Косторева постоянно расширяет сферу своих интересов в диджитал-рекламе.
Она рассказала, что намерена плотно заняться проблемами нарушения норм о рекламе инфлюэнсерами, так как они зачастую законам не следуют — не знают их. Ей интересно поработать над этой темой в Калифорнии, где не такое сложное законодательство, как в России — гораздо проще объяснить и, соответственно, исправить, то есть сам процесс может быть эффективней, надо только рассказать блогерам, что от них требуется.
Также Александра планирует сдать специальную сертификацию в сфере защиты данных в США, заниматься проблемами размещения рекламы в интернете, ее достоверности и соответствия законодательным стандартам. И, конечно же, отдельного внимания специалиста заслуживают вопросы трансфера данных в рекламе.
Автор: Евгений Романов
Примечания